20 Апреля 2024, Суббота, 8:21 ВКонтакте Twitter

Памяти депо №3

Номер журнала: №6(187), июнь 2015 г.
Рубрика: Дикое поле
10/07/2015 13:25

«Бездействие руководства МУПП «Саратовгорэлектротранс» выглядит вызывающим»,— говорится в релизе «Саратовэнерго» по поводу долгов стратегически важного предприятия перед энергетиками, из-за которых в областном центре в очередной раз под угрозой остановки оказались трамваи и троллейбусы. Впрочем, «бездействие» — это и о других аспектах нынешнего положения МУППа, чьи активы поступательно уничтожаются перманентными экономическими бедами. Ситуация с нехваткой средств за последние полтора десятка лет стала, как и политическая ситуация в стране, стабильной — денег нет не только на развитие городского электротранспорта, но и даже на поддержание инфраструктуры. Причиной тому два фактора: 1) перманентное недофинансирование муниципалитета вследствие федеральной колониальной бюджетно-налоговой системы; 2) политика местных чиновников и руководства МУПП «Саратовгорэлектротранс».
О недофинансировании муниципалитета и, как следствие, бедствиях стратегических МУПов регулярно говорят и городские власти, и представители оппозиции, да и «ОМ» неоднократно освещал неприглядные последствия перекоса бюджетно-налоговой системы РФ. Что же касается подводных камней «местной специфики», «благодаря» которой саратовский электротранспорт в скором времени может уйти в историю, её большинство региональных СМИ предпочитают не замечать, поскольку зачастую за плачевной ситуацией на том же СГЭТ скрываются такие фигуры областного политического небосклона, про которых лучше не говорить — от греха подальше.
Недавно «ОМ» рассказывал о памятнике культурного наследия регионального значения — доме №153 по улице Московской, известном краеведам как построенное в 1887 году здание конторы и квартиры управляющего конной железной дороги. Этот двухэтажный деревянный особняк, находящийся на балансе СГЭТ, несколько лет назад расселили и собирались реконструировать московские инвесторы из ООО «Раском». Но последние, надо полагать, оказались на пути у положивших глаз на участок в центре города конкурентов — саратовских застройщиков, каким-то неведомым образом обаявших руководство трамвайно-троллейбусного предприятия во главе с гендиректором Робертом Виньковым. В результате за расселённый с помощью столичных предпринимателей жилой дом МУПП держится как за боевое знамя и не передает этот явно непрофильный актив выкупившим его у жителей собственникам. Обладая правом собственности на небольшое подсобное помещение в доме, руководство «Саратовгорэлектротранса» проглотило немало пыли в судах, чтобы не отдать объект предпринимателям, некогда вознамерившимся отреставрировать памятник архитектуры и спасти его от утраты. По данным контрольно-счётной палаты Саратова, в 2011-2012 годах МУПП «Саратовгорэлектротранс» потратило на суды с ООО «Раском» более полумиллиона рублей: 100 тысяч рублей на подготовку к обращению в Кировский районный суд и услуги по подготовке документов по иску, а также 480 тысяч на оплату юристов в судебных заседаниях. Согласно выводам КСП, это «повлекло дополнительные расходы и возникновение убытков».
В результате, из-за спора между собственниками, над историческим зданием нависли угроза утраты и, как следствие, возможность постройки на его месте какого-нибудь бизнес-центра. И это, напомним, непрофильный по отношению к деятельности СГЭТ объект — не депо, не подстанция и не диспетчерская. Учитывая «непримиримую позицию» в отстаивании собственности предприятия на примере дома на Московской, 153, можно подумать, что руководство МУПП «Саратовгорэлектротранс» также энергично держится за другие свои активы. В первую очередь за те, от которых напрямую зависит работа трамваев и троллейбусов в Саратове. Но это не совсем так.

Как после Чернобыля...
Недавно корреспондент «ОМ» оказался в районе 5-го квартала в Ленинском районе и увидел кусочек Припяти — города в Киевской области, оставленного жителями после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. За почти 30 лет пустые и руинизирующиеся строения стали почти невидимыми за высокими деревьями, проросшими сквозь отступающие под натиском природы асфальт и бетон.
В Саратове же в Припять превратилось бывшее трамвайное депо №3, некогда обслуживающее трамвай 11 и 12 маршрутов. Само депо уже не функционировало больше десяти лет. В течение всех нулевых годов, за которые «Россию поднимали с колен», промышленная площадка медленно разорялась и разрушалась, а с недавнего времени постройки здесь начали демонтировать, и сегодня от них остались лишь скелеты.
По сути, уничтожение трамвайного депо можно приравнять к таким злодеяниям, как распил и дальнейшее разорение городских промышленных предприятий в начале XXI века — авиазавода, Саратоврезинотехники, маслобойного комбината etc. Чтобы ощутить урон от уничтожения депо №3, необходимо обратиться к истории и технологическим особенностям объекта.
Огромный производственный комплекс Ленинского депо (Саратов, ул. Безымянная, 1) был введён в строй в 1984 году. Вот что сообщается на сайте «Большая Саратовская энциклопедия»:
«Оно являлось самым крупным и современным депо в городе. В его цехах проводились все виды ремонта подвижного состава, возле него также находилось кольцо с конечной остановкой 11-го трамвайного маршрута, связывавшего появившийся в те же годы новый микрорайон Солнечный с центром Саратова. Просторный четырёхэтажный административный корпус с лифтом включал в себя комнаты отдыха персонала, кинозал, музей истории Саратовского трамвайно-троллейбусного управления, большой актовый зал, лабораторию радиосвязи, множество отделов. Также на территории предприятия размещались ремонтные цеха и профилакторий для сотрудников.
С послесоветским упадком городского электротранспорта отпала и целесообразность содержать предприятие такого масштаба. Закрыто депо было в 2001 году, после чего подверглось многочисленным разорениям, грабежам и актам вандализма. Некогда гордость Саратова, сегодня Ленинское депо стоит заброшенное и постепенно разрушается, преимущественно благодаря ворам и хулиганам (продолжающие следить за депо вахтёры большей частью беспомощны).
За годы опустошения депо превратилось в своего рода альтернативную достопримечательность города, особенно среди представителей популярного сталкерского движения. Помимо самих заброшенных зданий большой интерес представляет частично разорённый и сгоревший музей ТТУ, в котором сохранились разбросанные по полу исторические документы, памятные информационные стенды и чудом уцелевший макет деревянного трамвая
».
При проектировании депо было рассчитано на обслуживание 150 трамвайных вагонов, но никогда на полную мощность не работало (по состоянию на 1997 год в нём числились 91 вагон и 400 сотрудников). Как пишет блогер retro_bus, в депо модернизировалось оборудование, расширялись цеха, благоустраивалась территория. Здесь могли устранить любую поломку и износ. Была целая мастерская, имелась возможность изготовления запасных частей из железа, пластмассы, резины; проведения текущего техобслуживания и капитального ремонта подвижного состава — всего более 400 видов работ.
Учитывая планы развития в Саратове скоростного трамвая (отчего городские власти не отказываются даже сейчас, в условиях бюджетного недофинансирования и планомерного уничтожения материально-технической базы МУПП «Саратовгорэлектротранс») и рост города в северном и северо-восточном направлениях, расчётные мощности площадки могли бы удовлетворить транспортные потребности населения. Казалось бы, этими соображениями в первую очередь должны были руководствоваться директорат СГЭТ и местные власти в повседневной работе и заботах об инфраструктуре города и интересах граждан. Ведь общественный электротранспорт — это кровеносная система любого мегаполиса, обеспечивающая не только удобство жизни и экологическое благосостояние, но и его экономическую функциональность. При плохой работе общественного транспорта города встают в автомобильных пробках, а отдалённые районы обосабливаются от центра, превращаясь в гетто.
И ещё один важный момент. Если власти всерьёз говорят о скорой модернизации, а не оптимизации, трамвайного движения, то есть о создании на основе действующей пока в Саратове трамвайной сети системы наземного «лёгкого метро» с дальнейшим введением новых маршрутов, это потребует расширения базы МУПП «Саратовгорэлектротранс». В том числе и создания новых депо. Спрашивается, зачем было доводить до разорения объект на Безымянной? Ведь даже экономически выгоднее, то есть дешевле, его было законсервировать (если средств на повседневную эксплуатацию не хватало), чем ломать, а затем строить заново!
На протяжении последних нескольких лет блогеры и гражданские активисты неоднократно поднимали вопрос о сохранении депо в Ленинском районе, которое было построено в своё время для вагонов будущего скоростного трамвая. Данное предложение, в частности, вносилось в программу комплексного социально-экономического развития МО «Город Саратов» на 2013-2015 годы. В качестве аргумента общественники, объединённые в инициативу «Сарметро», приводили планы городских властей построить ветку скоростного трамвая до будущего аэропорта в Сабуровке. Трамвай должен ходить от Солнечного посёлка, то есть в непосредственной близости от площадки на Безымянной. Как отмечал активист группы Антон Пикляев, «Сарметро» всегда рассматривало это депо как идеальный вариант для размещения новых низкопольных трамваев (их город планирует приобрести в рамках программы модернизации трамвайной сети), особенно с учетом планирования ветки до аэропорта.
Однако эти предложения услышаны не были. В ноябре 2012 года на публичных слушаниях, посвящённых утверждению программы, председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Валерий Данилин прямо заявил, что восстановление депо не планируется, а в связи с оптимизацией маршрутной сети электротранспорта его использование при имеющейся маршрутной сети не обосновано и убыточно.
Вообще, ни чиновники городского и областного уровней, ни руководство МУПП «Саратовгорэлектротранс», по всей видимости, даже не задумывались о вышеперечисленных фактах в пользу сохранения депо и фактически «сдали» перспективный в технологическом и инфраструктурном плане объект на разграбление и дальнейшую утрату. Зато теперь этот «вкусный» кусок муниципального пирога, судя по всему, готовится к реализации кому-то из застройщиков.

Повышение за злоупотребления
Геннадий КочетковПервым, кто внёс разрушительную лепту в дело уничтожения депо, стал генеральный директор СГЭТ Геннадий Кочетков, занимавший эту должность с 1997 по 2005 годы. Итогом деятельности этого потомственного (сын первого секретаря саратовского горкома КПСС Юрия Кочеткова) «крепкого хозяйственника» из команды тогдашнего мэра Юрия Аксёненко стали уголовное дело и огромные убытки предприятия. Как сообщал «ОМ» в сентябре 2005 года, месяцем ранее г-н Кочетков был отправлен в отставку решением городской администрации. Официальным поводом для этого стала его несостоятельность как руководителя МУПП «Саратовгорэлектротранс».
После отставки г-на Кочеткова финансово-хозяйственную деятельность предприятия изучила КСП Саратовской гордумы. В результате появилось уголовное дело по ст. 160 ч. 4 УК РФ «Присвоение, растрата чужого имущества в особо крупном размере». Согласно материалам дела, «в период за 2004 год и первое полугодие 2005 года на МУПП «Саратовгорэлектротранс» была выявлена недостача основных средств этого предприятия на сумму около 500 тыс. рублей». Плюс еще «неоднократные злоупотребления служебными полномочиями, совершенные должностными лицами МУПП «Саратовгорэлектротранс», в результате которых предприятию был нанесён значительный материальный ущерб». Следователи также установили, что на предприятии была допущена растрата — необоснованно отнесены на затраты расходы 1,4 млн рублей.
В итоге, уже в начале 2006 года дело в отношении г-на Кочеткова (который после довольно громкой для тех времён отставки с муниципальной должности пошёл на повышение и стал замминистра транспорта в областном правительстве времён Павла Ипатова) рассматривалось по статьям 201 УК «Злоупотребление полномочиями» и 330 «Самоуправство». Общий ущерб от противоправной деятельности г-на Кочеткова, по версии обвинения, составил 778216 рублей, но бывший директор СГЭТ в итоге отделался лёгким испугом и остался на высокой должности замминистра. 22 мая 2007 года суд назначил чиновнику областного правительства наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей, который он оплатил в тот же день, а уже 15 июня Октябрьский суд Саратова очистил Геннадию Юрьевичу карму, сняв с него судимость.
За что же осудили г-на бывшего директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» в 2007 году? Как заявляли в городской прокуратуре, за период с сентября 2000 года по 24 мая 2005 года сотрудники руководимого г-ном Кочетковым предприятия привлекались им для работы в загородных домах его семейства (в Татищевском районе и пригороде Саратова), где они убирали строительный мусор, благоустраивали территорию, ухаживали за садом и огородом. По мнению следователей, руководитель предприятия также использовал для личных нужд муниципальную технику — подъёмные краны, бульдозеры и т.д. «Батраки» числились в штате МУПП водителями, хотя, как отмечали СМИ в 2006 году, они не имели прав и никогда на предприятии не появлялись. Зато за счёт «Саратовгорэлектротранса», то есть из бюджета Саратова, им выплатили около миллиона рублей жалованья.
Кроме того, как выяснили следователи, в 2004 году по указанию гендиректора было выведено из действующей сети предприятия Ленинское трамвайное депо — производственные помещения, профилакторий, клуб etc. «Теперь трамваи 11-го маршрута в часы вечернего пика не забирают жителей Солнечного и 6-го квартала, поскольку в эти часы вагоны не идут, как раньше, в «спальные» районы, а отправляются к вокзалу, в другое депо. Теперь им с жителями не по пути. В результате значительно снизился объем пассажиропотока»,— писал об оптимизации Ленинского депо «МК» в Саратове» в октябре 2007 года.
В результате освободился земельный участок площадью восемь гектаров. Мотивы поступка, по словам представителей прокуратуры, не установлены. Хотя, на наш взгляд, причины закрытия крупного актива, на котором трудились несколько сотен человек и которое имело огромный и исключительно полезный и важный для города функционал, у руководства предприятия на тот момент были. Не исключено, что г-н Кочетков «законсервировал» депо исключительно ради того, чтобы не заморачиваться проблемами содержания крупного узла, требующего бережного отношения и постоянного поддержания. Тем более, как и сегодня, тогда у стратегически важного для города предприятия не было средств на существование, а сжимающаяся трамвайная инфраструктура позволяла «умещаться» и на других площадках. Эту версию в комментарии нашему изданию подтвердил замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов. По его словам, в 1984 году была введена в строй лишь первая очередь депо. Строительство же последующих очередей не велось, «так как трамвайная сеть не расширялась, а для обслуживания трамвайных маршрутов №№11, 12 и уже имевшиеся мощности (150 машиномест) были избыточны». «В 1997 году администрацией области было принято решение о ликвидации двух магистральных трамвайных маршрутов №1 «пл. им. Орджоникидзе Г.К.— ст. Волга» и №15 «пл. им. Орджоникидзе Г.К.— ж.д. Вокзал», которые обслуживали более 50 трамвайных вагонов, базировавшихся в Заводском трамвайном депо. В результате ликвидации трамвайных маршрутов два трамвайных депо оказались недозагруженными, а их дальнейшая эксплуатация оборачивалась нерациональным расходованием бюджетных средств. Было принято решение перераспределить весь действующий подвижной состав в Кировское и Заводское депо, а Ленинское депо законсервировать»,— заявил Дмитрий Александрович.
То есть даже с учётом «оптимизации» трамвайного движения в 1990-е годы изначально речь шла не об уничтожении, а лишь о консервации объекта.
Но, вероятнее всего, это было лишь временным предлогом для вывода депо из строя с дальнейшей реализацией активов третьим лицам. К тому же, этим неблаговидным делом градоначальство времён Юрия Аксёненко занималось на широкую ногу. С выгодой, естественно, для себя, а не для горожан... Но быстро «реализовать» актив не удалось, и доламывать депо пришлось уже новым лицам.

Дела и делишки «серого кардинала»
Роберт ВиньковПосле отставки Геннадия Кочеткова трамвайное депо ещё не было полностью угроблено. Окончательно избавить Саратов от «груза» производственной площадки на улице Безымянной удалось уже при нынешнем директоре МУПП «Саратовгорэлектротранс» Роберте Винькове.
В бытность своего предшественника Роберт Виньков занимал пост главного инженера предприятия и, как отмечал «ОМ» в 2005 году, во времена Кочеткова г-н Виньков стал «серым кардиналом», который в отсутствие гендиректора ставил свою визу буквально на все финансовые документы предприятия. Сложилась практика, когда после гендиректора документация прямиком отправлялась главному инженеру «на согласование».
Наблюдатели считают Роберта Винькова не только выходцем из команды трамвайно-троллейбусных «отраслевиков», но и весьма близким к саратовскому строительному лобби. К слову, депутатская приёмная демиурга саратовских застройщиков — облдепа Сергея Курихина — располагается прямо на территории СГЭТа, на ул. Большой Казачьей, 110. Не исключено, что за дружбу с г-ном Курихиным 31 августа 2010 года г-на Винькова на несколько месяцев и отправляли в отставку (в это время должность директора СГЭТ занимал Сергей Крайнов). Этот период пришёлся на разгар экономического и медийного конфликта между городской властью и г-ном Курихиным. Когда, весной 2011 года, строительному лобби удалось достигнуть договорённостей с городом и в контролируемых г-ном Курихиным СМИ нападки на руководство Саратова прекратились, г-н Виньков был тихо возвращён на прежнее место.
Но от того времени сохранился объёмный документ — акт проводимой в октябре 2010 года, после недолгой отставки Роберта Винькова, проверки финансово-хозяйственной деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс» контрольно-счётной палатой Саратовской гордумы.
Есть в этом документе интересные строки и про Ленинское трамвайное депо:
«Установленные в ходе выборочной инвентаризации факты свидетельствуют, что предприятием не обеспечены сохранность и рациональное использование муниципального имущества. Комплекс недвижимости Ленинского трамвайного депо, расположенный по адресу: ул. Безымянная, 1, по состоянию на 11.03.2008 года оцененный в размере 157000,0 тыс. рублей (при рыночной стоимости земельного участка в 40 млн рублей.— Авт.), не используется предприятием в производственной деятельности. Подъездные пути к Ленинскому трамвайному депо отсутствуют. Акт об их демонтаже в ходе проверки не предоставлен. Данный комплекс нежилых помещений, являющийся муниципальной собственностью, подвержен разрушению, следовательно, при передаче его в эксплуатацию от казны муниципального образования «Город Саратов» потребуются дополнительные капитальные вложения, оценить которые в ходе проверки не представляется возможным».
Кроме того, в октябрьском акте 2010 года сообщалось и про «недостачу» (!) здания склада ГСМ общей площадью 49,2 кв. м (здание стоимостью 493 тысячи рублей «полностью пришло в негодность»), одноэтажного склада навеса из металла площадью 40 кв. м и других объектов. Но всё это, конечно, цветочки по сравнению с нынешними масштабами планомерного разрушения всего имущественного комплекса трамвайного депо №3.
Как рассказывают сами сотрудники СГЭТ, уже при Роберте Рудольфовиче, а именно после 2007 года, линию от нынешнего кольца трамвая №11 на улице Антонова до депо стали разбирать, а территория самого приговорённого к смерти объекта была обесточена и стала местом паломничества вандалов. К слову, до 2007 года помещения на Безымянной, 1 поддерживались в рабочем состоянии и охранялись. Там также располагались технические службы предприятия, два раза в день ходил служебный вагон.
Настоящим вандализмом можно считать отношение нынешнего руководства СГЭТ к располагавшемуся некогда на территории депо музею саратовского трамвая. Уже после окончательной «отключки» транспортного узла на Безымянной в 2007 году уникальные экспонаты музея стали планомерно растаскиваться различными охотниками за ценностями или просто уничтожаться незваными гостями. «Почти все экспонаты были уничтожены, удалось спасти лишь малую часть. А было экспонатов там немало, несколько тысяч — это различные фотографии, награды, макеты подвижного состава (их было 13), кинохроника, книги и многое другое. Настоящий ретро-вагон, правда, был всего один, зато полностью в рабочем состоянии, и, к счастью, его не уничтожили, по праздникам он иногда выезжает»,— пишет блогер retro_bus.
Трагическую картину утраты музея саратовского трамвая своими глазами видел журналист и краевед Юрий Чернышов. Летом 2010 года он написал на эту тему статью «Никто не забыт, ничто не забыто?» для газеты «Богатей», которую мы считаем необходимым частично процитировать:
«На территории депо был расположен музей трамвайно-троллейбусного управления. Вместе с депо был покинут и музей. Покинут, опять-таки, как и депо, трусливо, как перед вражеским нашествием. Были брошены на произвол судьбы все экспонаты и документы. Никому не пришло в голову обратиться в министерство культуры, в музеи города, чтобы специалисты могли оценить экспонаты, отобрать хотя бы наиболее ценные из них и принять на хранение, в архив — и там могли бы найти что-то исторически ценное. В конце концов, можно было бы организовать аукцион и часть экспонатов выставить для приобретения их частными коллекционерами. Для таких обращений нужны ли значительные средства?
Словом, не экономическая необходимость обратила в бегство руководство ТТУ
(так некогда назывался МУПП «Саратовгорэлектротранс».— Авт.) и, особенно, руководство музея (кто именно все это бросил — еще предстоит установить), а отсутствие элементарной совести и порядочности. В первую очередь — по отношению к людям, которые несли дорогие им документы в надежде, что уж в музее-то они сохранятся на века. И сохранят память о людях. В том числе и о людях, погибших в Великой Отечественной.
И что же сегодня? По полу разбросаны похоронки на людей — работников депо или членов их семей. «В боях за Социалистическую Родину был ранен и умер от ран», «В боях за Социалистическую Родину убит» — гласят тексты этих скорбных листочков. Хочешь — топчи их. Руководители-манкурты убивали этих людей вторично. Похоронки валяются в пыли, как и газета «Вожатый» от 23 июня 1941 года. Она вышла на следующий день после начала войны под кратким девизом: «Фашизм напал на нашу страну. Как никогда сплотимся вокруг партии Ленина-Сталина. Отнесемся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду, чтобы обеспечить победу над врагом».
Люди, чьи фото находились в музее, обеспечили ту Победу. Нынешние, растоптавшие память о них, заслуживают одного слова — предатели. Они не музей предали, они предали всех нас. Наше им вечное презрение.
P.S. Судя по найденной инвентарной книге музея истории ТТУ, также выброшенной как мусор, на 27 марта 1990 года фонды музея насчитывали 1083 экспоната
».
К счастью, как сообщает Юрий Леонидович, нашлись доброхоты или просто совестливые люди, которые собрали и сберегли часть документов.

Блуждающие земли
Какая же судьба ждёт территорию уничтоженного трамвайного депо? До недавнего времени в генеральном плане Саратова территория объекта на ул. Безымянной, 1 изначально относилась к зоне ИТ-1 (зона предприятий городского транспорта и объектов обслуживания транспорта). Однако в 2012 году своим решением депутаты гордумы изменили использование данного участка и отнесли его к категории Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки). Одновременно с этим в генплан вносились ряд других, мягко говоря спорных, изменений. Например, территория планируемого ещё с советских времён бульвара на улице Вавилова была отдана под общественно-деловую застройку (которую, как известно, осуществляют структуры, связанные с депутатом Сергеем Курихиным). Всего «внеплановых», то есть осуществлённых без процедуры публичных слушаний, изменений в 2012 году было внесено около сотни. Нетрудно догадаться, что, как и в случае на Вавилова, большинство корректировок касалось облегчения отвода городских земель (в том числе используемых как общественные пространства, объекты городского транспорта и особо охраняемые природные территории) под застройку.
Как напоминает блогер Денис Жабкин, в 2012 году состоялось 10 публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки и в генеральный план города Саратова. «Как и положено по закону, такой важный документ, определяющий развитие города, после одобрения на публичных слушаниях поступил в гордуму. И тут произошло самое интересное! 11 октября городская дума утвердила изменения в генплан города Саратова, а также правила землепользования. В правилах пропало деление исторического центра на зоны регулирования застройки, а утверждённая постановлением карта градостроительного зонирования сильно отличалась от той, что демонстрировалась, обсуждалась и одобрялась общественными слушаниями. Да не просто отличалась! Пока карта дошла от слушаний до гордумы, в неё внесли более 100 изменений, о которых никто и не подозревал»,— проясняет ситуацию г-н Жабкин, участвовавший во всех публичных слушаниях.
Неравнодушные саратовцы решили оспорить решение гордумы от 11 октября 2012 года и обратились в Волжский районный суд, который 28 января 2013 года отменил пункт 1.56 Правил благоустройства и застройки Саратова, где содержались многочисленные изменения карты территориального зонирования (в том числе и передача Ленинского трамвайного депо под многоэтажную застройку), внесённые без процедуры публичных слушаний.
Однако комитет по архитектуре и градостроительству обжаловал данное решение в вышестоящей инстанции, и уже в июне 2013 года областной суд удовлетворил апелляционную жалобу чиновников, признав законными 118 изменений, внесённых депутатами в карту территориального зонирования Саратова. Суд признал доводы жалобы, согласно которой корректировка правил землепользования и застройки исключительно депутатами и чиновниками, то есть без одобрения общественностью на публичных слушаниях, не противоречит закону, поскольку слушания носят исключительно рекомендательный, а не обязательный характер. Хотя саратовская Фемида аккуратно обошла стороной требования Градостроительного кодекса РФ, согласно которому многочисленные изменения, внесенные депутатами по инициативе чиновников, всё же должны были пройти процедуру общественного обсуждения. Так территорию трампарка №3 окончательно «легализовали» для дальнейшего уничтожения и освоения под застройку.
Как следует из материалов проверки финансово-хозяйственной деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс» контрольно-счётной палатой МО «Город Саратов», по состоянию на начало 2013 года «в составе имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, числилось 6 объектов нежилого фонда общей площадью 14659,1 кв. м по адресу: г. Саратов, ул. Безымянная, д. 1. В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова от 25.01.2013 №156-р данные объекты переданы предприятием МУП «Саргоркапстройкомплект» на основании актов о приеме-передаче здания от 14.03.2013».
Кроме того, как рассказал «ОМ» замглавы администрации Саратова по архитектуре и градостроительству Андрей Гнусин, 16 сентября 2013 года между МУП «Саргоркапстройкомплект» и комитетом по управлению имуществом Саратова был заключён договор аренды земельного участка, занимаемого Ленинским трамвайным депо, площадью 80758 кв. м. 30 декабря 2013 года администрация Саратова выпускает постановление №3523, согласно которому участок под депо передаётся «для строительства многоквартирных домов (от 6 этажей и выше), в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями». А дальше совсем интересно: «По результатам публичных слушаний по проекту Правил, территориальная зона предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта и объектов коммунального хозяйства (ИТ-1) в границах земельного участка площадью 80758 кв. м с кадастровым номером 64:48:040425:101 изменена на территориальную зону многоэтажной многоквартирной жилой застройки (Ж-1)»,— сообщает Андрей Гнусин. Правда, когда именно проводились данные слушания, Андрей Вячеславович не сообщил, хотя, как мы уже отмечали выше, в зону Ж-1 участок под депо был переведён решением гордумы от 11 октября 2012 года без каких-либо слушаний. В общем, вся эта история с изменением использования земли выглядит, по меньшей мере, неясно и подозрительно.

Прибыль важнее инфраструктуры
В отличие от исторического центра, застройка городских окраин, как правило, вызывает меньше нареканий со стороны общественности. И это, на первый взгляд, очевидно: комплексное освоение и развитие пустующих территорий носит положительный характер в отличие от точечного строительства, уничтожающего облик старого города. За последние годы на окраинах Саратова выросли новые микрорайоны Юбилейный, Солнечный-2, Изумрудный, менее крупные кварталы новостроек. Но для строительного бизнеса освоение новых пространств, как правило, связано с дополнительными издержками на подключение к коммуникациям, что зачастую сопряжено с коррупционными схемами. Поэтому девелоперы, в борьбе за снижение дополнительных расходов, предпочитают возводить новые объекты там, где уже существуют коммуникации: не зря сегодня помимо центра города застраиваются территории уничтоженного САЗа в Заводском районе, а также различные освободившиеся промзоны. В современном градостроительстве это называется редевелопментом — когда на месте старых промзон появляются бизнес-центры, жилые дома или — реже — новые производства.
Ситуация с планируемой застройкой территории Ленинского трамвайного депо очень хорошо вписывается в эту схему. Ведь как следует из уже упомянутого акта проверки МУПП «Саратовгорэлектротранс» за 2013 год, на балансе предприятия «продолжают числиться объекты основных средств, расположенные по ул. Безымянная, д. 1, в отсутствие объектов недвижимости». Это, к примеру, внеплощадные сети дождевой канализации, внеплощадные сети теплотрассы, внеплощадные сети водопровода, внеплощадные газовые сети, внеплощадные сети бытовой канализации и даже очистные сооружения. Общая стоимость этих коммуникаций в 2013 году составляла 995,9 тысяч рублей.
Иными словами, потенциальному застройщику выгоднее реализовывать свои проекты здесь, уже на готовых коммуникациях, нежели в чистом поле, где растет Солнечный-2. Рядом с депо уже выросли два новых микрорайона — жилкомплексы «Олимп» и «Олимпийский», подрядчиком строительства которых выступает структура депутата Леонида Писного ЗАО «Саратовоблжилстрой». Кроме того, застройщиком ЖК «Олимпийский» является ООО «Исток». Юрлиц с таким названием в Саратове зарегистрировано несколько, но, судя по всему, это ООО «Исток», располагающийся на проспекте 50 лет Октября, 7. Основной вид деятельности этой организации — оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, а дополнительные — подготовка строительного участка; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; производство отделочных работ; аренда строительных машин и оборудования с оператором; подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества; предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. По странному совпадению учредителем этого ООО «Исток» является опять же Леонид Писной вместе с неким Погосяном Бахтияром Александровичем. Последний, вместе с известным депутатом-застройщиком, учредитель ООО «Риолит», которое также занимается предоставлением посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества. Интересная деталь: участок под строительство «Олимпийского» в генплане Саратова был переведён в категорию зоны многоэтажной застройки одновременно с изменением разрешённого использования территории трамвайного депо. Произошло это в октябре 2012 года с лёгкой руки депутатов гордумы, решение которых пытались оспорить в суде.
Вероятно, именно поэтому некоторые сотрудники СГЭТ, а также общественники и блогеры предполагали, что вместо использования территорию депо №3 «продали под застройку многоэтажками известному саратовскому депутату». Как выясняется, пока земельный участок в аренде у другого муниципального предприятия, занимающегося строительством. Но это вовсе не означает, что кто-то из известных застройщиков не будет заниматься освоением транспортного узла и получением выгод из «редевелопмента».
Правда, соседство у будущих жилых домов, построенных на месте трамвайного парка, впечатляющее. Дело в том, что до середины прошлого века в Ленинском районе, на задворках нынешнего Дворца пионеров, располагалась мясобойня. А рядом с ней — скотомогильник. Он непосредственно граничит с депо. Территория скотомогильника по сей день представляет собой не тронутый никем участок, окружённый с юга, запада и севера гаражным массивом ГСК «Колесо-94», а с востока — забором трампарка. Впрочем, саратовские застройщики пытаются застроить и место массового захоронения крупного рогатого скота. В начале этого года на очередных публичных слушаниях рассматривался вопрос о выдаче разрешения Гафановичу Е.Я., который планировал застроить жилыми многоэтажными домами выше 8 этажей скотомогильник площадью 37746 квадратных метров. К счастью, участники слушаний проголосовали против стройки, видимо, справедливо посчитав данную затею запредельной. Хотя окна домов на месте трамвайного депо будут смотреть на инфернальный пустырь, который раньше не осмеливались застроить даже гаражами!
Но как показывает практика, современных девелоперов и прикормленных ими чиновников не пугает ни столь неприглядное соседство, ни, тем более, переоборудование и уничтожение важных для всего города инфраструктурообразующих промышленных и технологических площадок. Все эти не самые благовидные деяния, в конечном счёте, отбиваются сиюминутным извлечением прибыли из квадратных метров.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 33Итоговая оценка: 3.21
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

19/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Почти нормальная семья"Чисто скандинавская драма о нехватке доверия - нудная, но довольно глубокая
14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить
12/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Побочный эффект: смерть"То, что доктор прописал, и как после этого выжить

Блоги



Поиск по дате
« 20 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ