Вышел в свет второй тираж книги саратовского архитектора и краеведа Бориса Донецкого (на фото) "По саратовским следам Золотого теленка", ставшей итогом многолетнего (с 1986 года) исследования. Как уже писал "ОМ" в 2013 году (за год до того книга вышла впервые, но "раритетным" тиражом в 100 экземпляров), с привлечением архивных документов (в том числе и рукописного фонда Ильи Ильфа и Евгения Петрова), периодических изданий, писем и воспоминаний ее автор пытается доказать, что, описывая Арбатов, создатели "Золотого теленка" использовали в том числе и саратовскую фактуру. Перенося читателя в 1920-е годы, Донецкий проводит его по улицам старого города и сравнивает описания в романе с реальными фактами.
Исследования Бориса Донецкого вызвали позитивные отклики у профессора философии и известного исследователя городского пространства Тамары Фокиной и краеведа Виктора Семёнова. Руководитель Саратовского отделения российского общества интеллектуальной истории, профессор СГТУ Нина Девятайкина назвала издание неплохим учебником по краеведению, который можно смело рекомендовать для изучения в школах.
Из письма профессора из Томска своему другу в Саратов (академику Д.И.Трубецкову), который подарил ему книгу "По саратовским следам "Золотого теленка":
"… Когда читал Б.Н.Донецкого, то часто приговаривал: умеют делать отличную работу земляки и саратники!... Работа Б.Н.Донецкого, мне кажется, – успешный сплав крае- и литературоведения, какой немногим дается. Вероятно, для такого сплава надо исключительную душу иметь. Мне – в качестве параллели – на память приходят сразу Ник. Павл. Анцыферов с его образами Петербурга, да вятский историк Евг. Д. Петряев. Успех Б.Н.Донецкого, мне кажется, ещё и в том, что он, выражаясь геологическим языком, даёт разрез множества слоёв, составляющих в целом всю эпоху. Тут и фото, и объявления, и карикатура, и реклама, и хроника почти вековой давности, и фрагменты общего исторического фона, и легенды разного уровня достоверности, и газетная заметка, и масса отдельных исторических фактов, дающих кумулятивный эффект, и то, что на поверхностный взгляд воспринимается лишь как "пестрый сор" быта, очень быстро выметаемый временем, и изображения реальных людей, и загадки для других краеведов, и малюсенькие детали, без которых часто не понять важного целого, и масса цитат из, а также ссылок на филологов, в частности – на ильфопетрововедов. Думаю, Вы нечто подобное тоже чувствовали, знакомясь с работой Б.Н.Донецкого.
К тому же, его скрупулезное исследование с убедительностью поднесённой лупы, показывает в чем, как, насколько, почему (не) совпадает "факт" с "текстом" в конце 1920-х у таких литераторов, как Ильф и Петров в СССР. Здесь и творческая кухня, и социальная психология, и мировоззренческие предпочтения, и эстетические установки, и обстоятельства биографий авторов обнаруживается, выходят на свет, отчасти объясняя их время, "почву и среду".
Книге придаёт академический статус наличие четырех, бесспорно, необходимых приложений. А уж издательский облик книги делает её, мне кажется, эталоном жанра, который превосходно освоил и развил Б.Н.Донецкий… В отношении опубликованных автором благодарностей, указаний на источники иллюстраций, наблюдений etc. Его труд тоже надо признать достойным подражания. Издевательским контрастом к этому видится только тираж книги: 100 экземпляров…".
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: Борис Донецкий, Ильф и Петров, Золотой Теленок, Дмитрий Трубецкой