Примерно чуть больше месяца осталось работать системе электронной оплаты проезда в саратовских троллейбусах. Об этом "ОМ" рассказало руководство МУПП "Саратовгорэлектротранс". Напомним, вчера, 4 июня, на троллейбусных маршрутах №3 и №16 заработали терминалы по приему банковских карт. Однако выяснилось, что будущее данных устройств не столь безмятежно, как это кажется. Хотя понятно, что Саратов на электронную систему оплаты проезда все равно перейдет.
Терминалы предоставил один из банков, который заключил договор со СГЭТ на следующих условиях: договор прекращает действовать, как только будет совершено транзакций на 99 000 рублей. В СГЭТ посчитали, что это примерно чуть больше месяца. После расторжения договора терминалы из троллейбусов уберут. В мэрии соберут совещание, на котором проанализируют, прижилась ли новинка и стоит ли терминалы вводить окончательно.
Если придут к такому решению, придется объявлять конкурс среди банков на поставку оборудования и обслуживание счета, на который с терминала поступают данные о платежах.
А пока же руководству "Саратовгорэлектротранс" нужно решить массу проблем, о которых "ОМ" рассказал замруководителя предприятия Павел Кузнецов.
К примеру, сейчас в случае отключения тока или поломки транспорта пассажиру возвращается стоимость проезда в обмен на выданный билет. В случае электронной оплаты такой возврат невозможен. Источник "ОМ" в "Саратовгорэлектротрансе" сообщил нам чуть позже, что выход в таком случае у пассажира единственный - вернуть деньги через суд. Но идея эта бессмысленна в силу несоизмеримо больших затрат на судебные издержки, поэтому судиться никто не станет. А СГЭТ чисто теоретически может обогатиться, если через каждую остановку будет объявлять об отсутствии тока.
Вторая проблема связана с несовершенством банковских карт, которые могут быть внезапно заблокированы или же у человека на счету закончатся деньги. Если сейчас мы так или иначе носим с собой монетки и купюры, то может случиться, что мы понадеемся на карту и наличные не возьмем. Контролер просто высадит пассажира, и число таких случае может кратно возрасти.
В-третьих, технический фактор - у устройства может сесть аккумулятор или закончиться чековая лента, рассчитанная на 1 000 билетов. В таком случае у необилеченных пассажиров может просто не оказаться наличных и МУПП придется везти людей за свой счет.
В-четвертых, и с данным фактом столкнулся сегодня наш корреспондент, пользователи банковских карт просто не хотят "светить" ПИН-код, когда в момент ввода на терминал смотрят десятки пар глаз. В этом случае доверие к такому способу оплаты может быть подорвано.
В-пятых, есть маршруты (а в будущем терминалы заработают на всех видах транспорта), которые возят преимущественно людей пожилого возраста. К слову, сюда же относятся и маршруты №3 и №16. Пенсионерам идея оплаты электронными картами не по душе - это доказывает, к примеру, практика получения пенсий.
Наконец, банк-посредник, который будет на правах аренды предоставлять терминалы и оборудование для приема и анализа сигналов с них, в обязательном порядке потребует от МУПП свои отчисления за каждую транзакцию, а также за обслуживание счета. Тогда как сейчас деньги от пассажиров напрямую отправляются на счет СГЭТ. В итоге либо СГЭТ будет с каждой поездки иметь меньше денег, чем сейчас, либо вынужден будет повысить цену за проезд, чтобы отбить затраты.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: Саратовгорэлектротранс, оплата проезда, Павел Кузнецов, троллейбусы, билеты, терминалы