27 Апреля 2024, Суббота, 7:41 ВКонтакте Twitter

Ленин в цветах

07/11/2018 11:56

Чтобы чему-то стать искусством или частью культуры, зачастую важно постоянство. Тогда и "некрасивые" вещи становятся достоянием или даже символом города, а иногда и страны. Достаточно прочитать первые отзывы об Эйфелевой башне, которую сегодня уже никто не назовёт "бесполезным", "чудовищным" и "смехотворным" образцом искусства.
Своя "Эйфелева башня" есть и в Саратове. Это типовой памятник Владимиру Ульянову во дворе бывшей обувной фабрики, а ныне — офисного здания на Астраханской, 173. В народе монумент называют "Разноцветный Ленин".


Началось всё на рубеже тысячелетий. Предприниматель Рифат Кудашев только вернулся из Германии, как на телефон поступил звонок: "У вашего здания — митинг. Во дворе десяток недовольных старушек. С плакатами!". Сказали, что что-то не так с Лениным. Рифат заезжает во двор и видит пёстро разукрашенного вождя революции. Кто это сделал? Непонятно. Недовольство не прекращалось пару дней, пока Рифат не вернул памятнику изначальный серый цвет.
Вскоре арендодатель выяснил, кто был возмутителем спокойствия. Имен он не называет, но говорит, что это художник-акционист; творит и сегодня, довольно известен — пускай и в узких кругах. Работал в ночь, хотел спровоцировать общественный резонанс, чего и добился. Ведь стоял раньше памятник — пыльный, обломанный, никому не нужный: пара жирных мазков - и символ сразу ожил, вновь стал актуальным.
В течение скандальной недели во дворе побывало столько людей, СМИ, сотрудников администрации, силовых структур, что за пространство даже как-то неудобно стало. Когда всё успокоилось, Рифат привёл двор в порядок — деревья, лавочки, плитка, дорожки. Не обошел вниманием и постамент. Ленин — серый, как полагается. Всё успокоилось.
Кажется, на этом история должна и кончится. О "хулиганстве" художника-акциониста Рифат уже не думал, но постоянно вспоминал поездку в Германию, где его вдохновили работы Фриденсрайха Хундертвассера. Австрийский живописец разрисовывал однотипные заброшенные дома и таким образом давал им новую жизнь, причем более яркую, чем прежде. Похожая история произошла и с типовым памятником вождя революции. Те бабушки отстаивали Ленина, боролись за уважение их символов и вроде бы преуспели, но, по сути, они вернули его к забвению, снова "положили в мавзолей". Однажды утром во двор Астраханской, 173 пришёл нанятый Рифатом рабочий с баллоном оранжевой краски. Памятник приобрел новый цвет.
На этот раз митингов не было. Раздался звонок из администрации: "Почему оранжевый цвет? Вандализм". Но Рифат не отступил: "А что это за дискриминация по цвету такая? Почему красить в серый можно, а в оранжевый — нельзя? Ну хорошо, вы мне объясните принцип, а я тогда уже выберу из палитры". На другом конце трубки задумались, но перезванивать не стали. Вероятно, именно этот момент и стал отправной точкой: стихийные события приобрели волевой характер.
Людей оранжевый цвет не возмущал, хотя удивлял. Рифат рассказывает историю: "Женщина спешит куда-то со своей дочкой. Когда они проходят мимо памятника, девочка останавливается и спрашивает: "Мама, мама, а почему Ленин такой оранжевый?". Женщина нетерпеливо подгоняет малютку и отвечает: "Не знаю, доча, — апельсинов объелся!".
Концепция борьбы с дискриминацией цветов продолжалась несколько лет, памятник перекрашивался почти ежегодно и запомнился в основном своими голубым и розовым воплощениями. Так как никакого манифеста не было, да и люди спешили сделать выводы сами, то в таких инкарнациях находили обычно гомосексуальный подтекст, однако, как ни странно, скандалов это не повлекло.
Вопросов не вызывало и воплощение 2009 года, когда чёрный Ленин вступил на золотой постамент. Между тем памятник приобрёл новый посыл. Концепция Золотого Тельца говорила нам о разрушительных идеях, тёмных силах, которые народ сам водрузил на золотой пьедестал и сделал своим идолом. Послание осталось незаметным — видимо, цвета слишком походили на типовые вариации.
В 2011 году Ленин впервые "оброс" цветами, но уже в прямом смысле слова: нарисованные растения оплетали пьедестал и ноги вождя. Вообще, это менее провокативное воплощение, нежели голубая или розовая инкарнации, но именно тогда возник очередной конфликт с правительством. В этот раз на факт вандализма указали "серьезные люди из силовых структур". За дело взялся друг Рифата, который разобрал вандализм с юридической точки зрения и доказал гостям, — здесь нет ни уничтожения объекта культуры, ни его осквернения. Позже Рифату объяснили, что эти люди приходили в рамках предвыборной работы одной из партий. Оглядываясь на тихие голубой и розовый "периоды" Ленина и ситуацию с разбушевавшимися бабушками, можно предположить, что и тогда проблема была не в возмущенных гражданах, а в работе с электоратом.
Хотя объект привлекал внимание, скандалов было всё меньше. Журналисты начали придумывать истории сами. Так, в одной из статей читателю рассказали о "Екатерине" — сотруднице страховой компании. В один из летних вечеров работы как таковой не оказалось: уйти нельзя, а делать нечего. Чтобы не скучать, девушка вспомнила учебу в художественном училище, достала краски и - "чтобы было красиво" — раскрасила постамент. Дальше дело не пошло, потому что "памятник оказался высок, а Катя нет". В итоге на девушку наложили штраф, а Ленина оставили как есть — краска ведь не смывалась!
Рифату так понравилась эта история, что он повесил статью себе в рамку. Он говорит, что вообще не знает, о ком идёт речь, и сам приглашал художника работать над постаментом. Никаких бабок с тряпками, штрафов и разговора с милицией, о которых говорили в статье, не было и в помине.
С тех пор памятник перекрашивали ещё дважды. Отчасти это связано со сложностью работ — если раньше было достаточно нанять рабочего с баллоном краски, то теперь над монументом трудятся профессиональные художники. Так, над инкарнацией 2014 года работал Рашид Салямов, а вариацию 2018 года к 7 ноября закончил Рафик Ильясов. Это, кстати, новость, потому что до этого новые воплощения Ленин получал в свой день рождения, что тоже было символично.
Новейшая работа заняла более двух месяцев. Рафик объяснил, что цветы на постаменте появились потому, что концепция Золотого Тельца у Рифата сменилась. По словам художника, абсолютного и вечного зла не существует. Люди и идеи, которые сегодня кажутся вечными, высшими и непоколебимыми, уже завтра вернутся в небытие — человек превратится в прах, а старые идеологии обрастут листвой новых жизнеутверждающих идей: это и есть суть слабой, хрупкой, но всегда и всепобеждающей природы.
И всё-таки главный саратовский Ленин стоит на Театральной площади. Если бы кто-то так разукрасил этот монумент, то Рифат отнесся бы к этому отрицательно. Вождь на Астраханской, 173 — типовой памятник, а тот, что стоит на бывшей площади Революции, — работа скульптора Александра Павловича Кибальникова, автора памятников Чернышевскому, Федину, Радищеву в Саратове, Маяковскому в Москве, его надгробья… Это совсем другое дело. "Я — почитатель работ Хундертвассера и борюсь с однообразием и смертью, а не с искусством, — объясняет Рифат. — Ленин Кибальникова — это часть жизни уже нескольких поколений! Так, под строгим взором Ильича, по обычаям того времени, я заключил свой брак. А это и правда что-то доброе, разумное, вечное…".

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями

Ленин в цветахЛенин в цветахЛенин в цветах
Ленин в цветахЛенин в цветахЛенин в цветах
Ленин в цветахЛенин в цветахЛенин в цветах
Ленин в цветах

Теги: Ленин, художники, памятник

Оцените материал:12345Проголосовали: 45Итоговая оценка: 3.13
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Точка ноль"Неплохая в целом "попса" про самоизоляцию, вирусы и "антиваксеров"
24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности

Блоги



Поиск по дате
« 27 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ