13/10/2025 15:30В конце сентября в регионе прошел XXII международный телекинофестиваль документальной мелодрамы "Саратовские страдания". На него по традиции прислали свои фильмы документалисты со всего мира. В этом году отборочная комиссия получила рекордное за 21-летнюю историю кинофорума количество работ — около 3 тысяч из 134 стран.
Директор фестиваля Татьяна Зорина в своей колонке для "ОМ" отмечает, чем в этом году отличалась конкурсная программа, что волнует авторов и кто сегодня занимается документальным кино в мире.
"В этом году мы обнаружили, что почти половина отобранных в конкурсную программу фильмов — это дебюты. Почему так получилось? Схема отбора у нас такая: сначала смотрим кино по профессиональным критериям, потом, если оно вызвало интерес, обмениваемся впечатлениями и только потом выясняем, кто автор, дебют или не дебют и так далее. В общем, в этом году дебютов оказалось много.
Что в них привлекло? Наверное, поиск героя, который не похож на других. Но не похож не какой-то своей "вывихнутостью", что было в приоритете в последние годы, а естественным желанием осознанно жить, как, например, в российских фильмах "Визионер из Артюшкино", "Люди дела. Сезон 2" и "Живые" или во французском фильме "Пастух" и индийском "Бали". В последние десятилетия и авторы кино, и герои находились в неких экспериментальных условиях, прежде всего, ценилось отсутствие агрессии и принятие жизни такой, как она есть. В результате сформировался новый человек, для которого важнее всего был личный комфорт, и устойчивое желание не выходить за пределы зоны этого комфорта.
У нас, представителей старшего поколения, естественно, это вызывало удивление, так как мы привыкли, что человек имеет право и должен участвовать в строительстве общей жизни и иметь личную ответственность за это. А что такое зона комфорта, мы вообще не знали и не понимали.
Жизнь изменилась. Естественно, сейчас наибольший интерес вызывают и авторы, и герои, которые пытаются зафиксировать эти новые реалии. Поэтому фильмы антропологического содержания со всевозможными страстями в тайге и испытаниями на краю мира или монологи героинь, страдающих перед зеркалом, стали привлекать меньше. Мы такого уже много насмотрелись и поэтому выбирали кино, скажем так, про обыкновенных людей. Но у этой новой тенденции в кино есть и обратная сторона — высота взгляда, особенно у молодых авторов, несколько занижена в соотнесённости с тем материалом, с которым они работают. Видимо, поэтому очень много короткометражек. На длинный разбег у авторов не хватает замысла, а, может быть, времени и финансирования.
Обращает на себя внимание тот факт, что в документальное кино всё больше приходит людей из смежных видов искусства – из живописи, из музыки, из музейного дела, из современного искусства, из экспериментального кино. Это в основном молодые люди, которые учатся в гуманитарных университетах и на фоне полученного круга знаний выбирают документальное кино. Это очень важно, так как таким образом документальное кино, которое само по себе тоже, безусловно, является искусством, всё больше вписывается в общегуманитарный контекст.
К сожалению, мы это пока мало считываем. На фестивале были примеры, когда нам понравился фильм, и мы предложили его в конкурс, но некоторые эксперты выразили удивление по этому поводу, и замечание, что в этом фильме есть диалог с одним из великих кинорежиссеров, поставило некоторых людей в тупик. Может быть, молодые кинематографисты ещё не в полной мере ощущают эмоциональную природу документального кино, но в большинстве своём они очень умные, эрудированные, легко ориентируются в контекстуальном пространстве.
Безусловно, первый ряд всегда будет отдан живому, человеческому, эмоциональному кинематографу. Но бывают разные периоды в жизни любого вида искусства. В нашем кинематографе существовало множество разных направлений, о которых за последние 30 лет почти не вспоминали. В частности, мы можем говорить о шукшинском типе кино. Или о киноработах Дмитрия Лунькова (фильм "Куриловские калачи" мы показали на открытии фестиваля, и он произвёл на зрителей ошеломляющее впечатление формулой времени и героинями античного масштаба).

Дмитрий Луньков. Источник: rutube
Сейчас возвращаться к воспроизводству тех же кодов бессмысленно. Надо их использовать и идти дальше. Конечно, поиски эти есть, и если посмотреть картины молодых авторов из конкурсной программы "Саратовских страданий", можно увидеть мощные ассоциации с прозой и поэзией, с национальным и международным контекстом. Они не просто показывают "живую жизнь", а события, пропущенные через историю и общий контекст искусства".
Фото Татьяны Зориной - https://vk.com/sarstrad
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: Татьяна Зорина, саратовские страдания



