В последние недели все чаще общественность и СМИ делают прогнозы о скором уходе Михаила Исаева из городской администрации. А значит, самое время подводить предварительные итоги 5-летней работы мэра Саратова. И ко многим из них до сих пор есть вопросы.
Дело в том, что за время работы Михаила Исаева администрация Саратова многократно подвергалась критике со стороны СМИ и общественности. Резонансных ситуаций было много, некоторые развиваются прямо сейчас. "ОМ" составил личный топ-5 событий, связанных с работой главы города. И, к сожалению, многие проблемы так и не были решены окончательно.
Раскулачивание XXI века
Еще несколько месяцев назад, когда стало известно, что администрация Саратова активно готовится к расселению жилого частного сектора около Славянской (Предмостовой) площади, сложно было представить, что это место станет одной из главных точек социального напряжения этого лета.
Согласно плану администрации, дома в квадрате улиц Большая Горная, Хвесина, Соколовая и Чернышевского должны снести до конца лета. За счет освободившейся территории планируют расширение автомобильной дороги и строительство зеленой зоны.
Только первоначальная радость собственников быстро улетучилась, ведь в предоставлении квартир жителям отказывают. Им предлагают мизерные компенсации от 280 до 800 тыс. рублей, с которыми они, естественно, не согласны. После отказа жителей чиновники подают на них в суд.
Михаил Исаев решил вмешаться в нарастающий конфликт, сделав официальное заявление. Он потребовал от главы администрации Волжского района оперативно исправить данную ситуацию и найти компромисс, устраивающий всех.
После этого, 16 июня состоялась встреча жителей расселяемых домов, сотрудников администрации района и комитета по управлению имуществом. Однако никакого положительного итога не было – взаимопонимания граждане с чиновниками не нашли.
Несмотря на то, что компромисса достигнуть не удалось, в июле Михаил Исаев отчитался, что первые собственники, не согласные с результатами, уже передумали и согласились на компенсацию.
Вот только активная часть жильцов Славянской площади сразу же заявила, что картина в реальности оказалась не так радужна. По их словам, на самом деле компромисса достигнуть не удалось, большинство собственников стоит на своем. А те, кто согласились, изначально были не против обещанной суммы.
Таким образом, конфликт на Славянской площади все еще далек от разрешения. Собственники по-прежнему опасаются остаться на улице и собираются идти до конца, а Михаил Исаев продолжает заявлять, что ситуация имеет положительную динамику и все больше людей готовы принять условия мэрии.
Буквально на днях глава города встретился с жителями Предмостовой площади. Как рассказали собственники, их опять тащат в суд. В свою очередь, Михаил Исаев пообещал, что будет разбираться в ситуации, накажет провинившихся чиновников, и попросил написать ему письма в произвольной форме, с описанием того, как ситуацию видят собственники. Однако на многие вопросы жильцы так и не получили ответа. Следующую встречу с мэром им назначили через неделю, но владельцы земли и домов смотрят на это скептически – они убеждены, что Михаил Исаев покинет должность раньше, чем они смогут найти компромисс.
Саратовская резня бензопилой
Наверное, рядовой житель Саратова запомнит Михаила Исаева в качестве главного ненавистника саратовских деревьев. Особенно это стало заметно в 2020 году, когда проспект Кирова (ныне Столыпина) превратился из зеленой улицы в натуральные каменные джунгли. Массовую вырубку деревьев в Саратове в народе прозвали "исаевским геноцидом". Оглядываясь назад, определение довольно точное, ведь даже в 2022 году "зеленый" проспект можно увидеть только на архивных фото.
Несмотря на многочисленные жалобы горожан, бурное недовольство вырубкой деревьев в городских социальных сетях, мэрия не стала прислушиваться к мнению как граждан, так и экспертов. Последние, к слову, критиковали не только вырубку деревьев на корню, но и главное саратовское ноу-хау в благоустройстве тех лет, а именно кронирование зеленых насаждений. Благодаря этой процедуре, огромное количество красивых деревьев в городе превратилось в обрезанные и голые стволы, постепенно гниющие изнутри.
Помимо этого, во время "исаевского геноцида" экологи и эксперты заявляли, что оценка состояния деревьев проходила весьма хаотично. И это при том, что у администрации было в собственности специальное оборудование под эти цели, которое почему-то никто ни разу не видел.
Весьма примечательно, что на посадку новых деревьев, взамен вырубленных, мэрии выделяли миллионы рублей из бюджета. Учитывая тот факт, что огромное количество уничтоженных деревьев были молодыми и здоровыми, деньги налогоплательщиков были пущены на ветер.
Наконец, все обещания мэрии о том, что на месте уничтоженных зеленых насаждений появятся молодые и красивые деревья, оказались не совсем верны. На том же проспекте Столыпина (Кирова) многие молодые деревья засохли и умерли, теперь их придется пересаживать повторно. На других улицах тоже встречаются подобные ситуации. А ведь вполне справедливые замечания о том, что нельзя сажать деревья в метре друг от друга и заливать клумбы бетоном, звучали еще во время наиболее активной фазы «зеленого» благоустройства. Того самого благоустройства, чьи правила администрация Михаила Исаева охотно нарушала.
Дороги в школу не стали безопаснее
Михаил Исаев, как и любой другой мэр, обязан обещать решить городские проблемы, особенно на фоне громких и резонансных событий. Но вот исполнять их до конца стремится далеко не всегда.
Октябрь 2019 года саратовцы запомнят навсегда. Именно в это время пропала 9-летняя школьница Лиза по дороге в школу. Полиция и сотни добровольцев прочесали весь город, но особо внимательно они проверяли ее школьный маршрут от дома до школы. Оказалось, что путь школьницы проходил через безлюдный гаражный кооператив. В одном из заброшенных строений и нашли тело девочки.
После жестокого убийства Лизы городские власти во главе с Михаилом Исаевым клялись, что все дороги к школам города проверят и обезопасят, а разрушенные и бесхозные гаражи снесут. Спустя 10 месяцев мэрия даже отчиталась о сносе гаражей в районе школы №73, правда, местные жители сразу подметили, что дорога безопаснее не стала, так как основной гаражный массив остался стоять, как и залежи мусора вместе с зарослями. Прошло уже больше 2 лет с тех страшных событий, однако никаких глобальных действий в направлении безопасности школьных маршрутов так предпринято и не было.
Маршрут к школе № 73, где училась погибшая девочка, по-прежнему лежит через полуразрушенные гаражи, заваленные мусором. Вдоль дороги появилось несколько фонарей, местами вырубили кустарник, видно, что было снесено несколько гаражей - вот и все изменения с момента трагедии.
Опасным остается не только путь, которым ходила Лиза. Школа окружена гаражными кооперативами практически со всех сторон, откуда ни зайди. И даже в солнечный день на пустынных тропинках становится не по себе. Родители уже не раз просили перенести школу в более безопасное место. Однако не только дорога к 73-й школе остается опасной для детей. Саратовцы просили обратить внимание на "жуткие" школьные маршруты к ряду учебных заведений в Ленинском, Кировском, Заводском, Волжском и Фрунзенском районах города Саратова. А ведь, казалось бы, что сразу после страшной трагедии работа администрации должна была закипеть в этом направлении.
Зато сразу после трагедии Михаил Исаев призвал вырубить все деревья на дорогах к школе №73, где училась Лиза. И правда, к уничтожениям зеленых насаждений у мэра наблюдается весьма нездоровый интерес.
Перевозки с особым цинизмом
Всё-таки Саратову фатально не везет со всем, что связано с общественным транспортом. Бесконечные коррупционные скандалы, жалобы, игры монополистов, срывы аукционов, снова жалобы… Не помогают даже уголовные дела – того же Андрея Беликова оправдали, а Александр Ладно отделался лишением звания Почетного гражданина Саратова.
Но даже несмотря на историческую проблемность транспортных перевозок, администрация Михаила Исаева решила выделиться и здесь.
Совсем недавно стало известно, что Арбитражный суд Саратовской области наконец, признал недействительными итоги конкурса перевозчиков по четырем саратовским маршрутам (№6, №7, №38 и №43), который был объявлен еще в прошлом году. В июле 2021 года все они достались ООО "Пассажиртранс", а победу на конкурсе фирме обеспечили заявления о том, что помимо кондиционеров, во всех автобусах перевозчика есть накопительные площадки для инвалидов и пассажиров с детскими колясками. В реальности же как минимум часть этих автобусов оказались самыми обычными, без каких-либо дополнительных удобств для инвалидов, да и саму коляску втащить в эти автобусы будет весьма проблематично.
Участники конкурса обратились в УФАC, антимонопольное ведомство признало жалобу обоснованной, но комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта (председатель Александр Гусев), словно желая показать, "кто в доме хозяин", буквально перед назначением заседания показательно выдал "Пассажиртрансу" свидетельства на право перевозок по указанным маршрутам.
Аннулировать их теперь мог только арбитражный суд. На судебные разбирательства ушел год – то есть ровно год перевозчик, фактически всех обманув, спокойно зарабатывал прибыль.
Самое печальное, что пока мэрия дает зарабатывать конкретным перевозчикам, страдают, в первую очередь, инвалиды. Чиновников вообще не сильно заботит вопрос комфорта и доступности транспорта для людей с ограниченными возможностями – накопительная площадка есть - и хорошо, а то, как до нее будет добираться инвалид и сможет ли он закрепить свое местоположение в автобусе, уже никого не заботит.
Саратовским инвалидам остается только надеяться, что следующий глава администрации обратит на них внимание и не позволит впредь такого циничного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Администрация прошлась по Саратову снежным комом
За 5 лет работы Михаила Исаева в качестве главы города Саратов успел пережить две аномально снежные зимы.
Зимой 2018-2019 в Саратове жители пережили первый "снежный апокалипсис". Тогда ситуация действительно была критической: 9-балльные пробки всю зиму, ДТП, пострадавшие граждане от сосулек и падения козырьков зданий, отмена авиарейсов. Недовольство действиями администрации достигло критической точки. Масла в огонь подлили федеральные СМИ, делавшие репортажи о "снежном апокалипсисе" в Саратове, с фотоподборками городских сосулек, которые по высоте достигали размера целых зданий.
На этом фоне администрация была вынуждена признать свою беспомощность, пообещав, что сделает все, чтобы устранить проблему. Однако окончание зимы и снегопадов не принесло никакого облегчения, ведь снег начал таять. Последствия оказались печальными – всего за зиму 2018-2019 года в Саратовской области обрушилось 76 крыш, причем 62 – это крыши жилых домов, а 10 – социально-значимых объектов.
И, казалось бы, наученная горьким опытом, администрация Саратова должна была теперь к каждой зиме подходить во всеоружии. Но что-то пошло не так.
Аномальные погодные условия в Саратовской области начались еще в декабре зимнего периода 2021-2022 года и проявлялись в виде постоянных температурных перепадов c обилием снега. Уже тогда саратовцы заметили, что техника не справляется с уборкой города, хотя уровень выпавших осадков был далек от критической точки. А ведь впереди еще были целый январь и февраль.
С наступлением новогодних праздников ситуация только ухудшилась: люди начали утопать в пробках, писать жалобы и делиться негодованием в соцсетях. Недовольна оказалась и прокуратура, ещё 11 января сделавшая вывод, что органы исполнительной власти и муниципальные власти оказались не готовы к борьбе с последствиями снегопадов. А причина неготовности – банальное отсутствие техники и кадров.
Разумеется, мэр Саратова Михаил Исаев решил избежать репутационных потерь, поэтому уже на следующий день громко ударил кулаком по столу, отчитался о выговорах для подчиненных и заявил, что будет лично следить за состоянием снежных завалов в публикациях СМИ. Было это ради пиара или от осознания всей критичности ситуации – история умалчивает.
Тем не менее после заявлений мэра проблема только усугубилась: уже через пару дней пробки в городе стали девятибалльными, а часть маршрутов общественного транспорта остановили свое движение на несколько дней. Началась череда несчастных случаев: "скорая помощь" застревала в снегопадах, а у здания правительства области женщина упала в незаметный под снегом люк. И подобных им было много.
Разумеется, не всегда даже идеально работающие муниципалитеты застрахованы от чрезвычайных ситуаций. Да и синоптики заявили о том, что количество осадков этой зимой в Саратове в три раза больше нормы.
И это было бы хорошим оправданием, не столкнись пару лет назад с абсолютно идентичными погодными условиями и проблемами. Смело можно сказать, что работать над ошибками Михаил Исаев и его администрации не любят и начинают что-то делать после очередной волны городского недовольства и гнева. Как это было с закупкой техники "ВКМ-2020" этой зимой, которая мало того, что годится только для подметания снега, так еще и поступить на баланс МУПов должна была не раньше мая. В конце концов, неспособность администрации отчистить город от снега подметил и спикер ГД Вячеслав Володин, напомнив на тот момент губернатору Саратовской области Валерию Радаеву о его возможности отправить мэра в отставку, если тот не справляется с уборкой города.
*****************
Разумеется, это далеко не весь управленческий багаж Михаила Исаева, накопившийся за последние 5 лет. Все истории, особенно частного характера, обхватить просто невозможно. И на этом фоне главной загадкой остается вопрос: как на новом месте работы Михаил Исаев будет располагать к себе граждан? С таким списком "достижений" - непростая задачка.
Однако независимо от того, в каком амплуа саратовцы увидят Михаила Исаева в будущем, можно быть уверенным, что наработки по пиару в соцсетях и СМИ будут применяться им и на новом месте. Может, даже мы сможем увидеть новые тик-ток-аккаунты региональных органов власти. В конце концов, это единственное направление, где команда Исаева работала продуктивно и в ногу со временем. А горожане просто ждут, что скандальные переселения, сомнительные конкурсы перевозчиков, вырубки деревьев, снежные коллапсы и многие другие городские проблемы уже в скором времени останутся в прошлом.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: