В редакцию «ОМ» обратился саратовский правозащитник Борис Ушаков, который почти год пытается добиться расследования гибели 12 августа прошлого года заключенного городского СИЗО-1 Николая Леонтьева. Его тело, выданное родственникам, имело многочисленные травмы, похожие на следы жестокого избиения. В частности, свидетели говорят о сломанных руках, носе, челюстей и ушах. Однако причиной смерти эксперты назвали сердечный приступ. Следственный отдел СК по Кировскому району Саратова отказался возбуждать уголовное дело в связи с гибелью Леонтьева и общественный защитник семьи покойного Ушаков пытается через суд признать бездействие следователя незаконным. Сегодня областной суд отказал ему в жалобе, и правозащитник готовит документы для подачи иска в Европейский суд по правам человека. Кроме того, Ушаков намерен требовать отставки председателя областной ОНК Владимира Незнамова.
Как рассказал «ОМ» Борис Ушаков, погибший – отец троих детей, рабочий одного из крупных предприятий города Балаково, был арестован после того, как у него обнаружили наркотики. Сам он заявлял что запрещенные вещества ему подкинули при задержании. Находясь во время следствия под арестом, он заставил усомниться в своей психической нормальности и был на полгода госпитализирован в волгоградское спецучреждение, где его признали невменяемым. После этого Леонтьева 7 августа этапировали в саратовское СИЗО-1 на время необходимое для принятия судебного решения о его принудительном лечении либо освобождении. 12 августа родственникам сообщили о его смерти от коронарной недостаточности.
- На фотографиях трупа, которые находятся в материалах следственной проверки явные следы ретуширования, хотя даже так заметно, что его планомерно избивали, - рассказывает Борис Ушаков. – Рассказы жены и брата о том, как тело было изуродовано, в материалы проверки не вошли – сломаны челюсть и нос, вокруг глаз синие круги. По официальной версии ему стало плохо с сердцем после похода в туалет и он упал, несколько раз ударившись об углы. При этом, проблем с сердцем у него никогда не было. Собственно даже судмедэксперт не смог найти весомых доказательств якобы случившегося инфаркта. В протоколе осмотра места происшествия нет подписей понятых. Зафиксированы перелом носа и засохшая кровь в носоглотке. Уши сломаны, они просто черные. Переломаны кисти. Заключение подписал врач-эксперт и следователь. В заключении судмедэксперта уже кости носа целы, носовые ходы чисты. Куча противоречий в показаний сокамерников. Один из недавно освободившихся из СИЗО-1 людей, мне написал о Леонтьеве «а, это тот которого менты на 4-м корпусе насмерть забили». Якобы на тюрьме слух до сих пор ходит об этом. Труп отдали только через пару дней в судмедэкспертизе, уже закрашенного «тоналкой», в гробу. Обращался и в УФСИН в Москве и в Генпрокуратуру, в приемную президента, все безрезультатно. Материалы проверки уже оказались в архиве. Да и проверки толком не было, изучались одни бумажки.
По словам Бориса Ушакова, внезапно в документе об отказе в возбуждении уголовного дела появились фамилии трех надзирателей, которые ранее в описании ситуации вообще не фигурировали. На данный момент решение об отказе в возбуждении дела отменено и проводится дополнительная проверка. Однако Ушаков пытается добиться наказания следователя, который по его мнению, покрывает убийство. В этом ему отказал сначала Кировский районный, а сегодня и областной суд. Сейчас правозащитник намерен обратиться в ЕСПЧ, так как считает, что его доводы судом полностью игнорировались.
Кроме того, Ушаков собирается обратиться в различные инстанции с требованием отставки председателя Общественной наблюдательной комиссии Саратовской области, члена региональной Общественной палаты Владимира Незнамова.
- На днях несу в Общественную палату жалобу на него, - говорит Борис Ушаков. – Мы с Незнамовым сначала сидели, я ему показываю фотографии и говорю «видишь, человека били-били и переборщили». Он мне: «эх, ничего себе переборщили, да это вообще наглухо». А публично говорит – да, это он мог так упасть.
По расчетам Бориса Ушакова с 2009 года такие странные смерти настигли около 15 заключенных колоний и изоляторов Саратовской области.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: