18 Января 2019, Пятница, 19:49 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

"Длинноиграющие" инвестиции и сюжеты главы концерна "Мосфильм"

02/01/2019 12:35

Феномен Карена Шахназарова, - когда одну из крупнейших киностудий мира возглавляет не бизнесмен, не номинальный "хозяйственник" и не чиновник от культуры, а известный режиссёр, проникающий в сложности самых разных жанров кино, - по-своему уникален. В этом совмещении есть свои трудности, но есть и свои, безусловно, выигрышные моменты: и для самого Шахназарова, выросшего за 20 лет руководства "Мосфильмом" в серьёзного менеджера, и для самого киноконцерна.

От цифрового массива – к новому качеству тон-студии

- Карен Георгиевич, какие самые последние инновации на "Мосфильме" вы бы отметили?

- В принципе, всё, что мы делаем, можно без преувеличения называть инновациями. Из последних шагов: на студии заработал очень важный для современного кинопроизводства цифровой массив On-Line SAN – это принципиально новая платформа обработки и хранения данных. Поскольку сейчас весь контент переводится в "цифру", - а материала на "Мосфильме" очень много, и его нужно сохранять, - то это, я считаю, весомое достижение. Также на средства киностудии мы запустили проект по полной модернизации тонстудии – признаюсь, весьма дорогостоящий. Поясню для тех, кто, возможно, не знает: тонстудия - это производственный комплекс, где выполняются все работы, связанные со звуком. Это не только озвучивание ролей, но и запись музыки, всевозможных шумов, а также перезапись. Те, кто знакомы с данными процессами на дилетантском уровне, не представляют себе всех сложностей данной технологической цепочки.
Оснащение тонстудии "Мосфильма" будет осуществляться в соответствии с мировыми стандартами. Основная часть оборудования, которое мы приобрели, произведено в США. Американские коллеги сейчас делают для нас специальный проект. Его цель: преобразование тонстудии в единую IT-систему, если угодно - некий суперкомпьютер. Это значительно оптимизирует производственные процессы, весь блок операций – то, что называется postproduction. Не надо будет как раньше бегать по разным цехам и этажам "Мосфильма" с рабочими материалами - работа с проектом будет возможна на любом технологическом этапе. Американцы сами были приятно удивлены темпами нашего технического "перевооружения". В том объёме и на том уровне, как это задумано, - ничего подобного нет даже в Голливуде.

- Эти американские коллеги - из Голливуда или из других компаний?

- Они представляют частные кинокомпании США - ведь Голливуд сам по себе ничего не производит. Компания АВЕТ, например, – наиболее крупная фирма, специализирующаяся на звуковом и монтажном оборудовании.

Сохранена уникальная лаборатория киноплёнки

- Многие люди из мира кино, причем вовсе не только старшего поколения, с некоторым сожалением вспоминают о киноплёнке. Насколько вытеснившая её цифровизация оказывается универсальной и в творческом измерении, и в производственном?

- Да, и у меня тоже есть определенная ностальгия… Я как режиссер вырос и, что называется, "сформировался" на плёнке. Была и осталась в ней своя прелесть, "живость" изображения, которую невозможно передать ничем другим.
На "Мосфильме" мы, замечу, сознательно сохранили лабораторию по обработке плёнки. Ничего подобного нигде в мире вы сегодня не найдёте. А в России некоторые режиссёры и по сей день продолжают снимать именно на киноплёнку – правда, таких творцов по пальцам можно пересчитать. Но я уверен, что плёнка - это всё же пройденный этап. Пришедшие ей на смену технологии высветили всю громоздкость данного вида кинопроизводства. Хотя в ходу и контраргументы: якобы "цифра" не "приживается" в звукозаписи. Отмечу, что на "Мосфильме" сохранена одна из лучших в мире аналоговых студий записи. Музыканты часто предпочитают именно этот формат. Они по-своему, видимо, острее чувствуют все отличия "цифрового" звука.
Если говорить о технологиях шире, отмечу, что сейчас действительно заметно некое возвратное движение: возрождаются какие-то отдельные лаборатории старой фотографии. Или, например, периодически оживляется интерес к виниловым пластинкам – причем как со стороны простых слушателей, так и профессионалов. Внешне это выглядит довольно симпатично, но, по сути, является ретро-экспериментом, не более того. Дело в том, что цифровая запись – будь то музыка, фото-, киносъёмка - удобнее, практичнее, дешевле. Да и качество выше! Главное: научиться профессионально обращаться с цифровым оборудованием, которое совершенствуется с невероятной скоростью.

Контраст с другими киностудиями в РФ

- Конкуренция между различными киностудиями по стране – есть ли она, по вашему мнению; и если да, то каким образом проявляется?

- Ну, насколько мне известно, тот же "Ленфильм" так и не выбрался из кризиса. Совсем не в лучшем состоянии, по моим данным, пребывает и Свердловская киностудия. Студия им. Горького работает, но, как и две других вышеназванных, модернизации не прошла. В этом обстоятельстве и заложена ключевая причина их сегодняшних проблем. А всего в Российской Федерации осталось, по сути, три киностудии – "Мосфильм", "Ленфильм" и студия им. Горького.
Ныне актуальна конкуренция не между студиями с историей, не между брендами, а конкуренция с новыми частными российскими компаниями, которые также имеют потенциал, чтобы заниматься и перезаписью, и постпродакшеном. То есть производством, максимально приближенным к полному циклу. Например, CinemaProduction. Но по большому счёту конкурентов у "Мосфильма" нет. Главным образом в силу того, что у нас прошла модернизация всех производственных комплексов.

- А если взять киностудии постсоветского пространства - там картина схожа или еще грустнее?

- На Рижской киностудии практически ничего не сохранилось. "Беларусьфильм" существует, но он нам явно не конкурент. На "Казахфильме" периодически наблюдается какое-то оживление. Если говорить о странах бывшего СССР, то там, где государство оказывает поддержку, хотя бы минимальную, национальный кинематограф как-то теплится. Но кино год от года всё больше замещается телевидением. Впрочем, как и в России.

- Инвестиции в кинопроцесс – можете пояснить, как на "Мосфильме" выстроена их стратегия? Каковы их источники и характер?

- У нас нет никакого софинансирования, мы существуем полностью на те средства, которые сами зарабатываем. И хотя по форме собственности "Мосфильм" является государственным унитарным предприятием, денег из федерального бюджета мы не получаем. И модернизацию, обновление всех фондов киностудия также провела и продолжает проводить из собственных средств. Иначе говоря, мы зарабатываем инвестиции и вкладываем их в собственное развитие.

- "Непрофильные активы", не связанные с киноотраслью, - вы их как-то задействуете для получения прибыли концерна?

- В этом смысле "прямого" использования подобных активов у нас в настоящее время нет. Но возьмем, к примеру, такое направление, как экскурсии на киностудию. Они год от года становятся всё популярнее. Сказать, что экскурсии кардинально делают "финансовую погоду" на "Мосфильме", было бы преувеличением, но в общем коммерческом плане – это направление стало достаточно успешным. Польза – безусловная! Мы, к примеру, устраиваем по ходу экскурсий всевозможные экспозиции – об истории или сегодняшнем дне "Мосфильма": всё это однозначно работает на пропаганду киноискусства и в перспективе на привлечение новых зрителей. Так что у нас все активы сейчас можно назвать профильными. В полный контраст с тем, какой бедлам творился к моменту моего назначения генеральным директором в 1998-м году. Вот уж где был полный "непрофиль"! Тут на площадках и в производственных цехах рыбу коптили, спирт разливали, да много чего ещё... Целые автосервисы здесь располагались! Но с подобным было быстро покончено.

- Насколько помогает в вашей директорской ипостаси собственный опыт продюсерства?

- Помогает. Когда я зарабатываю какие-то деньги, понимаю, что это пойдёт на пользу возглавляемому мной концерну - как в материальном плане, так и в художественном. К тому же, я выступаю постоянно и как сценарист, точнее, как соавтор сценария, практически во всех своих картинах. Стараюсь работать не только на "Мосфильме". Продюсерская работа возможна и за пределами киностудии - в зависимости от тех или иных задач. Но привычнее, комфортнее работать, конечно, здесь. Поскольку мне, как никому другому на киностудии, лучше известно, где узкие места, где и чего не хватает.
…Был у меня случай на "Мосфильме" - в процессе съёмки фильма обнаружился брак пленки. Несколько сцен были отсняты с дефектами изображения - царапина была слишком явной. В мосфильмовской лаборатории оперативно брак устранить не могли. В то время здесь работала лаборатория "Саламандра", которая весьма котировалась в среде кинематографистов. И я ушел туда, можно сказать, хлопнув дверью. Это стало настоящим ударом для наших специалистов! Как продюсер и как режиссер, который не мог себе позволить ждать, я так прямо и сказал: "Ребята, если у вас не получается, то я уйду к вашим конкурентам!". По иронии судьбы, позже эта лаборатория разорилась и закрылась. Но суть в другом: после моего демарша специалисты "Мосфильма" решили-таки все имевшиеся у них производственные проблемы. И потом, по крайней мере, на моей памяти, подобного брака больше не возникало.

О кино- и политпрограммах, цензуре и режиссёрских планах


- Передачи о кино на телевидении, которые вы как ведущий делали на ВГТРК, в том числе "ХХ век: в кадре и за кадром", - не планируете ли каким-то образом возобновить?

- Да, приятно вспомнить об этом проекте; мне самому особенно памятны выпуски, посвященные Евгению Евстигнееву, который снялся в трёх моих картинах, Николаю Губенко… Но, во-первых, мне никто не предлагает возродить на ТВ нечто подобное. А, во-вторых, я и сам не рвусь... Это затратно, и больше даже не в денежном плане, а во временном и физическом. Одно дело, когда ты участвуешь в политических программах, другое – в передачах об искусстве.

- …Кстати, а как коллеги и друзья реагируют на ваше регулярное присутствие на телевизионных ток-шоу, в передачах Владимира Соловьева на "России-1" и в "Праве знать" на ТВЦ?

- По-разному реагируют. В личном общении отзывы вполне одобрительные. А уж о том, что за спиной могут говорить, мне, как говорится, знать не дано.

- А вам самому, по вашему же ощущению, не вредят ли эти программы как творческому человеку?

- А какой тут может быть вред? Мужчины любят говорить о политике. Кто-то наверняка сожалеет, что обсуждение злободневных вопросов приходится ограничивать, как раньше, стенами своей кухни. А у меня есть счастливая возможность публично высказывать свои взгляды. Мне это нравится, я люблю политику. Вероятно, сказалось и влияние отца, который был профессиональным политологом.

- По теме "Деньги и творчество" нагляден свежий эпизод: эстрадный продюсер Иосиф Пригожин 3 декабря с.г. предложил увеличить в кратном размере штрафы за использование обсценной лексики в искусстве. Михаил Боярский вслед за этим предложением высказался вообще за возрождение худсоветов при допуске культурной продукции к зрителю, что многие восприняли как призыв к цензуре.…

- Что касается мата, то я не сторонник его использования ни на сцене, ни в кино. В моих фильмах вы не встретите ненормативной лексики. Убеждён, в искусстве есть вещи недопустимые. Должны соблюдаться некие границы, которые художник не должен переходить. Но сейчас на практике, на самом деле, трудно реализовать то, что предлагает Михаил Сергеевич Боярский и его единомышленники. Моральная цензура, как подвид, мне кажется, невозможна. По худсоветам – не знаю, честно говоря, как их вводить. Цензура такая вещь: либо она есть, либо её нет. Третьего варианта быть не может. Так что общество должно само решить – каковы эти моральные границы, до каких пределов они простираются. Юридически же границы определены: и в соответствующем законе, и в более объёмном документе, касающемся ограждения несовершеннолетних от информации, способной нанести вред их здоровью.
Другой вопрос, что эти законы не совсем прилежно, мягко говоря, исполняются. Здесь мы все действительно начали забывать о базовых ценностях культуры. Ведь что такое культура? Это – на самом деле ограничение. Ты культивируешь землю, выкидывая ненужный, вредный сорняк с твоего огорода, то есть предпринимаешь некое усилие - и над собой, и над окружающей средой, имея внутри представление о надлежащем порядке. Об идеале, если угодно.

- Заурядная закупка отечественных кондиционеров персонажем Леонида Филатова выросла в вашем "Городе Зеро" до масштаба скупки за бесценок здравого смысла повседневности. А историческая фантасмагория "Яды, или Всемирная история отравлений" позднее невольно проиллюстрировала фобии уже реальных отравителей, действующих и впрямь с резонансом всемирного значения. Можете поделиться, какие длинноиграющие сюжеты вас сегодня занимают, находясь в пред-экранной стадии?

- Не знаю... Что-то, возможно, и зреет внутри, но для прессы у меня в связи с этим нет никаких заявлений. Если что-то появится определенное, ну, тогда об этом вы узнаете.

Материал подготовил Алексей Голяков, обозреватель делового журнала "Инвест-форсайт" (Москва) специально для "ОМ"

Фото - m24.ru


Теги: Кино, киностудия, Мосфильм, Карен Шахназаров

Оцените материал:12345Проголосовали: 78Итоговая оценка: 3.06Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Культура / "Длинноиграющие" инвестиции и сюжеты главы концерна "Мосфильм"
Загрузка...
Кого из некогда высокопоставленных чиновников вы бы вернули во власть?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

10/01/2019 12:58
Арбитражные джокеры Станислава Невейницына. Выигрыш на 17 миллионов
Арбитражные джокеры Станислава Невейницына. Выигрыш на 17 миллионов | Отзывов: 3Станет ли бизнесмен набирать себе новую колоду в апелляционной инстанции?
05/01/2019 11:04
СК РФ просят разрешить уголовное преследование судьи по делу Елены Никитиной
СК РФ просят разрешить уголовное преследование судьи по делу Елены Никитиной | Отзывов: 29Муж бывшей чиновницы обратился с ходатайством о мерах безопасности
02/01/2019 12:35
"Длинноиграющие" инвестиции и сюжеты главы концерна "Мосфильм"Карен Шахназаров: "Модернизацию, обновление всех фондов "Мосфильма" провёл за счёт собственных средств"
02/01/2019 10:00
Дело Никитиной превратилось в
Дело Никитиной превратилось в "дело" ее адвоката? | Отзывов: 44"Я все равно буду оказывать ей юридическую помощь, жалобы и отводы буду писать в два раза больше"
25/12/2018 12:18
Глава
Глава "БАТ Россия" о закрытии фабрики: "Мы не смогли избежать этого решения" | Отзывов: 2Управляющий директор "БАТ Россия" Аттила Кундрак дал эксклюзивное интервью шеф-редактору "Коммерсантъ-Средняя Волга" Сергею Петунину
Дендрарий НИИСХ Юго-Востока

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 18 Января 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
0.017717838287354