29 Марта 2024, Пятница, 11:51 ВКонтакте Twitter

Саратовская епархия: люди, годы, грехи

Номер журнала: №7(166), июль 2013 г.
12/08/2013 15:53

(начало: «ОМ», 2012, №5-12; «ОМ», 2013, №1-6)

Церковный обскурантизм и его жертвы
Выпущенный в середине прошлого века «Словарь иностранных слов» дает следующую трактовку понятия «обскурантизм»: «крайне враждебное отношение к просвещению и прогрессу, реакционность, мракобесие, свойственное отживающим эксплуататорским классам».
За прошедшие с тех пор десятилетия жизнь внесла определенные коррективы. Выяснилось, что эксплуататорские классы не умерли и не улетели на Луну. Главный эксплуататорский класс СССР – номенклатура – благополучно вжился в новую государственную надстройку современной Российской Федерации, что повлекло за собой профанацию практически всех демократических норм и возрождение де-факто однопартийного режима. На смену закрепленной в действующей Конституции доминанте прав и свобод человека, защита которых является обязанностью государства, пришла совершенно иная риторика. В ее основе – воинствующий изоляционизм, патернализм и милитаризм, подаваемые под видом «национальных духовных скреп». На передний край выдвинулось «православие» в качестве основного проводника в сознание масс этих новых идеологических ценностей.
Решить подобную задачу невозможно без существенной трансформации взгляда на окружающий мир, существовавшие долгие годы моральные приоритеты и исторические истины. При этом под моральными приоритетами не обязательно имеется в виду пресловутый «Моральный кодекс строителя коммунизма». В своей повседневной практике современные адепты «православия» нередко переступают через десять основных заповедей. Причем делается это во благо и славу церкви. Вот это явление я и называю современным православным обскурантизмом.
Понять, что такое православный обскурантизм, суть и последствия этого явления, нельзя без анализа конкретных фактов. Ведь отцы церкви и представители власти постоянно, словом и личным примером учат нас, что приобщение человека к православию делает его чище, добрее, честнее и т.д. То есть активный апологет неминуемо обретает все качества, синтезирующие такое понятие, как духовность. Но так ли это на самом деле?
Все примеры, о которых пойдет речь, взяты из жизни штатных клириков или тех мирян нашей родной Саратовской митрополии, чья деятельность пользуется безусловной моральной поддержкой и покровительством правящего архиерея – Владыки Лонгина.

Как советник ректора СГУ Сергей Небалуев «оживил» легендарного сержанта Якова Павлова и превратил его в лаврского старца Кирилла
Наиболее распространенной формой современного православного обскурантизма является постоянная фальсификация истории. В качестве орудия церковники нередко используют прихожан с учеными степенями либо занимающих солидные должности в учреждениях науки и культуры. Не могу утверждать, что это делается сознательно, но епархия концентрирует людей, которым усилиями самого Владыки Лонгина и его приближенных придается ореол своеобразной православной респектабельности. Эти люди через церковные либо светские СМИ выдают на-гора такое, что хоть стой, хоть падай.
Для начала рассмотрим в качестве примера «миссионерскую деятельность» советника ректора СГУ и старосты «домового храма» этого учебного заведения Сергея Ивановича Небалуева. Напомню: помимо своих профессиональных обязанностей господин Небалуев – директор «Фонда святого апостола Иоанна Богослова». Фонд являлся заказчиком противоправного строительства на университетской земле одноименного храма, возводимого по документам как «молодежный культурный центр». За эту деятельность в декабре 2012 года Сергей Небалуев удостоился благодарности Владыки Лонгина.
Кроме того, господин Небалуев нередко выступает в печати или дает интервью, где не только рассказывает о своем понимании сути православия, но и приводит своеобразные трактовки малоизвестных моментов отечественной истории.
Особенно много таких публикаций было в 2009 году, когда СГУ готовился отметить столетний юбилей. А поскольку Сергей Иванович еще и родоначальник оригинального стиля боевых единоборств, зачастую в газетных материалах, подготовленных с его участием, наряду с православием, красной нитью проходит и эта тема. Остановлюсь лишь на одной из подобных статей.
Итак, 11 июня 2009 года в издаваемой региональным правительством «Саратовской областной газете» вышел материал корреспондента Станислава Орленко о Сергее Небалуеве. И хотя интервью называлось «Проверить алгеброй гармонию боя», основное внимание в нем было уделено некой философской доктрине. Сам Небалуев охарактеризовал свою систему как «боевое искусство наших предков». Приведу небольшую цитату из его рассуждений:
«Не может быть никакого противоречия между верой и боевым искусством. Вспомните историю: когда люди шли на войну, они молились, причащались. К кому пошел князь Дмитрий перед битвой с Мамаем? К Сергию Радонежскому попросить благословения. И закончилась Куликовская битва Дмитриевской поминальной субботой, когда поминают всех павших в этом сражении. В бою каждый понимает, что никто не спасет, как Господь Бог. Поэтому после Великой Отечественной войны легендарный сержант Павлов постригся в монахи, стал старцем Кириллом, очень уважаемым в Троице-Сергиевой Лавре. Также и первый настоятель Псково-Печерского монастыря был героем войны».
Прочитав подобное, я едва не впал в прострацию. Во всяком случае, возникло острое желание ущипнуть себя и вернуться в реальность. Ведь с детских лет в памяти неизгладимые впечатления, когда вместе с матерью и своим классом я ездил на экскурсию в Волгоград на еще курсировавшем в те годы по Волге колесном пароходе «Дмитрий Фурманов». Для меня, двенадцатилетнего пацана, это была не просто туристическая поездка. Я с трепетом осознавал, что скоро увижу те места, где воевал мой дед – военный корреспондент 4-й гвардейской армии, чей боевой путь пролег от Сталинграда до Вены.
В киоске на Мамаевом Кургане мы с мамой купили несколько книг местного издательства о Сталинградской битве. Было это в 1972 году.
Приобрели мы и книгу Ивана Афанасьева – того самого лейтенанта, который все же сумел с небольшим подкреплением пробиться к «дому Павлова» и как старший по званию принял на себя командование обороной этого объекта. Так вот, значительное место в этой книге было уделено послевоенной судьбе участников героической обороны «дома Павлова». Многие из них вернулись к себе на родину и добились немалых трудовых успехов. В книге приводилась свежая фотография со встречи ветеранов – участников обороны легендарного дома – со своими командирами, лейтенантом Иваном Афанасьевым и сержантом Яковом Павловым. На фото сержант Павлов, как и все его боевые товарищи, в цивильном костюме. Никаких ряс, клобуков, наперсных крестов и т.п. церковных атрибутов, отличающих православного монаха от мирянина, я не заметил. Из текста также следовало, что в Волгоград, на встречу с боевыми друзьями Герой Советского Союза Яков Федотович Павлов приехал с Новгородчины, откуда он ушел воевать и куда вернулся после окончания Великой Отечественной войны. Но никак не из Троице-Сергиевой Лавры.
Для поисков истины пришлось обратиться к официальной биографии легендарного героя, опубликованной в Википедии. Вот что сообщается там применительно к послевоенному времени:
«17 июня 1945 года младшему лейтенанту Якову Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль №6775). Павлов демобилизовался из рядов Советской Армии в августе 1946 года.
После демобилизации работал в г. Валдай Новгородской области, был третьим секретарем райкома, окончил Высшую партшколу при ЦК КПСС. Трижды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР от Новгородской области. После войны был также награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской революции. Неоднократно приезжал в Сталинград (ныне Волгоград), встречался с жителями города, пережившими войну и восстанавливавшими его из руин. В 1980 году Я.Ф. Павлову было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».
Павлов похоронен на Аллее героев Западного кладбища Великого Новгорода. Существует версия, что Павлов не умер в 1981 году, а стал духовником Свято-Троице-Сергиевой Лавры о. Кириллом. Информация не имеет подтверждений – это его однофамилец, который также являлся защитником Сталинграда
».
От себя могу добавить, что «эта информация» не только не имеет подтверждений, но и имеет опровержения. В конце 90-х – начале «нулевых», когда дезинформация о легендарном сержанте, якобы ушедшем в монастырь и ставшем духовником Троице-Сергиевой Лавры стала распространяться особенно интенсивно, возмутились жители Новгородской области. Посыпались обращения в ветеранские организации, СМИ и к депутатам с просьбами разобраться в ситуации и очистить биографию героя от религиозных плевел. На просьбу откликнулась газета «Труд». Собственный корреспондент этого издания в Волгограде Михаил Вержба 9 ноября 2001 года опубликовал статью «Сержант Павлов не уходил в монастырь». Вот небольшая выдержка из нее:
«Сам Павлов и его фронтовые товарищи были в городе-герое людьми известными. Частенько они приезжали сюда на праздники, переписывались с пионерскими дружинами, рабочими бригадами, носившими их имена. Сегодня из того маленького гарнизона в живых остались только двое. И им не до поездок. Сам Яков Федотович Павлов в послевоенные годы работал в народном хозяйстве, окончил ВПШ при ЦК КПСС, трижды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, был награжден орденами Ленина и Октябрьской революции. В 1980-м году он удостоился звания «Почетный гражданин Волгограда». Спустя год героя-фронтовика не стало... Человек умер, но его имя осталось в истории. И вот вокруг его имени в последние годы стало происходить нечто от фантасмагории. Не стану пересказывать все, что печатают иные газеты, просто назову заголовки нескольких публикаций: «Сержант Павлов жив?», «Тайна пулеметчика Павлова», «Стал ли сержант Павлов старцем Кириллом?», «Дом Павлова продается. Имя героя украдено»…
Теперь уже трудно установить, кто первым выдвинул «версию», будто легендарный защитник Сталинграда и поныне здравствует, являясь… старцем-чудотворцем, архимандритом Кириллом (?!). В разных вариациях излагается такая легенда. Мол, в самый страшный момент сражения, когда смерть уже витала над защитниками того дома, явилась отважному воину Пресвятая Богородица. Павлов воспрял духом и понял, что выстоит и выживет, несмотря ни на что. Тогда он поклялся, что коли уцелеет – уйдет после войны в монастырь. И, вернувшись с фронта, сержант Павлов якобы поступил в семинарию, затем принял монашество и получил имя Кирилл. Будто бы вызвали его однажды в военкомат города Загорска (ныне Сергиев Посад) и спросили: «Что мы скажем начальству»?». Монах Кирилл ответил: «Скажите, что я умер». И в военкомате с этим согласились. Поскольку история слишком туманна и маловероятна, сотрудники волгоградского музея-панорамы «Сталинградская битва» настойчиво пытались распутать этот узел… И выяснилось, что не один, а трое Павловых, отличившихся в Сталинграде, стали Героями Советского Союза. Кроме Якова, это капитан Сергей Михайлович Павлов и гвардии старший сержант Дмитрий Иванович Павлов (последний умер в 1971 году). Заместитель директора музея, кандидат искусствоведения Светлана Аргасцева даже показала фотографии трех Павловых и старца Кирилла криминалистам – на предмет установления внешнего сходства, но они такового не обнаружили. Однако вернемся к легендарному герою. На похороны Якова Федотовича осенью 1981 г. ездил сотрудник музея Иван Логинов. Хоронили героя при большом скоплении людей, долгие годы лично и хорошо знавших Якова Федотовича. Какие вопросы могли возникнуть после этой печальной церемонии на Западном кладбище Новгорода? Никаких. В экспозиции музея как бесценные реликвии хранятся Золотая Звезда и другие награды Я.Ф. Павлова.
Тем не менее, в преддверии празднования 60-летия Сталинградской битвы «история с перевоплощением» вновь стала кочевать по страницам газет. При этом многих озадачивает, почему ее не опровергает сам старец Кирилл? Уж он-то точно знает, что это всего лишь красивая сказка на военно-духовную тему. В ней, впрочем, есть и своя правда. Она в том, что о. Кирилл, живя в миру, носил фамилию Павлов, а в годы Великой Отечественной войны защищал Сталинград
».
В своей публикации журналист «Труда» предпочел не касаться довольно скользкого вопроса – о мотивах и инициаторах затеи с возникновением «красивой сказки на военно-духовную тему». Между тем, мне доводилось слышать довольно правдоподобную версию на эту тему от конфиденциального источника в церковной среде. По его мнению, мотив – желание отцов церкви получить благотворительную помощь. В этом нет ничего противозаконного, если бы не одно «но». Помощь должна была поступить в виде типографского оборудования, а в качестве благотворителей выступали представители ряда иностранных церквей. В том числе епископальной церкви США и англиканской церкви Великобритании, главой которой, как известно, является королева Елизавета II. Описываемая ситуация имела место в первой половине 90-х годов, когда РПЦ была относительно автономна от государства и не получала спонсорской помощи ОАО «Газпром». При этом иностранное полиграфическое оборудование должно было поступить в Троице-Сергиеву Лавру, которая в то время считалась своеобразным миссионерским центром РПЦ.
Однако на каком-то этапе у дарящей стороны, по-видимому, возникли сомнения в уместности тратить деньги британских налогоплательщиков на православных батюшек. Чтобы переломить ситуацию и заставить англичан принять положительное решение, в Лавре родилась легенда, что духовник этого главного монастыря России – тот самый сержант Павлов. Получалось, что и спустя 50 лет после окончания Второй мировой войны «западные союзники» продолжают оказывать материально-техническую помощь «герою Сталинграда», который столь же истово борется за духовное возрождение своей страны, сколь героически защищал город на Волге. В общем, данная «сказка на военно-духовную тему» должна была произвести эффект.
Косвенное подтверждение версии – проникновение этой хитрой выдумки церковников в научные исторические труды солидных зарубежных авторов. В качестве примера могу привести книгу британского военного историка Уилла Фаулера «Сталинград – 7 решающих дней», которая в 2007 году была переведена и издана в России. Издание изобилует превосходным иллюстративным материалом, рассказывающим о той великой битве на Волге. Однако есть в ней строки, прямо указывающие, что известный британский публицист и историк тоже стал жертвой православных фальсификаторов.
«Павлов пережил Сталинградскую битву и в составе своей части в 1945 г. дошел до Берлина. За свой подвиг в Сталинграде он получил звание Героя Советского Союза. Видимо, потрясения, пережитые в Сталинграде, подвигли его к вере: после войны он стал священником православной церкви. Остаток жизни он прожил под именем архимандрита Кирилла, навсегда решив больше никого не убивать. (Здесь автор повторяет известную легенду. На самом деле Герой Советского Союза, старший лейтенант Яков Федотович Павлов (1917-1981), защитник знаменитого дома Павлова, имевший во время боев в Сталинграде звание старшего сержанта и служивший в 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии, никогда не принимал священнического сана. Вышеупомянутый архимандрит Кирилл является лишь его однофамильцем.Прим. ред.)». (Фаулер У. Сталинград – 7 решающих дней, 2007. с.89)
Очевидно, в мозгу английского исследователя и джентльмена настолько не укладывалась сама возможность того, что биографию известного всей стране героя можно так, за здорово живешь, присвоить и использовать в рекламно-пиаровских целях, что он автоматически «похоронил» лаврского старца. А тот, между тем, жив и поныне, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в церковных СМИ. При этом несколько изменилась и тональность материалов.
Сегодня писать, что старец Кирилл тот самый герой Сталинграда, легендарный сержант Яков Павлов, отваживается в России разве что Сергей Небалуев. Другие авторы, даже из числа наиболее «православнутых», отмечают лишь гипотетические военные заслуги старца Кирилла (в миру – Ивана Дмитриевича Павлова, 1919 года рождения, уроженца села Маковские Выселки Рязанской области). При этом в публикациях последних лет по-прежнему не упоминаются ни воинская специальность, ни название части и даже фронта, в составе которых защищал отечество от фашистов героический старец.
Что же касается боевых наград и воинских званий, которые имел в войну Иван Дмитриевич Павлов, о них говорят по-разному. Применительно к званиям – от рядового и впоследствии гвардии сержанта (сайт «Фонда преподобного Максима Грека») до лейтенанта (Википедия). В частности, в биографической статье об архимандрите Кирилле в Википедии сообщается:
«Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта. Участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом). В боях возле озера Балатон в Венгрии. Закончил войну в Австрии, демобилизовался в 1946 году.
Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие
».
А вот на сайте «Фонда преподобного Максима Грека», члены которого называют себя друзьями Ватопедского монастыря, некий автор, спрятавшийся под ником Den Batuev, лишает будущего духовника трех патриархов офицерского звания и понижает его до гвардии сержанта. Статья Батуева так и называется «Гвардии сержант Павлов». Но за это нынешний старец Кирилл наделяется медиапоследователем преподобного Максима Грека титулом Героя Советского Союза. Одновременно в статье приводится душещипательная история, как обладание медалью «Золотая звезда» чуть не закрыло нашему герою (Ивану Павлову) путь к Богу (точнее, возможность поступить в духовную семинарию и сделать церковную карьеру):
«Звезду Героя Советского Союза и орден Отечественной войны гвардии сержант Иван ппавлов получил беспартийным. Мы знаем, что на фронте эти награды давались только за собственное мужество и героизм. Беспартийный красноармеец Павлов прошел Румынию, Венгрию и Австрию в составе танкового корпуса. А вернувшись в 1946 году в Москву, отправился в Елоховский собор – узнать, как стать священником.
В Ново-Девичьем монастыре, где после войны открылась духовная семинария документы у Героя Советского союза, кавалера боевых орденов, дважды раненого гвардейца Павлова принимать отказались. НКВД, полностью контролировавшее церковную жизнь, не могло допустить чтобы герой войны «пошел в попы». И тогда сержант Павлов совершивший уже подвиг исповедничества, совершил второй духовный подвиг. По совету неизвестного старца в Троице-Сергиевой Лавре Герой Павлов принял обет молчания. Никогда больше не рассказывал он о своих фронтовых подвигах и наградах. А фронтовиков в 1946 году было столько, что с каждым разбираться было невозможно. С конкурсом в пять человек на мето Иван Павлов поступил в семинарию. Среди многих фронтовиков поступивших в семинарию, а потом в духовную академию Иван Павлов выделялся разве что скромностью и усердием
».
(орфография и пунктуация оригинала сохранены в девственной неприкосновенности. – Авт.)
И, наконец, на сайте «Православные знакомства – Православная социальная сеть» имеется заметка под названием «Немного биографии старца Кирилла Павлова». В ней также кое-что можно узнать об этом человеке:
«Со своей военной частью будущий отец Кирилл Павлов дошел с боями до Австрии. Сержант Павлов был награжден орденом Славы и медалями. В 1946 году он был демобилизован в Венгрии и приехал в Москву – служить Богу».
Итак, нынешний старец – уже не Герой Советского Союза. Но солдатский орден Славы – это тоже очень почетно. Но где же истина? В составе какой воинской части сражался то ли рядовой, то ли сержант, а может, даже и лейтенант Иван Дмитриевич Павлов? За какие такие подвиги этот человек был награжден боевыми орденами и медалями? И является ли он на самом деле Героем Советского Союза? Или все это недобросовестные домыслы? До недавнего времени ответить на все эти вопросы было весьма сложно. Единственное, о чем, судя по описаниям боевого пути военнослужащего Ивана Павлова, можно было говорить более или менее уверенно, так это о том, что он воевал на 3-м Украинском фронте.
Но тут в поисках на помощь мне пришло само провидение. Господь Бог явил ЧУДО! ЧУДО имело должность министра обороны России и прозывалось Анатолием Сердюковым. Благодаря деятельности этого ЧУДА в работе Министерства обороны стали происходить вещи, доселе невиданные и вряд ли возможные ранее. И за одну из них мы – дети и внуки фронтовиков – должны поклониться Анатолию Эдуардовичу в пояс до земли. Пишу об этом без всякой иронии и намеков на особые отношения бывшего министра с его подчиненными женского пола. Без шуток: я безмерно благодарен господину Сердюкову за специальный сайт «Подвиг народа. ру». Работники Министерства обороны и его подразделения – ведомственного архива в Подольске – проделали поистине гигантскую работу, выложив в свободный доступ подлинные документы времен Великой Отечественной войны. В особом разделе на этом сайте помещены сведения о награждении фронтовиков так называемыми «персональными наградами». Под таковыми понимаются ордена СССР, а также медали «За отвагу», Ушакова, «За боевые заслуги», Нахимова. Для просмотра электронных копий подлинных фронтовых наградных листов либо приказов по части с описанием конкретных подвигов пользователю достаточно знать фамилию, имя, отчество ветерана и, по возможности, его год рождения. Все эти данные применительно к нынешнему старцу Кириллу, духовнику трех патриархов, имелись. Оставалось только их набрать и проанализировать результаты.
Итак, поиск по разделу «Награждения» выдал четыре лица, носивших имя Павлов Иван Дмитриевич и родившихся в 1919 году. Три из этих награждений были произведены в годы Великой Отечественной войны. Причем все три – это медали «За отвагу». Пройдемся по ним в хронологической последовательности.
Первым из числа полных тезок современного старца Кирилла медали «За отвагу» был удостоен сержант 769-го горно-артиллерийского полка 242-й горно-стрелковой дивизии. Свой подвиг он совершил при освобождении станицы Крымская Краснодарского края. Судя по описанию подвига, был этот сержант Павлов связистом и во время штурма одной из господствующих высот заменил выбывшего командира и лично под огнем противника протянул связь в передовые порядки наших наступающих войск. Затем участвовал в отражении немецкой контратаки и в том бою погиб. Так что старцем Кириллом этот сержант Павлов стать не мог по вполне понятной причине.
Далее в нашем списке идут два красноармейца Павлова. Первым из них медаль «За отвагу» получил 12 октября 1944 года Иван Дмитриевич Павлов, боец 68-го стрелкового полка 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта. По воинской специальности этот рядовой Павлов – номер расчета 76-мм орудия, а медалью награждался «за мужественный и самоотверженный подвоз боеприпасов под огнем противника». 76-мм орудия – это пушки, специально разработанные для уничтожения немецких танков. Указание, что красноармеец Павлов входил в орудийный расчет, говорит, что этот воин был в постоянной опасности. Косвенное подтверждение тому – упоминание в приказе о двух полученных ранее ранениях. Однако служба на 1-м Прибалтийском фронте автоматически исключает возможность, что этот боец и есть искомый нами старец Кирилл.
Третий награжденный медалью «За отвагу» Иван Дмитриевич Павлов – это красноармеец 1513-го самоходного артиллерийского полка 3-го Украинского фронта. Представляю, как при чтении этих строк возликовали умы и сердца православного люда. Наконец-то, подлинные фронтовые документы прольют свет истины на героические подвиги лаврского старца. Однако не будем спешить с выводами. Как следует из приказа о награждении от 30 марта 1945 года по 1513-му самоходному артиллерийскому полку, старший красноармеец Иван Дмитриевич Павлов получил медаль за то, «что за время напряженных боев с 16 марта по 26 марта 1945 года своевременно и в срок оформлял штабные документы и отсылал их в вышестоящие штабы. Напряженным и самоотверженным трудом обеспечил вышестоящие штабы информацией о действиях и продвижении полка».
Да-да, не удивляйтесь. Старший красноармеец Иван Дмитриевич Павлов служил в должности штабного писаря. А таковых боевыми медалями «За отвагу», как правило, не награждали. Но нет правил без исключений. Середина марта 1945 года официально считается временем завершения Балатонской операции – последней официальной оборонительной операции Советской Армии в ходе Великой Отечественной войны. Войска 3-го Украинского фронта сумели остановить мощнейший контрудар 6-й танковой армии СС под командованием Зеппа Дитриха. И не только остановить, но и перемолоть ее в ходе сражения, длившегося с 6 по 15 марта. Так вот, уже на следующий день после прекращения немецкого контрнаступления писари 1513-го самоходно-артиллерийского полка в течение десяти дней работали не покладая рук, подготавливая и отправляя документы для вышестоящих штабов. Не надо быть особым провидцем, чтобы сообразить, что речь шла о наградных документах на отличившихся в боях офицеров и солдат полка. Испрашивать у вышестоящего начальства правительственные награды для самих писарей в условиях, когда только-только отгремели тяжелые бои, по-видимому, командиру полка было неудобно. Поэтому он наградил особо трудолюбивых своей волей единым приказом. Медаль «За отвагу» – это максимальная награда, которой командиры полков могли наградить отличившихся воинов. Но был ли писарь Иван Павлов тем человеком, который впоследствии стал старцем Кириллом?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется проанализировать последнего Ивана Дмитриевича Павлова, 1919 года рождения.
Место рождения – деревня Маковские Выселки Рязанской области – не оставляет никаких сомнений, что, наконец-то, мы имеем дело с информацией о награждении архимандрита Кирилла. Итак, 6 апреля 1985 года духовник трех патриархов, лаврский старец Кирилл (в миру – Иван Дмитриевич Павлов) был награжден орденом Отечественной войны II-й степени. Для человека, знакомого с особенностями советской наградной системы, этот факт является определенной подсказкой, позволяющей пролить свет на ключевые моменты боевой биографии фронтовика. Для всех остальных потребуется небольшое пояснение.
Изначально орден Отечественной войны был учрежден Президиумом ВС СССР 20 мая 1942 года по инициативе Сталина. Это был первый военный орден, чей статут конкретизировал подвиги и заслуги, за которые надлежало награждать. В этом перечне присутствовало 30 позиций для I степени ордена и 25 – для II степени. Подобная детализация появилась и в статуте учрежденного впоследствии солдатского ордена Славы. Поэтому эти две награды были наиболее почитаемы среди фронтовиков. Однако весной 1985 года, накануне 40-летия Победы, появился указ, согласно которому, вопреки существующему статуту ордена военных лет, орден Отечественной войны превращался в разновидность массовой юбилейной награды. По указу, награждению этим орденом подлежали все реальные участники Великой Отечественной войны, в том числе партизаны и подпольщики. Под словом «реальные» следует понимать службу в воинских частях в то время, когда они принимали непосредственное участие в боевых действиях. При этом награждению орденом Отечественной войны I степени подлежали все маршалы, генералы и адмиралы, кавалеры любых орденов СССР и медалей «За отвагу», Ушакова, «За боевые заслуги», Нахимова, «Партизану Отечественной войны», полученных в годы войны, а также инвалиды Великой Отечественной войны. То есть лица, получившие на фронте ранения, контузии или серьезные заболевания, связанные с прохождением воинской службы. А вот тем фронтовикам, которые не удостоились в войну ни персональных наград в виде орденов и перечисленных выше медалей, не имели ранений, полагался, по тому горбачевскому указу, орден Отечественной войны II степени. В 1985 году «юбилейный» орден Отечественной войны I степени получили 2 млн 500 тысяч ветеранов, а II степени – 6 млн 500 тысяч человек. Поэтому награждение архимандрита Кирилла в 1985 году именно II степенью ордена Отечественной войны со всей очевидностью указывает, что он не имел ни ранений, ни персональных боевых наград. В противном случае у него бы был орден I степени. И это дает ключ к пониманию того странного, на первый взгляд, молчания старца Кирилла относительно его фронтовых подвигов. Очевидно, что хвастаться было особенно нечем. А уличать церковную братию в нарушении заповеди «не свидетельствуй ложно» тоже было как-то не с руки. Оставалось молчать, принимать исповеди и отпускать грехи. В том числе, и грех публичной лжи братьев во Христе.
Допускаю, мне могут возразить, что авторами практически всех публикаций в СМИ, воспевающих и расписывающих на все лады несуществующие фронтовые подвиги известных деятелей православной церкви, являются люди сугубо светские и к самой церкви прямого отношения не имеющие. Ну и что, что Владыка Лонгин в декабре 2012 года объявил благодарность директору Саратовского православного фонда Иоанна Богослова Сергею Небалуеву? Ведь в голову к Небалуеву саратовский митрополит при всем его могуществе влезть не может! Равно как и постоянно контролировать его высказывания и действия.
И тут неизбежно встает вопрос: являются ли многочисленные фальсификации отечественной военной истории и биографий конкретных участников войны так называемыми «эксцессами исполнителей»? Это когда актуальна поговорка: «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб разобьет!». Либо же все это – звенья единой политики современного православного обскурантизма, генерируемой в церковных кругах? Лично я склонен придерживаться второй версии – о единстве стратегической линии на тотальную историческую ложь, истоки которой именно в церковных кругах. И основа для такого вывода – один весьма характерный для нашей Саратовской митрополии случай, наглядно демонстрирующий общероссийский тренд церковно-патриотической пропаганды.

Как игумен Нектарий (Морозов) превратил Великого Наместника в офицера СМЕРШ, попутно «подправив» архимандрита Тихона (Шевкунова)
Весной нынешнего года в издательстве Саратовской митрополии вышла книга «О церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом». Авторами этого, солидного на вид издания, указаны игумен Нектарий (Морозов) и Елена Балаян. Игумен Нектарий – руководитель редакционно-издательского отдела местной митрополии и одновременно настоятель двух (!) саратовских храмов. На долю Елены Балаян в данном церковном проекте выпала неблагодарная миссия «светской журналистки». Данное словосочетание я поставил в кавычки не только потому, что оно использовано в названии новой книги главного идеолога саратовских православных церковников. Многим в нашем городе хорошо известно, что несколько последних лет Елена Александровна была редактором специального православного приложения к еженедельнику «Саратовский Взгляд» – «Взгляд-Православие». И еще в 2008 году, за педалирование в своем творчестве православной тематики, удостоена специальной епархиальной премии имени Владислава Боровицкого. Следовательно, «светской журналисткой» ее можно считать с большой натяжкой. А что книга – сугубо пропагандистский акт и прошла двойную церковную цензуру, убеждают и некоторые «выходные данные». На второй ее странице вверху указано, что издание осуществлено «По благословению митрополита Саратовского и Вольского Лонгина». А чуть ниже сообщается: «Рекомендовано к публикации издательским советом Русской Православной Церкви» с присвоением соответствующего номера – ИС 13-303-0288.
Помимо этих, чисто формальных, моментов со стороны должностных лиц православной церкви, читателю явлен и неформальный элемент поддержки. А именно, предисловие к данной книге написала хорошо известная в патриотической тусовке России дама – главный редактор издаваемой Никитой Михалковым столичной газеты «Культура» Елена Ямпольская. Вот лишь толика ее комплиментов в адрес саратовских авторов:
«Когда священник не просто давний знакомый, но еще и твой ровесник, возникает интересная возможность: не только он следит за твоим развитием, но и ты можешь наблюдать его духовный рост. Книга «О церкви без предубеждения», с моей точки зрения, свидетельствует о состоявшейся зрелости духа. Признаюсь, начав читать, была ошеломлена: с таким человеком уже не «пофамильярничаешь» – в силу равных лет и былого единства профессии. Тот, с кем вчера хотелось спорить, сегодня вызывает пиетет. Наверное, так начиналось становление пастыря из молодого священника.
По-белому завидую второму автору книги – саратовскому журналисту Елене Балаян. Ей не просто выпало душеполезное занятие – она решала очень интересную, с профессиональной точки зрения, задачу. Не знаю, ориентировалась ли Елена на хит Фредерика Бегбедера «Я верую – я тоже нет», но, во всяком случае, отцу Нектарию достался собеседник более пылкий, нежели епископу де Фалько. Теплохладный, пресыщенный разговор здесь был невозможен
».
Для вступления, думаю, вполне достаточно. А теперь перейдем к сути. Для примера возьмем фронтовую судьбу архимандрита Алипия (Воронова). Не побоюсь утверждать, что это один из наиболее заслуженных деятелей православной церкви. Архимандрит Тихон (Шевкунов), считающийся в народе духовником президента Путина, в своей знаменитой книге «Несвятые святые» посвятил отцу Алипию целую главу – «Великий Наместник». Одно то, что отец Тихон написал «наместник» с заглавной буквы, говорит о величайшей степени уважения. В годы господствующего государственного атеизма отец Алипий фактически спас от разрушения, а затем возглавил и осуществил реставрацию жемчужины русской духовной культуры – Псково-Печерского монастыря. В годы его наместничества действующий православный монастырь стал доступен для посещения как верующими, так и неверующими. Подвижническая деятельность настоятеля Алипия получила известность, признание и поддержку далеко за пределами СССР. Благодаря активности отца Алипия и помощи детектива-любителя из ФРГ Георга Штайна удалось обнаружить в Германии и вернуть в СССР большую часть сокровищ из ризницы Псково-Печерского монастыря, украденных фашистами во время войны. В мае 1973 года ценности были возвращены контейнером через Ленинградский морской порт. Консул ФРГ в Ленинграде г-н Диттер Боден сопровождал груз до Псково-Печерского монастыря. По спискам от 25 мая 1973 года настоятелем обители было принято 12 ящиков, в которых находилось 504 предмета – это 89% от общего количества вещей, вывезенных немцами при отступлении.
Кроме этого, отец Алипий был страстным коллекционером живописи. В его частной коллекции, которую он собирал всю свою сознательную жизнь, хранилось немало уникальных полотен отечественных и западно-европейских мастеров. В 1974 году, за год до своей смерти, отец Алипий безвозмездно передал большую часть своей коллекции отечественной живописи – 45 картин – в Русский музей в Ленинграде. Что же касается зарубежных полотен из коллекции «Великого Наместника», как сообщает Википедия, «в 1975 и 1978 годах, уже после смерти архимандрита, основная часть его европейского собрания не без трудностей была передана в Псковский музей-заповедник. В 1975 году передано 118 произведений, а в 1978 году – еще 27».
Известно также, что архимандрит Алипий был участником Великой Отечественной войны и имел боевые награды. О его фронтовых делах в Википедии говорится следующее:
«С 21 февраля 1942 года по 25 сентября 1945 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошел боевой путь от Москвы до Берлина в составе 4-й танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах.
В 1943 году работы И.М. Воронова экспонировались в Можайском краеведческом музее: картины «Передача Можайского знамени подшефной части», «Шаликово после оккупантов», фото-художественный альбом «Подарок шефам». Композиция «Вручение гвардейского знамени» хранилась в клубе НКВД (г. Москва)
».
После прочтения подобного сразу же возникают вопросы. Как, например, Ивану Воронову (будущему отцу Алипию) удавалось совмещать активное участие в боевых операциях с не менее плодотворным занятием живописью? Причем настолько плодотворным, что фронтовые полотна и альбомы – творения этого художника – выставлялись в тыловых музеях и ведомственных клубах. Так чем же, в самом деле, занимался на фронте будущий «Великий Наместник» Иван Воронов? Я попытался поискать ответы. И один из вариантов обнаружил в книге игумена Нектария и Елены Балаян – в главе «О «соглашательстве» с властями и «сотрудничестве» с КГБ». Итак, на страницах 165-166 читаем:
«Был такой человек, архимандрит Алипий (Воронов), совершенно легендарная личность. Он прошел войну, причем в качестве офицера СМЕРШ, и, дав, видимо, какой-то обет, по окончании войны пришел в Троице-Сергиеву Лавру, а впоследствии был направлен в Псково-Печерский монастырь. Видимо, кто-то ожидал, что бывший офицер СМЕРШ будет совершенно управляемым, но он оказался не просто неуправляемым, но и «антисоветским» человеком. Есть вещи, которые вошли в опубликованные воспоминания о нем, а есть моменты, которые настолько остры и настолько, скажем так, забавны, что их ни в каких воспоминаниях не встретишь».
Если верить отцу Нектарию, такой всемирно известный деятель Русской Православной Церкви, как архимандрит Алипий, не просто «сотрудничал с КГБ», но был активным участником сталинской карательной машины – офицером СМЕРШ. Удивительное дело: подавляющее число фронтовиков, с которыми мне доводилось общаться в этой жизни, считали СМЕРШевцев кровавыми палачами, кто в реальной боевой обстановке выполнял план по выявлению среди защитников Родины «самострельщиков», потенциальных перебежчиков и лиц, рассказывавших анекдоты о «великом вожде и учителе». А тут вдруг оказывается, что в пропагандистской книжке этот благороднейший человек, архимандрит, большую часть своей сознательной жизни положивший на алтарь служения РПЦ, вдруг причисляется к когорте профессиональных сталинских опричников. И если допустить, что Иван Михайлович Воронов на фронте действительно был офицером СМЕРШ, то есть вербовал стукачей (секретных осведомителей) среди солдат и сержантов, получал агентурные донесения, арестовывал подозреваемых в мародерстве или желании сдаться в плен, готовил документы для военного трибунала, как ему удавалось сочетать интенсивную оперативную работу с активным занятием живописью?
Заглянем на сайт «Подвиг народа. ру» и ознакомимся с подлинными наградными документами военных лет. Благо, что нам известны не только фамилия, имя, отчество и год рождения интересующего нас человека, но даже номер армии, в которой он прошел всю войну. Результаты поисков таковы – за время войны Иван Воронов был награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды. При этом документы давали полное основание утверждать, что Иван Михайлович Воронов, позже ставший архимандритом Алипием, не только не имел никакого отношения к СМЕРШ, но и вообще не был офицером. Все войну Иван Воронов прошел в звании рядового. Свою первую боевую награду – медаль «За боевые заслуги» – он получил в сентябре 1944 года. В то время рядовой Воронов официально являлся стрелком стрелковой роты 16-й гвардейской механизированной бригады. А вот как в графе «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг» описываются деяния, за которые Ивану Воронову вручили боевую медаль:
«Тов. Воронов И.М. в период сложной боевой обстановки армии провел большую работу по созданию художественно-оформленной истории 4-й танковой армии. Около 3-х месяцев, не отрываясь, сумел своим добросовестным и честным трудом к порученной работе создать под руководством работников политотдела армии хороший художественный альбом как по своему содержанию, а также и по внешнему оформлению.
Работа тов. Воронова заслуживает внимания и оценки. Ходатайствую перед военным советом армии о награждении тов. Воронова правительственной наградой, медалью «За боевые заслуги».
Начальник политотдела 4 ТА
полковник (Кладовой)
».
В «табели о рангах» советских боевых наград медаль «За боевые заслуги» занимает одно из последних мест. Право награждать такой медалью в боевой обстановке обладали воинские начальники в должности от командира полка и выше. А тут вдруг представление на рядового стрелка самолично подписывает начальник политотдела аж целой танковой армии. Спрашивается, за что такая честь? Обратимся к наградному листу, согласно которому рядовой Воронов был удостоен ордена Красной Звезды. Данный наградной лист был составлен 27 июня 1945 года. То есть данная награда венчала ратный путь воина. Итак, в графе «Звание» уже значится «гвардии рядовой», и это понятно: 4-я танковая армия стала гвардейской. А вот по части воинских обязанностей у нашего героя произошли существенные изменения. В частности, в графе «Должность» указано: «Художник. Политический отдел 4-й гвардейской танковой армии».
Не менее занятно прочесть и раздел «Краткое, конкретное описание личного боевого подвига или заслуг»:
«Гвардии рядовой Воронов Иван Михайлович за время службы в 16-й бригаде показал себя дисциплинированным и храбрым воином, и как исполнительный боец был в августе месяце 1944 года прикомандирован для работы в политотделе армии. За время работы показал себя исключительно добросовестным и трудолюбивым работником. Несмотря на сложность боевой обстановки и быстрых маршей, умело выполнял задания по обобщению боевого опыта и партийно-политической работы. Все исполнявшиеся работы товарищем Вороновым носят характер творчества и новизны. В боевой обстановке держал себя смело и мужественно. За отличную работу и личное мужество достоин правительственной награды ордена «Красная Звезда».
Ст. инструктор политического отдела 4 ГТА
гвардии майор (Исаенко)
».
Сопоставив текст этого представления с текстом предыдущего, нетрудно в общих чертах восстановить боевой путь Ивана Воронова. По-видимому, руководству 16-й гвардейской механизированной бригады, куда попал служить молодой художник, вскорости стало известно о профессиональных навыках и талантах бойца. И командование использовало Ивана Михайловича в соответствии с его гражданской специальностью. Боец Воронов работал в интересах политотдела бригады, всемерно укрепляя связь тыла и фронта. Отсюда и его картины на военную тематику, сразу же попадавшие в экспозицию Можайского краеведческого музея или клуб НКВД в Москве. Но пока рядового Воронова к правительственным наградам не представляли: по-видимому, бригада участвовала в тяжелых боях, и на фоне солдат и командиров, реально проливавших кровь, награждать политотдельского художника было как-то неудобно.
И вот после двух лет такой службы о талантах стрелка Воронова прослышали в политотделе 4-й танковой армии, а в августе 1944 года затребовали художника к себе. К этому времени Иван Михайлович уже месяц работал над очередным помпезным альбомом, посвященным истории этой армии. По завершении проекта он был представлен к медали «За боевые заслуги». Не знаю, зачем так срочно понадобился данный альбом. Возможно, ждали инспекционную проверку, которая должна была решать вопрос о присвоении почетного гвардейского титула. Или, может быть, готовили альбом на конкурс в политотдел фронта. Но Иван Михайлович в родную стрелковую роту уже не вернулся. Как уже было сказано выше, день Победы он встретил в должности штатного художника политотдела 4-й гвардейской танковой армии. При этом в обоих наградных листах в графе «Имеет ли ранения и контузии в Отечественной войне» значится короткая фраза «не имеет». Таков в реальности боевой путь человека, которого нам пытались представить как офицера СМЕРШа.
А теперь попытаемся понять зачем. В 2011 году издательство Сретенского монастыря в Москве выпустило книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы». Ее широко рекламировали в церковных и околоцерковных кругах. Тираж, по современным меркам, гигантский – 60 тысяч экземпляров. На странице 193 помещена фотография молодого мужчины в советской военной форме. Фото подписано – «Иван Воронов. 1944 год», а солдатская гимнастерка и погоны рядового не оставляют никаких сомнений, что будущий «Великий Наместник» во время войны никаким офицером не был. А то, что игумен Нектарий хорошо знаком с содержанием книги архимандрита Тихона, – это лично у меня никаких сомнений не вызывает. И вот почему – в книгах как господина Шевкунова, так и господина Морозова применительно к жизни архимандрита Алипия описываются одни и те же события. Но только архимандрит Тихон (Шевкунов), с учетом его церковной биографии, мог хотя бы слышать об этих фактах от очевидцев – ведь он свое монашеское послушание начинал в Псково-Печерском монастыре. А вот игумен Нектарий, опять же в силу возраста и сугубо специфической церковной карьеры, никак нет. Тем не менее, в своей книге «О церкви без предубеждения» он тоже рассказывает о них, но, в отличие от отца Тихона, – с определенной целью и «под определенным углом».
Вот, например, один из памятных эпизодов из жизни архимандрита Алипия в книге «Несвятые святые»:
«Как-то Псковскую область посетила сановная и очень влиятельная дама – министр культуры Фурцева со свитой столичных и областных чиновников. От этой дамы в те годы трепетали многие, и не только деятели культуры. Как водится, ей устроили посещение Псково-Печерского монастыря. Но отец Алипий, зная о ее деятельности от своих друзей-художников и о патологической ненависти министерши к церкви, даже не вышел ее встречать – экскурсию провел отец Нафанаил.
Высокая делегация уже направлялась к выходу, когда Фурцева увидела наместника, стоявшего на балконе и беседовавшего с собравшимися внизу людьми. Дама решила проучить этого, дерзнувшего не выйти ей навстречу монаха. А заодно – и преподать областному руководству наглядный урок, как следует решительно приводить в дело политику партии и правительства в области противодействия религиозному дурману. Подойдя поближе, она, перебивая всех, крикнула:
– Иван Михайлович! А можно задать вам вопрос?
Отец Алипий досадливо посмотрел на нее, но все же ответил:
– Ну что ж, спрашивайте.
– Скажите, как вы, образованный человек, художник, могли оказаться в компании этих мракобесов?
Отец Алипий был весьма терпелив. Но когда при нем начинали оскорблять монахов, он никогда не оставлял этого без ответа.
– Почему я здесь? – переспросил отец Алипий. И взглянул на сановную гостью так, как когда-то всматривался в прицел орудия гвардии рядовой артиллерист Иван Воронов. – Хорошо, я расскажу… Вы слышали, что я на войне был?
– Ну, положим, слышала.
– Слышали, что я до Берлина дошел? – снова спросил отец наместник.
– И об этом мне рассказывали. Хотя не понимаю, какое это отношение имеет к моему вопросу. Тем более удивительно, что вы, советский человек, пройдя войну…
– Так вот, – неспешно продолжал отец наместник. – Дело в том, что мне под Берлином … оторвало… (здесь Иван Михайлович Воронов высказался до чрезвычайности грубо). Так что ничего не оставалось, как только уйти в монастырь.
После повисшей страшной тишины раздался женский визг, потом негодующие восклицания, крики, угрозы, и члены делегации во главе с важной дамой понеслись по направлению к монастырским воротам
».
Приведенный выше отрывок немного забавен, немного курьезен, но не более того. Архимандрит Шевкунов тоже привирает, наделяя своего героя обязанностями артиллерийского наводчика, но хотя бы не делает его офицером. Что же касается министра культуры Фурцевой, она в этом эпизоде выглядит, пожалуй, даже симпатично. Высокопоставленная чиновница прекрасно осведомлена, что настоятель монастыря – художник и образованный человек. Сам факт посещения Псково-Печерского монастыря свидетельствует о признании ею заслуг отца-настоятеля по восстановлению обители. А теперь как о том же самом повествуют Нектарий и Елена Балаян:
«А если рассказать известнейший и на самом деле имевший место его диалог с Фурцевой…
Приехала как-то Фурцева в Псково-Печерский монастырь. А вы, наверное, знаете, что была она совершенно нерелигиозным человеком… И вот она ходила там, искала отца Алипия, а он мог себе позволить не выйти к ней. В какой-то момент, стоя под балконом, она дождалась, когда он там появился, и начала ему снизу кричать: «Вы, такой видный мужчина, офицер, поселились здесь после войны и неизвестно чем занимаетесь! Как вас вообще угораздило сюда попасть?». А отец Алипий – и через это можно понять, что он был за человек – не нашел никакой другой формы ответа, кроме как сказать: «Понимаете, я когда был на войне, то мне там во время одного боя отстрелили то, что вы очень цените и без чего не можете жить. Поэтому я здесь…
»
Как говорится: «Почувствуйте разницу!». Лично мне подобное описание напоминает пошлый анекдот из популярной в годы застоя серии «про поручика Ржевского». Или шлягер Аллы Пугачевой про «настоящего полковника». Во всяком случае, в интерпретации игумена Нектария министр культуры СССР Екатерина Фурцева предстает в образе сексуально озабоченной дамочки. Нисколько не стесняясь сопровождающей ее делегации, она с маниакальным упорством разыскивает и даже подстерегает под балконом отца-наместника. Но «настоящий офицер СМЕРШ» оказывается отъявленным хамом, прилюдно оскорбляющим женщину.
Что можно к этому добавить? Разве что уточнить, что архимандрит Тихон (Шевкунов) в своей книге хотя бы оговаривается, что информация о пикантном фронтовом ранении отца Алипия не соответствует действительности. В этом, если верить господину Шевкунову, сам Алипий признавался известному реставратору и искусствоведу Савелию Ямщикову в личной беседе. А вот у игумена Нектария эта история подается безо всяких оговорок, как очевидный и установленный факт. Стоит ли говорить, что подобное описание формирует у читателя вполне определенный стереотип норм поведения, якобы характерных для православного священника?! Получается, что священнику не просто допустимо сотрудничать со спецслужбами, но даже быть офицером этих спецслужб.
История превращения архимандрита Алипия в «офицера СМЕРШ» и хамоватого евнуха шокировала даже меня. Вынужден признать, что для отца Нектария не существует моральных ограничителей, даже применительно к своим собратьям по вере и монашескому сану. Выходит, что наш игумен фактически оболгал покойного, а у ныне здравствующего брата во Христе, архимандрита Тихона (Шевкунова), «позаимствовал» без ссылки на первоисточник эпизод с посещением Екатериной Фурцевой Псково-Печерского монастыря. Причем сделал это весьма вольно.
Парадоксально, но содеянное игуменом Нектарием и «светской журналисткой» Еленой Балаян глубоко задевает и ранит меня – неверующего светского журналиста, исповедующего либеральные ценности. Лично я воспринимаю отца Алипия (Ивана Михайловича Воронова) как настоящего подвижника на ниве отечественной культуры, человека, который в любые времена и любой ипостаси – и в цивильной одежде, и в солдатской гимнастерке, и в монашеской рясе – оставался верен основному делу своей жизни: служению российскому изобразительному искусству и сохранению его шедевров для будущих поколений. Это и есть та главная нравственная доминанта, которая отличает архимандрита Алипия от игумена Нектария. Изменив в молодости своей профессии – независимой журналистике – господин Морозов превратился в своеобразного «падшего ангела», отвергшего идеалы свободы слова ради райских кущ церковного пиара. Все последующие морально-нравственные девиации нашего героя, на мой взгляд, есть лишь производные от этого «отказа от креста». (Заранее приношу извинение читателям за использование терминологии из арсенала моих оппонентов).
И еще один любопытный факт, немало удививший меня во всей этой истории. Одним из двух редакторов книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» была Елена Ямпольская, главный редактор газеты «Культура». И получается довольно пикантная ситуация – сначала госпожа Ямпольская редактировала книгу архимандрита Тихона и в силу этого не могла не читать эпизод, где описывается посещение Фурцевой Псково-Печерского монастыря. Равно как прекрасно знала, что в молодости архимандрит Тихон провел несколько лет в Псково-Печерском монастыре (об этом рассказывается в его книге) и в силу этих обстоятельств имел реальную возможность пообщаться с очевидцами событий, о которых пишет. А вот игумен Нектарий послушания в стенах Псково-Печерской обители никогда не нес. Далее Елена Ямпольская читает книгу «О церкви без предубеждения» и отзывается о ней в предисловии весьма комплиментарно. Комментарии, как говорится, излишни. А о том, к каким плодам для самой церкви приводят моральные постулаты, претворяемые в жизнь пастырями, подобными отцу Нектарию, мы подробно поговорим в следующей статье.

(продолжение следует)

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 9Итоговая оценка: 2.89
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ