19 Мая 2021, Среда, 6:42 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram

Небесный Саратов (8). Сакральный наш Укек

15/06/2015 10:43

«На вершине Увека люди заметили развалины и курганы,– археолог Баудек и художник Ордынин с артелью мужиков пришли их раскапывать. Раскопки длились третью неделю, и из земли выходили века. На Увеке нашли остатки древнего города, шли уступами каменные развалины водоподъемников, фундаменты строений, канализация,– скрытое суглинками и черноземом это осталось не от финнов, не от скифов, не от булгар,– кто-то неведомый приходил сюда из Азиатских степей, чтобы поставить город и исчезнуть из истории – навсегда»,– писал Борис Пильняк в романе «Голый год» и политически заблуждался. Почти сто лет спустя из полынной земли, из древней горы вышел к людям Неведомый, огляделся вокруг (хозяйства приусадебные, мост через Волгу да нефтебаза какая-то) и сказал – не от греков Геродотовых, не от финнов мордовских, не от посланцев царя Грозного, а быть здесь Саратову новому, татарскому,– городу, которому тысяча лет.
2015 минус 1262 равняется 753, ну да ладно. Сказано губернатором: тысяча, будет и тысяча. Сказано, что Увек – предтеча, предзнаменование Саратова, «ранний звон колоколов, предтеча утренних трудов»,– писал Александр Сергеевич Пушкин, а Пушкин – наше всё, значит, так тому и быть.

Почему Укек на самом деле древнее Казани, хотя ей и тысячи лет
Впервые Укек (именно так назывался ордынский город) упоминается в книге великого венецианского купца и мореплавателя Марко Поло в 1262 году: друзья-венецианцы рассказали ему о посещении этого молодого города на Волге. Первое письменное упоминание о Казани встречается в Рогожском летописце веком позже – в 1391 году, когда новгородцы и устюжане «взяша Жукотин, и пограбиша весь, и Казань, и пакы выидоша на Волгу и пограбиша все всех, и тако поидоша прочь». По данным доктора исторических наук Вадима Егорова Казань возникла двадцатью годами раньше описанного в летописи грабительского похода – в 1370 году.
К середине XIV века Укек, по описанию арабского путешественника Ибн Баттуты,– город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей». Когда Казань еще только строится в качестве самой северной пограничной крепости Волжской Булгарии, в Укеке процветают торговля и ремесла, в городе живут богатые люди, которые могут себе позволить покупку дорогих украшений, посуды из Китая, Сирии и Египта, в городе работает водопровод, здесь чеканится собственная монета, есть мечети, бани, медресе и православные храмы, а на окраине Укека действует мужской Четырехсвятский монастырь Сарайской епархии, в котором хоронят погибших или умерших в Золотой орде православных людей.
В конце XIV века Укек погибает – то ли разрушен войсками Тамерлана (Тимура), то ли попадает под сильный оползень, сделавшей жизнь в городе невозможной. Или почти невозможной. Исследователи не исключают, что на месте некогда славного Укека осталось крохотное поселение, но вскоре, не более десяти лет, заглохло и оно. До появления в 1590 году «на Саратове» князя Засекина и боярина Турова – с русскими стрельцами и острыми топорами – пройдет почти 200 лет. А на месте развалин Укека если кто и жил пришлый, то только степной, приходящий из-за Волги, ветер. Запомним этот факт.

Всплывающая подсказка
Медный пул (т.н. «хызр», чеканенный в Сарае в середине XIV века). Монета найдена на Увеке

А как же, что же мы в газетах читали?
Еще в 70-е советские годы партийное руководство Татарстана поставило задачу «удревнить» возраст Казани. Москва родилась в XI веке! Нижний Новгород был построен на сто лет раньше Казани! Первоначально известному татарскому историку и археологу А.Х. Халикову «удалось доказать», что датой рождения Казани является 1177 год, и на 1977 год были запланированы большие торжества по празднованию 800-летию Казани, но советская историческая наука в тот момент еще не была так сильно расколота по национальному признаку, и праздник был отменен.
Однако то, что не удалось сделать Халикову, получилось в новейшей российской истории у его ученика доктора наук Ф.Ш. Хузина. Ряд находок на Кремлевском холме Казани (а особенно так запомнившаяся саратовскому губернатору чешская монета, датированная правлением Святого Вацлава, предположительно, чеканки 929-930 годов) сделали возраст города «тысячелетним», почти ровесником Новгорода Великого.
Политическая воля оказалась сильней науки: по жесткому археологическому критерию возраст современного, существующего города или поселения ведется по непрерывности культурных слоев, а не по отдельным находкам. Уже упомянутый доктор исторических наук Егоров писал: «На территории Казанского кремля должны были обнаружить культурный слой X века – из остатков домов, хозяйственных строений, предметов быта. Но культурных слоев древнее XIV века там не находили. Отсутствие культурных напластований – самое главное доказательство <того, что Казань возникла не раньше конца XIV века>». То есть между тем временем, когда одни булгары покинули это место, а другие булгары начали строить Новую Казань, прошло почти 400 лет. Этот разрыв во времени даже больше, чем между гибелью Укека и началом строительства русской крепости Саратов. Пригодится и этот факт.

Всплывающая подсказка
Рисунок Казани XVIII века. Хранится в Эрмитаже

А кто такие булгары? На каком языке они говорили?
Современная казанская школа истории и большинство учебников уверенно отвечают на этот вопрос. Булгары были частью огурского массива тюркских племен, пришедших в IX-X веках на территорию современного Татарстана из Центральной Азии, а булгарский язык относился к числу тюркских языков. Основатель этой школы Халиков писал: «Почти все источники рисуют нам Волжскую Булгарию в период ее формирования как многоплеменное, но тюркоязычное в своей основе государство, окруженное тюркоязычными, угроязычными и финноязычными племенами, а с запада все приближающимися землями древнерусских княжеств».
Иное мнение у современных болгарских ученых, считающих, что их предки – булгары – пришли на Волгу с территории современных Юга России и Юго-Востока Украины, и были они не тюрками, а аланами – ираноязычным племенем кочевников. То есть принадлежали к другой семье народов и говорили на другом языке.
Ни ту, ни другую теорию наука подтвердить пока не в силах, а там, где наука выглядит бледно, розовеют щеки национально-ориентированных политиков и ученых. Если волжские булгары – прямые предшественники современных татар, башкир и чувашей, а Укек – не многонациональный город, в котором мирно сожительствовали и монголы, и булгары, и русские, и кипчаки-половцы, и мордва, торговали арабские и генуэзские купцы, свободно проповедовали и православные священники, и францисканские монахи, то большая часть средней и нижней Волги становится в современном политическом смысле исконной татарской землей. Зачем это нужно, что это дает на практике – мне не понять. Что плохого, если Укек станет памятником не конкретно одной национальной общины, а гордостью всего населения Саратовской области? Если болгарам удастся доказать аланский и угро-мадьярский (венгерский) компонент в формировании булгарского племени, Венгрия не пойдет войной на Волгу, Болгария не посадит на казанский трон своего христианского короля. Но дело, конечно, не в этих дальних странах Евросоюза. Ожесточенный спор в исторической науке прямо сейчас идет о другом. Об именьковцах.

Всплывающая подсказка
По таким картам учат нынешних школьников Татарстана

Господи, а это кто такие и чем они так важны?
Сначала из википедии: «Именьковская культура – раннесредневековая археологическая культура IV–VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Этническая атрибуция населения именьковской культуры является объектом дискуссии. В именьковцах видели финно-угров, тюрок, угро-мадьяр, славян, балтов, иранцев (поздние сарматы)».
Небольшое лирическое отступление. Современная наука способна по изменению формы печного горшка, оружию, формы захоронения, способу ведения хозяйства и ряду других важных археологических находок, проследить развитие «культуры», ее взаимодействие с другими соседними культурами, ее миграцию из одних регионов в другие. Например, самарский исследователь Матвеева доказала (а точнее – «утверждала»), что именьковская культура имеет значительное сходство основных элементов с пшеворскими (II – IV века нашей эры, территория Южной Польши), черняховскими (II – IV века, территория Украины, Молдавии и Румынии) и постзарубинецкими культурами, например Киевской (II – V века, степная полоса Украины) и пеньковской (VI – начало VIII века, степная полоса Украины). А «пеньковцы» – это уже анты, венеды, то есть славяне (что, впрочем, тоже только популярная гипотеза, ее еще никто окончательно не доказал).
Проблема в том, что ни горшок, ни стрела с наконечником, ни сам покойник (а большинство племен тогда вообще практиковали трупосожжение, не оставляя генетического материала) не могут рассказать, к какому племени они принадлежали, как сами себя называли и на каком языке говорили. Только логические цепочки умозаключений, сопоставление редких косвенных данных и национально-ориентированность исследователя приводят в данном – дописьменном – случае, к каким-то выводам / предположениям. Вот и получается, что в конце IV века на обширную территорию Среднего Поволжья пришли именьковцы-славяне, отличавшиеся традициями земледельческо-скотоводческого хозяйствования, не имеющих корней в этих местах.
Согласно работам известных ученых-профессоров, сторонников славянских древностей В.В.Седова и Г.И.Матвеевой, выходит так, что на исконной татарской земле издревле жили славяне, научили постепенно сменивших их булгар-кочевников земледелию и только потом приняли участие (вместе с булгарами, половцами, финно-уграми, угро-мадьярами и прочими соседями) в рождении современной татарской нации.
Что же получается, не только Крым – наш, но и Волга – наша, исконная русская река, «Нахр ас-Сакалиба», «славянская река», как писал в XI веке Аль Бируни.
В том, что арабские историки и путешественники под этнонимом «Сакалиба» понимали именно славян, многие ученые, впрочем, яростно оспаривают.

Всплывающая подсказка
Реконструкция жилища именьковской культуры (из Национального музея Казани)

Так сколько же лет Саратову?
Саратов основан в 1590 году. Этим летом ему исполнится 425 лет. Город заложен князем Засекиным, бояриным Туровым и русскими стрельцами. История Укека не имеет отношения к Саратову, как минимум, по двум археологическим критериям. Городища находятся в разных местах. Нет истории непрерывного проживания на территории одного городища. Эта разница ничуть не мешает сделать Укек одним из самых интересных для туристов объектов города Саратова. Для всех нас, угров и финнов, русских и болгар, татар и мордвы, монголов и китайцев. Вот на этом бы и успокоиться.

Всплывающая подсказка
Этнографическая карта середины XIX века. Желтым цветом отмечена мордва, синим – татары, серым – немцы, темно-красным – мещеряки, зеленым – башкиры

P.S. А вы знаете, где была родина прото-ариев, откуда есть пошли все индоевропейские народы? Не в Германии, как думал Гитлер. Не в Арктике, где ее искали мистики. И не в Индии, как думает большинство. Наиболее авторитетная на данный момент в науке гипотеза называется «курганной», ее автор – американский исследователь литовского происхождения Мария Гимбутас. Она находит, что прото-арии жили на территории современных Самарских и Саратовских областей. Это V тысячелетие до нашей эры. Не верите? Почитайте. Литовского ученого, бежавшего в фашистскую Германию от советских войск, а потом и в США, трудно заподозрить в проволжских симпатиях. Саратов – самый древний город на земле. Ну или Самара. Копать надо.

Всплывающая подсказка
Помочь саратовским археологам, ведущим раскопки на Увеке и желающим реконструировать истинную жизнь средневекового города, можно здесь, перечислив любую сумму, хоть 100 или 200 рублей

Всплывающая подсказка
Призы для спонсоров проекта (внимательно читайте правила!)

Блог «Небесный Саратов»

1. Небесный Саратов. Часть первая

2. Нас выбирают

3. Чужие улицы

4. Мне не больно

5. Об «исторической» ограде Троицкого собора

6. Кузнецов – распространенная фамилия

7. Историко-архитектурный. Про интересы застройщиков, которые идут вразрез с интересами города и его жильцов

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 1774Итоговая оценка: 2.97
Загрузка...
Как вы считаете, что нужно делать с бездомными собаками в Саратове?
Оставить комментарий
Россельхозбанк

Новости

Частное мнение

18/05/2021 11:34
Саратов, выборы: за правду и справедливость
Саратов, выборы: за правду и справедливостьПрограммное выступление депутата Саратовской городской думы Артема Чеботарева
14/05/2021 14:14
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Уокер"Перезапуск сериала из последнего десятилетия ХХ века, разительно отличающийся от оригинала
12/05/2021 10:00
Полиция потекла по крыше
Полиция потекла по крышеВ чьих интересах действует полиция, пытаясь расковырять недавно отремонтированную кровлю?
07/05/2021 14:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Я не шучу"В каждой шутке всегда содержатся доля правды
30/04/2021 12:12
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Сокол и зимний солдат"Чьи жизни важнее: темнокожих или людей без домов?

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 19 Мая 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ