Саратов может ждать новый конкурс перевозчиков. Такие выводы следуют из решения Арбитражного суда Поволжского округа, оставившего в силе решение 12-го арбитражного апелляционного суда, признавшего незаконным решение Саратовского УФАС. Антимонопольное ведомство в 2019 году при проведении конкурса перевозчиков признало законным решение мэрии о допуске Ершовского и Хвалынского АТП на конкурс перевозчиков.
***
Согласно данным открытых источников, "Хвалынское АТП" принадлежит ООО "ТранХсодинг", учредителями которого являются Светлана Заигралова и Ирина Беликова. Последняя - дочь бывшего гендиректора АО "Автокомбинат №2" и экс-депутата Саратовской областной думы Андрея Беликова, фигуранта уголовного дела о мошенничестве. Заигралова - дочь депутата Саратовской городской думы Вячеслава Тарасова.
АО "Ершовское АТП" принадлежит "Автокомбинату №2", которое долгое время возглавлял Андрей Беликов. Сейчас генеральным директором предприятия является Сергей Крайнов.
Напомним, в марте 2019 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками потенциальных участников открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по регулярным маршрутам. При определении победителей основным критерием отбора для чиновников мэрии являлся стаж перевозчиков, а не качество транспортных средств. Это позволило одержать победу по большей части маршрутов двум АТП. Причем они входили в составе простых товариществ, то есть на каждый маршрут они выходили с индивидуальным предпринимателем. Позднее, 25 марта 2019 года, в УФАС по Саратовской области поступили жалобы от участников конкурса на действия комиссии, которая проигнорировала сообщения о недостоверности сведений, предоставленных на тендер (касались стажа перевозчиков). Спустя несколько дней - 4 апреля жалобы ИП Андрея Малышева и ООО "ТрансАгент"(участники конкурса) были приняты. Антимонопольное ведомство посчитало, что законные интересы Малышева и "ТрансАгента" при проведении конкурса были нарушены, и отменило решение конкурсной комиссии по тем лотам, где эти заявители участвовали. В итоге летом 2019 года "ТрансАгент" обратился в саратовский арбитраж с требованием признать незаконным решение Саратовского УФАС, не увидевшего нарушений в действиях двух АТП, которые приписали себе чрезмерно большой стаж - 56 лет, тогда как юридическая регистрация состоялась в середине 1990-х.
При этом транспортные средства для конкурса и дальнейших перевозок предоставили именно индивидуальные предприниматели, который вошли в состав простых товариществ с двумя АТП, так как не имели богатого опыта пассажирских перевозок.
В первой инстанции выяснилось, что организатор торгов - в данном случае мэрия - оказывается, не обязан проверять сведения участников конкурса перевозчиков. В том числе это оспаривал "ТрансАгент". С компанией согласился только 12-й арбитражный апелляционный суд.
"Суд второй инстанции согласился, что правоопреемственность между нынешними перевозчиками и советскими автотранспортными предприятиями, на чем настаивали Ершовское АТП и Хвалынское АТП, ничем не подтверждена. Выводы, сделанные 12-м арбитражным апелляционным судом, подтвердил Арбитражный суд Поволжского округа. Это говорит о том, что простые товарищества в лице акционерных обществ Ершовское АТП и Хвалынское АТП с разными ИП, ООО совершили акт недобросовестной конкуренции. Решение УФАС отменено. Суд фактически сказал, что организатор обязан проверять все сведения, предоставленные перевозчиками, что недостоверность сведений в части опыта очевидна", - рассказала подробности заседаний представитель ООО "ТрансАгент" Гелена Алексеева. Она добавила, что "ТрансАгент" обжаловал только одно решение антимонопольного ведомства. Всего таких решений 9. При этом, по словам представителя перевозчика, 26 мая во время спора в Арбитражном суде Поволжского округа УФАС отстаивало интересы перевозчиков, а не свои, пытаясь доказать, что эти компания были созданы в середине XX века.
Такое решение должно стать основанием для пересмотра итогов конкурса. Он также будет проходить через подачу исковых заявлений. При этом проводить конкурс, как считает Алексеева, придется по новой схеме, где основное предпочтение будет отдаваться качеству техники, а не опыту перевозчиков. Это это даст индивидуальным предпринимателям, объединившимся с двумя АТП, возможность принимать участие в конкурсе самостоятельно, а в случае победы по определенным маршрутам работать на себя.
Причем в случае отмены действующих разрешений на перевозку жителей города, выданных простым товариществам в составе предпринимателей с Ершовским АТП и Хвалынским АТП, пострадают именно ИП. "Несмотря на то, что в Саратове долгое время действовали только 4 "монополиста" - "Автокомбинат №2", "Икар", "Межгородтранс" и СГЭТ, реально людей перевозили индивидуальные предприниматели. Первый раз они пострадали, когда не могли получать субсидии за перевозку льготных категорий граждан, за что сейчас судят Андрея Беликова, второй раз - когда в судебном порядке им прекратили свидетельства, потому что были выданы без конкурса. Опять же были выданы "Автокомбинату", но ездили они. В третий раз пострадают, потому что мэрия решила главным критерием для определения победителей стаж перевозчиков", - пояснила Гелена Алексеева.
Юрист не смогла предположить, почему именно это основание, а не технологичность транспортных средств, выбрали чиновники. "У кого лучше транспорт, тот и должен победить. Оцениваться должны характеристики: терминалы безналичной оплаты, откидные сидения, бегущие строки, кондиционеры. То есть то, что может удовлетворить потребности населения, чтобы им было комфортно", - подчеркнула представитель перевозчика.
По мнению юриста, Ершовскому и Хвалынскому АТП в составе простых товариществ следует сдать свидетельства самостоятельно, не дожидаясь суда. Если разрешения на перевозку будут отозваны через суд, предприниматели не смогут в течение года участвовать в конкурсах, а значит, и перевозить людей, зарабатывать деньги и отчислять налоги.
Сейчас в суде порядка 10 исков от перевозчиков, которые проиграли по тем лотам, где выиграли АТП в составе простых товариществ. Все они касаются решения УФАС, не увидевшего никаких нарушений в конкурсной процедуре, названной 12-м арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Поволжского округа незаконной. Заявители требуют признать торги недействительными и применить к ним последствия недействительности сделки.
Гелена Алексеева считает, что за решениями судов двух инстанций должна последовать реакция прокуратуры на действия УФАС и мэрии, которые не рассмотрели в документации перевозчиков, поданной на конкурс, то, что она никак не относится к двум АТП.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: Арбитражный суд Саратовской области, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Поволжского округа, мэрия, Саратов, автокомбинат-2, Андрей Беликов, Ершовское АТП, Хвалынское АТП, Гелена Алексеева