
35 лет назад был принят закон, позволивший нам недолго пожить в доверии…
В конце апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял Закон об "Основных началах организации местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". Проект его публиковался загодя, проходил процедуру всенародного обсуждения и привёл в органы местной власти новых людей, многие из которых в прежние времена никогда бы даже выдвинуться кандидатами в районные, городские, областные советы не могли.
Во многих избирательных округах тогда ставленников коммунистической номенклатуры победили "неформалы", которых позже стали называть "демократами". Эти кандидаты шли в политику вопреки воле парторганизаций - у них появились для этого новые возможности. В городах и весях появились бОльшие возможности и у хозяйствующих субъектов, вступавших в новую экономическую жизнь, и для становления территориального общественного самоуправления - предвестника нашей зарождавшейся гражданственности.
Избиратели, жители активизировались и как бы поняли, что политика - это составная часть их жизни и от их участия либо безучастности зависят судьбы их городов, районов, домовладений и их самих... Подвижникам пришло понимание, что политика местного уровня – это основа государственной политики, способная привести к решению значительной части социально-экономических проблем и стать своеобразным килем, удерживающим в равновесии судно "Государство", входившее в небывалый шторм.
"Без народовластия, без местного самоуправления России никогда не быть сильным государством!" - эта фраза Александра Солженицына в период перестройки была вполне внятной идеологемой для новых политиков и подвижников, вовлекавших людей в происходившие демократические процессы. Примерами становились "прорабы перестройки": Н.И. Травкин с его системой "бригадного подряда"; В.И. Туманов, кооператор, бивший рекорды эффективности в золотодобыче и в строительстве дорог; Г.А. Явлинский с коллегами, предлагавший интереснейшие законодательные проекты; председатель Моссовета Г.Х. Попов, полезно изменивший схему административно-территориального устройства столицы…
В новых законодательных веяниях фактически полноправным органом местного самоуправления стал вновь избранный весной 1990 года Саратовский городской совет народных депутатов. В числе двухсот депутатов немалая их часть были новыми политиками из научных, инженерно-технических работников, журналистов, первых предпринимателей. Пленарные заседания горсовета были общедоступными, комиссии приглашали на заседания представителей общественности и лидеров первых партий, устраивали круглые столы, пресс-конференции по злободневным темам. В разных микрорайонах города создавались депутатские группы из областных, городских, районных депутатов и жителей, проводившие рейды и встречи.
Менее чем через год после выхода Закона о МСУ районные советы народных депутатов начали регистрировать комитеты общественного самоуправления. В Саратове появились новые источники информации, газеты, кабельное телевидение. Всё это создавало для многих активных горожан ощущение сопричастности в выработке решений с властными структурами, ощущение движения в сторону того самого местного самоуправления, без которого "нам никогда не стать сильным государством".
В сложный период 1991-93 гг. ответственная работа депутатов комиссии Горсовета по ЖКХ фактически спасала городскую систему хозяйствования от полного развала. Подвижники ТОС в микрорайонах города организовывали благотворительные акции, пытались вовлечь жителей в общественные работы по уборке газонов, дворов, подъездов… И кое-что получалось, главное из которого - доверие!
Мы жили в интересное время, когда первомайские демонстрации вдруг стали не показушными, а акциями реальной солидарности. Но, к сожалению, оно быстро закончилось…
Фото - Сергей Перепеченов
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги:

