Производство: США, 2017
Режиссер: Гильермо дель Торо
В ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, Майкл Стулбарг и др.
Очень мило. Точнее, слишком мило, как будто тебе дали ложку и банку «Нутеллы» и сказали, что ничего другого на ужин не будет, но на то оно и массовое кино. Конечно, сценаристы смотрели советского «Человека-амфибию» и открывали Беляева. Слишком уж много совпадений — прекрасного монстра ловят именно в Латинской Америке, где происходит действие и у Беляева, там местные индейцы называли его водным богом (у Беляева индейцы называют Ихтиандра «морским дьяволом») и т.п. То есть этот фильм является прямым сюжетным продолжением «Человека-амфибии», если из него убрать слишком оптимистический конец, где Ихтиандра спасают и отпускают в море. Но заканчивается он ровно тем же самым — доброму монстру устраивают побег и отпускают. В советской версии побегу способствует журналист левых взглядов + девушка монстра, в американской — художник-гей + девушка монстра.
Зло в сюжете — это военные и спецслужбы. Но в большей степени именно спецслужбы. Их представитель не расстается с электрической дубинкой и подчеркивает, что он из Алабамы. Именно тогда в Алабаме происходили самые жесткие конфликты по поводу отмены сегрегации, запрета для афроамериканцев учиться вместе с белыми и т.п. В общем, это был «самый фашистский штат» в Америке. Антигерой постоянно цитирует Библию, покупает самые престижные автомобили, имеет типичную семью с рекламного плаката чего угодно, мечтает о карьерном росте и заживо гниет. Его оторванные монстром пальцы не приживаются. Перед нами белый христианский фашист и патриот-государственник. Ему противостоит фронт добра — немая уборщица (те, кто внизу социальной лестницы, не могут сами говорить за себя); другая уборщица — негритянка, вечно недовольная своим безвольным мужем; постаревший художник-гей, которому всё сложнее продавать своё искусство корпорациям; и советский шпион-ученый. Ученый равно противопоставлен как местной американской власти (против которой он работает), так и власти советской (на которую он работает). Он идеалист, гуманист и до сих пор всерьез читает Ленина, что вызывает недоумение у его советских коллег. Буквально, его убивают советские спецслужбы, но его добивают американские спецслужбы. Персонаж (прогрессивный интеллектуал) из ранних Стругацких. В реальной жизни типаж, близкий к Сагану или Хокингу.
Кроме «Лабиринта Фавна» обстановка в этом кино (степень милоты) порой напоминает «Амели». Мир мечты простой уборщицы, равный американскому мюзиклу,— из «Танцующей в темноте» Триера. Развязка, т.е. финальная судьба героини один в один как в «Фавне» — и там, и там, получив от правого параноика смертельную пулю в живот, героиня не умирает, но перемещается в волшебный мир, гораздо лучше человеческого, ведомая добрым монстром.
Кроме политкорректности (ученые левых взглядов, художники нетрадиционной ориентации, немой и чернокожий персонал против военной стороны государства и правых христианских фашистов из спецслужб) в фильме явно обнаруживается идея, что не будет ничего страшного, если все мы немножко мутируем и заметно изменимся по сравнению с традиционным человеком, который тоже не подарок, а как раз наоборот: самое настоящее чудовище и есть со своей Библией, расизмом, культом успеха и верностью государству. Собственно, симпатичный монстр и есть обобщенная эмблема «инаковости» и «невключенности» в системный норматив.
Именно благодаря некоторой пересахаренности, утрированности, массовой попсовости и доступности даже самому отстающему из школьников, рекомендуется для стран, хронически недотягивающих до современной западной демократии.
Ещё фильм должен понравиться сторонникам сакральной географии, которые как раз всё будут понимать наоборот (большинство из них консерваторы-мистики), потому что вода в нём (почти постоянно присутствующая в кадре хотя бы в стакане) — символ лучшей альтернативы и более совершенной материи, чем твердь, т.е. мировой либерализм — это «цивилизация моря» против «цивилизации суши» на символическом уровне.
Ну а для сторонников психопрактик пренатальности (Грофф и всё такое) возврат в воду — это символ возвращения в бессмертие и единство с миром, которое было доступно нам в утробе до физического рождения.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: