В рубрике "Серийные разборки" мы рассказываем о сериалах, которые, по мнению "ОМ", заслуживают внимания.
Французская киноработа со странным названием "Ирма Веп" - это не комедия в широком смысле, но и не совсем драма. Даже в размытые границы термина "драмеди" этот сериал укладывается лишь отчасти. Немного фарса, дурацких штампов, немного процедурала "для своих" и безумств чисто внутренней кинокухни. Некоторые смогли увидеть в этом сериале и большую долю столь модной сегодня метаиронии.
Ясно лишь, что сериал из тех работ, которые следует оценивать, учитывая в обязательном порядке особенности "почерка" их создателей (в нашем случае - создателя), как бы они (он) эту особенность ни скрывали. Оливье Ассайяс - если вдруг кто не знает – это не только режиссер и сценарист нашумевшего "Карлоса" и полноправный участник (вместе с Вонгом Карваем, Вендерсом, Китано, Коэнами и другими) статусных киноальманахов "У каждого свое кино" и "Париж, я люблю тебя". Судя по его интервью, он и по сей день убежден, что на съемочной площадке актеры должны как можно больше импровизировать, а не четко следовать его же указаниям.
Who is who:
Фишка в том, что свою "Ирму Веп" Ассайяс один раз уже снимал: одноименный фильм вышел еще в 90-х. Главную роль в нем сыграла его на тот момент жена Мэгги Чун, известная прежде всего по фильмами Джеки Чана. А теперь маэстро решил не то чтобы самого себя осовременить или спародировать, а скорее просто показать всем, как бы он снял этот фильм сейчас, став старше. С другой стороны, человек он творческий и может много что себе позволить - так что вопрос зачем именно это было всем показывать, здесь как бы не стоит.
Сюжет в принципе остался прежним. Востребованная исключительно в блокбастерах и уставшая от нездоровых (мы такое категорично не поддерживаем!) отношений жеманная киноактриса Мира получает приглашение сняться в фильме совсем иного формата.
"Чокнутый в хорошем смысле" режиссер Рене Видаль не просто снимает ремейк старого черно-белого кино - он что есть силы пытается снять такой фильм, который напугал бы его самого ("а мне не страшно!"). Параллельно его мучает в снах бывшая жена китаянка (отсылка не только к первой "Ирме", но и к биографии самого Ассайяса), он дерется с актерами и вообще ему явно грозит нервный срыв. А принявшая странное предложение Мира постепенно так растворяется в своей новой роли, что уже буквально теряет и себя, и связь с окружающим миром.
К концу сериала сходят с ума практически все участники съемочного процесса.
- А теперь, давай, прыгай на него обеими ногами!
- Рене, я на каблуках, я не могу на него прыгнуть!
- Нет-нет, он мертв (по сюжету. - "ОМ".), прыгай.
Главную роль на этот раз сыграла не Чун, а шведка Алисия Викандер (Китти в "Анне Карениной" Джо Райта, "К чему-то прекрасному", "Отель", "Пятая власть" с Камбербетчем). Кроме нее в новой "Ирме Веп" снялись Норма Хамзави ("Развод по-французски", "Двойная жизнь" с Жюльет Бинош), Антуан Райнарц ("Двойная жизнь", "Боже мой!"), Жанна Балибар (Настасья Филипповна в "Идиоте" Пьера Леона, "Принцесса Монако" с Николь Кидман и Тимом Ротом, "Капитан Марло" с Депардье), Алекс Деска ("Кофе и сигареты" и "Пределы контроля" Джима Джармуша) и даже Ипполит Жирардо (увы, с великой Анни Жирардо никак не связанный, но зато работал с Годаром, Колюшем, Даниелем Отёйем и другими).
Безусловно, относиться к сериалу "Ирма Веп" как к пособию на тему "Как на самом деле сегодня снимают кино" не стоит. Скорее, он просто рассчитан на тех, кого интересуют бесконечные споры на тему - какое кино в принципе может считаться настоящим искусством, а какое лишь ремеслом. К слову, по легенде вторым сезоном сериала вполне может стать собственно тот фильм, который так упорно снимала на протяжении первого вся эта чудная компания. Не стоит, пожалуй, искать в "Ирме" и особого морализаторства с философичностью (если только самой пунктирной). А уж о наличии сводящей всё к абсурду метаиронии мы уже говорили в самом начале.
Особого упоминания заслуживает музыкальная тема сериала. Тем более, что ответственен за нее тот самый Тёрстон Мур, который есть движущая сила групп Sonic Youth и Chelsea Light Morning, и на минуточку одна из самых влиятельных персон музыкальной альтернативы и нойз-рока.
Кому зайдет: тем, кто с ходу отличит режиссера Оливье Ассайаса от режиссёра Оливье Маршаля; любителям поразмышлять об иллюзорности бытия; открытым для всего нового поклонникам эстетики Трюффо и Годара.
Кому не зайдет: тем, кто уже устал от пресловутой "нездоровости" и разнообразных перверсий на экране; любителям душещипательных мелодрам и проникновенных диалогов; "киноидеалистам" и потомкам Станиславского.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: сериал , Франция, режиссер, съемки, Кино, фильм, актриса