20 Апреля 2024, Суббота, 20:16 ВКонтакте Twitter

Толковый саратовский словарь: «Саравиа» - Сенной

23/09/2016 18:34

На самом деле, цель энциклопедии — собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас, с тем, чтобы труд предшествующих веков не стал бесполезным для веков последующих, и чтобы наши потомки, обогащённые знаниями, стали добрее и счастливее, и чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям.
Дени Дидро


«ОМ» продолжает долгоиграющий проект. Нам показалось любопытным составить некий тезаурус, отражающий знаковые явления города, в котором мы живем. Явления, определяющие текущий момент и в той или иной мере творящие и уже сотворившие его историю. Подход, которым мы руководствовались,— скорее, ассоциативный, нежели документальный и уж тем более научный. Для словарных статей выбирали людей, топонимы и прочие местные феномены, известные, как нам кажется, если не всем, то многим саратовцам. Предвидя критику, сразу оговоримся, задуманный нами словарь никак не претендует на глубину и всеохватность, поскольку коды не могут быть едиными и константными. Это всего лишь субъективная попытка систематизации и каталогизации объективного. Впрочем, мы призываем к сотрудничеству всех желающих. Когда закончатся буквы русского алфавита, посмотрим, что получилось, и подведем итоги. На очереди «П», «Р», «С».

«Саравиа» (ОАО «Саратовские авиалинии») — авиакомпания, выполняющая внутренние и международные рейсы.
Датой основания считается 19 сентября 1931 года, когда было принято постановление президиума Нижне-Волжского (Саратовского) краевого исполнительного комитета о создании в Саратове базы сельскохозяйственной авиации. Первыми самолётами стали бипланы У-2 (По-2), на которых лётчики боролись с сельхозвредителями и выполняли посевные работы. Пассажиров начали перевозить с 1935 года — как водится, в Москву.
Наибольшее развитие предприятия пришлось на 1970-1980-е годы. Самолёты летали в 60 городов Советского Союза. В сутки выполнялось до 220 вылетов, отправлялось до 3 500 пассажиров. Были освоены новые типы самолётов Як-40 и Як-42, расширен аэровокзал (см. Аэропорт).
1990-е оказались в крайней степени тяжелыми. В 1994 году было произведено акционирование, и государственное предприятие «Саратовский объединённый авиаотряд» стало ОАО «Саратовские авиалинии». До 29 декабря 2011 года контрольный пакет акций «С.» (51%) принадлежал Аэрофлоту, в настоящий момент «С.» входит в бизнес-активы Аркадия Евстафьева (см. Евстафьев).
В адрес «С.» раздается немало нареканий, тем не менее, с приходом новых владельцев был реконструирован аэровокзал (см. Аэропорт), пересмотрена тарифная политика, расширена маршрутная сеть, закуплены два лайнера Embraer-195.

СарБК
(ОАО «СаратовБизнесКонсалтинг») — информационное агентство и справочная информационная система, объединяющая самостоятельные разделы «Аптеки», «Недвижимость», «Банки», «Отдых» и пр. Крупнейший электронный справочник города.
Год рождения — 1999: в составе телекоммуникационной компании Ренет Ком создается сайт «СаратовБизнесКонсалтинг». В 2000-м регистрируется информационное агентство с одноименным названием, появляется лента новостей: хотя «лента» в данном случае понятие условное — в день выходило 2 новости. По сути, С. — пионеры новостного контента в Саратове. Тогда же С. начинает проводить онлайн-конференции, в ходе которых любой желающий может задать вопрос гостям: политикам, бизнесменам, деятелям культуры и т.д.
В 2004 году появляется печатное издание — журнал «СарБК», в статьях которого используются материалы информационной системы; создаются студия веб-разработок и хостинг-центр. В 2011 году С. открывает раздел «Веб-камеры Саратова». В 2012-м С. запускает раздел «СарБК-ТВ». Одно из ведущих СМИ области.

СарГРЭС — старейшая тепловая электростанция города, первенец саратовской большой энергетики.
Решение о строительстве одной из крупнейших на тот момент электростанций в стране было принято в середине 1920-х годов в рамках знаменитого ленинского плана электрификации всей страны (ГОЭЛРО). По сегодняшний в день в качестве музейного раритета на станции сохранили действующую «лампочку Ильича».
Первая очередь запущена в 1930 году. К началу Великой Отечественной войны С. работала уже на семи котлах. С открытием Елшанского газового месторождения (см. Елшанка) в 1942 году первой из советских электростанций перешла на работу на природном газе.
С. снабжает горячей водой потребителей исторического центра города, но в 2016 году собственник С., Саратовский филиал ПАО «Т Плюс», запустил проект оптимизации схемы теплоснабжения города под названием «Большой Саратов», в результате чего вся нагрузка будет переведена на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5. К 2018 году планируется полное выведение С. из списка действующих. Учитывая выгодное месторасположение С. — между старой и новой набережной (см. Набережная), можно предположить, что земельный участок не останется без внимания застройщиков.

СГЭТ
(«Саратовгорэлектротранс») — муниципальное унитарное производственное предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками и обслуживанием городской трамвайно-троллейбусной инфраструктуры. Предшественником C. была бельгийская «Взаимная компания трамваев», которой в 1905 году городские власти передали в пользование инфраструктуру действовавшей с 1887 года конной железной дороги. Через три года после сделки с бельгийцами рельсовый транспорт Саратова был электрифицирован, и в декабре 1908 года по улице Ильинской (ныне ул. Чапаева) прошёл первый трамвай. Через год в Саратове действовало уже девять трамвайных маршрутов.
При советской власти С. национализировали, но в 1919 году из-за гражданской войны движение электротранспорта было ненадолго прекращено, восстановилось оно в 1921 году (тогда трамваи использовали для перевозки грузов и транспортировки раненых с железнодорожного вокзала и пристаней в больницы). В 1930-е годы началось существенное расширение маршрутной сети: были открыты линии до Завода комбайнов (см. Авиационный завод), крекинг-завода имени Кирова (см. Крекинг), в Сельскохозяйственный городок (см. СХИ). В период Великой Отечественной войны движение трамваев закрылось, а вагоны, как и в 1919-1921 годы, использовались для перевозки раненых. Послевоенный период отмечен активным восстановлением и модернизацией движения. В 1952 году С. стал обеспечивать троллейбусное движение, постепенно вытеснявшее трамваи с центральных улиц города. Однако, несмотря на это, в 1960-е годы С. планировал развить систему скоростного трамвайного движения по выделенным полосам, для чего в начале 1970-х в Ленинграде были закуплены специальные вагоны марки ЛМ-68, которые в народе получили название «аквариумы». Также успели модернизировать часть трамвайного пути маршрута №3 на проспекте 50 лет Октября, изолировав пути от автодороги, построив трамвайный мост на 3-й Дачной (см. Дачные), а также подземные переходы на остановках Ленинского района (см. Ленинский). Для обслуживания скоростного рельсового транспорта в Саратове, маршрутную сеть которого собирались развивать (в частности, планировался маршрут по улицам Техническая-Навашина-Плодородная, соединяющий трамваи №3 и №11), в 1984 году было сооружено новое трамвайное депо №3. Однако уже в середине 1980-х проект скоростного рельсового транспорта заглох, вскоре начались рыночные отношения и деградация С. В последние годы власти Саратова и руководство С. вновь заговорили о проекте скоростного трамвая, но реализация данного проекта, увы, вызывает сомнения из-за экономической ситуации.
В период с 1988 по 2013 годы в центре Саратова было демонтировано несколько трамвайных маршрутов, а оставшаяся инфраструктура электротранспорта постепенно деградирует и изнашивается вместе с подвижным составом. В настоящий момент из-за постоянного недофинансирования у С. имеется хроническая задолженность перед энергетиками, грозящими остановкой трамваев и троллейбусов (в июне 2016 года часть маршрутов была остановлена на сутки из-за отключения электричества), а парк подвижного состава годами не обновляется. Впрочем, недавно городские власти договорились с мэрией Москвы, которая пообещала в качестве гуманитарной помощи поставить подержанные трамваи и троллейбусы городу. Примечательно, что троллейбусы производятся в Энгельсе (см. Тролза), но из-за перманентной нищеты С. приобрести технику не может с 2008 года.

Северный — микрорайон (точнее, три микрорайона: 1-й, 2-й и 3-й Северный) в Ленинском районе Саратова (см. Ленинский). Располагается между проспектом Строителей на западе и посёлком Мирный (см. Молочка) на востоке. В плане представляет вытянутое на несколько километров вдоль реки 1-я Гусёлка поселение, преимущественно застроенное домами усадебного типа. Предположительно, С. появился на карте Саратова в послевоенные годы одновременно с Ленинским районом (см. Ленинский). Изначально застраивался частным сектором, но с 1950-х здесь также велось строительство многоквартирных домов от 2 до 10 этажей. Высотная часть С. располагается в его западной части, а восточная полностью состоит из «автохтонного» частного сектора и появляющихся с 1990-х коттеджей, особенно на границе с Молочкой (см. Молочка). Эту, дворцовую, часть С. некоторые называют «долиной нищих», как несколько других аналогичных элитных кварталов в других районах города.

Семеновы братья, Николай Николаевич (24.10.1930, г. Саратов — 2014, г. Саратов) и Виктор Николаевич (24.08.1937, г. Саратов — 03.01.2016, г. Саратов) — саратовские краеведы. Николай С. — кандидат химических наук, завотделом Саратовского НИИ стекла. Виктор С. — кандидат геолого-минералогических наук, работал в Нижне-Волжском НИИ геологии и геофизики. Среднего брата, Владимира С., в Саратове знают меньше: кандидат геолого-минералогических наук, он был геологом Красноярского геологического управления, а затем — постоянным представителем Красноярского края в Москве в должности вице-губернатора края.
Николай и Виктор известны в Саратове как авторы книг «Саратов купеческий», «Саратов мещанский», «Саратов дворянский», «Лошади в старом Саратове» и др. Последняя работа братьев С. — небольшая книга «Старый Саратов в забавных картинках» — вышла в 2012 году.
Николай С. (в соавторстве с П. Васильевым) выпустил книгу «Артерия жизни» — об истории и современном состоянии саратовского водопровода и канализации.
Виктор С. — автор краеведческих изданий «Листая страницы истории», «В старину саратовскую», «Начальные люди Саратова», «Ректоры Саратовского университета», «Саратов геологический», «Саратов историко-архитектурный» (в соавторстве с В.И. Давыдовым) и др. «Вообще, у меня примерно раз в год появляется новая книга — уже привычка такая, сейчас идет работа над 22-й по счету рукописью «Под сенью саратовской синагоги»,— рассказывал Виктор С. корреспонденту «ОМ» в 2012 году.— А осознание — заняться историей родного города серьезно — пришло в Алжире (во время служебной командировки 1975-1977 гг.— Авт.). На чужбине ностальгия случилась! Очень уж разительным был контраст: жара, гортанная речь, крик-шум, лягушки, змеи, пауки; речки, ничего общего не имеющие с нашей Волгой,— обычные грязные лужи! И мне захотелось дотронуться до родины рукой! В любой город, даже самый заурядный, можно влюбить, если заразить читателя, слушателя своим отношением, душевной энергией».
«То, что он сделал, очень важно: именно он зародил в Саратове интерес к краеведению, хотя и до него любители старины были. К тому же, он прекрасный беллетрист и, как никто другой, умеет увлекательно рассказывать о бытовых вещах»,— говорит о Викторе С. краевед Вячеслав Давыдов.

Сенной — рынок, один из самых популярных в Саратове. Основан в 1909 году, на Казачьей площади (ныне Колхозной), куда с Московской площади, где начали строить университет (см. Универ), перенесли торговлю сеном, дровами и прочими товарами. В последующие годы С. разросся, и здесь стали продавать почти все виды товаров народного потребления — от продовольствия до мебели, радиодеталей и одежды. Долгое время С. представлял собой открытые торговые ряды, оставшиеся тут и поныне. Но в 1970 году неупорядоченную уличную торговлю потеснил корпус колхозного рынка, ставший одним из символов Саратова. Объект на 1 200 торговых мест был спроектирован главным архитектором Саратовской области Николаем Богачевским по образу и подобию здания Сенного рынка в Киеве (прототип саратовского С. был построен в 1959 году, а в 2005-м снесён). Долгие годы рядом с С. располагался т.н. «блошиный рынок». Торговцы «вечными иглами для примусов» выстраивались как на площади возле здания, так и на окрестных бульварах улиц Астраханской и Большой Горной. В середине 2000-х городские власти ограничили несанкционированную торговлю, чем вызвали протесты торговцев. Но вскоре для «блошиного рынка» было найдено место на задворках С. в районе завода «Лакокраска» (см. Шанхай).
Трагической для С. стала дата — 21 февраля 2014 года. В этот день в главном корпусе произошёл крупный пожар, на несколько месяцев остановивший работу основного здания С. Как выяснило следствие, причиной пожара стал поджог. По официальной версии, виновницей ЧП была Рафида Минигалеева, торговавшая в одном из павильонов С., которую в мае 2014-го приговорили к 4 годам колонии и тут же амнистировали в честь 70-летия Победы. По мнению многих наблюдателей, в том числе и администрации С., уголовное дело в отношении Минигалеевой могло быть сфальсифицировано, а реальные заказчики и исполнители преступления избежали наказания. Существует точка зрения, что поджог С. стал одним из этапов борьбы с опальным политиком и бизнесменом Леонидом Фейтлихером (см. Фейтлихер), покинувшим в конце 2010 года пределы России, но сохранившим бизнес-активы в Саратове, одним из которых является С.


Предыдущие выпуски читайте по ссылке.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги: Саратов, жара, недвижимость, бизнес, уголовное дело, рынок, аэропорт, поджог, книга, Саратовские авиалинии, проект, перевозки, работа, города, трамваи, предприятие, СарБК, Лента, Крекинг, троллейбусы, кандидат, движение, НИИ , время, здания, активы, молочка, вагоны, раздел

Оцените материал:12345Проголосовали: 32Итоговая оценка: 3.03

См. также:

17 Марта 2017

17/03/2017 17:30
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом Малая энциклопедия большого города
10 Марта 2017

10/03/2017 17:30
Толковый саратовский словарь: Шаров Юрий - Юбилейный Малая энциклопедия большого города
07 Марта 2017

07/03/2017 17:31
Толковый саратовский словарь: Чеботарев Артем – «Шанхай» Малая энциклопедия большого города
22 Февраля 2017

22/02/2017 17:20
Толковый саратовский словарь: Химдым - Цыганский посёлок Малая энциклопедия большого города
23 Декабря 2016

23/12/2016 18:00
Толковый саратовский словарь: «Утоли моя печали» - Фролов Малая энциклопедия большого города
16 Декабря 2016

16/12/2016 17:25
Толковый саратовский словарь: «Ударник» - Усть-Курдюм Малая энциклопедия большого города
09 Декабря 2016

09/12/2016 17:13
Толковый саратовский словарь: Тракты - Увек Малая энциклопедия большого города
02 Декабря 2016

02/12/2016 18:10
Толковый саратовский словарь: Табаков - Техстекло Малая энциклопедия большого города
03 Ноября 2016

03/11/2016 18:36
Толковый саратовский словарь: Стружкина булочная - СЭПО-ЗЭМ Малая энциклопедия большого города
28 Октября 2016

28/10/2016 18:20
Толковый саратовский словарь: «Стойло» - Стрелки Малая энциклопедия большого города
21 Октября 2016

21/10/2016 18:20
Толковый саратовский словарь: Соколовая гора - Стерляди Малая энциклопедия большого города
14 Октября 2016

14/10/2016 18:30
Толковый саратовский словарь: Слаповский - «Сокол» Малая энциклопедия большого города
07 Октября 2016

07/10/2016 18:15
Толковый саратовский словарь: «Серп и молот» - Сквер первой учительницы Малая энциклопедия большого города
16 Сентября 2016

16/09/2016 16:50
Толковый саратовский словарь: Рокотовка - «Самолет» Малая энциклопедия большого города
09 Сентября 2016

09/09/2016 18:10
Толковый саратовский словарь: Радищевский - «РИМ» Малая энциклопедия большого города
02 Сентября 2016

02/09/2016 18:39
Толковый саратовский словарь: Проспект Кирова - Радиоприборный завод Малая энциклопедия большого города
19 Августа 2016

19/08/2016 18:45
Толковый саратовский словарь: Поливановка - Проспект Победы Малая энциклопедия большого города
12 Августа 2016

12/08/2016 18:28
Толковый саратовский словарь: «Пионер» - Подшипниковый завод Малая энциклопедия большого города
05 Августа 2016

05/08/2016 17:45
Толковый саратовский словарь: «Парковские» - Пимен Малая энциклопедия большого города
30 Июля 2016

30/07/2016 11:17
Толковый саратовский словарь: Орджоникидзе - Парк Победы Малая энциклопедия большого города
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

20/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиСаратов "под горшок", работать некому и "а мировые судьи кто?"
19/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Почти нормальная семья"Чисто скандинавская драма о нехватке доверия - нудная, но довольно глубокая
14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить

Блоги



Поиск по дате
« 20 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ