На написание этого репортажа в каком-то смысле подтолкнула дебютная работа мастера немецкого нового кино Райнера Вернера Фассбиндера «Городской бродяга». Если кто не помнит или забыл, то напомню, главный герой короткометражки слоняется по Мюнхену то думая покончить с собой, застрелившись из найденного пистолета, то надеясь на лучшее… Не подумайте, что автора сих строк посетили суицидальные мысли. Вовсе нет. К тому же речь пойдёт совсем не об оружии, а об одном заброшенном здании в самом центре Саратова, где мы с Голицыным побывали в минувшие выходные, исследуя культурные слои старого, как и Мюнхен Фассбиндера – сюрреального – Саратова.
«Общественное мнение» уже рассказывало о дореволюционном особняке в стиле модерн на улице Лермонтова, 35. Расположен он рядом с музейной площадью, напротив гостиницы «Словакия» и речного вокзала. Ещё недавно он был обитаем, но несколько лет назад на удачное месторасположение особняка обратили внимание застройщики, решившие возвести на его месте шестиэтажный элитный дом. По информации «Общественного мнения» эти планы вынашивают в недрах структур, принадлежащих местному магнату и депутату-единороссу Сергею Курихину, один из компаньонов которого выкупил участок под домом с соответствующим намерением.
Согласно официальным данным двухэтажный особняк на Лермонтова, 35, построенный в начале XX века по проекту архитектора Юрия Терликова, вместе с внутридворовым флигелем несколько лет назад был включён в реестр выявленных памятников истории и культуры, расположенных на территории Саратова, и на собственника здания возлагались охранные обязательства по содержанию объекта в надлежащем состоянии. Однако, как говорилось в сообщении областного комитета по охране культурного наследия летом 2011 года «оба здания находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, заброшены и не эксплуатируются. Во многих окнах выбиты стёкла, внутридомовая территория захламлена. Здания разрушаются. В них осуществляется открытый доступ посторонних лиц». Из официального сообщения также следовало, что собственник здания уведомлён о том, что его собственность является объектом культурного наследия. При этом, ему разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством собственник объекта культурного наследия несет бремя его содержания.
В общем, рекомендации и требования комитета по сохранению памятника не выполнялись. В этой связи комитет обратился в суд о «понуждении собственника к принятию мер по сохранению объекта культурного наследия, временной его консервации, а также оформлению в соответствии с законодательством охранного обязательства». 29 июня 2011 года Фрунзенский районный суд Саратова удовлетворил исковое заявление комитета в полном объеме. «В случае, если ответчик добровольно не исполнит решение суда после его вступления в законную силу, комитет будет добиваться его выполнения через службу судебных приставов»,– недвусмысленно отмечалось на сайте областного правительства 13 июля 2011 года.
Но, по всей видимости, решение суда потенциальные застройщики выполнять не собирались, да и не исключено, что с тех пор лоббисты исключили дом на Лермонтова, 35 из реестра. Иначе трудно объяснить тот факт, что в настоящий момент здание превращено в руины. Перед тем, как 11 января в Саратов привезли олимпийский огонь, особняк с выбитыми окнами, разбитыми стенами и развороченной кровлей в лучших традициях строительства потёмкинских деревень завесили огромным рекламным баннером на всю высоту и ширину фронтального фасада. Впрочем, уже через несколько дней после олимпийской эстафеты «потёмкинский» баннер кто-то частично сорвал, видимо, освободив доступ внутрь исторического памятника. «Кто-то» – это, либо бомжи, либо охотники за стройматериалами, разбирающие дом по кирпичикам, аккуратно складываемым в заброшенных помещениях.
Внутри здание, как и положено заброшенному объекту, представляет из себя жалкое зрелище. В межэтажных перекрытиях имеются огромные дыры, в не так сложно провалиться. Если взглянуть наверх со второго этажа, то можно увидеть небо, а из оконных проёмов – привычные силуэты Саратова. На северо-востоке самая старая, историческая часть города – Троицкий собор и музей краеведения, на юго западе – речной вокзал и свежеотстроенный корпус гостиницы «Словакия»…
От ветра, гуляющего по пустым помещениям, шелестят отрывающиеся обои, изнанкой которых служат советские газеты, скрывающие, похоже, ещё дореволюционные модерновые принты поверх поступательно отваливающейся от деревянной дранки штукатурки. Под ногами – снег, пустые бутылки, изношенная обувь, остатки пожитков прежних хозяев, видеокассеты, битый кирпич, обломки лепных конструкций и деревянных перекрытий – пластмассовый мир и старые камни… Всё говорит о том, что мумифицированная историческая застройка, про необходимость сохранения которой так много говорят все кому не лень, смывается селевыми потоками буржуазного новодела, отмены высотных регламентов и сокращения реестра памятников. Рассказывать можно бесконечно, но лучше посмотреть фоторепортаж…
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: