14 Ноября 2024, Четверг, 5:34 ВКонтакте Twitter

Возвращение к Антологии поэзии

27/10/2014 10:38

В конце прошлого года на страницах ОМа я начал размещать вступительные статьи и подборки стихов саратовских поэтов: Валентина Ярыгина, Александра Ханьжова, Игоря Алексеева и Александра Мураховского. Начатая мною давно (см. www.asokulsky.ru) работа по личному представлению Антологии поэзии Саратовского края вызвала неоднозначную реакцию у читателей сайта. Кое-кто меня благодарил и радовался вместе со мной открытым для себя новым авторам. Кто-то в чем только меня не обвинял. Но, господа читатели, приостановка публикаций никак не была связана с гневной реакцией товарищей инкогнито, в которых мне чаще всего видится некий образ графоманов, досадующих на то, что они на страницы избранной Антологии попасть не смогут. Графоманы не пройдут – это правда! Но пауза связана, в первую очередь, с очень плотным и насыщенным личным графиком -- не хватало на «красноречие» времени. С новыми силами, заручившись желанием на соучастие и поддержку от поэта Павла Шарова и критика Евгении Майзенберг, я возвращаюсь к любимым авторам и подборкам их стихов. Кстати, я обещал, что первой будет поэтесса. Пожалуйста, принимайте!

РЕШЕТНИКОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
(род. 6.05.1981 г.)


«Поэтесса» -- слово какое-то выдуманное, жеманное и звучит значительно слабее, чем «поэт». Но кто кем станет в истории, рассудит время. Главное, чтобы тексты как таковые оказались глубокими, сильными, богатыми и достаточно оригинальными. На самом деле сочиняющих свои первые стихи среди представителей слабого пола намного больше, чем среди прямолинейной и захватнической в сравнительном контексте мужской братии. Мне понятно и куда исчезают и постепенно растворяются девичьи строчки в расцвете сил и лет – создав свой очаг, воспитывая своих маленьких подобий, женщины часто настолько отвлекаются от мимолетной музы, что далее следуют без нее. Поэзия в конечном своём изводе заставляет душу мучиться, кровоточить и кричать в рифму и без. Поэтому Муза – дама избранная и вынуждает надолго при себе задерживаться лишь некоторых, сильно увлекшихся, либо людей с совершенно особым строем психики.
Молодую и насыщенную в каждой строфе плотной работой по поиску ответов на главные вопросы жизни Екатерину Решетникову я встретил как раз в тот момент, когда стихотворчество как мучение перестало оставаться необходимостью бытия. «Мне уже хорошо и так…» -- улыбнулась девушка.
Когда я первый раз попросил Екатерину выслать стихи, то получил мощные, труднопроходимые циклы «Замок» и «Кора». Так получилось, что они не вошли в эту подборку – их надо читать отдельно. Однако меня сразу заворожила длинная линия упругой строки. «Будто воздух ночной тяжелее дневного прозрачного света…» Я настойчиво попросил еще «огня» -- и не ошибся. Со второй подборки пришло понимание, что мастер разнообразен, а порой невероятно точен. Например: «Я замерла, как замирает жизнь, отлитая в скульптуре, сведенная к мгновенью, длящемуся долго, к точке…» Или: «Буду ждать приближения осени поздней – поры путешествий...» Или: «Эта жизнь называется памятью…»
Сначала я предполагал ограничиться тремя--четырьмя стихотворениями Екатерины, но достаточно скоро я принял решение о максимальном для Антологии количестве -- пятнадцать стихотворений. Почему? Потому что они мне все нравится! И «малышки», и стихи, написанные от лица мужчины, которые я хотел поставить в начало, но потом передумал – ведь «Возвращение» по смыслу должно венчать весь цикл.
След Екатерины ныне мною утерян. Знаю только, что она отправилась по гранту на два года в какой-то тихий уголок Франции и там много и плодотворно переводила. Возможно, эта подборка выведет нас на ее новые стихи. Но в любом случае, как и прежде, пожелаю ей узнать, что муза не всегда бывает сурова и не забывать свои же строчки - «…небо серое как Волга течет…»
«Я думаю,
что поэзия – это молчание,
которое звучит,
когда последнее слово сказано».

***

Тот, к кому я всегда возвращаюсь,
стоит и не подает знаков.
Не тянет за платье,
не просит остаться взглядом,
широко открывает двери
и отпускает меня без сожалений,
ничем не показывая, что расставанье
огорчает его больше, чем радует встреча.
И молчаньем становится наша разлука.
Я ухожу не оборачиваясь
и даже не знаю, смотрит он вслед
или это просто воплощается мое желание
физически чувствовать взгляд,
которым, как ниточкой, связано все,
что есть между нами.
Он всего лишь малая точка,
точка, к которой ведут все дороги,
из которой они исходят,
дороги, по которым хожу я, как по лабиринту,
в поисках выхода или нового смысла,
который примирит меня с моими поисками,
как обидчика с оскорбленным.
Я смотрю на запад и на восток,
я смотрю на юг и на север,
все открыто так, что пределов не видно,
не видно границ простора,
и кружится голова, и земля становится морем,
которое не держит ног.
И любое мое действие приобретает
пугающую многозначность.
И хотя я пишу текст,
единый во всех своих смыслах,
все читают его по-разному,
все объясняют мне, что именно я хотела сказать,
я всех слушаю, я всем понемногу верю.
Но голова тонет в усталости,
слова теряются,
как мелкие вещи в большом доме,
и пока другие продолжают говорить,
не замечая, что все уже выговорено,
я молчу, потому что больше сказать мне нечего,
и когда они понимают это,
то испытывают смущение,
прощаются и уходят поспешно.
И я снова живу в ожидании встречи,
которая будет молчаньем.
Только тот, кто дает мне абсолютную свободу,
держит меня крепче, чем остальные.




***

грусть в глазах твоих
и на кончиках пальцев
когда ты смотришь
когда прикасаешься
не на меня не ко мне



***

В произвольном порядке с деревьев срываются желтые листья,
И деревья стоят, словно смуглые девушки, платья сорвавшие дерзко.
Одинокий прохожий взгляд отводит от них, засмущавшись,
И теряет его в сером небе, набухшем топленым закатом.
Темнота дня воздушный бокал наполняет собой понемногу,
По земле разливается тенью, чуть вязкой и тонкой.
Воздух сумрачно-плотный при вздохе вливается в легкие с плеском.
Фонари в полутьме распускаются смутным сияньем
И неявным теплом растворяют сгущенную плавность заката.
Как в тисках темнота постепенно сжимает пространство.
Не часами теперь измеряется время, а силой и скоростью ветра.
Ночь равняет все краски. Лишь черный и серый покрывают предметы,
Въедаются в кожу и в тело глубоко, если мягкое тело, уходят бесшумно.
Звери движутся, тихо мордой своей раздвигая ночную завесу,
Иль ногами передними резко покров темноты разрывая,
Иль крыло погружая в крепко-крепко настоянный воздух.
В темноте расплываются люди, словно в черном тумане на лодках,
Рывками вперед продвигаясь, сутулясь и горбясь,
Будто воздух ночной тяжелее дневного прозрачного света.

***

Пью с подругами чай из стаканчиков
Белых рифленых, медленно расплавляющихся
В руках. Мы трещим о косметике, старых
Знакомых, о недавно приснившихся снах.
Марта чай отставляет подальше к окну,
Чтобы ветер, сквозь щели влетевший, его остудил
Побыстрей. А Кристина кричит, что буфетчица,
Сахаром балуясь, чай насластила чрезмерно.
Я самозабвенно вливаю в себя кипяточек,
Чаинками с наслажденьем плююсь, на лице
Отвращение шутливое корча. Подруги
Смеются и в качестве комплимента
С подоконника падают на пол и обратно
Взбираются плавно как волны морские,
На берег бегущие дружно. Чаем взбодрившись,
Мы идем прогуляться по улицам желтым
От листьев и пыльным. И под деревом каждым
На фотопленку запечатлеваем себя, улыбаясь,
Смеясь и серьезные делая лица. А потом
По домам, на прощанье приятную гадость
Друг другу сказав, мы расходимся долго.
Вечер я коротаю в раздумьях. Кристина
В компьютере с упоеньем копается. Марта
Книги читает умнейшие на ночь.



Безотчетно

Люди в автобусах утрамбованы насмерть.
Движение транспорта упорядочено согласно…
Проезжаю мимо «Вероны».
А не та ли это Верона, которая…
В которой нас с тобою встречали событья?
Путаю Ромео с Тристаном и Джульетту с Изольдой.
Одно сплошное несчастье, вывихнутый…
Только Дафнис и Хлоя вырисовываются
Отчетливо на фоне всеобщего…
Фотографирую Kodak’ом
Томно улыбающуюся подругу
Под торжественной вывеской похоронного…
«Реквием» для ее домашней коллекции.
Небо серое как Волга течет.
И мост такой же серый тянется через…
Только Canada green ядовито зеленеет,
Дисгармонируя с окружающей…
Прохожие со стертыми лицами спрашивают
О времени и о том, как пройти на улицу…
Я не знаю, головой отрицательно…
И вот мы ждем друг друга,
каждый в своем условленном…
в свое условленное…
Время неразмеренно, пространство преры…
Неправда… Не правда ли, все это полный…
Сон мне какой-то странный про тебя сегодня…
И ли это был не…



Cпиной к зрителю, или
картина в картине



Что если я тоже часть той картины,
на которую смотрю, не видя ее полностью,
и кто-то стоящий сзади
(должно быть, настоящий зритель)
воспринимает все именно так:
картина, висящая на стене,
и я, обращенная к ней взглядом?
И он разглядывает мою спину,
мою внешнюю сторону,
доступную и понятную,
без остатка – всю – открытую зрению.
И он разгадывает мое лицо,
скрытое от глаз, неосуществимое,
как содержание, не облеченное в форму.
И он рисует его
на внутренней поверхности своего взгляда,
наделяя обликом то, чего, может быть, нет.


***

Обернись. Я стою за твоей спиной.
Не верь глазам, если они не видят меня,
стоящей сзади.
И ушам откажи в доверии, если
ты не слышишь, как я говорю в них.
Если не чувствуешь моих рук, тяжело упавших
на твои плечи – то задумайся, жив ли ты или
уже умер.
Если ты не помнишь меня,
ничем не жертвуешь мне, забыл даже имя,
то не важно кто ты,
кем рожден и зачем погибнешь.
Я за тебя не в ответе, ищи другую богиню.
Уходи,
не стой истуканом посреди царства,
наводя на людей смуту, тревожа город.
Я дам сигнал к отправленью.
Как почувствуешь страх, стрелой
расколовший затылок, запах
опаленных волос и сухой язык поперек
горла, то не мешкай, тут же срывайся с места,
беги отсюда,
не оглядывайся – не то свернешь шею или,
в лучшем случае, обратишься в камень.


***

Я слагаю слова в стихи для того,
чтобы все смолкло.
Я делаю так, чтобы звучало лишь то,
что я говорю.
Я говорю так, чтобы было слышно
мое молчание.
Я молчу, потому что не знаю слов,
способных
действовать как касание, как удар,
способных
вызывать наслаждение или боль
одним звучанием.
Я говорю,
потому что хочу молчать.
Я хочу,
чтобы все было понятно без слов.
Я думаю,
что поэзия – это молчание,
которое звучит,
когда последнее слово сказано.


***

Направленность к смерти для всех очевидна.
Неизвестна лишь скорость движения к.
Если старость со мною случится, я буду
курить сигары, брошу книги читать
и стану смотреть телевизор. О прошлом забуду,
словно не мною оно проживалось. Буду ждать
приближения осени поздней – поры
путешествий. Надеюсь, что смерть интересна.

***
Одной из прочих мне в могиле общей
схороненной лежать до той поры, пока
меня не откопает археолог,
гонимый любопытством акушерки,
не извлечет на свет и, восхитившись тем,
сколь превосходно сохранился камень,
под слоем мусора персидского скрываясь,
не занесет рукой любовной в свой реестр.
И может быть (коль приглянусь ему особо,
внушив неодолимое желанье вырвать
из пальцев мраморных граната плод созревший),
мне, что схоронена, хотя и не мертва,
подарит имя, выдумает жизнь
и подновит истлевший праздник красок,
в которые меня века тому назад
заботливо одел афинский мастер.



***

Пустоты, из которых время
потоком беспрерывным вымывает память,
я населю подобием ее – воображеньем,
и заново всю жизнь свою создав,
предам ее безжалостно бумаге,
а смерть подпишется и под судьбой двойной
единое поставит имя.


Vers l’hiver

Зимою к земле
примерзают
лужи и листья
и даже собаки
теплыми лапами
к мертвому дну до
весны пристывают
когти воткнув и
стоят долгожданно
как статуэтки.


***

Разреженный воздух:
от птицы до птицы
два километра.




***

плетенье седых веток
сквозь водяную взвесь
еще не зима, уже не осень.

***

Ты знаешь названье тому, что происходит с нами?
Ты стара, твой скелет проступает сквозь кожу так явственно.
Даже летом ты кутаешься в одеяло, спасаясь от холода,
мне неведомого. Много лет назад ты родила меня в смятении,
любовью его называя. И с тех пор, чем сильнее я становился,
тем ты больше слабела. Твоя жизнь истончается, высыхает
источник, питавший траву, растущую вдоль его тела.
Я обнимаю тебя, но ты отстраняешься мягко: слишком грубы
для тебя мои руки стали. Когда ты произносишь: «Я умру.
Это скоро случится», я вдруг понимаю – это то, что я так опасался
услышать. И меня подавляет Чувство, в котором смешались
вина и досада, раздраженье и жалость. Я немею и делаю вид,
что не слышал, а ты – что ничего не сказала. Так, когда к расставанию
время стало стремиться быстрее, чем прежде, застенчивость
прокралась меж нами (будто мы влюблены) так некстати.




Возвращение

Любимая совсем превратилась в старуху.
Она больше не смотрится в зеркало,
не вплетает цветы в волосы, отстраняется,
когда мои руки тянутся, чтобы обнять ее.
Милая, как ты устала за время,
что мы вместе, - говорю я, и она
кивает покорно, и я замолкаю.
Я смотрю на ее лицо, стараясь его узнать,
разглаживаю ее черты в девушку, расправляю
сутулые кости, возвращаю ее в невинность.
Она похожа на засохший цветок,
который я бережно погружаю
в горячую воду – цветок распрямляется,
ненадолго обретает полупрозрачность,
он прекрасен в своем неестественном состоянии,
наполнен водой, словно новой жизнью,
но потом тяжелеет, как одежды Офелии
отяжелели, ко дну потянув за собой хозяйку,
тонет, распадается на части, растворяется вовсе.
Чем больше мы прожили, склонясь,
как подсолнухи к солнцу, к смерти,
тем чаще мы живем в обратную сторону,
стараясь продлить во времени исчезающее,
обрести утерянное. Эта жизнь называется памятью.
Главное, - говорю я себе, - перед смертью
не думать о смерти, относится к ней несерьезно,
как к прогулке после обеда. То, что останется
после любимой со мною, со мною умрет.
Дальнейшая наша судьба мне неизвестна.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 27Итоговая оценка: 3.04

См. также:

18 Сентября 2019

18/09/2019 13:05
Антология саратовской поэзии. Глава 43 Алиса (Анатольевна) Орлова
03 Сентября 2019

03/09/2019 14:35
Антология саратовской поэзии. Глава 42. Малышев Андрей Владимирович (16.08.1971 – 07.08.2019)
06 Февраля 2017

06/02/2017 12:29
Антология саратовской поэзии. Глава 41 Евгений Малякин
03 Февраля 2016

03/02/2016 17:41
Между главами Антологии (7) «Валентинки» от поэтов
26 Января 2016

26/01/2016 10:43
Антология саратовской поэзии. Глава 40 Елизавета Симагина
19 Января 2016

19/01/2016 13:12
Между главами Антологии (6) Зимняя подборка стихов
13 Января 2016

13/01/2016 17:13
Антология саратовской поэзии. Глава 39 Борис Федотов
30 Декабря 2015

30/12/2015 11:10
Между главами Антологии (5) Рождественский подарок и планы на будущее
25 Декабря 2015

25/12/2015 12:44
Антология саратовской поэзии. Глава 38 Наталия Кравченко
14 Декабря 2015

14/12/2015 14:14
Между главами Антологии (4) Никогда не публиковавшаяся фотосессия Константина Симонова и интервью 46-летней давности
09 Декабря 2015

09/12/2015 15:12
Антология саратовской поэзии. Глава 37 Константин Симонов
26 Ноября 2015

26/11/2015 12:31
Между главами Антологии (3) Об одном стихотворении Александра Ханьжова
19 Ноября 2015

19/11/2015 14:25
Антология саратовской поэзии. Глава 36 Геннадий Касмынин
17 Ноября 2015

17/11/2015 10:50
Между главами Антологии (2) О презентации сборника Игоря Алексеева и не вошедшем в основную подборку
11 Ноября 2015

11/11/2015 10:53
Антология саратовской поэзии. Глава 35 Елена Тарасова
03 Ноября 2015

03/11/2015 15:38
Между главами Антологии (1) Почему я делаю этот проект
28 Октября 2015

28/10/2015 12:09
Антология саратовской поэзии. Глава 34 Михаил Зенкевич
12 Октября 2015

12/10/2015 11:29
Антология саратовской поэзии. Глава 33 Исай Тобольский
23 Сентября 2015

23/09/2015 11:53
Антология саратовской поэзии. Глава 32 Элана
14 Сентября 2015

14/09/2015 12:02
Антология саратовской поэзии. Глава 31 Анатолий Передреев
Кто будет пользоваться платными парковками?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

Блоги



Поиск по дате
« 14 Ноября 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ