Журналистов саратовских СМИ допустили в "святая святых" - службу реагирования на чрезвычайные происшествия в Саратовской области. Напомним, в марте 2018 года в регионе заработала оперативная служба 112. Она должна заменить все существующие экстренные телефоны - 01, 02, 03, 04, 05, 06, их сотовые аналоги - 101, 102, 103 и так далее, а также 010, 020, 030, номера областной (061) и городской (068) единых диспетчерских служб. Теперь по любому поводу - начиная от вызова скорой и заканчивая буйством соседа и увиденным ДТП - нужно звонить по номеру 112. В промышленную эксплуатацию служба войдет в январе 2019 года, пока она проходит тестовый режим, и оборудование до конца не налажено. В частности, пока не подключена программа по определению местоположения звонящего.
Вышеупомянутые короткие номера, предположительно, исчезнут в 2020 году.
Экскурсию для журналистов провел начальник управления обеспечения жизнедеятельности правительства области Николай Колесников, который рассказал, что в Центре обработки вызовов (ЦОВ) будут работать более 80 человек - по 17 человек в смене (каждая смена длится 12 часов). Пока в ЦОВ лишь 5 человек - 4 девушки и мужчина, начальник смены, который больше курирует подчиненных, чем решает проблемы звонящих. Зарплата у всех оставляет желать лучшего - она чуть выше прожиточного минимума.
Сам ЦОВ разместили в бывшем техникуме на улице Чернышевского, 55, где на протяжении многих лет обучали ремеслу швей-мотористок. Колесников рассказал, что сначала правительство под ЦОВ отдало здание бывшей школы глухонемых на Кутякова, но от въезда туда пришлось отказаться, так как старинная постройка требует колоссального ремонта. Швейный техникум напоминает о себе надписями на стенах, прославляющими безвестных "Колю", "Люсю" и "Гарыныча", а также соседством с брошенными и еще не вывезенными швейными машинками.
"Операторов отбирали по конкурсу, - рассказал корреспонденту "ОМ" Николай Колесников, - правда, особо не придирались. Главное, чтоб человек имел среднее образование и был разговорчив. Поскольку им придется и человеческие жизни спасать, и с террористами переговоры вести, и малым детям терпеливо объяснять, если с теми что-либо случится. Хотя, увы, с марта звонят в основном телефонные хулиганы. Из 135 тысяч принятых по области звонков подавляющее большинство - ложные вызовы. Кто-то поет, кто-то кукарекает в трубку, кто-то спрашивает время и когда прибудет ближайший поезд из Москвы. И оператор обязан терпеливо отвечать - вешать трубку он не имеет права ни в коем случае, это немедленное увольнение. Разговор должен закончить тот, кто его начал. Бывало, что по 3-4 часа приходилось переговоры вести".
Центр обработки вызовов - своего рода твердыня. Все сообщения операторов с аварийными службами проходят по защищенным каналам в зашифрованном виде, чтобы избежать взлома. Телефонные линии продублированы. ЦОВ питается от нескольких энергоисточников, в том числе и собственного электрогенератора. Так что в случае любого катаклизма в городе или области ЦОВ без связи не останется.
Получив тревожный звонок, оператор перенаправляет его в соответствующую службу. Если кому-то плохо, то переадресовывают вызов в "Скорую помощь", что на Хользунова. В случае преступлений - в полицию, преступления террористического характера - в УФСБ, при дорожных авариях звонят в ГИБДД, при прорыве труб звонок направляется владельцу сети, будь она газовая или водяная.
"Больше всего звонков поступает от тех, кому требуется медицинская помощь, - продолжает Колесников. - Далее идут преступления, потом пожары, газовая служба и антитеррор. Часть звонков перенаправляется в Единую диспетчерскую службу на Московской, 35. Они, в свою очередь, направляют к месту происшествия бригады облспаса и горспаса", - рассказал Колесников.
Уже разработаны и внедряются нормативы обработки вызовов - сколько секунд нужно, чтобы расспросить звонящего, сколько на принятие решения и сколько на звонок в соответствующую службу. С нового года в ЦОВ будут работать психологи и переводчики с немецкого, казахского и английского языков.
На видео - Центр обработки вызовов. На фото - ЦОВ, диспетчерская служба 03 и Единая дежурно-диспетчерская служба Саратова.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: 112, телефон, оперативные вызовы, преступления, экстренные службы, Николай Колесников