28 Марта 2024, Четверг, 19:45 ВКонтакте Twitter

Борис Донецкий: Путешествие из Саратова в Арбатов

Номер журнала: №4(163), апрель 2013 г.
Рубрика: Лит-ра
16/05/2013 15:01

В прошлом году, «раритетным» тиражом в 100 экземпляров, вышла книга саратовского архитектора и краеведа Бориса Донецкого «По саратовским следам «Золотого телёнка», ставшая итогом многолетнего (с 1986 года) исследования. С привлечением архивных документов (в том числе и рукописного фонда Ильи Ильфа и Евгения Петрова), периодических изданий, писем и воспоминаний г-н Донецкий пытается доказать, что описывая Арбатов, создатели «Золотого теленка» использовали в том числе и саратовскую фактуру. Автор переносит читателя в 1920-е годы, проводит по улицам старого города и сравнивает описания в романе с реальными фактами. Здесь в годы нэпа занимался автоизвозом прототип Адама Козлевича, здесь до сих пор помнят о знаменитых купцах – братьях Шмидтах (в романе — «дети лейтенанта Шмидта») и «короле сарпинки» Андрее Бендере, здесь, на «золотом арбатовском участке», не раз нарушая конвенцию, появлялся гусекрад Паниковский… Об этом и о многом другом мог узнать дважды побывавший в Саратове Илья Ильф.
Исследования г-на Донецкого вызвали противоречивые отклики. Писатель Сергей Боровиков написал критическую рецензию ещё до выхода книги, а профессор философии и известный исследователь городского пространства Тамара Фокина и краевед Виктор Семёнов работу, напротив, оценили положительно. Руководитель Саратовского отделения российского общества интеллектуальной истории, профессор СГТУ Нина Девятайкина назвала издание неплохим учебником по краеведению, который можно смело рекомендовать для изучения в школах.
Недавно на сайте областного министерства молодёжной политики, спорта и туризма появилась информация о проектах туристического профиля региона для потенциальных инвесторов. В частности, ведомство заинтересовалось проектом экскурсионного маршрута «По саратовским следам Остапа Бендера», основанного на разысканиях Бориса Донецкого. Экскурсия начинается у сада «Липки», со стороны Бабушкиного взвоза, где в августе 1925 года причалил пароход «Герцен» (в романе — «Скрябин»), на нем «путешествовал» по Волге Илья Ильф. Далее маршрут следует мимо Дома офицеров (в 1925 году — Народный дворец, в котором проходили сессии Горсовета), через сад «Липки» (в романе — «Бульвар Молодых Дарований») и выходит на проспект Кирова (в 1925 г. — ул. Республики, в романе — «главная улица Арбатова»). Здесь, на месте бывшей стоянки извозчиков, потенциальные экскурсанты увидят у полосатого столбика с надписью «Биржа автомобилей» автомобиль, очень похожий на «Антилопу-Гну», с усатым водителем за рулём. Группу туристов могут сопровождать два артиста, в образах Остапа Бендера и Шуры Балаганова, ведущие беседы с использованием текста романа.
Любопытствующим должны показывать и рассказывать, где были «три магазина музыкальных инструментов», саратовское отделение «Пролеткино», католический собор, «магазин наглядных пособий», «штемпельная мастерская», жилой дом «Новый быт», столовая общества «Друг беспризорного ребенка» (в романе — столовая «Бывший друг желудка») и Крытый рынок, упоминаемый в «Записных книжках» Ильфа.
Далее, по ул. Чапаева, свернув на ул. Московскую, экскурсия подходит к дому-гаражу З.И. Иванова с барельефом мчащегося автомобиля на фасаде. Экскурсантов знакомят с историей дома и личностью Иванова, известного саратовского гонщика, возможного прототипа Адама Козлевича.
Предоставляем слово Борису Николаевичу Донецкому и публикуем небольшую «выжимку» из его книги.

***
Город Арбатов в романе «Золотой телёнок» очень похож на реальный Саратов, и мы видим его глазами наблюдательного Ильи Ильфа, который дважды посетил Саратов в 1925 году. Всё увиденное или услышанное (по словам знавших его) он запоминал на всю жизнь.
Давайте вслед за Ильфом, используя документальные материалы архивов и газет, войдём в Саратов времён «угара нэпа».
«Гражданин в фуражке с белым верхом, какую по большей части носят администраторы летних садов и конферансье, двигался по улицам города Арбатова пешком, со снисходительным любопытством озираясь по сторонам […]
Пройдя под фанерной аркой со свежим известковым лозунгом «Привет 5-й окружной конференции женщин и девушек» (здесь и далее выделено мной. — Б.Д.), он очутился у начала длинной аллеи, именовавшейся Бульваром Молодых Дарований».
Похожее мероприятие в 1925 году имело место и в нашем городе. 29 июля в Саратове Клара Цеткин приняла участие в заседании пленума губкома партии, потом встретилась с участницами губернского совещания активисток женского движения. Когда Ильф в начале августа прибыл в наш город, лозунги с приветствием активисток женского движения — участниц конференции, вероятно, ещё висели. Мероприятия в Саратове и Арбатове проходили, как видите, сходные — женские.
Бабушкин взвоз (по нему поднялись в город участники тиража) заканчивается у городского сада «Липки», который в романе «Золотой теленок» назван Бульваром Молодых Дарований. Справа — Народный дворец (ныне — Дом офицеров): здесь на летней площадке проходило заседание — митинг по окончании тиража; слева был виден восстановленный после пожара концертный зал Очкина.
На скамьях действительно сидели молодые дарования — учащиеся музыкального техникума (до 1924 г.— консерватория) и детской музыкальной школы (двухэтажное здание которой находилось рядом с «Липками» на месте издательского корпуса «Слово»).
«— Смотрите, — сказал он (Балаганов. — Б.Д.), указывая на зелёные глубины Бульвара Молодых Дарований. — Видите, вон идёт человек в соломенной шляпе?
— Вижу, — высокомерно сказал Остап.— Ну и что же? Это губернатор острова Борнео?
— Это Паниковский, — сказал Шура.— Сын лейтенанта Шмидта.
По аллее, в тени августейших лип, склонясь немного набок, двигался немолодой уже гражданин
».
«Августейшие липы» указывают на городской сад «Липки». Он был заложен в 1824 году вокруг строившегося Александро-Невского кафедрального собора и поначалу назывался Городским бульваром. Поскольку бульвар был засажен в основном липами, то за ним в народе закрепилось название «Липки». В 1913 году, в связи с 300-летием Дома Романовых, городская дума присвоила Городскому бульвару, в честь августейшей особы, название «Александровский». Вот отсюда в «Золотом телёнке» «в тени августейших лип».
«Почти на всех скамьях Бульвара Молодых Дарований сидели одинокие девицы с раскрытыми книжками в руках. Дырявые тени падали на страницы книг, на голые локти, на трогательные челки. Когда приезжий вступил в прохладную аллею, на скамьях произошло заметное движение. Девушки, прикрывшись книгами Гладкова, Элизы Ожешко и Сейфуллиной, бросали на приезжего трусливые взгляды. Он проследовал мимо взволнованных читательниц парадным шагом и вышел к зданию исполкома — цели своей прогулки».
Думается, речь идёт о здании Народного дворца. Его положение идеально соответствует всем событиям, связанным с посещением председателя исполкома мнимыми детьми лейтенанта Шмидта. Горисполкома тогда в Саратове не было, а горсовет был общественной организацией, своего здания не имел, и сессии часто проходили в Народном дворце — так что противоречия с романом нет. Здесь подводились итоги тиража, Ильф здесь присутствовал, и когда писался роман, авторы могли посчитать его «подходящим» для здания исполкома.
После того как «братья» получили от председателя исполкома восемь рублей и три талона на обед в кооперативной столовой «Бывший друг желудка», они «…не сговариваясь, быстро пошли в сторону от исполкома. По главной улице на раздвинутых крестьянских ходах везли длинный синий рельс. Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельс, а оглушительную музыкальную ноту».
Для того чтобы попасть на главную улицу Саратова, Бендеру с Балагановым достаточно было пересечь сад «Липки». Эта улица и сейчас главная — проспект Кирова. До лета 1917 года улица называлась Немецкой, потому что первыми здесь поселились немцы. Временное правительство в 1917 году переименовало её в улицу Республики.
В то время по ней шустро сновали взад-вперёд красные трамвайные вагоны маршрута №6 «Вокзал — Волга», оглашая улицу «тявканьем» ножного звонка. Поэтому присутствие «синего рельса» здесь объяснимо — для ремонта трамвайного пути.
А музыкальные ассоциации – «звон и пение», «оглушительная музыкальная нота» – говорят о том, что где-то рядом находилось какое-то музыкальное заведение. Оно действительно было и сейчас есть — знаменитая Саратовская консерватория. В то время (с 1924 по 1935 гг.) её превратили в музыкальный техникум.
«Затем, один за другим, расположились подряд три магазина духовых инструментов, мандолин и басовых балалаек. Медные трубы, развратно сверкая, возлежали на витринных ступеньках, обтянутых красным коленкором».
Как удалось выяснить по газетам и журналам за 1925 год, три магазина, торгующие музыкальными инструментами, располагались в самом начале улицы Республики. Один из них — магазин К.Н. Унгара «Ноты, инструменты и принадлежности» находился на первом этаже музыкального техникума (ул. Республики, 1); второй — магазин В.Ф. Караваева «Музыка. Ноты, гитары, мандолины, балалайки, домры, струны» располагался напротив, в угловом двухэтажном доме (ул. Республики, 2, ныне на его месте фонтан); и третий (ул. Республики, 5) – где в универсальном магазине «Губпросторга» был отдел «Музыка, ноты, гитары, мандолины».
Отметим попутно, что на улице Республики, во дворе дома №7, располагалось Поволжское областное отделение Пролеткино, которое выпускало художественные и документальные фильмы. Кстати, киностудия в Саратове была первой в Поволжье. Она вполне могла послужить прообразом арбатовского «филиального отделения областной киноорганизации», ставшего последней жертвой «душегуба» Козлевича…
Читаем дальше:
«Солнце ломилось в стеклянную витрину магазина наглядных пособий, где над глобусами, черепами и картонной, весело раскрашенной, печенью пьяницы дружески обнимались два скелета».
И магазин наглядных пособий был на улице Республики, на первом этаже гостиницы «Астория» (ныне — «Волга»). Гостиница расположена на солнечной, или, как говорили тогда, на красной, стороне, поэтому солнце туда и «ломилось». В здание гостиницы Ильф заходил — здесь располагалась редакция газеты «Саратовские известия», в которой он, корреспондент «Гудка», поместил свою заметку «Тиражом к деревне». Здесь, от коллег-журналистов, он мог узнать все саратовские новости.
«В бедном окне мастерской штемпелей и печатей наибольшее место занимали эмалированные дощечки с надписями: «Закрыто на обед», «Обеденный перерыв от 2 до 3 ч. д.», «Закрыто на обеденный перерыв», просто «Закрыто», «Магазин закрыт» и, наконец, чёрная фундаментальная доска с золотыми буквами «Закрыто для переучёта товаров». По-видимому, эти решительные тексты пользовались в городе Арбатове наибольшим спросом».
Сохранилась фотография ул. Республики конца 1920-х годов, на которой видно, что к фешенебельному зданию гостиницы «Астория» прилепилось двухэтажное, в сравнении с гостиницей — «бедное» здание с вывеской: «Артель «Гравёр»: штемпеля, печати, типографские работы». Там делали и эмалированные таблички с любыми текстами. Это здание сохранилось до наших дней.
Вернёмся к разговору Остапа Бендера с председателем исполкома.
«Затем сын черноморского героя мягко, без нажима, перешел к делу. Он просил пятьдесят рублей. Председатель, стесненный узкими рамками местного бюджета, смог дать только восемь рублей и три талона на обед в кооперативной столовой «Бывший друг желудка».
[…]
Но проголодавшимся молочным братьям не удалось воспользоваться добротой главы города. На дверях столовой «Бывший друг желудка» висел большой замок, покрытый не то ржавчиной, не то гречневой кашей.
— Конечно, — с горечью сказал Остап, — по случаю учёта шницелей столовая закрыта навсегда!
».
На коротенькой, всего в три квартала, главной улице Саратова, от «Липок» до Крытого рынка, не только расположились подряд три музыкальных магазина, магазин наглядных пособий и несколько штемпельных мастерских, но была и столовая с подходящим для язвительных сатириков названием. В двухэтажном здании в стиле «кирпичной эклектики» (ныне проспект Кирова, 30) до недавнего времени весь первый этаж занимала столовая №45. А в 1925 году здесь размещалась столовая Общества друзей беспризорного ребёнка. В разговорной речи её называли короче: «Друг ребенка». Кормили здесь, конечно, плохо, отсюда и — «Бывший друг желудка».
Столовая была закрыта, и братья вернулись к «Бульвару Молодых Дарований», где «пообедали в летнем кооперативном саду «Искра», где особые плакаты извещали граждан о последнем арбатовском нововведении в области народного питания:
«Пиво отпускается только членам профсоюза».

[…]
На высокой задней стене ресторанного сада были нарисованы деревья, густолиственные и ровные, как на картинке в хрестоматии. Настоящих деревьев в саду не было...».
Такой сад без деревьев в Саратове был. Назывался он до 1917 года «Летний сад «Ренессанс», или, проще, «сад Очкина», и находился во дворе, между концертным залом «Ренессанс» и оперным театром, справа от нынешней филармонии. В справочнике «Весь Саратов» за 1911 год про сад «Ренессанс» пишут: «Этот сад только носит название сада; между тем деревья здесь совершенно отсутствуют, если не считать кусочка посередине двора. Но, несмотря на это, здесь бывает публика из всех слоев общества и находится далеко за полночь... Ни один коммерсант, прибывший в столицу Поволжья, не обойдет это заведение, иначе ему нечем будет похвастаться».
В середине 1920-х годов, после пожара, когда «дотла сгорела опера» и пострадал от огня концертный зал, здесь, вероятно, и «кусочка» зелени не осталось, и администратор этого заведения распорядился нарисовать деревья. И вот на высокой красно-кирпичной стене-брандмауэре появились два синих силуэта деревьев: слева большое, а рядом совсем молоденькое, сильно наклонившееся «под ветром». О синих деревьях рассказывал журналисту-искусствоведу Леониду Прокопенко и краеведу Николаю Семенову известный саратовский музыкант Георгий Ершов. С 1918 года он руководил всеми оркестрами города, преподавал в консерватории, а в 1926 году стал за дирижерский пульт в драмтеатре. Кроме того, Ершов был организатором и дирижером симфонического оркестра музыкантов-любителей при клубе имени Ильича, располагавшегося в бывшем концертном зале Очкина. Следовательно, он бывал в саду не ради пива, а по долгу службы. Изображения деревьев еще в конце 1940-х годов можно было различить на кирпичной стене во дворе дома №11 по Соборной площади, где раньше размещались театр и летний сад Очкина. Там же, по словам Георгия Ершова, в пивном павильоне при нэпе висел плакат «Пиво только членам профсоюза».
Очевидно, пивная тема появилась в романе не случайно и может иметь отношение к Саратову. В июле-августе 1925 года в газете «Саратовские известия» шла ожесточенная полемика на тему: «Допустить ли пиво в рабочие клубы?».
В день прибытия в Саратов тиражного теплохода «Герцен» (на котором плыл и Ильф) в развернувшейся «пивной» дискуссии решил принять участие и доктор Г.А. Лапидус, поместив свою статью «Пьянство и рабочий класс». Может быть, благодаря пиву эта фамилия и попала в роман? Фамилию Лапидус авторы-сатирики дали потом одному из сотрудников черноморского «Геркулеса», назвав его Лапидус-младший.

***
Несмотря на приведенные многочисленные примеры, подтверждающие сходство Арбатова и Саратова, у литературного города есть много черт, которые никак с Саратовом — областным центром — не совместимы. Арбатов — маленький город, лишенный автомобильного транспорта, где машина Козлевича — первый автомобиль; «арбатовское захолустье»; «скорые и курьерские поезда проходили станцию Арбатов без остановки»; «смешанные поезда приходили только дважды в неделю»; «у белых башенных ворот провинциального кремля»... А еще – «раннее арктическое утро».
Конечно, Арбатов, как Васюки и Старгород, город собирательный. Литературный образ — не мертвый слепок с действительности. Прототипы — дело сложное, замысловатое и загадочное. В своё время даже саратовец Константин Федин просил читателей не искать в его произведениях фотографического описания родного города. Ильф и Петров также сознательно напускают описательного туману, уводят в сторону неожиданными эпитетами (такими, например, как «арктическое утро» в Республике немцев Поволжья в первом издании «Золотого теленка»: в этот регион, примыкавший к «золотому арбатовскому участку» отправился Паниковский, и это ещё один аргумент в пользу саратовских корней произведения). Но мне-то хотелось отыскать именно то, что Ильф с Петровым взяли из Саратова. А взято, как видим, много.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 7Итоговая оценка: 3.29
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 28 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ