Оба имеют известное отношение к РПЦ (сейчас почти уравнявшись в статусах – выведенный за штат Охлобыстин и уволенный богослов Кураев), оба неравнодушны к радикальной субкультуре байкерства.
Оба, в той или иной степени, реализовали себя в шоу-бизнесе и социальных сетях.
А сегодня породнила их война, которую они объявили гей-сообществам.
Иван Иванович, как известно, в ходе одного из выступлений призвал сжигать геев в печах, а в новогодние дни обратился к президенту с просьбой восстановить в УК статью за мужеложество. Тут Охлобыстин малость напутал – статья эта была в УК РСФСР и других союзных республик, и, надо сказать, даже в самые гвардейские сталинские годы почти не применялась, а если и применялась, то первопричиной были не любовные предпочтения, а, скажем, интриги в артистическом мире… Словом, статью придется не восстанавливать, а вводить заново.
Отец же Андрей Кураев развернул в своем ЖЖ кампанию более, что ли, адресную – против гомосексуального лобби в Церкви. С особым упором на Казанскую и Тверскую епархии. Выбрав инструментом исповедально-эротические письма собственных корреспондентов. И ровно после своего увольнения из Московской Духовной Академии. Впрочем, протодиакон и потерял место из-за намека в упомянутом блоге на ту же неприятную, но насущную тему. Во всяком случае, он полагает себя жертвой этого влиятельнейшего в РПЦ гомосексуального лобби.
И вот парадокс: некие люди Охлобыстина стыдят и клеймят, обзывают чуть ли не фашистом и сравнивают с врачом Лидией Тимашук (полумифической застрельщицей «дела врачей»). Обвиняют в цинизме и постмодернизме.
И те же самые люди с огромным интересом и пониманием отнеслись к разоблачениям, выложенным в кураевском ЖЖ. Готовы объявить мятежного батюшку новым протопопом Аваккумом и вождем… Слово «раскол» не употребляют из политкорректности, предпочитают взывать к «очищению». Сам о. Андрей скромно призывает не себя, но Патриарха начать очистительный процесс, а возможный раскол прогнозирует не сейчас, а годика через три.
Так кто эти люди? Да понятно: литераторы, журналисты; прогрессивная, словом, общественность, не только геи, но, как правило, либералы.
При том, что Охлобыстин для сей публики, пусть с опасной сумасшедшинкой, но «свой» – прикольный, креативный (!) директор пострадавшей от режима «Евросети». А сценарии! А роли (кроме доктор-Быкова)! Да и полууход из Церкви весьма символичен…
А вот протодиакон Андрей Кураев мог считаться либералом лишь по меркам современной РПЦ…
Где же здесь, спросите вы, логика?
Между тем, она есть и она на поверхности.
В антигейских пассажах Ивана Ивановича самый невооруженный взгляд увидит личный пиар и не ошибется. Да ведь и впрямь – в НГ-каникулы, когда инфоповодов совсем не густо, а телевизионная содомия зашкаливает, Охлобыстин явно заявляет себя альтернативой крашеным полупокерам и ботоксным старухам отечественной попсы и прочей «дискотеки 80-х». Причем не столько в идеологическом, сколько в коммерческом плане. Зарабатывает на жизнь Иван Иванович, как известно, «чёсом» по провинции. Ярчайший пример которого был пару месяцев назад явлен саратовскому зрителю в театре драмы, когда под вывеской «интерактивного спектакля» священник заштата и звезда «Интернов» полтора часа заученно отвечал на записки «из зала», в большинстве – приготовленные загодя.
Так что «обращение о восстановлении» – артподготовка к новому туру по регионам. А какой свежий и бурный предполагается записочный интерактив!..
А поскольку всё тут слишком ясно, продвинутой публике очень не хватает в Охлобыстине искренности.
Искренность она уважает.
Видимо, самую огнедышащую искренность разглядели в эпистолярных исповедях, опубликованных о. Андреем Кураевым.
Сочинения эти напомнили мне историю от покойного Виктора Топорова – о бальзаковских лет даме, которая любила рассказывать, как ее однажды изнасиловали. Как заходила в подъезд… И сколько их было… И как угрожали, срывая… Как руки крутили… Как… Потом, заходя на новый круг, рассказчица жаловалась, как подавала заявление в милицию, а милиционеры просили во всех подробностях: как заходила в подъезд… И сколько их было…
Там у нее потом еще были очные ставки и суд, между прочим.
Еще один, не самый свежий пример – фильм П.-П. Пазолини «Сало, или 120 дней Содома». Помните? Разоблачал Пазолини, конечно, фашизм, спору нет, но разоблачал с такими подробностями и в таких видах, что возбуждения режиссеру было не скрыть ни за какой гримасой ненависти… И кино это стало для большого художника, конечно, не сублимацией, но способом побыть на месте разоблачаемых фашистов…
Я далек от того, чтобы объявить о. Андрея Кураева эдаким Пазолини от РПЦ, или даже пишущим «Яму» Александром Куприным, но, публикуя эротические мемуары своих корреспондентов и корреспонденток, батюшка, разумеется, понимает, что делает. И на чей интерес рассчитывает.
Любит наш народ подобные куртуазные р-разоблачения. Заглянуть под рясы ныне еще интереснее, чем когда-то одноклассницам под подол.
А еще любят у нас персонажей, которые всю-то жизнь шли себе в ногу, а потом вдруг, в силу разных причин, пошли не в ногу, и сделали на этом немалое протестное имя.
В общем, тут у обоих батюшек мы имеем случай так называемого пиара. При этом, говоря примерно об одном и том же, пребывая в сходных ситуациях, взаимозаменить друг дружку они не смогут.
Иван Иванович сроду не рискнет разоблачать не геев вообще, а гомосексуальное церковное лобби – еще прибьют.
О. Андрей Кураев вряд ли расширит разоблачаемый сегмент и обрушится на гомосеков в целом – так недолго и часть аудитории потерять.
А снова роднит двух выдающихся деятелей еще одно профессиональное обстоятельство – оба пиарщики совершенно выдающиеся. Сумевшие выбрать инструмент и момент для прицельного попадания в самое, пожалуй, больное место общества.
А то, что место это находится не в душе, сердце, голове и даже не в желудке, а в жопе… Что ж, это не их вина.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: