С лёгкой подачи музыкантов-рэперов этот публичный формат выяснения отношений стал архипопулярным и начал расползаться в самые разные сферы. В минувший четверг, 28 июня, в студии Premium Decor состоялся второй по счёту архитектурный баттл (первый прошёл в конце мая), в котором принял участие автор этих строк.
Тема баттла – "Историзм, как явление в архитектуре. Право его на существование на фоне разрушения и уничтожения памятников архитектуры. Не является ли это подменой понятий?" – довольно болезненна для Саратова. Хотя для большинства горожан, занятых выживанием в условиях стремительно разрушающейся инфраструктуры (в том числе тех самых памятников) и - вместе с экономикой - падающего уровня жизни, тема сохранения исторического облика города, мягко говоря, занимает далеко не первый уровень актуальности. Но есть два небольших сообщества, для которых этот вопрос является своего рода яблоком раздора. С одной стороны, это такой редкий в Саратове "зверь", как градозащитники (архитекторы, гражданские активисты, краеведы и историки). С другой стороны баррикад (или, если следовать концепции мероприятия, ринга) находится немногочисленная, но куда более хорошо организованная и ресурсоемкая популяция – девелоперы. И те, и другие говорят о необходимости сохранения культурного наследия, но подход к этому у двух сообществ радикально противоположный. Если очень схематично, то одни за развитие через сохранение существующего архитектурного фонда, а другие же - за "развитие" путём минимизации заложенных на пути освоения исторического центра (в том числе новоделом с элементами историзма) "мин", а именно – "многочисленных" в Саратове объектов культурного наследия, на месте которых можно возвести что-то более "эффективное".
Казалось бы, архитектурный баттл на заданную тему следовало проводить между градозащитниками и девелоперами, но, увы, диалога между этими группами не получается. Широко известные в узких кругах "медийные полпреды" саратовского строительного лобби часто, как мантру, повторяют в соцсетях и форумах, что, дескать, градозащитные активисты только и могут, что заниматься критиканством. Представься же случай встретиться один на один с их боссом (имеется в виду вполне "чисто конкретный" застройщик, не в меру увлекающийся псевдоклассической архитектурой с барельефами и купидонами) на какой-либо публичной площадке, возможностью диалога они, по мнению "полпредов", не воспользуются и вообще испугаются (вместо последнего слова как правило используется более крепкий эпитет, принятый, видимо, в "чисто-конкретном" окружении девелопера). В реальности же, упомянутый бизнесмен, как и большинство других его "классовых братьев" в Саратове, не пытался устраивать какой-либо диалог с общественностью (инциденты с "арматурными баттлами", по странным совпадениям происходящими с оппонентами строительного лобби, оставим за этими скобками), посему дискуссия 28 июня прошла с участием представителей одной стороны обозначенного противоречия – архитекторов, краеведов и градозащитников. И, тем не менее, полемика завязалась.
Прежде чем изложить озвученные тезисы, уясним, что изначально историзм в архитектуре, согласно словарю терминов Российской академии художеств, - это направление XIX века, стремившееся к точному воспроизведению духа и формы предыдущих исторических стилей. Как отмечает историк архитектуры Борис Ромодин, с позднесоветских лет в моду стали входить стилизации под "теремки", востребованные для туризма, а также "реконструкция" мотивов советской архитектуры 1930-1950-х годов, которая проявилась на отдельных авторских проектах московских зданий в центре города (т.н. "лужковская архитектура"). Попытки отойти от массовой архитектуры в 1990-е годы привели к формированию сначала в Москве, а затем и в остальной России направления, связанного с неоисторизмом и постмодернизмом. Что-то подобное было в начале прошлого столетия с близким модерну криптонаправлением под названием ретроспективизм, чьи маркеры будут взяты на вооружение уже в период "сталинского неоклассицизма", но это тема для отдельного разговора.
В качестве одного из наиболее известных примеров неоисторизма в Саратове участники баттла вспомнили здание галереи "Каштан" от застройщика, депутата облдумы Сергея Курихина. По словам архитектора Натальи Рапопорт, это здание является образцом гипертрофированного новодела и имеет мало общего со своим прототипом – особняком Виноградова. Она рассказала, как "имела несчастье" столкнуться с интересантами в начале нулевых, когда работала в экспертизе. Тогда Наталье Евсеевне представили для согласования документы, касающиеся укрепления фундамента исторического памятника, что явно подразумевало отклонение от исходных параметров объекта. Рапопорт отказалась согласовывать эти действия, за что, по ее словам, даже столкнулась с некими угрозами. В итоге согласовал проект кто-то другой, и от особняка Виноградова в галерее "Каштан" осталась лишь малая толика – часть воссозданного заново фасада.
Рапопорт напомнила, что особняк Виноградова располагался на территории, ещё в советские годы зарезервированной под бульвар на улице Вавилова. До реализации "Каштана" все новые здания, строящиеся с северной стороны ул. Вавилова, возводились с отступом от существующей красной линии, а те ветхие дома, которые стояли по старой кромке, предназначались к сносу с последующим образованием на их месте зелёной зоны. Но галерея "Каштан" "закупорила" проект, а впоследствии были пролоббированы изменения в Генплане с переводом остальной зарезервированной под бульвар территории под деловую застройку. Так на Вавилова началось строительство бизнес-центров, и планы создания зелёной зоны благополучно канули в Лету.
Также Рапопорт выразила мнение, что другие проекты этого же девелопера, в частности, "псевдоисторическая" застройка улицы Лермонтова в районе Музейной площади, оказали диссонирующее воздействие на архитектурный ансамбль "ядра" старого Саратова. Другие участники напомнили, что "благодаря" проекту застройки Музейной площади был утрачен исторический особняк архитектора Юрия Терликова на ул. Лермонтова, 35. Причём до последнего времени это старинное здание не являлось угрожавшей обрушиться с минуты на минуту "развалюхой", а было уничтожено девелопером целенаправлено.
Директор ГАУ "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве", архитектор Сергей Лазарев отметил, что считает покушение на объекты культурного наследия и тем более их уничтожение преступлением, а само наследие - предметом "геополитики". Но при этом Сергей Владимирович не согласился с жёсткими оценками Натальи Рапопорт в отношении "Каштана", отметив, что "макеты" старинных зданий сохраняют идентичность городской среды, потому что, к примеру, иногородний турист, видящий "историческое" здание в хорошем качестве, не будет задаваться вопросом, исконное оно или новодел. К тому же, отметил Лазарев, по пути создания не повторяющих полностью прототипы "макетов" идут во многих городах Европы, где отношение к культурному наследию не идёт ни в какое сравнение с Россией (и это при том, что там "безнравственный Запад", а у нас "духовные скрепы" и "традиционные ценности". – "ОМ".).
По мнению Лазарева, уровень современного историзма в Саратове соответствует запросам горожан, которым ещё предстоит выработать социальный заказ на качественную историческую среду (как на качественное городское пространство в целом). Пока же запросы общества, увы, не отличаются притязательностью, и предъявляемые застройщиками объекты соответствуют некоему "вкусовому консенсусу" (тут бы привести известную песню Шнура про то, что "любит наш народ", но автор не разделяет её радикального элитаристского пафоса).
В качестве примеров низкого качества выразительности новых объектов участник встречи, краевед Николай Ким продемонстрировал снимки современных построек, претендующих или изначально в проектной документации претендовавших на некий историзм и соответствие сложившейся в XIX – начале XX веков городской среде. Одно из продемонстрированных зданий – на ул. Комсомольской – просто вопиёт бездарностью и дурновкусием, более походя на худшие образцы кустарного воспроизведения "старины" с аляповатой скульптурой и "перекошенной" кровлей. Второй пример – это изначально предъявленное известным застройщиком (компанией "Лепта" Якова Стрельцина) как историзм здание рядом с государственным архивом на ул. Кутякова. Ким показал изначальный проект фасада и снимок реализованного проекта, который чуть более, чем полностью не соответствует задумке архитекторов, представляя собой примитивистский конструкт в худших традициях "Лего" или пиксельных видеоигр 90-х. Участники дискуссии задались вопросом, каким образом власти позволяют застройщику менять архитектурный облик своих проектов по мере реализации, но выяснилось, что по закону не имеют полномочий влияния и контроля в этой части.
Новодел на ул. Комсомольской.
Новодел на ул. Кутякова с приветом от Якова Стрельцина.
Зато в качестве позитивных моментов для сохранения исторической городской идентичности участники архбаттла отметили введение высотных регламентов в историческом центре, а также изменения в федеральном законодательстве, в частности – внедрение защитных зон вокруг памятников культурного наследия и зон охраны, чьим формированием сегодня занимаются в региональном управлении по охране культурного наследия. Автор этих строк также напомнил про важное нововведение – принятое в сентябре 2015 года постановление кабмина "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации". Этот документ, в частности, вводит в обиход понятие "регенерация", что означает восстановление историко-градостроительной среды объекта культурного наследия. Ранее об этом и других нововведениях в законодательстве подробно рассказывал глава движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин. По сути, историзм актуален именно в контексте регенерации нарушенной среды, но это в идеале. В реальности же его используют как карикатурные силиконовые губы и иные части тела в пластической хирургии… Несколько движений скальпелем новомодной застройки - и автохтонная урбосфера из морщинистой старухи с отваливающимся макияжем превращается в местами помолодевшую "гламурную" женщину, стремящуюся к навязанным стереотипам, а в итоге ставшую изуродованным посмешищем. Ладно, если некоторые випы создают неуклюжий "силиконовый" историзм с собственными барельефами, имперско-бивачным украшательством и прочими мещанскими слониками где-нибудь в своих дворцах, скрытых от наших глаз высокими заборами. Но беда в том, что пока дурновкусие делается напоказ и преподносится как благодетель. Впрочем, сегодня это происходит далеко не только в архитектуре (архитекторы тут, кстати, как правило ни при чём – они в нынешних условиях всего лишь исполнители воли, объекты диктатуры заказчика).
P.S. В ближайшем номере журнала "Общественное мнение", который выйдет на этой неделе, читайте большой материал, в котором наши эксперты расскажут о том, что делать с культурным наследием Саратова.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: