Поскольку на моей малой родине, в Саратове, стали наконец-то обращать внимание на памятники архитектуры и с подачи Вячеслава Володина предложили назвать те из них, которые нуждаются в первоочередной реставрации, я решил не оставаться в стороне от этой темы.
Для начала оговорюсь, что "точечно" вопрос сохранения культурного наследия в Саратове, как и в любом другом нестоличном российском городе не решить.
Но если гражданам предложили назвать наиболее ценные дома, которые надо спасать от гибели в первую очередь, то почему бы не поучаствовать? Таких объектов у меня "на карандаше" сотни, но про один из них я подготовил лично для спикера Госдумы "папочку". Речь идёт о деревянном двухэтажном здании на ул. Московской, 153. Оно входит в ансамбль жилых, общественных и промышленных строений трампарка, возведённых на рубеже XIX-XX веков и являющихся объектами культурного наследия регионального значения.
Так дом выглядел в относительно благополучные времена. Фото Дениса Жабкина.
Дом построен в 1887-1888 годах на территории управления конно-железной дороги, открытой в Саратове в это время. Как пишет известный саратовский краевед Вячеслав Давыдов, один из ведущих знатоков объектов культурного наследия Саратовской области, здание, выполненное в сруб из круглых брёвен, обшитых тёсом, "выделяется входным порталом, выступающим за объём здания вверх и напоминающим небольшой мезонин, в котором устроено помещение третьего этажа, причём фронтон этого портала выполнен с большим выносом вперёд крыши. Такая форма здания, в отличие от архаичного образа деревянной крестьянской избы или княжеского терема, была для того времени весьма прогрессивной и остроумной. Это здание представляет большую ценность для настоящего и будущих поколений и является объектом культурного наследия. Оно по саратовским, степным, меркам богато украшено пропильной резьбой".
После Октябрьской революции 1917 года здание было национализировано, и его передали для заселения работникам трампарка.
Если большинство остальных объектов ансамбля трамвайного парка входят в действующую инфраструктуру МУПП "Саратовгорэллектротранс" (СГЭТ), то бывший дом начальника конно-железной дороги находится за пределами административно-производственной площадки предприятия и выведен из эксплуатации.
До середины 2000-х годов дом был жилым, пока его историей не заинтересовалась одна из московских девелоперских компаний, представители которой расселили местных жителей в новые квартиры и собирались реставрировать здание для своих целей. Однако, по данным СМИ, представители менеджмента МУПП СГЭТ в 2010 году, на балансе которого находился объект (по некоторым данным, находится до сих пор), создали инвесторам препятствия, из-за чего здание оказалось заброшенным, пришло в упадок и начало разрушаться.
Здание в сегодняшнем состоянии. Фото Владимира Федосеева.
К слову, "ОМ" подробно рассказывал об этой истории в статье "Трампарк в тисках Курихина".
С 2018 года дом оказался расконсервированным, в него имеется неограниченный доступ для любителей маргинальных развлечений, что вызывает опасения в связи с вероятностью поджога и последующей утратой уникального для Саратова объекта. Учитывая интерес саратовского строительного бизнеса к участкам в центре города в целом и активам СГЭТ - в частности, не исключено, что архитектурный памятник его нынешние владельцы могли расконсервировать намеренно.
Вопросы к содержанию дома возникают как к МУПП СГЭТ, так и к региональному управлению по охране культурного наследия, которое на протяжении нескольких месяцев не понуждает собственника к надлежащему содержанию здания как объекта культурного наследия.
"Ладно,— скажут некоторые,— хватит уже критиканством и накатами на бедненьких застройщиков да бюрократов заниматься, давай про реальные дела".
Хорошо. Вот вам альтернатива нынешнему положению дел.
Ею, например, может стать не только наказание виновных в ужасающем состоянии здания, но и его вытаскивание из нынешних тисков, то есть приспособление для нового использования. К примеру, для нужд СГУ имени Чернышевского или будущего Предуниверсария, но лучше всего, что диктуется историей местности,— под музей саратовского электротранспорта (такой, кстати, существовал на базе СГЭТ, но к 2010 году был уничтожен после ликвидации трамвайного депо №3 в Ленинском районе).
Кстати, расположение дома может принести выгоду и для городского благоустройства. Исторический особняк построен с отступом от красной линии ул. Московской, что позволяет грамотно и в интересах горожан использовать пространство размером примерно 18х38 метров перед главным фасадом объекта между школой №67 и промышленным зданием МУПП СГЭТ, также являющимися объектами культурного наследия. Наиболее предпочтительным видится устройство здесь рекреационной зоны со скамейками-лежаками и низкорослым декоративным озеленением (для просматриваемости фасада здания с ул. Московской).
Актуальность такого минисквера обусловлена дефицитом локальных зелёных зон в исторической части Саратова. Эта актуальность особенно возрастает с учётом близости к объекту образовательных учреждений (СГУ им. Чернышевского, Институт национальной гвардии) и транспортно-пересадочного узла, а также неблагоприятной экологической обстановки из-за плотного движения автотранспорта по Московской и Астраханской.
Стоит напомнить ещё один важный исторический момент. В саратовском трампарке в 1912-1914 годах трудился один из будущих лидеров антифашистского партизанского движения Украины во время Великой Отечественной войны, дважды герой Советского Союза Сидор Артемьевич Ковпак (1887-1967). Поэтому можно, например, увековечить его память не только мемориальной табличкой на ул. Б.Казачьей, но и, скажем, присвоением предлагаемому скверу имени легендарного партизана-антифашиста. К тому же, такой жест был бы крайне актуален и с точки зрения борьбы за сохранение памяти о Второй мировой войне, и как своеобразный "привет" родине героя, в которой предпочитают помнить других "героев былых времён".
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: