К главе Саратова Михаилу Исаеву обратились жители города, пользующиеся общественным транспортом. Граждане недоумевают из-за резкого сокращения числа автобусов на ряде маршрутов, а в результате не могут вовремя попасть на работу и учебу. Подписанты утверждают, что это произошло сразу после проведения городского конкурса среди перевозчиков, и просят восстановить прежнее количество автобусов. По данным "ОМ", такое число автобусов было изначально предусмотрено в конкурсной документации. Это решение было якобы принято в интересах МУПП "Саратовгорэлектротранс", которое испытывает последние годы значительные трудности, в том числе в связи с низкой популярностью электротранспорта. Мы попытались разобраться в ситуации.
В распоряжении "ОМ" оказались обращения жителей Саратова к главе города Михаилу Исаеву. В них, в частности, говорится: "К Вам обращаются пассажиры автобусных маршрутов №9, №54, №76, №79. После проведения последнего конкурса на пассажирские перевозки количество автобусов на этих маршрутах внезапно снизилось в 4-5 раз!!! Перевозчики объясняют это принудительное сокращение выпуска решением администрации города. Троллейбусы же почти не ходят и стоят в пробках, на что Вы сами неоднократно обращали внимание. В результате невозможно вовремя попасть на работу и учебу, а очереди на остановках выросли в несколько раз. Подобное положение вызывает социальную напряженность там, где ее никогда не было.
Убедительно просим Вас дать указание восстановить прежнее количество автобусов на маршрутах №9, №54, №76, №79 и дать жителям города возможность комфортно пользоваться общественным транспортом, а не стоять в очередях".
Отметим, что под обращением, копии которого были также направлены в МКУ "Транспортное управление Саратова" и председателю гордумы Виктору Малетину, подписи поставили порядка 350 человек.
Напомним, окончательные итоги конкурса перевозчиков были обнародованы 22 марта. Его результаты были частично обжалованы в УФАС по Саратовской области, а в дальнейшем пересмотрены конкурсной комиссией. Победителями стали в большинстве своем новые перевозчики. "Саратовгорэлектротранс" (СГЭТ), который ранее обслуживал несколько городских автобусных маршрутов, в этот раз даже не участвовал в конкурсе. Это произошло, как "ОМ" уже сообщал, в связи с вынесенным решением Арбитражного суда Саратовской области, который признал незаконной деятельность пассажирского транспорта.
Между тем, новые карты маршрутов разработаны специально для нового конкурса (вполне вероятно, для новой транспортной схемы Саратова. – "ОМ".), и количество автобусов, которые должны работать на каждом из маршрутов, было предусмотрено заранее. Однако принудительное сокращение транспортных единиц, как выясняется, произошло неповсеместно. На основной части маршрутов число автобусов как большой, так и малой вместимости сократилось менее чем на 10%, что нельзя сказать о маршрутах, которые дублируются с троллейбусными маршрутами. Здесь количество автобусов власти сократили в 2-5 раз. Речь, в том числе, идет, как ни странно, о тех маршрутах, о которых сообщают жители Саратова.
Так, автобусный маршрут №9 "Грибова – 2-я Садовая" до конкурса обслуживали 10 машин. Сейчас их осталось только две. 76-й маршрут "Грибова – ж/д вокзал" – было 8, стало – 2. На маршрут №42 "Музейная площадь – ТЦ "Сити-Молл" вместо 15 автобусов теперь выходят 8 транспортных единиц. На маршруте №79 "Ж/д вокзал – 4-й Жилучасток" работало 15 машин, сейчас – 4. На 54-м маршруте "Ж/д вокзал – Речной вокзал" количество автобусов сократилось с 8 до двух, на 82-м "Ж/д вокзал – Лермонтова" - аналогичная ситуация. На 11-м маршруте "Музейная площадь – ТЦ "Хеппи Молл" вместо 52 автобусов выходят – 42, на 58-м "Поселок Октябрьский – Мирный переулок" - 6 вместо 12.
Что же мы имеем на троллейбусных маршрутах? Может, граждане зря побеспокоили Михаила Исаева и решение о сокращении числа автобусов оправдано? Итак, на маршруте №3 (дублирует №9) должны работать 8 машин, но выходят на линию только 6. Таким образом, до конкурса на маршруте работали минимум 16 транспортных единиц (автобусы и троллейбусы), а теперь – 8. На 4-й маршрут выходят вместо 12 только 9 троллейбусов, на 15-й - 10, а не 13, на маршрутах №№2 и 2А работают 4 машины вместо 6. Получается, что сейчас, например, доехать от железнодорожного вокзала до Лермонтова можно лишь на двух автобусах и одном троллейбусе. Если представить расстояние, которое проходят машины, а также временные затраты (простаивание в пробках), несложно понять, сколько человеку потребуется ждать транспорт. Поэтому недоумение и досада саратовских пассажиров вполне объяснимы, хотя и логика городских властей, радеющих за сохранение электротранспорта, тоже понятна.
О том, что автобусы не позволяют не только развиваться, но и выживать муниципальному предприятию, говорят на протяжении последних лет десяти и чиновники, и общественники. Действительно, финансово-хозяйственное положение "СГЭТ" только ухудшается. По данным из открытых источников, в 2017 году выручка предприятия снизилась на 19 млн рублей и составила 351 млн. Прибыль последние 5 лет находится в "минусовой зоне", а в 2017 году "СГЭТ" получил 60 млн убытков. Капитализация также уменьшилась на 68 млн рублей и составляет 240 млн рублей. Сумма исковых требований более 30 млн рублей.
Все это, казалось бы, говорит в пользу того, что власти должны делать преференции муниципальному предприятию, однако ясно и другое – не за счет других участников рынка и, прежде всего, не за счет пассажиров.
Между тем, у "СГЭТ" - крайне изношенный подвижной состав (на фото), и последнее происшествие, связанное со взрывом колеса у троллейбуса, тому подтверждение. Не стоит забывать и о сложном предбанкротном положении завода "Тролза". Необходимо учитывать и тот факт, что многие пассажиры, а это в основном активная часть населения – служащие, учащиеся, не склонны пользоваться троллейбусами. Ведь бесперебойность работы этого вида транспорта зависит не только от исправности подвижного состава, но и от таких факторов, как состояние линии электропередачи, загруженность дорог, наличие на пути ДТП и коммунальных аварий, вскрышные работы. Достаточно вспомнить ежегодные вскрышные работы, например, на Горького, из-за которых приостанавливается движение троллейбусов. Поэтому использование автобуса в таких условиях выглядит более предпочтительным.
Впрочем, эти плюсы автобусного транспорта никоим образом не умоляют необходимость сохранения и развития электротранспорта.
"Таким решениям – нет логического объяснения, - прокомментировал ситуацию с сокращением количества автобусов депутат гордумы Виктор Марков. – Они из разряда – хоть святых выноси. Чтобы понять чиновников мэрии, надо встать на их уровень. Они работают в двоичной системе – разрешить и запретить. Вы, видимо, еще не знаете, но с мая на всех магистральных улицах Саратова будет введен запрет на остановку автотранспорта. Это решение было принято без согласования и обсуждения – узким кругом любителей простых решений. Поэтому сокращение автобусов – это также является проявлением интеллектуального потенциала администрации. Хотели сделать благое дело и поддержать "Саратовгорэлектротранс" - вот и поддержали!".
Наше издание намерено выяснить – как глава города отреагирует на чаяния жителей областного центра. Не менее интересным представляется и мнение о сложившейся ситуации прокуратуры и антимонопольного ведомства.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: автобусы, маршрут, перевозчики, троллейбус, обращение, Михаил Исаев, глава Саратова, конкурс, Виктор Марков