22 Апреля 2024, Понедельник, 17:06 ВКонтакте Twitter

Несвобода снова

Номер журнала: №4(185), апрель 2015 г.
Рубрика: Наблюдатель
27/04/2015 18:53

По данным «Фонда защиты гласности» *, Саратовская область на протяжении нескольких лет считалась регионом, где пресса «относительно свободна». Этот статус, исходя из общефедеральных медиатрендов, можно считать комплиментом. Ведь, как говорит президент Фонда Алексей Симонов, «наша карта не окрашена цветом свободы»: в России, согласно мониторингам СМИ, нет ни одного субъекта федерации, в котором пресса существовала бы без каких бы то ни было ограничений, цензуры и самоцензуры. Недавние закрытия ряда изданий, в той или иной степени не зависимых от правящей бюрократии, скорее всего, перекинут нашу область из категории «относительно свободных» регионов в «относительно несвободные» или вовсе «несвободные».
Можно, конечно, уповать на пресловутый фактор роста сетевой медиаактивности (за последние годы в регионе появились новые интернет-издания разной степени неподконтрольности властям; популярны неравнодушные блогеры и пользователи соцсетей). Но нарождение «гражданского журнализма», когда каждый пользователь сети может быть и репортёром, и фотографом, и даже расследователем, вряд ли заменит профессиональную журналистику по качеству контента и количеству аудитории. Наиболее оптимален вариант синтеза «блогеров» и «писателей» в рамках электронных и печатных СМИ. Собственно, это уже вовсю практикуется. Однако все современные медиатенденции упираются в глухую стену реальности: поэтапное уничтожение свободной журналистики в Саратовской области в скором времени может привести к возвращению советской модели: это когда в областном центре было лишь две газеты — обкома КПСС и обкома ВЛКСМ, а вокруг них сонм «боевых листков» — то есть «районок» и корпоративных многотиражек. И тогда, действительно, все независимые авторы вынужденно станут блогерами.

Мартиролог саратовской прессы
Наглядно представить положение в местной периодической печати будет удобно с помощью таблицы. В первой графе перечислено 18 наиболее значимых газет, выходивших в Саратове в «нулевые» и начале «десятых» годов нового тысячелетия. При этом для «чистоты» анализа ситуации были выбраны только местные газеты и сознательно исключены «франшизы» столичных изданий («МК» в Саратове», «КП» в Саратове», региональные вкладки в «Коммерсант», «АиФ», «Нашу версию» и пр.). Кроме того, в нашей таблице отсутствуют «Саратовская областная газета» (орган правительства Саратовской области) и «Саратовская панорама» (боевой листок администрации Саратова). Оба эти издания находятся на содержании соответствующих бюджетов, а потому, на наш взгляд, практически не подвержены воздействиям местных политических бурь и экономических катаклизмов. Также мы не рассматриваем отраслевые газеты, корпоративные многотиражки и издания, которые время от времени выпускаются различными НКО и отдельными активистами-общественниками («Крестьянский двор», «Железнодорожник Поволжья», «Почта Поволжья», «Совфакс», «Вопреки», «Набат» и т.д.). Не берем «Коммунист — век ХХ-ХХI», «Политдозор» и «Открытым текстом» — за откровенно «чернушный» и агитационно-пропагандистский характер, что позволяет отнести их к разряду симулякров СМИ.
Однако и без этих медиаатавизмов и бумажных фантомов общая картина выглядит удручающе. Из 18 газет, еще не так давно выходивших в Саратове, в настоящее время продолжают печататься лишь 6. Иными словами, фактически прекратился выпуск на бумаге 67% основных саратовских периодических изданий. Среди них есть газеты самых различных «возрастов». Это «старожилы» местного медиарынка, возникшие еще в 90-е годы прошлого века: «Земское обозрение» (1995), «Богатей» (1997), «Репортер» (1999). Присутствуют в нашем мартирологе и газеты «среднего возраста»: «Неделя области», «Новые времена», «Саратовский репортер» (все 2002), «Саратовский расклад» (2003), «Время» (2005). Есть в скорбном списке и издания сравнительно молодые, не протянувшие и десяти лет, — «Саратовский взгляд» и «Резонанс». Их смерть можно считать явно преждевременной. Есть даже совсем «малютка» — проживший всего два с половиной года «Глобус».
Отсюда можно сделать вывод, что возрастной фактор — отнюдь не главная причина «смерти» саратовских газет. Да, «Земское обозрение» впало в кому на двадцать первом году своего существования — в 2015-м, что для местных СМИ — своеобразный рекорд долгожительства. На втором месте после «Земобоза» по длительности выхода стоит «Богатей», просуществовавший 16 лет и переставший выходить в апреле 2013 года. Однако нельзя не заметить и одну общую черту — основная масса «газетных смертей» в Саратовской области пришлась на относительно экономически благополучные 2012-2013 годы. Из 12 изданий 10 перестали выходить именно в эти два года, что составляет более 83%. Как будто именно в этот короткий временной отрезок случилась какая-то страшная эпидемия смертельной газетной болезни. И то, что на общем фоне старейшие саратовские еженедельники «Земское обозрение» и «Репортер» сумели дотянуть до 2015 года, скорее подтверждает правило.
Из всего многообразия причин, по которым закрываются прежде популярные газеты, мы выделили четыре:
а) решение учредителя или издателя;
б) прекращение финансирования издателем или спонсором;
в) административный «наезд» или уголовное преследование;
г) общее ухудшение экономической ситуации.
Все указанные выше причины отражены соответствующими литерами в последней колонке таблицы 1.

Всплывающая подсказка
«Ветераны» умирают, «ветераны» выживают…
Состояние двух «долгожителей» регионального медиарынка («Земское обозрение» и «Репортер») в последние пару лет иначе как «коматозным» назвать нельзя.
Еженедельник «Репортер» появился более 15 лет назад. Как вспоминает первый главный редактор «Репортера» Сергей Михайлов, газета создавалась исключительно под избирательную кампанию депутата областной думы Виктора Тюхтина. Тем не менее, после победы г-на Тюхтина на выборах «Репортер» продолжил выходить, хотя неоднократно менял формат и периодичность. С формата еженедельника редакция в начале нулевых перешла на «ежедневку». Так продолжалось год-полтора, после чего снова пришлось уйти в нишу «еженедельников».
В разгоревшейся примерно с 2007 года местной информационной войне между СМИ из «едроссовского пула» и СМИ, поддерживавшими губернатора Павла Ипатова, «Репортер» был на стороне экс-главы региона. Главный спонсор газеты Виктор Тюхтин оказался одним из немногих депутатов регионального парламента, который не имел отношения к «ЕР», поскольку состоял в «Справедливой России». Поэтому в политическом противостоянии «Репортер» фактически выступал на стороне «клана Ипатова» против сонма местных сторонников Вячеслава Володина.
Г-н Ипатов оказываемую ему медийную поддержку оценил по достоинству и постарался закрепить. Супруга главного редактора «Репортера» Дениса Есипова Наталья стала региональным министром печати и информации и занимала этот пост вплоть до досрочной отставки губернатора Ипатова в марте 2012 года.
Семейно-профессиональный тандем благотворно сказывался и на экономическом положении «Репортера». По крайней мере, пока г-жа Есипова была областным министром, еженедельник не был обижен правительственными грантами и договорами на информационное обслуживание.
Естественно, неподконтрольная «единороссам» газета порождала желание от нее избавиться. А это можно было сделать, лишь подорвав экономические источники ее существования. Как пояснил последний главный редактор «Репортера» Дмитрий Митрошин, после отставки правительства Павла Ипатова объем финансирования за счет грантов резко сократился. Производились административные атаки и на бизнес-структуры Виктора Тюхтина. Первой жертвой стала фирма «Вита-терминал», имевшая статус общероссийского таможенного брокера. Затем практически дотла сгорело принадлежащее г-ну Тюхтину полиграфическое предприятие. И, тем не менее, существенно похудевший и вдвое потерявший в тираже «Репортер» держался вплоть до февраля 2015 года, когда общее ухудшение экономической обстановки заставило учредителя — ООО «Волга-Пресс» — прекратить выпуск газеты.
Практически одновременно с «Репортером» стал крайне нерегулярным и выпуск еженедельника «Земское обозрение», отметившего в ноябре прошлого года двадцатилетие. Игорь Сухарев, учредитель, издатель и старейший сотрудник «Земобоза», причину приостановки выхода газеты объясняет банальными экономическими причинами. «Газету я издаю до тех пор, пока она мне приносит хоть какую-нибудь, но копеечку. А если совсем никакой прибыли нет, зачем же мне ее издавать»,— поясняет свою позицию Игорь Геннадьевич.
На наш взгляд, серьезным финансовым ударом для «Земского обозрения» стало прекращение договоров на информационное обслуживание с Саратовским государственным университетом. Пока ректором был Леонид Коссович, проводивший весьма агрессивную информационную политику, состояние «Земского обозрения» особых опасений не вызывало. Тем более что проректором СГУ по связям с общественностью работал давнишний (еще с 90-х годов) член «Земского союза» Дмитрий Чернышевский. После отставки г-на Чернышевского и переизбрания г-на Коссовича информационная политика СГУ стала более миролюбивой. Поток исходящей от университета «заказухи» иссяк, что не замедлило отразиться на ряде местных СМИ, в том числе и на «Земском обозрении». Судя по внешнему виду газеты, последние три-четыре года «Земобоз» явно не мог приносить прибыли. В 2014 году еженедельник с обычных еще в конце «нулевых» 24 полос «похудел» до 4-8. Стала очевидной и проблема с журналистскими кадрами. По утверждению г-на Сухарева, к марту 2015 года в штате числились четыре журналиста: сам Игорь Геннадьевич, обозреватель культуры Борис Глубоков, писатель Александр Амусин и девушка Оксана. До недавних пор в обязанности журналиста Глубокова входило полполосы газетной площади, которую редакция традиционно выделяла под новости культуры. Однако, по признанию самого Бориса Валентиновича, около двух лет он работал в режиме волонтера — то есть материалы регулярно и охотно публиковались, но денежного вознаграждения за свой труд г-н Глубоков не получал.
Александр Амусин считает себя не столько журналистом, сколько писателем. К тому же, он еще и лидер региональной общественной организации «Ассоциация саратовских писателей». Собственно, в «Земском обозрении» регулярно публиковались его эксклюзивные детективы. Эксклюзивными я называю эти произведения потому, что в каких-либо иных изданиях едва ли возможно их обнаружить и прочесть.
Что касается упомянутой г-ном Сухаревым девушки Оксаны, она специализируется исключительно на статьях о цирке.
Чуть лучше ситуация в другой старейшей газете региона — «Саратовских вестях». И, тем не менее, несмотря на существующие трудности, выпуск газеты не прекращается до настоящего времени.
«Саратовские вести» появились во второй половине 1991 года как средство заполнить информационную нишу, возникшую после закрытия главной областной газеты «Коммунист», редакция которого поддержала августовский путч. Расцвет «СВ» пришелся на вторую половину 90-х и первую половину «нулевых» годов, когда во главе Саратовской области был Дмитрий Аяцков. В это время «Саратовские вести» были органом правительства Саратовской области и пользовались мощным админресурсом. Как вспоминает главный редактор Татьяна Артемова, в эти годы «СВ» выходили шесть раз в неделю, а в штате неизменно трудились не менее 20 журналистов. Причем далеко не самых худших.
Есть такая поговорка: «Нет худа без добра!». История «Саратовских вестей» убедительно доказывает справедливость обратного утверждения: «Нет добра без худа!». Близость редакции «СВ» к губернатору Дмитрию Аяцкову предопределила появление в числе авторов газеты местного черного пиарщика и политического авантюриста Эдуарда Абросимова, который в конце 2002 года стал штатным советником губернатора. С деятельностью этого господина связано немало провокаций в саратовских и центральных СМИ. Однако наиболее некрасивая и морально нечистоплотная была связана с публикацией в январе 2003 года в «СВ» антисемитского пасквиля «Хорек пил мозг из птичьей головы…». В Саратове разразился скандал, получивший название «хорькового», в результате которого выяснилось, что пасквиль в значительной степени еще и плагиат.
После отставки в 2005 году губернатора Дмитрия Аяцкова положение газеты постепенно и неуклонно ухудшалось. В это время руку помощи редакции протянул лишь бывший секретарь областного совбеза Александр Мирошин, получивший должность вице-мэра в последние месяцы пребывания Юрия Аксененко на посту градоначальника Саратова. Однако после отставки Аксененко г-ну Мирошину также пришлось уйти со своего поста. В результате его возможности помочь «СВ» существенно сократились.
В настоящее время «Саратовские вести» выходят 4 раза в неделю. В будни три раза выходит «четырехполосник», а в выходные — «толстушка». При этом резко упали тиражи: будничный выпуск — 1 100 экземпляров, «толстушка» — 2 000.
— Сегодня мы печатаем газету лишь таким тиражом, который нам удается распространить,— утверждает Татьяна Артемова.— А возможности для распространения неуклонно уменьшаются и отнюдь не по нашей вине. Судите сами: весь доход редакции от подписки за вторую половину прошлого года составил 1 тысячу 400 рублей. А чтобы попасть в подписной каталог «Почты России» на 2015 год, с нас просят 15-16 тысяч. Нужна нам такая подписка? Что мы от нее выигрываем?
Не блестяще выглядит ситуация и с кадрами. Сегодня в штате «СВ» трудятся трое молодых журналистов, усилий которых хватает заполнить оригинальными материалами лишь первые две полосы. На третьей полосе, как правило, публикуются «внештатники», среди которых преобладают увлекающиеся краеведением пенсионеры или журналисты из саратовских многотиражек, ищущие способа для самореализации. Малотиражная газета печатает объявления о всевозможных конкурсах и тендерах. А руководители акционерных обществ, не сильно заинтересованные в пропаганде своей деятельности, охотно размещают в «СВ» годовые балансы. Как призналась Татьяна Артемова, благодаря этому редакция ежегодно зарабатывает от 500 до 600 тысяч рублей. Еще 700-800 тысяч рублей в год приносит реклама. Так пока удается сводить концы с концами и выживать.

Экономические аномалии
В 2004 году мне (А. Крутову. — Авт.) в качестве участника программы «Открытый мир» довелось побывать в США. Программа эта, формальным учредителем которой является библиотека Конгресса США, изначально имела своей целью демонстрировать россиянам достижения американской жизни в самых различных сферах. Впечатления от поездки остались как добрые, так и не вполне. Но применительно к теме настоящей публикации, хотелось бы поговорить о некоторых экономических показателях, характерных для деятельности американской печатной прессы. И сопоставить их с отечественными аналогами.
Итак, в феврале 2004 года я оказался в центре штата Северная Каролина. «Центр» — три ключевых города штата, расположенных друг от друга на расстоянии примерно 15-20 км. Это столица штата — Дюрем — с населением в 60 тысяч человек. Неподалеку от него находятся Ралли (также 60 тысяч населения) и побратим Саратова Чапел-Хилл (12 тысяч). То есть по числу жителей этот «триангл-центр» (так эту троицу называют сами американцы) вдвое меньше нашего Энгельса. Тем не менее, здесь выходит около десятка местных газет, у каждой из которых тираж не ниже 60 тысяч экземпляров. Даже в относительно благополучные «нулевые» до подобных цифр дотягивал разве что «Саратовский Арбат».
Однако гораздо больше, чем тираж, поразило другое. Газета называлась «Геральд-Сан» (The Herald-Sun) и базировалась в Дюреме. В реальности это целый издательский холдинг. Внешне не примечательное двухэтажное здание чем-то напоминает типовой детский садик или школу, которые массово строились у нас в спальных районах в 70-80-е годы прошлого века. Весь первый этаж занимают собственная типография и фасовочный цех. Газета «Геральд-Сан» доставляется бесплатно всем желающим «триангл-центра». Соответственно, тираж ее превышает 60 тысяч экземпляров, а все накладные расходы покрываются за счет рекламы. Но если вы вдруг невзначай подумали, что «Геральд-Сан» — это аналог нашего «Телекома» или «Парадного подъезда», то вы ошиблись. По внешнему виду и толщине бесплатная газета провинциального Дюрема чем-то напоминает столичный ежемесячник «Совершенно секретно». Реклама занимает в ней не более четверти газетной площади.
В газете работали около 100 (!) штатных журналистов и 6 штатных фотокорреспондентов. Длинный коридор редакции был увешан лучшими работами фотомастеров этого издания. При этом сопровождавший нас редактор объяснил, что работы фотокоров — еще и средство дополнительного заработка: читатель может заказать увеличенное изображение любой фотографии, которая когда-либо публиковалась в «Геральд-Сан». Рабочее помещение для журналистов оказалось примерно таким, как его традиционно показывают в западных кинофильмах, — огромная комната, разгороженная полупрозрачными перегородками, за которыми творят «акулы пера». От увиденного защемило сердце. С одной стороны, от гордости за российских журналистов — ведь в саратовских СМИ для выпуска еженедельной газеты штат в 4-6 журналистов кажется оптимальным и достаточным. Поэтому российские журналисты вынуждены работать на износ за зарплату, которая на порядок ниже, чем у их американских коллег. Так что к чувству гордости примешивалось и чувство справедливой досады. В таких условиях уместно было поинтересоваться соотношением заработной платы и накладными расходами в скромной провинциальной газете, самостоятельно зарабатывающей себе на жизнь. Последовал ответ: 80 на 20. Здание целиком принадлежит редакции — затраты на аренду равны нулю. Стало быть, 20% — это практически целиком полиграфические расходы и затраты на экспедирование газеты читателям.
В этой связи мы решили подготовить таблицу с экономическими показателями. В ней отразили структуру расходов и доходов 12 наиболее популярных саратовских печатных изданий. Информация в основном получена от главных редакторов или менеджеров выбранных для исследования газет. При этом мы ограничимся исключительно процентным соотношением интересующих нас данных.
Картина получилась довольно любопытная. Ближе всех к американским экономическим стандартам по структуре расходов оказались «Газета недели» и «Саратовский репортер». С «Газетой недели» все ясно — за этим изданием стоит многопрофильный бизнес Аркадия Евстафьева. Десять работающих в редакции штатных журналистов — это, конечно, на порядок меньше, чем в Америке. Тем не менее, надо отметить, что большего количества нет ни в какой другой саратовской газете. Как и «Геральд-Сан», «Газета недели» зарабатывает исключительно рекламой. Правда, 70% — это реклама предприятий холдинга г-на Евстафьева. Газета также распространяется бесплатно в специальных пунктах.
На фоне «Газеты недели» экономические показатели переставшего выходить «Саратовского репортера», тоже напоминающие американские, смотрятся скорее как пародия. Уникальность «Саратовского репортера» в том, что это газета всего одного человека. Старейший криминальный журналист Саратова Сергей Михайлов — одновременно и учредитель, и издатель, и главный редактор, и основной автор этого издания. В последние годы кроме своей собственной зарплаты ему приходится оплачивать лишь работу верстальщика. Маленькая четырехполосная газета, выпускаемая тиражом 1 000 экземпляров, позволяет обходиться минимальными суммами на полиграфические расходы. Правда, в отличие от структуры расходов, структуру доходов «Саратовского репортера» вряд ли можно считать отвечающей западным стандартам. Как признался мне г-н Михайлов, в конце «нулевых» «Саратовский репортер» регулярно получал финансовую поддержку от спонсоров. Размер спонсорской помощи в общей структуре доходов редакции составлял от 30 до 50%. Первоначально финансировали г-на Михайлова бизнес-структуры, близкие к региональной организации КПРФ. Однако после судебного преследования одного из спонсоров-бизнесменов, денежные вливания в газету г-на Михайлова прекратились. После бизнес-структур КПРФ спонсировать «Саратовский репортер» пытался ныне покойный лидер ЛДПР Александр Конобеев. После смерти Александра Адольфовича г-ну Михайлову больше не удалось найти людей, согласных вкладывать деньги в его газету. Поэтому в последние годы Сергей издавал «Саратовский репортер» за счет того, что ездил на своей машине по районам области и находил заказчиков для изобличительных публикаций. Но в прошлом году число желающих воспользоваться услугами «Саратовского репортера» резко сократилось. В результате учредитель и издатель принял решение прекратить регулярный выпуск «СР».

Родовое проклятие российской прессы
А теперь обратимся к таблице 2 и попытаемся «вытащить» из нее экономический критерий, присущий исключительно российской прессе.

Всплывающая подсказка
Это сугубая зависимость СМИ от финансов издателя или «главного спонсора». Практически все опрошенные нами главные редакторы (за исключением Игоря Сухарева) были вынуждены признать, что их издания со всей очевидностью нерентабельны, вследствие чего они вынуждены искать финансовой поддержки «на стороне». При этом размер доли сторонней финансовой помощи в общей структуре редакционных доходов довольно велик. Редко когда эта доля составляет менее 50%, а в некоторых случаях может доходить и до 100%. Во всяком случае, о полном финансировании спонсорами или издателями заявили двое из опрошенных руководителей газет. Это главный редактор не выходящего с весны 2009 года «Саратовского расклада» Владимир Спирягин и главный редактор благополучно существующей и сегодня «Газеты Наша Версия» Александр Радин. По словам Александра Радина, отсутствие в «Газете Наша Версия» какой-либо рекламы — это принципиальная позиция издателя, поскольку, боясь как-либо задеть рекламодателя и ухудшить благополучие родной газеты, журналисты волей-неволей будут наступать на горло собственной песне.
Совершенно иной пример взаимодействия со своими спонсорами демонстрирует руководство «Саратовского расклада» во главе с Владимиром Спирягиным. Известно, что главными спонсорами этого издания с середины «нулевых» годов были бизнес-структуры, связанные с руководством прокуратуры Саратовской области. У газеты был свой «куратор» в лице заместителя прокурора области, ныне покойный Анатолий Горшков. Из рекламы в «Саратовском раскладе» практиковался только бартер с другими СМИ (как правило, электронными), не приносящий денежных доходов. Тем не менее, на стабильность финансирования газеты, сложившуюся еще при областном прокуроре Анатолии Бондаре, не смогли повлиять ни отъезд Анатолия Владимировича из Саратова, ни случившееся в 2007 году уголовное преследование Владимира Спирягина по обвинению в клевете в отношении Вячеслава Володина. А главную причину прекращения финансирования газеты сам Владимир Спирягин склонен видеть в публикации статьи, уличающей председателя Саратовского областного суда Александра Галкина в неблаговидных поступках и якобы вынудившей того подать заявление об отставке. Если согласиться с этим посылом, на примере «Саратовского расклада» видно, как предоставление максимума творческой свободы амбициозному и самолюбивому главному редактору в конечном счете погубило довольно популярную газету вместе с журналистской карьерой г-на Спирягина.
Впрочем, пора от частных примеров переходить к более общим выкладкам. Итак, если внимательно проанализировать последнюю графу таблицы 1, нетрудно заметить, что основными причинами закрытия саратовских газет являются либо волевое решение учредителя (издателя), либо прекращение спонсорской поддержки. Первая причина актуальна для 9 исчезнувших с местного медиарынка изданий (75%), вторая — для 6 (50%). Решение учредителя (издателя) о прекращении выпуска газеты практически всегда обусловлено какими-либо политическими резонами: завершение избирательной кампании, прекращение информационной войны, неудобства для бизнеса или политической карьеры. А вот причины ограничения или прекращения спонсорской помощи могут быть более многообразными. В частности, прекращение спонсорской помощи газетам «Богатей» и «Саратовский репортер» произошло по причине смерти их благотворителей — Владимира Жидкова и Александра Конобеева. А вот еженедельник «Резонанс» перестал выходить из-за того, что финансировавший это издание бизнесмен и депутат городской думы Владислав Малышев был осужден за мошенничество и покинул местное политическое пространство.
Пожалуй, после констатации нынешнего состояния саратовской печатной журналистики пришло время поговорить о главных причинах этого печального явления — политических и экономических. Как нам представляется, глобальная причина, предопределившая угасание печатных СМИ,— возобладавший в регионе в последние пять лет курс на установление полной монополии на власть. В масштабах России такой курс проводится гораздо дольше пяти лет. Но в данном случае речь не о национальном политическом тренде, а об его региональном воплощении в жизнь. Применительно к ситуации в Саратовской области, пожалуй, уместно констатировать полную и окончательную победу одного клана единороссов (условно называемого «володинским»). И здесь уместно говорить об атмосфере глобального диктата, не предполагающего какого-либо многообразия взглядов.
Что касается экономической причины неблагополучия региональной прессы, она такая же, как и у аналогичных СМИ всей страны. Имя ей — нерентабельность, что прекрасно видно по таблице 2. Даже в относительно стабильные годы нынешнего тысячелетия, когда в Саратове печатались исследуемые нами газеты, доля расходов на полиграфию и бумагу для подавляющего большинства из них составляла от 30 до 45%.
Можно сделать однозначный вывод — печатные СМИ в условиях современной России обречены быть не разновидностью бизнеса, а, в лучшем случае, приложением к чужому бизнесу. Стало быть, информационно отрабатывать политические и экономические интересы своих покровителей вплоть до участия в информационных войнах. В таких условиях существенно трансформируется и роль СМИ. Из средств массовой информации, призванных объективно освещать происходящие в регионе процессы, газеты под влиянием извне нередко превращаются либо в инструменты информационной войны, либо в органы беззастенчивой агитации и пропаганды.

P.S. СМИ и бюджет
Существует мнение, что главным фактором «затухания журналистики» стали схемы скрытого (а на самом деле, вполне откровенного) финансирования как государственных, так и частных СМИ из бюджетов разного уровня, как правило, по договорам об информационном обслуживании. Практика работы саратовских СМИ в основном опровергает этот тезис. Применяемая в последние годы система финансирования изданий из регионального бюджета преследует одну-единственную прагматическую цель: сохранить неизменной структуру государственных и квазигосударственных СМИ, по форме напоминающую советскую.
Данные о всех договорах на информационное обслуживание публикуются открыто. Формальное распределение финансирования из областного бюджета по таким договорам проходит, как того и требует закон, через процедуру конкурса. Такие тендеры официально проводит региональное министерство информации и печати. Так же в открытом доступе вся информация о «победителях». Но результаты этих тендеров вполне предсказуемы как по персоналиям, так и по деньгам.
Однако здесь стоит говорить не об удушении независимых изданий, а о засорении информационного пространства свежеобразованными или малоизвестными проектами (по типу приснопамятной газеты «Политдозор»), которые, смеем предположить, займут роль пропагандистских рупоров госидеологии в регионе. Так, на последнем конкурсе областного минпечати немало средств получили СМИ, аффилированные с депутатом облдумы Александром Гайдуком. До недавнего времени он был руководителем местной редакции ТВЦ-Саратов, считающейся транслятором партийного и правительственного официоза.
Издания, подконтрольные г-ну Гайдуку, относятся к ООО «Вещатель», принадлежащему бабушке депутата облдумы, жительнице Санкт-Петербурга Элеоноре Шер. Некоторые «победители» из числа лояльных и близкородственных номинантов изначально не нашли поддержки у жюри конкурса, но это не помешало им выйти в лидеры и получить миллионы бюджетных рублей. Интересный момент: если раньше на конкурс выставлялись медиапроекты, существующие более года, то теперь бюджетные средства с лёгкой руки чиновников облправительства перепали кабельному каналу «Саратов 24», который появился в эфире только… 20 ноября 2014 года, т.е. после фактического распределения грантовых средств. Примерно треть финансирования СМИ из областного бюджета приходится на издания, объединенные в ГАУ СМИ СО «Саратов-Медиа». Это «Саратовская областная газета» и все «районки», каковых в области более 40.
Надо сказать, никто (или почти никто) из соискателей бюджетного финансирования без денег не остается. В итоге 15-20 не ангажированных изданий получают вспомоществование, размер которого колеблется от 10 до 50 тысяч. Данные суммы в силу их мизерности не могут существенно повлиять на редакционную политику СМИ. Даются же они лишь для того, чтобы избежать возможных скандалов и обвинений сотрудников областного минпечати в конформизме при распределении государственных средств.
Впрочем, с общим ухудшением экономической ситуации и накоплением дефицита областного бюджета размеры государственного финансирования СМИ неизбежно будут уменьшаться.

P.P.S. Элиминация многообразия
В тренд победы одного политического клана в Саратовской области не вписывается существование нескольких печатных (и не только) СМИ, чья редакционная политика в той или иной степени идёт вразрез с «центральными убеждениями». На эти медиа-проекты и их издателей систематически (к счастью, пока безуспешно) оказывается политическое давление с целью полной зачистки информационного пространства региона.
Яркий пример — предприниматель Леонид Фейтлихер, спонсор «Газеты Наша Версия» и информагентства «Версия-Саратов», в конце 2010 года покинул пределы России, хотя издательской деятельностью заниматься не перестал.
Атаки ведутся и на бизнесмена Аркадия Евстафьева, финансирующего не зависимые от властей региональные СМИ: «Газету недели в Саратове», ИА «Свободные новости» и интернет-телевидение «Открытый канал». Наибольшую активность в «наездах» предпринимает другой издатель, бизнесмен-застройщик и облдеп-единоросс Сергей Курихин. По данным источника ИА «Свободные новости», конечной целью действий оппонентов г-на Евстафьева должен стать его уход из политической и промышленной жизни региона.
Нелишним будет сказать и о себе самих, то есть про различные способы «обуздания» медиагруппы «Общественное мнение». После того как «ОМ» огласил результаты упомянутого конкурса минпечати, «неожиданным» победителем которого стал облдеп Гайдук, 9 декабря 2014 года возле телекомпании ТНТ-Саратов, где выходила телепрограмма «Общественное мнение», состоялся пикет «сторонников «Камеди-клаба». Как они заявили, программа закрывает федеральный эфир с их любимым шоу. Интересно, что значительную часть пикетчиков составляли жители районов Саратовской области, в которых ТНТ не вещает. По сообщению одного из участников акции, их за определённую плату попросили выйти к офису телекомпании «по просьбе некоего депутата». 21 января 2015 года «по собственному желанию» уволился гендиректор ТНТ-Саратов Антон Комаров, а программа «Общественное мнение» ушла из телеэфира компании. По некоторым данным, причиной увольнения послужили некие записи г-на Комарова на страничке в Facebook со ссылками на оппозиционные интернет-ресурсы.
Атаки на «неудобные» СМИ в нашем регионе, очевидно, связаны с рядом факторов.
Во-первых, с приближением в 2016 году выборов губернатора и в городскую думу, подготовка к которым проходит на фоне ухудшения экономической ситуации в стране и области. Рост социального недовольства и снижение доверия к власти ведущие политические игроки, идеологи и казённые медиаменеджеры, вероятно, намереваются укротить старым-добрым способом накидывания платка на роток неугомонных изданий.
Во-вторых, с приведением ситуации в «относительно свободной» Саратовской области в соответствие с другими регионами (в том числе и соседними), где СМИ уже приструнены. Точнее — с общефедеральным трендом по внедрению новых запретов и ограничений, в том числе и для прессы. Этот пункт соотносится с первым — «электоральным». Если посмотреть на результаты последних выборов в Госдуму, Саратовская область оказалась в числе субъектов, в которых «Единая Россия» получила существенно больше голосов, чем на общефедеральном уровне (64,9% против общероссийских 49,32%). Не исключено, что столь значительная разница обусловлена большим количеством допущенных нарушений. Отчасти это подтверждает и численность первых поствыборных митингов в Саратове (10 и 24 декабря 2011 года) — самых массовых протестных выступлений с 1990-х годов, собравших в целом больше человек, чем в конце 2011-го вышли на улицы в других крупных городах. По логике чиновников и их политтехнологов, высокая протестная активность населения может быть напрямую связана с наличием неподконтрольных СМИ, сообщающих как о нарушениях на выборах, так и о злоупотреблениях элиты. Примечательный факт: в регионах, где за партию власти голосовали (или «рисовали» результаты — неважно) так же, а то и более активно и многочисленно, чем в нашем (республики Северного Кавказа, Мордовия, Татарстан, Тыва, Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Кемеровская, Астраханская и др. области), уровень свободы СМИ и гражданской активности стремится к нулю.
_______
* признан в России НКО-иноагентом

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 19Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
20/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиСаратов "под горшок", работать некому и "а мировые судьи кто?"
19/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Почти нормальная семья"Чисто скандинавская драма о нехватке доверия - нудная, но довольно глубокая
14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности

Блоги



Поиск по дате
« 22 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ