Директор компании «Центр правового консалтинга» – официального представителя компании «Банкротство ПЛЮС» (г. Москва) Владимир Орехов разъясняет суть понятия «банкротство» и возможности использования данного инструмента при ведении бизнеса и работе с контрагентами.
Стереотип №1: банкротство – это… не банкротство
Для начала расскажем, что такое банкротство. Это судебное дело – так называемое «дело о банкротстве». Тем не менее, если в отношении предприятия возбуждено такое дело, это совершенно не означает, что оно банкрот.
Из 5 процедур банкротства лишь одна является ликвидационной, остальные – реабилитационными (антикризисными). Подобные антикризисные процедуры – это финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение и наблюдение.
В ходе реабилитационных процедур предприятие может работать и даже приносить прибыль.
Дело о банкротстве возбуждается, когда предприятие в течение трёх месяцев не может рассчитаться с каким-либо долгом, скажем, по договору или налогам.
Поэтому сам факт введения, например, наблюдения еще ничего не означает.
Другой вопрос – открытие конкурсного производства: той единственной ликвидационной процедуры банкротства, результатом которой как раз и является исчезновение предприятия.
Однако банкротство – как птица Феникс. Если предприятие ликвидируется в порядке банкротства, все официальные долги списываются. При этом зачастую на том же месте появляется предприятие с таким же названием, но уже «очищенное» от долгов.
Естественно, не всё так просто, поскольку такая схема очень похожа на преднамеренное банкротство, за которое Уголовным кодексом установлена ответственность.
С другой стороны, это способ выживания предприятия в суровой российской действительности.
Стереотип №2: почему ликвидация – обычный этап в жизни предприятия?
Жизненный цикл любой, даже успешной компании имеет несколько стадий: стадия зарождения, стадия активного развития, стадия зрелости и стадия спада (рецессии).
Любая компания проходит через эти этапы и не может их миновать.
Например, всем известный факт, как развивалась одна из самых успешных компаний мира – Microsoft. Ее образовали друзья-студенты Билл Гейтс и Пол Аллен. Первый год компании можно считать периодом её зарождения – тогда оборот Microsoft составил всего чуть более 16 тыс. долл. в год.
В первой декаде текущего века компания прошла период активного развития и сейчас находится в стадии зрелости. Уверенно говорить о начавшейся рецессии еще нельзя, однако, мы все видим, как с рынка компанию Microsoft вытесняет Apple.
Но спустимся с небес на землю. Если вы проанализируете деятельность своей компании, то увидите следующее.
На стадии зарождения возникла идея бизнеса («тема»), она обсуждалась с партнерами и теми, кто мог помочь в ее реализации. Наконец, было зарегистрировано юридическое лицо. Когда штат был сформирован, а рынок увидел нового окрепшего игрока, мы можем говорить, что деятельность организации перешла в новую фазу – стадию активного роста. В ходе этой стадии компания постоянно увеличивает долю рынка, выпускает новые инновационные продукты, активно развивается. На пике предприятие продолжает своё движение в стадии зрелости. Достигнута оптимальная доля рынка, штат относительно постоянный. В целом всё хорошо, но прибыль уже не растет и наблюдается некоторый застой. Если на предыдущей стадии компания не смогла реорганизоваться и найти «второе дыхание», неизбежно наступает стадия спада (рецессии).
Ни вы и ни одна организация не могут постоянно сопротивляться смене жизненных циклов – как всем нам не удастся избежать старости. Если вы почувствовали, что стадия зрелости подходит к концу, а «второе дыхание» так и не наступило (в силу разных объективных и субъективных причин), вы можете принять решение пойти одним из следующих путей:
1) продолжать агонию компании;
2) пока еще не кончились деньги, закрыть предприятие, чтобы начать новую «тему».
Помощью специалистов ООО «Центр правового консалтинга» воспользовались многие предприниматели и бизнесмены. В некоторых случаях мы вынужденно отказывали, поскольку случай был настолько запущенный, что оперативное вмешательство специалистов уже было неэффективно.
В данной ситуации очень многие предприниматели допускают большую ошибку: они пытаются в нарушение объективных законов всеми силами продлить жизнь компании – тем самым абсолютно лишая себя возможности начать новый успешный бизнес.
Нужно правильно определить момент, когда организацию целесообразно ликвидировать, чтобы начать новый проект!
В этом нет ничего «постыдного» (не справился; не смог; что скажут партнеры? что теперь делать?). Поверьте: через некоторое время, когда кончатся деньги, даже организовать безопасную ликвидацию вы не сможете.
К тому же, партнеры уважают не того капитана, кто самоотверженно остается на корабле, пока он совсем не потонет, а того, кто смог вовремя понять проблему, пересадить всех на шлюпки и найти новый райский остров.
Даже если сейчас никакой темы нет – может, её нет потому, что в голове одни проблемы? И нет времени просто подумать…
ООО «Центр правового консалтинга»
г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 221
тел.: (8452) 59-49-39, +7-987-838-24-38
lawsaratov.ru, pravo64@bk.ru
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: