27 Апреля 2024, Суббота, 5:07 ВКонтакте Twitter

Венера в мехах

Номер журнала: №8(178), август 2014 г.
Рубрика: Кино культ
19/08/2014 18:18

Производство: Франция, Польша, 2013
Жанр: драма
Режиссёр: Роман Полански
Авторы сценария: Дэвид Айвз, Роман Полански, Леопольд фон Захер-Мазох
В ролях: Эмманюэль Сенье, Матье Амальрик

Старый добрый Роман Полански в этом году отметил 81-й день рождения, однако возраст не мешает ему творить. В отличие от здравствующих мэтров — Бертолуччи и Годара — он не скатывается в штучное графоманство, заставляющее зрителя продираться через многоходовые хитросплетения смыслов («Фильм Социализм») или, напротив, кричащее упрощенчество («Ты и я»). Нет, в XXI веке старик плодотворно и стабильно (с «перерывами» в один-три года) делает работы в своей привычной стилистике упадочно-демонического литературоцентризма. Переживший сексуальный скандал (в 1977 году был обвинён в изнасиловании тринадцатилетней Саманты Геймер и даже ненадолго арестован по этому делу в 2009-м), Полански с остервенением фрейдомарксиста взялся за Леопольда нашего фон Захера-Мазоха. Точнее, за пьесу бродвейского драматурга Дэвида Айвза, в свою очередь, основанную на романе Мазоха, которому она обязана названием. Хотя, конечно, нельзя сказать, что неприятная история 37-летней давности как-то могла повлиять на выбор темы для фильма, в котором интимная тематика глубоко второстепенна.
Одно из самых известных литературных произведений Мазоха уже многократно экранизировали. Первая картина на основе литературного первоисточника была снята Александром Уральским в России в 1915 году под названием «Хвала безумию». Позже «Венеру в мехах» пытались переложить на язык важнейшего из искусств в период сексуальной революции 1960-х Массимо Далламано и Хесус Франко, потом — в 1985 и 1995 годах.
Немудрено, что к скандальному роману обращались многие — одни использовали его для создания эротических триллеров, другие — в качестве крикливого информационного повода, третьи (в частности, Франко и Полански) — как возможность исследования поведенческих стереотипов социума и всевозможных болячек, прорастающих на его теле.
Фильм Романа Полански — камерный (как, собственно, и многие другие его работы), все события разворачиваются в одном месте — на театральной сцене в Париже. Однако на этом скудном, казалось бы, фоне создатель картины умудрился проговорить массу смыслов и контекстов. Всё начинается с того, что один из двух героев, театральный режиссер Тома, после дня кастинга претенденток на главную героиню его постановки «Венера в мехах» — Ванду Дунаеву — пребывает в некоем смятении. Актрисы все как одна инфантильны и бесталанны, никто не подходит для роли в пьесе, ставшей для Тома неосознанным венцом карьеры. Но под конец дня на подмостки врывается странная женщина в кожаном прикиде и с повадками работницы панели. Поначалу режиссер в шоке и от неё. Но тут выясняется, что пришедшую на пробы актрису зовут, как и её героиню, Ванда, а ещё она прекрасно разбирается в драматургии. Она отлично знакома с материалом и во время репетиции даёт режиссёру советы, от которых тот во время исполнения роли другого героя пьесы — дворянина Северина Куземского — впадает в ступор. Как же так, какая-то тётка с улицы смеет вносить коррективы, да ещё и искать социальные проблемы! На экране разворачивается типичный диалог представителя народа и творческого всезнайки о сексизме, мачизме и классовой борьбе. Режиссёр вкладывает в пьесу совсем другие смыслы — грубо говоря, камерные и личностные, а тут «садомазохистское порно» пытаются спроецировать на глобальные темы. «Как так? — думает Тома.— Глупое общество, в котором мы живем. Почему всё всегда сводится к социальным проблемам?!». Эти слова невольно перекликаются с репликой профессора Преображенского, брошенной Шарикову: «…вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить».
Но в отличие от персонажей булгаковского антипролетарского пасквиля, у Полански всё происходит наоборот — циничная Ванда меняет витающего в сферическом вакууме режиссёра, пытаясь по-новому прочувствовать «сексистскую» фразу «Бог наказал его, отдав в руки женщине». Тут невольно возникает и ещё одна параллель: если для Шарикова «ошейник — всё равно, что портфель», то для Ванды (в какой-то момент уже она, а вовсе не Тома режиссирует пьесу) — это своего рода замковый камень образа, которым она провокационно меняется со своим будущим работодателем-«Куземским».
Казалось бы, Ванда для Тома — удачное приобретение, случайное наваждение, позволяющее раздвинуть рамки творческого метода… Возможно, но это «наваждение» всего лишь информационный повод к серьёзному разговору в вещах, куда бОльших, нежели эротические фантазии интерпретаторов. В эссе «Стоит ли сжечь Сада» Симона дэ Бовуар определяла действия исследуемого персонажа как «личный мятеж» человека, предпочитающего жестокость безразличию. Полански же сконструировал ситуацию, когда безразличие (и подспудный интеллектуальный шовинизм богемы) нивелируется жестокостью.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 22Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Точка ноль"Неплохая в целом "попса" про самоизоляцию, вирусы и "антиваксеров"
24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности

Блоги



Поиск по дате
« 27 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ