20 Сентября 2017, Среда, 8:05 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Саратов-Бейрут-Саратов

Рубрика: Синхрон
Саратов-Бейрут-Саратов11/09/2017 12:48

«С ума сошла! В Ливан собралась! Там же рядом Сирия, Израиль! Да и вообще… опасно!» — твердили мои знакомые, кое-кто для убедительности крутил пальцем у виска. Если уж говорить начистоту, действительно было как-то не по себе. Загаженный предрассудками мозг твердил, что наверняка похитят, заставят надеть хиджаб, а то и пояс шахида, ведь любому россиянину из новостных лент доподлинно известно, что всё, что южнее нашей страны, пребывает в постоянном хаосе войны, взрывов и бандитизма. Зато теперь, после возвращения из Бейрута, мне даже вспоминать о своих опасениях как-то стыдно.
Бейрут встречает прибывающих туристов таможенным контролем. Виза для россиян не требуется, хотя пограничник долго и с интересом листал мой паспорт, то ли любовался кривым фото, то ли в поисках израильских следов, затем деловито поставил штамп и отпустил на все четыре стороны.

Всплывающая подсказка
У выхода из аэропорта меня встретили друзья, которые и привезли на своей машине к себе домой. И это замечательно, потому что в противном случае пришлось бы добираться общественным транспортом, которого здесь, по большому счету, нет. Ни привычных нам трамваев, ни рогатых троллейбусов. Иногда на улочках среди потока авто можно заметить микроавтобусы с красными номерными знаками. Это и есть общественный транспорт, который у местных не пользуется особой популярностью. Вместо этого ливанцы используют service taxi (произносится как «сервиз», с ударением на последнем слоге), в качестве которых может выступать практически любая машина. «Сервиз» означает, что вы делите машину с другими пассажирами, которые могут подсесть по дороге, если вы едете примерно в одном направлении. Стандартный сервиз-тариф за поездку на небольшое расстояние 2 000 LBP (местных лир), иногда водители говорят «сервиз-ин» (servicen), что означает двойной тариф — 4 000 LBP. Часто, при виде иностранца, таксисты отказываются ехать как сервиз, а только как private taxi, что сразу увеличивает стоимость в 5-10 раз, и конечная цена зависит только от расстояния, жадности таксиста и вашего умения торговаться. Угадать такое такси можно всё по тем же красным номерным знакам и звуковому сигналу — водитель при виде пешехода начинает упорно давить на клаксон в надежде привлечь внимание.
Вообще о водительских способностях ливанцев стоит написать отдельную книгу. Здесь почти все поголовно великие мастера баранки и педалей, поскольку в противном случае довести свою машину в целости и сохранности до пункта назначения не представляется возможным. Местные жители по большей части игнорируют правила дорожного движения, совершенно спокойно пересекают перекрестки на красный сигнал светофора, не любят пользоваться поворотниками, старательно «не замечают» разделительные полосы и остальную асфальтную живопись. От ежеминутных столкновений спасает выработанная годами отличная реакция. Кстати, традиции при возникновении аварии вызывать полицию здесь нет: столкнулись, вышли, покачали головами при виде новых вмятин и разъехались каждый по своим делам.

Восточная мозаика
Бейрут удивителен, разнообразен. За прекрасно развитый бизнес и надежность банков его заслуженно называют Средиземноморской Швейцарией, за живописную природу — Ближневосточной жемчужиной, за отличный шопинг и множество развлечений — вторым Парижем. Есть еще одно имя: Город-феникс. Семь раз он разрушался завоевателями, а затем вновь и вновь поднимался из руин. Но по первому впечатлению хочется назвать его Городом контрастов. С одной стороны Бейрут подпирает море, с другой — горы. Зачастую богатые дома соседствуют с районами трущоб. По улицам рядом с новенькими феррари, майбах, бентли, ламборгини снуют древние пикапы, дребезжащие легковушки ветхозаветного года рождения, чадящие мотоциклы и скутеры. Ароматы цветущих деревьев иногда перебивает неожиданное зловоние, доносящееся из переулков. Практически на всех балконах висят занавески, которые призваны спасать обитателей квартир от солнца и любопытных взглядов соседей из дома напротив. Оно и понятно, ведь улицы здесь по большей части очень узкие. В 1994 году было точно определено, что современные улицы центра Бейрута проходят там же, где их прокладывали римляне в I веке до н.э. Машины с трудом протискиваются мимо друг друга. Тротуары тоже не балуют любителей пеших прогулок шириной, в иных местах их вообще нет. Судя по небольшому количеству пешеходов и огромному — машин, ливанцы предпочитают передвигаться исключительно на автотранспорте. В связи с этим город буквально душит проблема отсутствия парковок.
Всплывающая подсказкаНа этой проблеме растет и ширится местный бизнес под названием «валле-паркинг». Платные парковщики оккупировали практически все имеющиеся места вдоль тротуаров. Хочешь припарковаться? Плати. Не нашел место для парковки? Тоже плати, и тебе это место освободят и даже припаркуют твой автомобиль, если ты готов рискнуть целостностью его кузова и дать ключи работнику «валле-паркинга».
Возможно, именно проблема парковок и пробок может объяснить одну из неожиданных черт характера коренных ливанцев: они постоянно опаздывают. Конечно, пунктуальные люди есть и здесь, но, зная особенность поведения местных, даже в аэропорту регистрацию на самолет назначают на час раньше положенного.

Под небом единым
«Страшилка» о необходимости женщинам в Ливане прятать тело, голову, а то и лицо под черной тканью тоже оказалась очередной восточной сказкой. Местные красотки в летний зной щеголяют в шортах, юбках и топах. Иногда на улицах и в заведениях можно встретить фигуры в черном, но их явное меньшинство. Как объяснил мой ливанский друг Алекс Хават, в Ливане декларируется свобода вероисповедания, а всё потому, что здесь исторически образовалась смесь из различных христианских и мусульманских сект. Ливан обладает самым разнообразным религиозным ландшафтом среди всех стран Ближнего Востока. До гражданской войны соотношение христиан и мусульман было примерно одинаковым, но во время военного противостояния многие христиане уехали из страны. Исследования показывают, что среди ливанцев примерно 27% шиитов, 27% суннитов, 21% маронитов, 8% православных, 5% друзов и 5% греческих католиков. Такое разделение страны по религиозному признаку привело к весьма необычной политической системе — конфессиональной парламентской республике. Президент страны должен быть христианином-маронитом, премьер-министр — суннитом, спикер парламента — шиитом, а заместитель премьер-министра — православным. Я своими глазами видела площадь, на которой бок о бок стоят мечеть, католическая и православная церкви.
Такая картина мирного сосуществования здесь не редкость, но так было, увы, не всегда. В 1975 году начались столкновения между фалангистами из ультраправого движения христиан-маронитов и палестинцами-мусульманами. Эти столкновения быстро перешли в полномасштабную гражданскую войну, которая затронула все религиозные течения и политические партии. Гражданская война в Ливане длилась вплоть до 1990 года и унесла жизни 120 тысяч человек. Многие кварталы Бейрута были практически полностью разрушены, основные боевые действия проходили по так называемой Зеленой линии (Green Line), которая разделяла преимущественно мусульманский Западный и христианский Восточный Бейрут. Зеленая линия проходила практически по центру города, в районе площади Martyrs' Square, на которой до сих пор стоит памятник с множеством отверстий от пуль.
После многих жертв и разрушений гражданской войны ливанцы всё же сумели остановиться, осознав, что это путь в никуда, начали энергично восстанавливать город. Но вот новый удар — в 2006 году во время вооруженного столкновения между Ливаном и Израилем, которое в Израиле называют «Второй ливанской», а в Ливане «Июльской» войной, больше всего досталось, естественно, опять Бейруту. И снова он стал большой стройкой, хотя по сей день здесь можно увидеть здания с оспинами снарядов на бетонных стенах. Никто, разумеется, не может дать стопроцентной гарантии, что былые противоречия однажды не вернутся на круги своя. Восток, как известно, дело тонкое.
И церкви, и мечети тщательно охраняются. Зеленая линия, хоть и невидимая, нематериальная, между мусульманскими и христианскими частями Бейрута, в основном, сохраняется. Военных на улицах Бейрута очень много, они патрулируют практически все крупные улицы и важные объекты. У них автоматы, вид которых в первое время, прямо скажем, напрягал. При переезде через какой-либо контрольный пункт все, находящиеся в машине, обязаны снять очки (при наличии). После заката еще и включить освещение в салоне, чтобы проверяющий мог разглядеть лица.
— Не обращайте внимания, это стандартная проверка,— успокоил наш ливанский друг Николас.— На всякий случай, вдруг мы палестинцы.
Но что характерно для Бейрута, не политики, а самые обычные горожане стараются не допустить никаких обострений в обыденной жизни. На набережной Бейрута, в пяти университетах города, обучение в которых ведется на арабском, французском и английском языках, на улицах, в магазинах, в различных учреждениях можно наблюдать, как мусульмане и христиане, особенно молодые, общаются без каких-либо проявлений враждебности; напротив, обе стороны, особенно в вопросах, касающихся религии, предпочитают вести себя мягко и деликатно. Хиджабы в Бейруте носят далеко не все мусульманки, не отказывая себе в европейской одежде.
А город представители обеих концессий любят одинаково и возрождают его с большим усердием. Его архитектура представляет собой причудливое смешение османской пышности дворцов и мечетей, типично средиземноморского функционализма жилых домов, французского стилистического наследия в виде неоготики, неоренессанса, ар-нуво. Многие из этих зданий на сегодня, после всех войн и разрушений, фактически реконструкция, но исполненная столь тщательно, что Бейрут оставляет впечатление города, обладающего подлинными историческими ценностями.
Привлекает внимание стоящий в самом центре города разрушенный City Center «The Dome», или в простонародье Яйцо. Раньше он служил в качестве кинотеатра, а сейчас эта мрачная округлая постройка является еще одним напоминанием о трагическом прошлом города.

Всплывающая подсказка
Центр тоже был реконструирован. Но так называемый «Даун Таун», в который частенько наведываются туристы, коренные ливанцы не любят. Говорят, что это место уже нельзя считать настоящим, историческим Бейрутом. Да и нехороших воспоминаний с ним связано много. Прогулка по этому району слова моих гидов только подтвердила: людей почти нет, многие здания, вроде и современные, выглядят полузаброшенными. Особенно впечатлили кафе с широкими окнами, за которыми видны столики, стулья, барная стойка, предметы декора, лежащие тут и там вещи и толстый слой пыли. Как будто люди, которые были здесь много лет назад, просто исчезли в один миг.

Город мастеров
Одно из особо запомнившихся мест, которое мне удалось посетить в Бейруте,— известный Армянский квартал Bourj Hammoud. Это своего рода небольшой городок ремесленников, который основали армяне, бежавшие от армянского геноцида 1915 года и нашедшие укрытие в Ливане. В настоящее время квартал заселен преимущественно армянами и существует как отдельный муниципалитет. Одним из знаменитых выходцев квартала Бурж Хамуд является Хасан Насралла — лидер движения Хезболла, кроме этого где-то здесь родились музыканты System Of A Down — Серж Танкян и Джон Долмаян.
Первые этажи домов в этом квартале занимают небольшие кафешки, магазинчики, мастерские и ремесленные. В этом разнообразии затерялся неприметный магазинчик мороженого. Найти его сложно, но усилия, потраченные на поиски, того стоят, потому что именно здесь можно купить особенное традиционное арабское мороженое на молоке, без яиц и сливок, загущенное уникальным ингредиентом салеп — растертыми в порошок клубнями диких орхидей.
Мороженое, обсыпанное фисташками, неизменно вкусное и непривычно тягучее. На порции хозяева не скупятся, но есть эту восточную сладость приходится очень быстро, поскольку в душном летнем воздухе она тает буквально на глазах.
Кстати, о еде. У ливанцев в большом почете различные виды хлебов, сыры, фрукты. Всепроникающий фастфуд добрался и до Средиземноморской Швейцарии, так что никто уже не удивляется, когда на обеденном столе среди здоровой пищи (салаты, зелень, фрукты) вдруг появляется картошка фри. Привычка любую пищу закусывать хлебом дает о себе знать: худышек среди местного населения крайне мало.

Всплывающая подсказка
Моя твоя не понимай
Несмотря на то, что людей на улицах днем немного, иногда на узких тротуарах бывает трудно разойтись двум идущим навстречу пешеходам. Спешащий куда-то по своим делам мужчина меня даже не задел, просто случайно шаркнул рубашкой по локтю, однако тут же кинулся извиняться: «Сорри, сорри». Как объяснили мои ливанские друзья, здесь именно так все воспитаны. Ливанец должен быть дружелюбным, общительным и вежливым, особенно в отношении женщин и детей. Тут поневоле вспомнишь российское воспитание, например, в час пик в общественном транспорте.
Но кое в чем наше воспитание может дать фору ливанскому: русский человек не чурается грязной работы. После обеда я по привычке взялась за мытье посуды, что вызвало культурный шок у моих радушных хозяев:
— Ты что, оставь немедленно! Вечером придет уборщица и помоет.
Неважно, богатая семья или она относится к среднему классу, но убираться, мыть посуду, стирать здесь не принято. На всё есть нанятые рабочие — в основном это граждане стран третьего мира: Эфиопии, Филиппин... В некоторые рестораны представителей этих стран попросту не пускают. В последние годы в Ливан прибыло много беженцев из Сирии, в связи с чем нередко можно услышать возмущение со стороны коренных ливанцев, дескать, понаехали тут, работу отнимают. Однако если вы увидите ливанца, например, стоящего за прилавком, знайте: он здесь находится с целью поднятия своего бизнеса, не более того.

Всплывающая подсказка
Здесь, как и в России, женщины работают наравне с мужчинами, за исключением мусульманских семей, в которых представительницы слабого пола традиционно занимаются домашним хозяйством. Встречаются в этой восточной стране семьи, в которых «верховодит» жена. Но и это связано не с какими-либо религиозными особенностями, а исключительно с характерами супругов.
Зато редким исключением можно считать семьи, в которых подрастает лишь один ребенок. Обычно их два-три, а то и больше. Ливанцы очень любят детей. Разумеется, и мы, россияне, тоже любим малышей. Но на секундочку вспомните реакцию окружающих, когда в магазин, в общественный транспорт или салон заходит мама с ребенком. Кто-то улыбнется, основная масса людей вообще не обратит на них внимания, хорошо, если уступят место. Почти все начинают недовольно морщиться, если вдруг дитё раскапризничается и примется громко реветь.
В Бейруте в салон зашла молодая мама с ребенком в автомобильной переноске, и тут же все — персонал, посетители, работники — заулыбались, заулюлюкали, загугукали, пытаясь привлечь внимание малыша. Стоило мелкому заплакать, сам владелец салона, бандитского вида мужик в темных очках, кинулся к переноске, начал корчить рожи, что-то приговаривать, затем вообще взял на руки. Такое поведение здесь в порядке вещей. Одновременно с этим стоящая у дороги с ребенком на руках попрошайка ни у кого особенных эмоций не вызывает: стоит себе и стоит, ее дело.
Жить отдельно от родителей здесь не принято, это скорее исключение. Из родительского дома свободно может уйти сын и поселиться отдельно. Но поскольку это, как правило, дорого, то сыновья нередко остаются с родителями. Девочкам тяжелее. Они чаще уходят из родительского дома только под венец. Так обычно происходит в отдаленных районах и городках, в деревнях. Жить отдельно девушке неприлично. Хотя в христианском центре всё более современно. Например, сестра Алекса сейчас занимается активными поисками квартиры.
Жить вдвоем парню с девушкой, без брака — это для ливанцев также из разряда новинок. Подобное поведение совершенно невозможно в окраинах и более или менее приемлемо в христианском центре (Бейрут, Библос, Жуни, Каслик и другие города на побережье).
Свободное время ливанцы проводят кто как — бары, рестораны, музыкальные фестивали, танцы, пляж летом, параплан, парашют, очень популярен дайвинг. Зимой отдыхающий народ тянется в горы: сноуборд, лыжи.
Кстати, Россию здесь любят, нашего президента уважают. Стоит им узнать, что ты приехал именно из этой страны, как тут же со всех сторон слышится радостное: «Раша! Привэт! Спасиба!!!». Более «продвинутые» щеголяют фразой «как дела», на которую тут же сами охотно отвечают, «карошо». Очень нравится ливанцам наша музыка, причем они одинаково с восторгом готовы пуститься в пляс и под «Калинку-малинку», и под Сердючку. Они привыкли к иностранцам и многие с удовольствием спешат познакомиться и даже показать город.
Родным языком многих является ливанский диалект арабского языка, однако все понимают (но не все говорят) стандартный арабский, являющийся официальным языком. Многие жители также говорят на английском и французском.
Вывески магазинов — на стандартном арабском, английском, французском, а иногда и на местном диалекте. Большинство меню ресторанов, списки мероприятий и прочее пишутся на английском языке наряду со стандартным арабским, а иногда и на французском. Дорожные знаки, однако, представлены на стандартном арабском и французском.
И еще любопытная деталь. Мы все привыкли к арабским цифрам 1,2,3,4 и т.д. А вот я была сильно озадачена, когда впервые увидела местную валюту номиналом 50 тысяч лир. Выглядит это как кривой ноль и четыре точки. Оказалось, что точки — это нули, кривой ноль — пятерка. Ливанские цифры вообще ничего общего с арабскими и римскими не имеют и напоминают закорючки.

Всплывающая подсказка
А для них он самый-самый
Коренные ливанцы с гордостью рассказывают, что столице их родины уже более 6 тысяч лет. Тут и там можно увидеть свидетельства этого: разрушенные исторические здания, руины, раскопки. Прямо напротив правительственного дворца находятся развалины древних римских бань (Римские термы). Бани были обнаружены в конце 1960-х годов, но раскопки и расчистка осуществлены только в 1995-1997 годах.
Самая первая юридическая школа была открыта в Бейруте еще при финикийцах. В ливанском городе Биглос впервые появился алфавит. В местных школах и вузах, заверяют ливанцы, воспитываются лучшие в мире финансисты и программисты. Кстати, ливанские школы действительно по праву считаются «сильными», однако чем лучше образование в той или иной школе, тем дороже обходится обучение в ней. Есть и бесплатные образовательные учреждения для бедных, но уровень преподавания в них оставляет желать лучшего.
В стране работают самые искусные архитекторы. И в этом сложно усомниться, глядя на расположившиеся на почти отвесных склонах гор дома и вьющиеся между ними дороги.
«У нас самая вкусная в мире шаурма»,— уверяют ливанцы. И я страшно жалею, что поддалась на их уговоры и попробовала местную шаурму, потому что теперь хочется еще. Где бы достать?
«У нас самая красивая природа»,— настаивают ливанцы. Но с этим утверждением русский человек вполне способен поспорить, хотя у нас апельсины и бананы на улицах не растут.
«У нас самая прекрасная в мире статуя Девы Марии»,— заверяют ливанцы. Возражать не буду, потому что сравнивать особо не с чем. Но эта статуя и правда захватывает дух. И канатная дорога, проложенная к вершине горы города Хариса, в котором располагается подаренная когда-то французами статуя, впечатляет. И сама Дева Мария, распростершая, кажется, над всем Ливаном руки. Говорят, она исполняет желания. Если в течение года она исполнила загаданное, ты обязан вернуться к ней и подняться к ее основанию по витой лестнице босиком. Примечательно, что когда мы начали свой подъем к Деве Марии, у ее подножия лежали несколько пар обуви.
Я тоже загадала несколько желаний. Одно из них — когда-нибудь снова вернуться сюда, в эту удивительную страну. Она такая маленькая — площадь Ливана в несколько раз меньше территории нашей Саратовской области, но здесь осталось так много неувиденного, непрочувствованного и непонятого.

Всплывающая подсказка


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 20Итоговая оценка: 3Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Публикации / Саратов-Бейрут-Саратов
НВК
Свободная пресса - Поволжье
№7-8(204), июль-август 2017 г.№7-8(204), июль-август 2017 г.
Какой руководитель города был наиболее эффективный?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

13/09/2017 09:52
Рыба гниет с хвоста или с головы?
Рыба гниет с хвоста или с головы? | Отзывов: 4В деле об уголовном преследовании энгельсских фермеров Елисеевых не всё чисто
12/09/2017 18:38
В Энгельсе открылся новый универсам для всех категорий граждан
В Энгельсе открылся новый универсам для всех категорий граждан | Отзывов: 4X5 Retail Group 7 сентября объявила об открытии в России 10 000-го универсама «Пятёрочка»
09/09/2017 09:00
Энциклопедист старины саратовской
Энциклопедист старины саратовской | Отзывов: 610 сентября исполняется 40 дней со дня кончины Евгения Константиновича Максимова
05/09/2017 12:22
Судебная арена
Судебная арена | Отзывов: 2Уголовное дело в отношении фермеров Елисеевых всё больше начинает напоминать фарс
05/09/2017 08:49
Котлованы беззакония: кто виноват?
Котлованы беззакония: кто виноват? | Отзывов: 10В результате самовольного пользования недрами для нужд базы отдыха «Ветерок» ущерб государству был причинен в размере более 53 миллионов рублей
Достижения саратовских спортсменов

СПЕЦПРОЕКТЫ

17/03/2017 17:30
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом | Отзывов: 2Малая энциклопедия большого города
28/02/2017 16:59
«Грош цена»: сколько стоит репчатый лук
«Грош цена»: сколько стоит репчатый лук | Отзывов: 1Сравниваем цены в магазинах и на рынках города
04/09/2017 14:14
Режем look. Всеволод Хаценко
Режем look. Всеволод Хаценко | Отзывов: 6Фотокамера г-на Хаценко любит, да и он, судя по всему, лишний раз пофотографироваться всегда «за» — хоть в цилиндре, хоть в кольчуге

Блоги

Полезные советы

Поиск по дате
<< 20 Сентября 2017 >>
ПнВтСрЧтПтСбВС
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ