В вечернем выпуске известий по саратовскому ТВ услышал сразу две приятные вести: Вячеслав Викторович Володин высказал предложение восстановить в Дубках аэроклуб. Блестящая идея! Слава Богу, что у нас есть Гагарин! И слава Богу, что у нас есть Володин! Ещё бы вернуть здание на ул. Рабочей, где раньше был аэроклуб и куда по вечерам ходил на занятия Юрий Гагарин. Вторая приятная весть, и опять Володин: нужно восстановить стадион "Спартак"!
Гагарин окончил аэроклуб в 1955 году, я на два года раньше — в 1953-м.
Володин и Радаев говорили, конечно, о сохранении его памяти. Это естественно. Но память сохранится надёжнее, если жизнь аэроклуба будет полноценной, с ежегодным обучением любителей воздухоплавания. Лично моя судьба, да и многих пацанов в те полублатные времена сложилась бы весьма коряво, если бы в 1950 году к нам в школу не пришёл лётчик-фронтовик и, рассказав о воздушных боях с немцами, предложил записываться в аэроклуб. И я, восьмиклассник, стал ходить на занятия в аэроклуб на Рабочей улице. Теорию нам преподавал Егоров. А 12 мая 1951 года я прыгнул с парашютом с самолёта По-2 на аэродроме на Соколовой горе. Ужасно боялся, что Егоров поймёт моё враньё и выгонит с аэродрома: мне было полных 15 лет, а в аэроклуб принимали с 17. В строю я стоял предпоследним по росту, и Егоров как-то подозрительно долго, раскачиваясь с пяток на носки, меня разглядывал; я думал: сейчас поймёт, что я наврал, и даст пинка под зад. Но он сказал на всю жизнь запомнившееся: "Ну ладно, твой парашют вон тот — круглый. Если ты спрыгнешь на квадратном, то только к обеду приземлишься". Прыжок с крыла самолёта — это потрясение! Это восторг! С того момента и до нынешней старости во мне не исчезает любовь к авиации.
На следующий год я летал на планёре А-2 — третий спортивный разряд, а в 1953-м на самолёте УТ-2. Летом мы жили в Дубках в палатках. Начальником аэроклуба был полковник Аграновский (если не ошибаюсь), затем подполковник Пучик. Инструкторами у нас были бывшие фронтовые лётчики; у меня — капитан Владимир Иванович Маркин, воевавший на штурмовике Ил-2, вся грудь в орденах.
Из стен аэроклуба вышло немало ребят, которые стали потом отличными лётчиками. Моими друзьями из выпуска 1953 года были майор Иван Титков, он учил летать арабов в Ираке на истребителях МиГ-21, закупленных для президентского полка, и майор Юрий Бурлаков, он выполнял особое задание в Египте на Су-17 во время войны с Израилем; у него два ордена Красной Звезды. После аэроклуба мы окончили лётную первоначальную школу в Кустанае 1953-1955 (в эти же годы в ней учился Герман Титов), потом Ворошиловградское (ныне Луганск) лётное училище на реактивных истребителях МиГ-15 бис — 1955-1957. Летал в Джебеле в Каракумах (Туркменистан), потом в Кала на Апшероне и Аджикабуле (Азербайджан).
В 1959 году меня списали по состоянию здоровья, я поступил на филфак СГУ и стал писать рассказы о лётчиках, которые публиковались в газете "Литературная Россия", журнале "Новый мир",первая моя книга называлась "Цвет неба", по ней в 1976 году меня приняли в члены Союза писателей СССР. В 1965-м первым в России полетел на параглайдере, который построили аспиранты-физики СГУ, известный ныне дельтаплан появился только в 1972 году; о полёте напечатали "Комсомольская правда" и журнал "Юность". В 74 года — это 2009 год — полетел на парашюте за катером над Мексиканским заливом, штат Флорида США.
Что касается стадиона "Спартак", его история уникальна тем, что после окончания войны на нём играли в футбол команда "Пехота" и пленные немцы. "Пехота" — это курсанты пехотного училища, которое было то ли на 1-й, то ли на 2-й Дачной. Немцы жили в клубе имени Карла Либкнехта на 2-й Садовой, работали на разборке плотов на Волге и восстанавливали Городской парк культуры и отдыха. На эти футбольные матчи из корпусов железнодорожной больницы (бывшей тогда госпиталем) приходили болеть наши раненые солдаты. Мы, окружная пацанва с Дегтярки, Очкино, Вакуровки, знали своих футболистов только по прозвищам: капитан команды "Пехота" — Пушкин (на самом деле Василий Васильевич Андреев, впоследствии полковник МВД), Санька Дикой, Грек, Буйвол… (фотографию команды при публикации статьи в "Известиях" я нашёл в музее МВД). В 1942 году в Киеве набранная из наших пленных команда "Динамо" победила команду немцев и была расстреляна. Позднее об этом матче на Киевской киностудии был снят художественный фильм. А вот на матчах на саратовском "Спартаке" иногда побеждали наши, иногда немцы — и никакой злобы, никакой ненависти. А ведь искалеченные на фронтах солдаты могли бы кинуться на футбольное поле с клюшками и палками и начать дубасить выигравших немцев. Нет! Они упрекали, журили своих. В этом-то и проявлялось настоящее благородство и великодушие русского солдата!
С надеждой увидеть восстановленными аэроклуб "Дубки" и стадион "Спартак". Старик Никитин Ю.М.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: Юрий Никитин, Спартак, стадион, аэроклуб, Дубки, юрий гагарин, Вячеслав Володин, Герман Титов