В последние годы особые вложения государства были сделаны в дошкольное образование. Сотрудники Института образования НИУ «Высшая школа экономики» исследовали, как в последние годы менялась система дошкольного образования в России, и представили результаты социологического опроса воспитателей детских садов и родителей детей.
Как подчеркивает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Фрумин Исак Давидович: «Система дошкольного образования стала более гибкой и более открытой. Кроме того, дошкольное образование позитивно воспринимается обществом, а сотрудники системы в своей работе во многом стараются ориентироваться на интересы семей.
Исследователи установили, что меняются методики работы воспитателей с детьми. Наблюдается рост заинтересованности педагогов в новых образовательных программах. В то же время уровень негативных ожиданий воспитателей заметно снижается и отходит на задний план.
Воспитатели все чаще совершенствуют свои навыки в соответствии с федеральными образовательными стандартами дошкольного образования и приобретают новые компетенции, ориентированные на использование новых образовательных программ, что способствует повышению качества работы как с детьми, так и с их родителями.
В целом, взгляд на воспитание детей у родителей и воспитателей совпадает. И те, и другие среди наиболее значимых качеств педагогов выделяют ответственность, толерантность, честность, трудолюбие и хорошие манеры. Кроме того, для родителей важны не только образовательные программы, но и процесс социализации их детей, развитие у них навыков коммуникации, подготовка к школе. По их мнению, позитивные изменения в системе дошкольного образования связаны с введением новых образовательных стандартов.
Вместе с тем, как отмечает руководитель исследования профессор Ирина Абанкина, в связи с сохраняющейся высокой плотностью детей в группах повышается частота их заболеваемости, снижается степень усваиваемости ими образовательного материала, появляется риск их эмоциональной перегрузки.
Повышение интенсивности работы воспитателей за счет переполненных групп и сокращения персонала может привести к эмоциональному выгоранию педагогов. Разрыв в заработных платах воспитателей и вспомогательного персонала может приводить к росту напряженности в коллективах. Таким образом, есть сильные позитивные тенденции в дошкольном образовании, но возникают и новые риски.
Подробные данные этого исследования были представлены в докладе «Анализ изменений в сфере дошкольного образования», который вышел в серии «Современная аналитика образования» (председатель редакционного совета – Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ).
Наше образование – это гигантская часть экономики и социально-культурной сферы. Динамично развиваясь, нередко в этой динамике оно не успевает осмыслить себя. Быстрая реакция и бурные перемены, конечно, нужны, но не меньше нужна и рефлексия происходящего. Причем рефлексия, основанная на данных, а не на мнениях. Именно представлению такого рефлексивного взгляда и служит данная серия аналитических докладов», – уточняет Исак Фрумин. Все доклады представлены в свободном доступе на сайте Института образования ВШЭ.
Эти и другие актуальные, острые, порою скандальные вопросы развития образования еженедельно обсуждаются экспертами на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования». Анонсы предстоящих семинаров – на сайте Института образования ВШЭ. Видео прошедших семинаров всегда можно посмотреть на официальном канале Института на видео-хостинге YouTube.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: