21 ноября в Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке в Камерном зале им. А.И. Катца прошел концерт "Джазовые импровизации и композиции", в котором выступили дети Анатолия Иосифовича, продолжатели музыкальной династии – пианист Леонид Логинов-Катц и вокалистка Марина Виноградова-Катц. Музыканты живут в США, в Саратов приехали специально в честь присвоения имени их отца Камерному залу филармонии. На вечере прозвучали известные джазовые стандарты и импровизации в стиле джем-сейшн.
Расскажите о событии, которое случилось в Саратове с вашим участием.
Я приехала на концерт памяти моего папы Анатолия Иосифовича Катца, профессора Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, художественного руководителя и солиста Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке, Заслуженного деятеля искусств РФ, Заслуженного артиста России. Мы с моим братом Леонидом решили, что обязательно нужно сделать такой концерт в Саратове. Он планировался давно, трудно было определить удобное время для его проведения – это связано с гастрольным графиком. Такие концерты уже тоже стали доброй традицией к дню рождения и к дню памяти отца.
Опыт ваших совместных выступлений с братом уже был?
Да, первый раз мы выступали вместе, когда приезжали с папой в Америку. Затем были совместные выступления с братом, хотя это больше было на различных мероприятиях. Небольшие, практически домашние концерты очень популярны в Америке. На них приглашают родственников и знакомых, на них продают билеты. С папой мы исполняли классику, с братом – джазовые импровизации.
У вас с братом интерес к джазу возник одновременно или это влияние отца, Анатолия Иосифовича?
Я бы сказала: и то, и другое. Все началось с детства. Воспитание строилось на классической музыке, поскольку оба родителя – классические музыканты. И папа, и мама со мной занимались музыкой, водили на концерты в консерваторию. Они мне рассказывали, как построено музыкальное произведение, как оно исполняется. Затем я очень много времени проводила в театре юного зрителя: музыку ко многим спектаклям написал папа, и музыка папина на самом деле была очень джазовая. С этих джазовых фраз все и началось. Дома было много пластинок, музыка звучала постоянно. Где-то лет в 9 мне подарили пластинку Эллы Фитцджеральд. Она мне настолько понравилась, что я слушала ее непрерывно. Потом, конечно, появились и другие исполнители, можно сказать, вся история джаза.
Именно тогда я поняла, что не хочу больше ничего делать – хочу петь, хочу заниматься джазом и всем, что с ним связано, – госпел, фанк, блюз.
Вы говорили, что родители особо не вмешивались в выбор музыкальных интересов.
Я уверена, что лучше, если человек сам сделает выбор в отношении своих музыкальных вкусов. Мои родители не настаивали, чтобы я занималась классической музыкой. Но вместе с этим я понимала, что классическим музыкантом быть не хочу. Я с удовольствием слушаю классику, но не хочу делать это своей профессией. Поэтому я выбрала джаз.
Родители приняли такой выбор и всегда меня поддерживали.
Когда состоялось первое джазовое выступление? Еще в школе?
Нет, в школе я пела что-то ближе к школьной программе, то есть либо романсы, либо песни из кинофильмов. Но уже тогда стала потихонечку учить и набирать в репертуар джазовые стандарты, а затем стала выступать в московских клубах.
Затем начался американский период – обучение в Беркли?
Сейчас я закончила обучение в Беркли. Это великолепная школа. Моими учителями были знаменитые джазовые музыканты, в частности, Джон Патитуччи. Образование очень индивидуальное, полностью свободный выбор – как репертуара, так и стилей. Это не обязательно традиционный джаз. Меня сейчас интересует национальная музыка, фольклор, не только русский, но и других стран. Балканская музыка и восточные мотивы легли в основу многих джазовых мелодий.
В отношении записи. Сейчас как-то уже формат компакт-диска отошёл, винил остается, но больше для коллекционеров. Какой путь реализации для музыканта?
Интернет. Различные платформы, где размещают музыку. Это стоит недорого. Можно разместить отдельную песню или целый альбом. Я сейчас подготовила мини-альбом. И буду размещать его в интернете.
Это музыка собственного сочинения?
Да, есть собственные композиции в стиле госпел. Сейчас это направление в музыке активно развивается. Скорее, это неогоспел
Но ведь в Америке гигантская конкуренция! Когда-то я разговаривал с Николаем Левиновским, саратовским музыкантом, который приехал в Америку и с удивлением обнаружил, что даже в клубах играют высочайшие профессионалы.
Нью-Йорк – это, с одной стороны, очень много возможностей, с другой – это огромная конкуренция. Но вместе с тем я могу вот что сказать: выросло количество мест, где можно выступать. Это клубы, концертные залы. Просто очень нужна связь, умение общаться, профессиональная команда, различные проекты. Помимо выступлений, я занимаюсь дирижированием, оркестровкой, преподаванием. Сейчас пишу тексты, которые в дальнейшем станут песнями. Креативность – это, возможно, главное, что необходимо для конкуренции. Многие российские музыканты активно сотрудничают с американскими, гастролируют по миру.
Чем увлекаетесь кроме музыки?
Очень люблю готовить. Особенно сложные блюда. Причем это может быть мясо, рыба или десерт. В процессе приготовления придумываю различные мелодии или стихи. Это очень творческий процесс.
С каким чувством возвращаетесь в Саратов.
Саратов – это родной дом, правда, уже без родителей. Я люблю город и великое множество друзей, которые в нем живут. Это город моих родителей, память о них остается, за что я всем очень благодарна.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: