26 Апреля 2024, Пятница, 21:25 ВКонтакте Twitter

Рояль в кустах

Номер журнала: №12(171), декабрь 2013 г.
Рубрика: Наблюдатель
21/01/2014 14:11

2014 год в России объявлен Годом культуры. Под официозные фанфары чиновники всех уровней рапортуют, что в предстоящие 12 месяцев планируется привлекать внимание общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.
«Наша задача – восстановить во всей стране дома культуры, книжные магазины, театры, музеи, восстановить разрушенную систему театрального досуга»,– заявил на II Санкт-Петербургском международном культурном форуме глава федерального Минкульта Владимир Мединский. По его словам, следующий год станет для регионов начальной точкой развития культурной среды и привлечения молодежи к культурным проектам.
Г-н Мединский отметил, что необходимо переориентировать усилия по реставрации больших объектов в столичных городах на маленькие города России. И добавил, что в следующем году продолжится развитие проектов современного искусства, но будет сделан упор на поддержку классического искусства.
Красивые слова звучат применительно к будущему, а сейчас, в конце года, принято подводить итоги. Так как же обстоят дела с культурной политикой в нашем регионе, и каким образом областные власти проводят её в жизнь?

В пожарном режиме
В самом начале года ещё не утихли дискуссии о виновниках и причинах пожара в старом здании ТЮЗа. Главным обвиняемым решили сделать директора театра Валерия Райкова. Его отстранили от должности ещё 4 октября 2012 года, через два дня после происшествия. Вскоре после этого в прессе появилась информация, что некоторые неназванные сотрудники театра подали в правоохранительные органы заявление, где говорилось, будто Райков не театрал, а, простите за каламбур, генерал строительных войск. И что они «неоднократно наблюдали факты превышения должностных полномочий своим начальником. Так, никому не было ясно, на какие деньги Райков приобрел дом в 1000 кв. м в районе совхоза «Комбайн» Волжского района Саратова порядковой стоимостью 40 млн рублей. В заявлении также описаны факты принуждения, под угрозой увольнения, к бесплатным работам на собственной даче Валерия Райкова. Отмечено, что строительные материалы, а также материалы для починки мебели доставлялись с театра».
12 января Валерий Райков был уволен из театра в соответствии со статьёй 278 ТК РФ. Как позже прокомментировала министр культуры региона Светлана Краснощёкова: «Приказ об отставке Валерия Райкова – результат тщательного изучения ситуации, сложившейся вокруг ТЮЗа, и анализа дальнейшей его работы. Особо хочу подчеркнуть, что это решение принято министерством совместно с Валерием Райковым. За последние несколько месяцев я и сотрудники министерства неоднократно встречались с работниками театра и его руководителем. Мы выслушали каждого, кто пожелал высказаться, и с большим уважением отнеслись к каждой точке зрения. Позиции понятны. Происходящее никак не должно повлиять на творческую деятельность любимого в Саратове театра и на его зрителей. Не сомневаюсь, что в этом заинтересовано не только министерство, но и Валерий Николаевич, и коллектив ТЮЗа. Валерию Райкову было предложено несколько вариантов дальнейшего трудоустройства. Эти предложения в силе и сейчас. Но, насколько мне известно, у него свое видение продолжения трудовой деятельности, и оно не связано с Саратовской областью».
После увольнения г-на Райкова поднялась новая волна недовольства – уже в пользу Валерия Николаевича. 14 января сотрудники ТЮЗа написали Валерию Радаеву открытое письмо, в котором просили оставить своего директора на рабочем месте: «Райков В.Н. необходим нашему театру, и именно поэтому мы оставляем за собой право отстаивать свое убеждение. Опубликовывая это письмо, мы надеемся, что вы пересмотрите ваше решение и восстановите В.Н. Райкова в должности директора Саратовского ТЮЗа Киселева».
Не помогло. Зато, как и говорила Светлана Краснощёкова, дальнейшая деятельность г-на Райкова не связана с Саратовской областью: в ноябре он был назначен директором московского театра «Современник», куда попал по протекции самой Галины Волчек.
Место г-на Райкова в ТЮЗе занял 34-летний выпускник юридической академии Анатолий Барсуков, ранее трудившийся в МХТ им. А.П. Чехова начальником правового управления. По данным «ОМ», г-н Барсуков также работал в областной филармонии, когда она была вотчиной г-жи Краснощёковой.
Меж тем на ремонт сгоревшего ТЮЗа потребовались деньги, которые на культуру выделяют по остаточному принципу. Но даже при таком подходе к финансированию и даже в условиях пресловутой «оптимизации расходов» одни направления культуры более «остаточные» и менее распилоёмкие, нежели другие. Особый интерес вызывают цифры, названные г-жой Краснощёковой на следующий день после пожара,– 350 миллионов. «Еще дымятся руины театра, еще работают эксперты, а министр уже знает, на сколько миллионов сгорело»,– иронизировал тогда главный редактор «Газеты недели в Саратове» Дмитрий Козенко.
Некоторые чиновники и театралы, дабы наскрести денег, решили пойти по миру чуть ли не с протянутой рукой: ведь в октябре предстояло отметить 95-летие первого детского театра в России. Благо, за 30 лет удалось ввести в эксплуатацию новое здание, и юбилей справили не без крыши над головой. Правда, сколько денег было уворовано при строительстве этой Вавилонской башни за шесть пятилеток – неизвестно, но теперь у ответственных лиц появилась возможность «подняться» на восстановлении старого здания театра. Но вот незадача: бюджетные средства шли на ремонт погоревшей ещё в 2006 году филармонии, и создавалось ощущение, что ТЮЗ на Вольской станет очередным образцом «руинизации» культурного пространства Саратова, а проще говоря – долгостроем.
В ноябре, на депутатских слушаниях в областной думе, посвящённых состоянию культурной сферы региона, г-жа Краснощёкова заявила, что в рамках областной целевой программы «Развитие культуры» на 2013-2017 годы в 2013-м потрачено более 610 миллионов рублей. Из них только на разработку проектно-сметной документации для старого ТЮЗа из бюджета ушло 10 миллионов. Столько же потрачено на строительно-монтажные работы. Кроме этого, региональный минкульт подготовил документы на получение субсидии в 300 миллионов рублей из федерального бюджета. По словам г-жи Краснощёковой, реконструкция ТЮЗа, которой занимается ООО «Каркас», принадлежащее родному брату экс-главы администрации Саратова Алексея Прокопенко, должна завершиться к концу следующего года.
Что касается филармонии, завершение её реконструкции намечено на середину декабря, а первые концерты – на начало следующего года. По данным министра культуры области, в текущем году на филармонию потрачено 393 миллиона. При этом в октябре выяснилось, что на эти цели необходимо дополнительно выделить 28,6 миллиона. Когда этот вопрос обсуждался в облдуме, депутат Зинаида Самсонова поинтересовалась, не слишком ли много за последние годы потрачено на реконструкцию. «Я знаю, что такое строительство. Все расходы известны уже на начальной стадии проекта»,– заверила депутат. На это представитель областного комитета по капстроительству недвусмысленно заявил, что, дескать, при реконструкции вскрылись недоработки, которые невозможно было определить в результате обследования объекта. Забавно, что в конце октября чиновники облправительства стали говорить о необходимости «привлечения дополнительных подрядных организаций с целью активизации работ по всем направлениям». В итоге, вместо одного подрядчика – ООО «Стройреставрация», которое изначально вело восстановительные работы,– на объекте в качестве субподрядчиков появились ещё семь компаний. Среди них скандально известное ООО «Саратовгесстрой», традиционно упоминаемое в связи с экс-губернатором Павлом Ипатовым, а также замешанное в новых скандалах с криминальным душком. По заявлению директора «Саратовгесстроя» Алексея Панагушина, 2 сентября был задержан председатель комитета капитального строительства Саратовской области Александр Сурков. Г-н Панагушин передал г-ну Суркову 7 из 10 миллионов рублей, которые, по версии правоохранительных органов, были «предназначены за перечисление на счет общества платежей по государственному контракту на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции Набережной в Саратове». Кроме этого в ноябре неизвестные пытались застрелить совладельца компании «Саратовгесстрой» Геннадия Умарова. По факту нападения на предпринимателя было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство», хотя сам потерпевший считает состав преступления более серьёзным и связывает инцидент с делом Александра Суркова.

То пусто, то густо
Столь непривычное для культурной отрасли «вбухивание» средств в реконструкцию и увеличение числа охочих до казённых средств субподрядчиков на фоне растущего госдолга и сокращения бюджетных расходов наводят на отнюдь не оптимистичные мысли. Особенно в свете других нелицеприятных событий в культурной сфере региона.
К примеру, по словам Светланы Краснощёковой, средняя зарплата работников культуры в регионе составляет всего 11 тысяч рублей. И эти, более чем скромные средства, некоторые не могут получить и выбивают с боями, как труппа Балашовского драматического театра. В начале ноября сотрудники драмтеатра заявили о приостановлении финансирования учреждения из районного бюджета. Как сообщает местное издание «Балашовский проспект», в письме председателя комитета по финансам Ирины Юрловой на имя директора театра Татьяны Чучковой говорится, что за оставшиеся три месяца года в районном бюджете предусмотрено 157 тысяч рублей на зарплату работникам театра. Чиновник посоветовала руководителю театра принять меры по увеличению поступлений из внебюджетных источников.
В обращении, размещенном на сайте БДТ, утверждается, что за октябрь коллектив деньги не получал: «Коллектив находится в подвешенном состоянии: нам нечем платить за коммунальные услуги, оплачивать проезд в общественном транспорте, нечем платить за детский сад, у нас образовались долги по кредитам. При этом театр ни на минуту не остановил своей деятельности, ни репетиционной, ни прокатной. Мысль о массовой забастовке коллектива все чаще приходит в наши головы: увы, другого варианта решения проблемы мы не видим, так как финансовое положение театра более не позволяет выплачивать зарплату сотрудникам из собственных средств».
Также работники театра обратились в прокуратуру, которая установила, что по состоянию на 29 октября имеется задолженность в 317,9 тысячи рублей по выплате аванса за октябрь. Прокуратура в интересах 29-ти работников подала заявления в мировой суд о вынесении судебных приказов на сумму 189,2 тысячи рублей. Также в адрес исполняющего обязанности главы администрации Балашовского района Татьяны Саврасовой прокурор внес представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Кроме надзорного ведомства, в ситуацию вмешалась и гострудинспекция, которая провела внеплановую проверку учреждения. Результатом стало предписание об устранении выявленных нарушений руководителю театра Владимиру Попову. Плюс в отношении юридического лица – МУК «Балашовский драматический театр» – вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.
Стоит напомнить, что сотрудники Балашовского драмтеатра не в первый раз проводят акции протеста. Летом 2011 года они устраивали голодовку. Повод для столь радикальной формы протеста – многочисленные, но безуспешные обращения к чиновникам с просьбой не проводить так называемую оптимизацию и не экономить на культуре. Два года назад в театре тоже проводились многочисленные проверки, и даже проходила скандальная смена руководства театра, против чего также выступали работники сцены. На место Владимира Попова тогда назначили чиновника из местной администрации Андрея Струнина, первый приказ которого был о сокращении штата.
Но системно ситуация не меняется. Во-первых, из-за указанного уже остаточного финансирования отрасли. Во-вторых, по традиционной причине – увода бюджетных средств «не пойми куда». В-третьих, в районах не используются даже те гроши, которые перечисляются из казны. На недавнем заседании комитета облдумы по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике его глава – Владимир Писарюк – обратил внимание, что, несмотря на жалобы на недофинансирование, отдельные районы даже не начали освоение целевых средств, давно перечисленных на культуру. Кроме того, есть и пресловутая «самодеятельность на местах». О чём недавно рассказал бывший директор театра оперы и балета Илья Кияненко: «За пять месяцев текущего года у сельской культуры отобрано 79 миллионов 855 тысяч рублей. В 2012 году Марксовский район отобрал у культуры более 31 миллиона рублей, Калининский – 22,5, Екатериновский – 19,6, Пугачевский – 13,4, Петровский – 12 миллионов. Остальные поменьше. По причине, что урезать больше некуда, отрезано все».
Неудивительно, что ленты новостей пестрят сообщениями о штрафах и прочих наказаниях в отношении руководителей сельских ДК, позволивших себе сдавать площади в аренду ради выживания.

Тотальная неэффективность
На этом фоне забавно выглядят отдельные эпизоды. Так, на фоне всевозможных недофинансирований, урезаний и оптимизаций, в июне этого года областное министерство культуры объявило о намерениях приобрести рояль «Steinway & Sons» для областной филармонии стоимостью 5 миллионов рублей. Несомненно, восстановленной филармонии понадобится новое оборудование, но почему одним учреждениям (и, более того,– направлениям культуры) достаётся всё или почти всё, а остальным ничего?
Тут стоит напомнить о печальной истории взаимоотношений регионального минкульта и дирекции международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». В этом году областные власти существенно урезали финансирование фестиваля. Несмотря на то, что «Страдания» были юбилейными и проходили в десятый раз, минкульт выделил на проведение мероприятия немногим более половины от требуемых средств. Как пояснила директор фестиваля Татьяна Зорина, минимальная сумма, необходимая для проведения «Саратовских страданий»,– это 1,5 миллиона рублей (чуть менее трети стоимости одного рояля и ровно половина средств на апрельскую командировку труппы ТЮЗа во Францию). Данные средства нужны на приглашение и проживание членов жюри и участников, а также – на компенсацию части затрат на билеты. В этом году фестивалю выделили 800 тысяч рублей. На такие деньги, как считает г-жа Зорина, можно провести только областной фестиваль, но никак не международный.
Хорошо, что у «Страданий» появился негосударственный спонсор – бизнесмен Аркадий Евстафьев. Он, кстати, пообещал помогать саратовским кинодокументалистам и в будущем. Наличие спонсора, который, к тому же, представляет в регионе оппозицию партии власти, очень не понравилось правительству. Чиновники не только не прислали приветственное слово губернатора в традиционный буклет фестиваля (как писали в сентябре СМИ, этой спецоперацией руководил вице-губернатор Денис Фадеев), но и впоследствии полностью отказали «Страданиям» в финансировании. «Министр культуры Саратовской области выступает на пресс-конференциях или общается с людьми, перечисляет большое количество культурных мероприятий, которые они планируют провести в будущем году, и нигде, никогда «Саратовские страдания» не упоминаются. Поэтому, как я понял, они их финансировать не собираются»,– сказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Саратове» режиссёр-документалист Григорий Гришин. Он также сообщил, что директор фестиваля Татьяна Зорина встречалась с министром культуры Светланой Краснощёковой. Было решено, что фестиваль состоится, скорее всего, за счет спонсорской помощи.
Когда разгорался конфликт, СМИ информировали, что г-жа Краснощёкова неделю пребывала в «бананово-лимонном» Сингапуре на международной конференции библиотекарей. При этом ранее её ведомство отказало юным музыкантам двух детских школ искусств в выделении средств на поездку для участия в международном фестивале «Россия – Европа молодая», заключительный этап которого проходил с 14 по 19 октября во Франции. В ответ на запрос депутата Госдумы РФ Антона Ищенко, министр сказала, что одаренные дети очень важны для области, но средств на оплату их участия в конкурсах нет. Куда делись деньги – г-жа Краснощекова не уточнила.
Оправдывает министр и оптимизацию Саратовского областного колледжа культуры им. Е.Н. Курганова. В конце сентября его сотрудники обратились к главе региона в связи с «обеспокоенностью грядущей реорганизацией учебного заведения путём объединения с областным колледжем искусств».
Как следует из обращения, 25 сентября Светлана Краснощекова объявила трудовому коллективу колледжа о неизбежной реорганизации, аргументировав принятое решение ссылкой на «процесс оптимизации», а именно – Указ президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Этот указ многие разрекламировали как путь к повышению благосостояния бюджетников. Но на деле пресловутое «повышение» ждёт лишь тех, кто останется на плаву. Ведь документ предполагает, ни много ни мало, «повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций». Про «неэффективные организации» нам говорят постоянно и много. В условиях бюджетного недофинансирования «неэффективным» может оказаться любое учреждение, особенно если его руководство не умеет «договариваться» с кем надо и решать вопросы, так сказать, не совсем законными путями. Ясно, что культработники в большинстве своём – люди интеллигентные и честные: вместо строительства коррупционных схем, что называется, «витают в облаках». Неудивительно, что в такой ситуации «на небесах» может оказаться добрая часть культурных учреждений. А если этому процессу помогают различные «менеджеры» – Год культуры станет очередным прожектом высшей бюрократии. Ведь какие там колледжи, фестивали и прочие сельские ДК? Тут бы Олимпиаду провести, да до ЧМ дотянуть…

Черненковская чернуха и их ответ чемберленам…
«Антикультурным» событием 2013 года стоит признать и разгром полицией 12 июля фестиваля «Неформат Саратов. Здесь лишних нет!». Фестиваль должен был пройти в Энгельсском районе возле села Генеральское, да вот незадача – днями раньше в Пугачёве разразился «русский бунт». В итоге организаторов концерта препроводили в Энгельсский райотдел, чиновники которого заявили, что хедлайнер фестиваля – группа «Монгол Шуудан» – является, само собой, экстремистской. Понятно, что презумпция невиновности, она там – в коварном зарубеже, однако весьма забавно было наблюдать блюстителей порядка в роли эдаких музыкальных критиков. По их мнению, «Монгол Шуудан» – «анархисты: следовательно, экстремисты». Дело в том, что свой стиль группа называет «анархо-рок», поскольку большинство песен коллектива посвящено теме анархизма, в том числе гражданской войны 1918-1922 годов. Любопытно, что анархисты исторически позиционируют себя как противники межнациональной розни и, соответственно, идеи выселения чеченцев из Пугачёва, которой ультраправые, понаехавшие в Саратовскую область, окучивали жителей райцентра…
Собственно, нам не привыкать. Помнится, после нацистских погромов на Манежной площади в конце 2010 года, тогдашний глава МВД Рашид Нургалиев обвинил в беспорядках не правых радикалов, а левых. Да и запретам рок-концертов тоже удивляться не приходится – подобные случаи в нашей области уже были: и «антиэкстремистская» облава на антифашистский концерт в клубе «Каньон» летом 2009 года, и запрет в связи с «создавшейся социальной напряжённостью» концерта Rock-fest осенью того же года. Социальная напряжённость в головах отдельных запретителей возвращает нас в славное застойное прошлое – в черненковскую чернуху и атмосферу холодной войны…
Из последнего, кстати, штраф, выписанный музыкантам украинской рок-группы «Океан Ельзи». 2 ноября сотрудники регионального УФМС России провели внеплановую проверку Ледового дворца спорта «Кристалл», где проходил концерт группы, в составе которой – девять граждан Украины. Как сообщала пресс-служба ведомства, в ходе проверки было установлено, что разрешительных документов на трудовую деятельность на территории Российской Федерации музыканты не имеют. В результате девять человек были привлечены к административной ответственности на сумму 18 тысяч рублей, а организаторы концерта в качестве должностного лица оштрафованы на 225 тысяч.
Это не просто «антикультурное», но и поистине политическое событие, в очередной раз прославившее наш многострадальный регион на весь мир. Многие комментаторы отмечали, что санкции против музыкантов – не случайное применение очередной антимигрантской дубинки, но тонкий намёк Украине. Ответ вымышленным чемберленам и турецким султанам… Впрочем, это уже совсем другая тема.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 24Итоговая оценка: 3.25
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Точка ноль"Неплохая в целом "попса" про самоизоляцию, вирусы и "антиваксеров"
24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности

Блоги



Поиск по дате
« 26 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ