7 Мая 2021, Пятница, 2:50 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram

Дом художника и удочка Стрельцина

14/10/2014 09:00

У дома №125 на улице Московской, известного как Дом художника, печальная судьба. Собственно, от его предназначения осталась одна лишь выцветшая вывеска. За последние несколько лет от художников тут не осталось и мокрого места: в пустующем здании потихоньку выбивают стёкла, а пустые помещения покрываются толстым-толстым «культурным» слоем пыли.
Старинный особняк в центре города, бывший доходный дом Бендера, построенный в конце XIX века по проекту архитектора Алексея Салько, а точнее – участок под ним, не перестаёт быть вожделенным для разного рода коммерсантов и застройщиков. Как бы они здесь могли развернуться! Тут, промеж двух крупных магазинов, можно построить какой-нибудь очередной элитный домишко, бизнес-центр или ещё какой-нибудь праздник общества потребления. Такой, например, как расположенный неподалёку ТК «Мир». В своё время общественность сломала немало копий в борьбе со строительством этого чуда градостроительной мысли, возводимого на месте старинного массива, как выяснилось, без разрешительной документации. Но спасти старинные дома тогда, несколько лет назад, не удалось…
Теперь, очевидно, застройщики решили вплотную заняться домом художника. Как стало известно «Общественному мнению» от источника в областном министерстве культуры, на исторический особняк вероятно положил глаз видный ревнитель архитектурного наследия (а на практике – борец с оным), застройщик Яков Стрельцин. Поговаривают, Яков Саввич теперь активно интересуется, как бы вывести особняк из реестра памятников истории и культуры регионального значения, чтобы… Чтобы, наверное, построить на его месте что-то более выгодное, чем пустующий храм искусства. Такую гипотезу, по крайней мере, выдвинул наш информированный собеседник с Московской, 72, полагая будущее Дома художника безнадёжным…
Серьёзные проблемы у особняка и обитающих в нём живописцев начались в середине нулевых годов. Представители саратовского отделения Союза художников, чьи мастерские находились в этом дореволюционном здании, писали во все инстанции (вплоть до, конечно же, президента), наивно полагая, что кто-то из сильных мира поможет им вернуться в намоленные стены, где живописцы с конца 1980-х годов не только творили, но и проживали.
Лет восемь назад художники устраивали в доме-музее Павла Кузнецова необычную арт-акцию – склеивали из бумажной переписки с чиновниками огромный колокол, символизирующий олигархо-бюрократический бульдозер, которым власть и застройщики избавляются от «нерентабельных» мастерских (и, справедливости ради отметим, прочих социальных объектов).

История вопроса
Дом художника обосновался на Московской, 125 в 1990 году. Решением горисполкома саратовскому отделению Союза художников выделили эти помещения под мастерские взамен расположенных в полуразрушенной тогда Покровской церкви на улице Максима Горького. До этого на Московской, 125 была коммуналка. Здание признали аварийным, износ основных несущих конструкций составлял свыше 45%. Но несмотря на это ещё много лет в доме вместе с живописцами проживало несколько семей.
Некогда с Союзом художников был заключен договор о безвозмездном пользовании помещениями сроком на пять лет. Когда договор истёк, руководство Саратова во главе с тогдашним мэром Юрием Аксёненко стало намекать живописцам, что пора бы и честь знать. Творческая интеллигенция апеллировала к возможности автоматического пролонгирования договора с общественной организацией, выполняющей социально значимые функции. Но городской комитет по имуществу неуклонно проводил в жизнь свою линию: нет договора аренды на новых условиях – нет и помещения. Художники тогда стали судиться – тяжба длилась около трех лет. Пройдя областной, окружной и Верховный арбитражный суды, живописцы так и не нашли правды. Хоть творческая интеллигенция и пыталась доказать свою правоту, ссылаясь на «Положение о творческих мастерских», утвержденное городской администрацией в 1995 году (в этой бумаге указано, что город в случае необходимости должен предоставить художникам под отселение равнозначное помещение, оплатить переезд и реконструкцию новых площадей под мастерские), Фемида оказалась на стороне бюрократии. Последние же ссылались на то, что указанное выше распоряжение мэрии утратило силу…
В 2005 году на дверях мастерских появились уведомления о том, что 2 августа того же года судебные приставы займутся принудительным выселением живописцев. Такая перспектива заставила художников пойти на компромисс с властями: Союз художников заключил с городским комитетом по имуществу договор аренды. «Кабальный, немыслимый, невыполнимый»,– говорил в 2006 году покойный ныне председатель саратовского отделения СХР Павел Маскаев. По его мнению, этот договор был лишь отсрочкой выселения – по договору аренды за польлзование мстерскими художники должны были отдавать 223 тысячи рублей в месяц. Таких средств у союза художников, естественно, не было, и очень скоро союзу стали предлагать разные интересные и не очень альтернативы дальнейшего существования.

«Сарграда» фамилия
4 марта 2002 года (по другим данным – в начале 2008-го) художественные мастерские на Московской, 125 были куплены неким ООО «Эльма» по цене 18,2 млн руб. Затем новые владельцы переуступили право собственности широко известному в узких кругах ЗАО «Сарград», связанному с депутатом-застройщиком Сергеем Курихиным. Согласно договору, «Сарград» предоставили под новый Дом художника помещение площадью в 1000 кв. м на четвёртом этаже Губернского рынка. Но переезд не состоялся, поскольку средства на подготовку помещения к эксплуатации городом выделены не были. «Сарград» пообещал выделить на ремонт полмиллиона рублей, но их было явно недостаточно – бывший заводской цех не имел технических условий для полноценного проживания и для обустройства там мастерских требовался не просто ремонт, а реконструкция.
В свою очередь представители «Сарграда» утверждали, что на основании договора купли-продажи от 30 мая 2008 года, они приобрели только квадратные метры мастерских, а остальные площади (на которые приходятся квартиры, в которых на тот момент проживало шесть семей) входят в нежилой муниципальный фонд. Следовательно, художники, по мнению руководства «Сарграда», не имели законных оснований для проживания.
Осенью 2010 года семь заслуженных художников России (Павел Маскаев, Руслан Лаврененко, Татьяна Хаханова, Рифад Батаршин, Наталья Чечнева, Владимир Мошников и Виктор Ощепков) обратились к главе государства с просьбой помочь отстоять законные права саратовского отделения Союза художников на размещение в приспособленных для творчества мастерских.
После фактического выселения художников из помещения на ул. Московская, 125, был подобран ещё один вариант размещения творческих мастерских, устраивающий как Союз художников, так и «Сарград», поскольку дом на Московской, 125 был продан с обременением, то есть обязательством предоставить художникам помещение.
Этот вариант предусматривал строительство мастерских во дворе художественного училища имени Боголюбова площадью в 1400 кв. м. Данный вариант устраивал художников. Ведь таким образом создавался уникальный культурный комплекс: художественное училище, Поволжское отделение Российской академии художеств и мастерские Союза художников.
Между тем, в июне 2010 года саратовским художникам стало известно о совещании, собранном по инициативе депутата облдумы Сергея Курихина, на котором было решено не отдавать Союзу мастерские во дворе художественного училища. Взамен этих помещений было предложено построить мастерские в районе Ильинской площади, причем обещанная площадь предполагаемых мастерских должна быть в два раза меньше предусмотренной ранее заключенными договорами.
В это же время городской комитет по управлению имуществом инициировал судебные иски о признании недействительной сделки по купле-продаже нежилых помещений на Московской, 125. По мнению чиновников мэрии, договор был заключен по результатам аукциона, проведенного с нарушением законодательства. Участниками торгов являлись два юридических лица – ООО «Эльма» и ЗАО «Сарград», одно из которых приобрело муниципальный объект по стартовой цене – 12 тыс. руб. за квадратный метр. По состоянию на сентябрь 2010 года право собственности на помещения было зарегистрировано за ЗАО «Сарград».
Также в производстве арбитражного суда находились два дела, предметом рассмотрения которых являлся вопрос законности приобретения другой части «Дома Художников». По данным мэрии, нежилые помещения были приобретены ЗАО «Сарград» без согласования с городским комитетом по экономике. Регистрационная служба отказалась регистрировать данную сделку.
29 сентября 2010 года, областной арбитражный суд удовлетворил ходатайство комитета по управлению имуществом города Саратова о наложении обеспечительных мер по иску комитета к ООО «Эльма» и ЗАО «Сарград», а также о признании договоров купли-продажи объектов нежилого фонда на Московской, 125, ничтожными сделками. Кроме этого суд удовлетворил требование о «применении последствий недействительности ничтожных сделок, признании права собственности, прекращении зарегистрированного права собственности».
В мэрии посчитали, что применение судом обеспечительных мер позволит предотвратить отчуждение ООО «Эльма» и ЗАО «Сарград» выкупленных помещений третьим лицам, что в свою очередь может привести к невозможности исполнения судебного решения по данному делу, нанесению значительного ущерба Саратову. Но, как впоследствии оказалось, добиться отчуждения так и не удалось.
В свою очередь представители «Сарграда» в конце 2010 года стали обвинять городскую власть в «политиканстве» (в этот период Сергей Курихин находился с руководством Саратова в состоянии информационной войнушки). «Констатируя нежелание руководства областного центра проводить полноценную реконструкцию памятника истории и культуры, мы обратились в администрацию МО «Город Саратов» с предложением о передаче муниципалитету всех принадлежащих ЗАО «Сарград» нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Московская, 125. Правда, с единственным условием: администрация Саратова должна возместить нашей организации все затраты, понесенные в связи с приобретением этих помещений»,– заявлял и.о. директора ЗАО «Сарград» Владимир Лубков. В ответ на это в мэрии ответили, что город готов принять в муниципальную собственность эти помещения.
«Для решения вопроса о компенсации затрат, понесенных Вашей организацией, Вам необходимо представить полную информацию об их объемах, включающую расчеты и соответствующие подтверждающие документы»,– отмечалось в письме на имя Лубкова. Городские власти также отмечали, что мэрия заинтересована в скорейшем восстановлении этого объекта культурного наследия и в решении проблемы размещения Саратовской областной организации Союза художников России, выселенной из данных площадей в судебном порядке по иску ЗАО «Сарград».
Поскольку неудовлетворительное техническое состояние здания в преддверии зимнего периода («конструктивный диалог» между городом и курихинской стройфирмой происходил в октябре 2010 года) требовал принятия срочных мер, муниципалитет предложил «Сарграду», как собственнику основных площадей здания, совместно администрацией «реализовать в кратчайшие сроки неотложные мероприятия, направленные на недопущение разрушения объекта культурного наследия и приведение его в надлежащее состояние». «Промедление в данном вопросе может привести к причинению непоправимого ущерба памятнику»,– отмечалось в письме, направленном городской администрацией в адрес ЗАО «Сарград».
На сегодняшний момент, как выяснило «Общественное мнение» в мэрии, Дом художника, пребывающий в законсервированном состоянии, не имеет отношения к муниципалитету и находится в частной собственности. Об этом, собственно мы говорили ещё пару лет назад. В сентябре 2012 года Блогер «ОМ» Андрей Штольц сообщил следующее:
«Продается здание в центре Саратова. Московская, 125, общей площадью 2114 кв. м., 1280 кв. м земли, все в собственности. Здание 3-х этажное + подвал. Возможное использование для административных и офисных помещений, учреждений образования, науки, здравоохранения, социальных объектов, спортивных, здания искусств и религии. Стоимость 130 млн руб.
Сколько копий было сломано… Если кто не в курсе – здание принадлежит фирме «Сарград», финансовым директором которой является г-н Курихин С.Г. В свое время с громким скандалом оттуда выселили художников фактически в никуда, и ради чего? Здание как стояло заброшенное несколько лет, так и стоит до сих пор. Видимо, не придумав, чего бы такого там замутить, решили скинуть по-тихому, тем более скандалы как-то улеглись. Оцените только аппетиты – 130 лимонов при цене покупки 18. Мы в восхищении
».

По образу и подобию
В последнее время о судьбе Дома художника вспоминали мало, разве что ритуально поминая об объекте на разного рода заседаниях. И вот, как нам стало известно, в начале октября этого года зданием на Московской, 125 заинтересовался скандально-известный соратник Сергея Курихина, застройщик Яков Стрельцин, который как мы уже отмечали выше, закидывает удочку относительно исключения объекта из реестра охраняемых государством памятников. Надо полагать, делается это не просто так: снятое историко-культурное обременение позволит застройщику легко и непринуждённо избавиться от намозолившего глаза особняка или переделать его до неузнаваемости, надстроив этажей десять сверху… Благо (для застройщиков, конечно, а не для рядовых горожан), согласно действующему законодательству, у «инвесторов» есть все возможности для этого. Достаточно только заказать историко-культурную экспертизу и за определённую сумму «эксперты» признают, что забытый богом дом художника не представляет никакой ценности. К тому же у саратовских застройщиков есть и свой козырь – именно в нашем городе базируется скандально-известная фирма «Экспертиза Поволжья», замеченная в историях со снятием охранного статуса с памятников истории и культуры во многих российских городах. В Саратове, к примету, эта чудо-контора успела вывести из реестра особняк на Лермонтова, 35, совсем рядом с Музейной площадью. После этого дореволюционный дом был быстренько разобран, а на его месте по нашей информации, г-н Курихин планирует возвести элитную шестиэтажку.
Зная про весьма странную любовь, которой пылают Яков Стрельцин, Сергей Курихин и прочие друзья-застройщики к стремительно уничтожаемому историческому центру Саратова, будущее Дома художника выглядит не очень завидным. Чего, к примеру, стоят заявления о том, что у нас слишком много памятников архитектуры (надо полагать, мешающих застройщикам реализовывать свои «проекты века») или о том, что жителей центра города стоит выкуривать из «своих халуп» посредством радикального повышения земельного налога?

P.S. В 2005 году Павел Маскаев, общаясь с автором этих строк, надеялся, что рано или поздно борьба за мастерские закончится, и в особняке на Московской, 125 вновь закипит жизнь: «Мы много раз предлагали властям сделать из творческих мастерских на Московской своего рода культурный центр, где могли бы размещаться не только мастерские, но и детская школа (на тот момент она оказалась выброшенной на улицу после пожара в здании на Театральной площади,– Авт.), выставочные залы, помещения для мастер-классов и т.д. Таким образом и мы могли бы работать в нормальных условиях, и градоначальники стали водить туда высокопоставленных гостей, и горожане гордились бы, что в Саратове имеется такое замечательное место».
Увы. Мечты Павла Александровича так и остались нереализованными. Как рассказывает «ОМ» нынешний председатель саратовского отделения СХР Николай Бунин, к зданию на Московской, 125 художники не имеют отношения уже несколько лет. Более того, фактически на птичьих правах сегодня располагаются их мастерские на ул. Советской, 65. «Мы боимся, что не сегодня, так завтра нас попросят и отсюда. А что касается дома на Московской, 125, то, конечно же, было бы хорошо, если там вновь появились мастерские. Но несмотря на то, что саратовские художники хорошо известны за пределами своего родного города и делают ему славу по всей России, у нас в основном лишь что-то отбирают»,– с горечью замечает Николай Владимирович.
Правда, хочется быть оптимистом – праздник же должен быть не только на улице бюрократов и застройщиков, но и художников, да и вообще рядовых саратовцев. Всё зависит только от нашего желания постоять за свой город.

___________________________________________________________________________
Реклама
Часто бывает, что загородный дом лишен обеспечения централизованного водоснабжения. Решением постоянного наличия воды в доме является колодец. Но это еще не все. На сайте http://barakyat.com/ Вашему вниманию представлены услуги по бурению скважин и обеспечению водой. Качество обслуживания гарантировано.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями

Дом художника и удочка СтрельцинаДом художника и удочка СтрельцинаДом художника и удочка Стрельцина
Дом художника и удочка Стрельцина

Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 1881Итоговая оценка: 2.97
Загрузка...
Как вы считаете, что нужно делать с бездомными собаками в Саратове?
Оставить комментарий
Россельхозбанк

Новости

Частное мнение

30/04/2021 12:12
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Сокол и зимний солдат"Чьи жизни важнее: темнокожих или людей без домов?
29/04/2021 15:17
Дело Ассельбор: схемы Лобанова-Журика, силовики и выбиватели долгов
Дело Ассельбор: схемы Лобанова-Журика, силовики и выбиватели долговОбвиняемая в своих показаниях не просто перевернула всю версию обвинения
28/04/2021 17:47
Оракулы из ГСУ: следователи научились предсказывать решения суда?
Оракулы из ГСУ: следователи научились предсказывать решения суда?Каждая буква закона трактуется, как вздумается
27/04/2021 12:33
Какие казенные интересы могут быть к
Какие казенные интересы могут быть к "самому дорогому адвокату" Саратова?Экспертные карты в арбитражном деле юриста Дениса Барабонина
24/04/2021 09:45
Новые кадровые
Новые кадровые "слезы", богатые блогеры думы и бедный Дом художникаОбзор основных, по мнению "ОМ", событий недели

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 07 Мая 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ