Эксперты убеждены, что в Саратове не менее половины автобусов на городских маршрутах в Саратове не соответствуют конкурсным заявкам. Инвалиды и общественники возмущены ситуацией и говорят, что уже устали привлекать к себе внимание.
***
Напомним, Арбитражный суд Саратовской области наконец признал недействительными итоги конкурса перевозчиков по четырем саратовским маршрутам, который был объявлен еще в прошлом году.
Речь идет о маршрутах № 6 (пос. Комсомольский – ТЦ "Хэппи Молл"), № 7 (Стадион "Волга" — Станция "Князевка"), № 38 (ООО "Саратоворгсинтез" — Лесная) и № 43 (ООО "Саратоворгсинтез" — дачи "Нитрон" (сезонный). В июле 2021 года все они достались ООО "Пассажиртранс". Подробно об этом конкурсе "ОМ" рассказывал в материале "И снова о саратовских перевозчиках: "Ищут полиция, ищет таможня" - на ряде автобусов, которые "Пассажиртранс" как раз выставил на шестой маршрут, обнаружились признаки грубого перебития идентификационных и регистрационных номеров. И правоохранительные органы эти опасения позже подтвердили.
_____________________________________________________________________________________
Для справки:
По данным из открытых источников, ООО "Пассажиртранс" зарегистрировано в Саратове с 2004 года по адресу: Васильковская, 1. По мнению экспертов, фактическим владельцем и руководителем этого предприятия является герой критических публикаций "ОМ" Михаил Любарский (он же многолетний гендиректор принадлежащих региональному министерству транспорта АО "Межгородтранс" и АО "Пассажиртранс-1", которые "прописаны" все вместе по одному и тому же адресу). Формальным же директором ООО "Пассажиртранс" указан Роман Шилан, владельцем – Елена Кравцова.
_____________________________________________________________________________________
Максимальные баллы для победы в конкурсе "Пассажиртранс" тогда "заработал", указав во всех своих автобусах наличие не только кондиционеров, но и накопительной площадки для инвалидов и пассажиров с детскими колясками. Однако когда он предоставил заявленные автобусы непосредственно к осмотру, выяснилось, что, по крайней мере, часть этих автобусов оказались самыми обычными, высокопольными, со ступенями и без пандусов. Плюс еще и со входом-выходом, разделенным вертикальным поручнем, - даже втащить на руках в такой салон детскую коляску, не говоря об инвалидной, невозможно чисто физически. Участники конкурса обратились в УФАC, антимонопольное ведомство признало жалобу обоснованной, но комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта (председатель Александр Гусев), словно желая показать кто в доме хозяин, буквально перед назначением заседания выдал "Пассажиртрансу" свидетельства на право перевозок по указанным маршрутам.
Аннулировать их теперь мог только арбитражный суд. На судебные разбирательства ушел год – то есть ровно год перевозчик, фактически всех обманув, спокойно зарабатывал прибыль.
***
Тем временем независимые перевозчики совместно с саратовской региональной общественной организацией инвалидов "Ты не один" провели эксперимент. Инвалид-колясочник Дмитрий Митраков всё же попытался попасть с тротуара в автобус, аналогичный "шестерке". Естественно – безуспешно. Причем помешали не только высокие ступени и поручень, но и слишком маленькая площадка-накопитель. Оказалось, что коляска на ней не может даже развернуться, к тому же там нет никаких специальных устройств, позволяющих зафиксировать коляску во время поездки.
"Особый цинизм ситуации в том, что крайними опять оказались люди с ограниченными возможностями. На приемке этих автобусов год назад представители комитета дорожного хозяйства города фактически подтвердили, что их интересует лишь наличие накопительной площадки, но не то, как до нее через все ступени и поручни доберутся люди с колясками и инвалиды. Хотя это как раз было очевидно – никак. И мы указывали на эти обстоятельства на осмотре год назад! Всё оценивалось на глазок, без замеров. Но ведь есть же, например, нормы ГОСТа 51090-2017, который предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями в общественный транспорт, там указаны конкретные параметры, чем должны быть оснащены такие автобусы, – комиссия комитета этого просто не знала! Обращение в суд было неизбежным, - комментирует "ОМ" юрист Гелена Алексеева, которая представляет интересы перевозчиков в судах. – Суд назначил независимого эксперта, была проведена экспертиза со всеми замерами, расчетами и чертежами. Она объективно подтвердила, что в автобусе не только нет накопительной площадки - автобус в целом не соответствует ГОСту для инвалидов, в нем для инвалидов нет ничего. Самое ужасное, что представители комитета дорожного хозяйства Саратова в суде еще и настаивали, что они "не просили автобусы, доступные для инвалидов…", что им "всё равно - попадет в него инвалид или нет… площадка есть, а как туда заберется инвалид – совершенно не важно.., в конкурсной документации такого нет". "Пассажиртранс" настаивал на какой-то подвеске, позволяющей автобус опустить чуть ли не до земли, - мол, тогда водитель сможет выйти, поднять на руки инвалида-колясочника и каким-то фантастичным образом, прямо сквозь поручни, преодолевая три ступени вверх, затолкать его в автобус. Просто как в сказке! Суд указал на формальный подход, а также установил акт недобросовестной конкуренции. Нам не известна пока позиция и оценка главы города по этому вопросу - надеемся, что какое-то реагирование всё-таки будет".
В целом согласна с юристом и председатель общественной организации "Ты не один" Венера Павленко. "Для Саратова проблема приспособленности общественного транспорта для инвалидов, конечно, не нова и, безусловно, актуальна. И дело, например, не в том, что по городу ходит мало низкопольных автобусов. Их, может, и достаточно. Вот только чаще всего ходят они странно – проходят пять друг за другом обычных, потом один низкопольный. И человек с ограниченными возможностями, опоздав на последний, вынужден стоять на остановке, пропускать все автобусы, которые идут, и ждать, пока подходящие, те, куда он сможет зайти, вернутся по кругу. Если вообще вернутся. Или взять, казалось бы, такой элементарный вопрос, как кнопка оповещения об остановке для инвалидов. Формально они в автобусах как бы есть, но по факту часто не работают. А о какой доступности может идти речь, если даже при наличии такой кнопки приходится кричать на весь автобус: "Водитель, я выхожу! Не забудьте про меня!". Если честно, мы уже так устали привлекать к себе столько внимания, когда на нас все оборачиваются, все смотрят, рассматривают. Искренне надеемся, что настоящая доступная среда когда-нибудь станет в Саратове действительно доступной для нас. Но пока до этого далеко", - рассказала общественница "ОМ".
Просим считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру Саратовской области, УФАС Саратовской области, администрацию Саратова.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: пассажиртранс, Михаил Любарский, перевозчики, общественный транспорт, Венера Павленко, Гелена Алексеева, УФАС, суд, комитет дорожного хозяйства