Производство: Франция, 2013
Жанр: драма
Режиссёр: Абделатиф Кешиш
В ролях: Адель Экзаркопулос, Леа Сейду, Салим Кешьюш и др.
Про французского режиссёра Абделатифа Кешиша можно сказать, что его киноработы соответствуют принципу «бытие определяет сознание». Как мигрант (его семья переехала во Францию из Туниса, когда будущему режиссёру было 6 лет) Кешиш в своих фильмах («По вине Вольтера», «Увёртка», «Кус-кус и барабулька»), так или иначе, затрагивает близкую ему тему переселенцев. При этом старается поднимать не социально-политические вопросы миграции, а обращать зрительское внимание на внутренний мир «других» — если хотите, на их мечты, как в случае с яхтой и краем света в «Увёртке» или плавучим рестораном в «Кус-кус и барабульке». (Нечто подобное в публицистике пытался реализовать саратовский журналист родом из Ташкента Константин Григорьев, опубликовавший на ныне почившем в бозе портале «Соль» Марата Гельмана серию материалов «Что снится гастарбайтерам».) «Освобождение рабочих — дело рук самих рабочих»,— говорили классики тред-юнионизма. Вслед за ними, чередой портретных кадров, Абделатиф Кешиш как бы проговаривает: о переселенцах/нацменьшинствах/иностранных рабочих и их скрытом «я» доподлинно и «с душой» может говорить только тот автор, которому данная фактура знакома изнутри.
Но поскольку тема трудовой миграции в Европе (как и в России) стоит довольно остро и в определённом ключе педалируется разного рода консервативными и ультраправыми политиканами, то и без пощёчины общественному вкусу в работах Кешиша не обходится. Хотя политкорректные западные критики предпочли умолчать об этом, стоит напомнить, что безобидная эпическая картина «Кус-кус и барабулька» про жизнь арабской общины в одном из французских городов снималась вскоре после мигрантских бунтов в парижских предместьях и в разгар «антигастарбайтерской» политики будущего президента Николя Саркози, призывавшего покончить с «хулиганами и отбросами» (когда фильм вышел на экраны, министр внутренних дел Пятой Республики стал её президентом).
Точно такой же пощёчиной стал новый фильм Кешиша «Жизнь Адель», основанный на графическом романе Жюли Маро «Синий — самый тёплый цвет». Как и «Кук-кус и барабулька», снятая в разгар борьбы французского правительства с бунтующей арабской молодёжью, «Жизнь Адель» — таков исторический символизм — была представлена зрителю почти одновременно с выходом на парижские улицы поборников духовных скреп, протестующих против легализации однополых браков. Впрочем, это у нас подобного рода совпадения были бы признаны какими-нибудь «вмешательством», «провокацией» и «диверсией». Западная же публика новинку приняла «на ура», а критики один за другим принялись называть «Жизнь Адель» ни много ни мало — одной из главных картин нового века.
Главная героиня картины — 17-летняя школьница по имени Адель — проходит сложный этап, который можно назвать «сексуальным самоопределением». Безуспешные любовные поиски прибивают хрупкий экзистенциальный корабль Адель к берегу «нетрадиционных отношений». Попытка закрутить роман со смазливым одноклассником Тома не впечатляет и даже в чём-то разочаровывает девушку, на пути которой встречается синеволосая художница Эмма. Благодаря ей главная героиня в буквальном смысле расцветает мимозой сексуальной чувственности и орхидеями эротических фантазий. Правда, вскоре культурные барьеры и отношение к жизни заставляют Адель и Эмму разойтись. Не буду заниматься спойлерством: мастер открытых финалов, Кешиш как всегда не даёт шаблонной оценки исследуемого явления, заставляя зрителя, свободного от гомофобных комплексов, самостоятельно достраивать карточный домик сюжета. Да и, собственно, хоть картина и изобилует кадрами, которые можно отнести к категории soft porno, «Жизнь Адель» вовсе не про
«Вообще, тема социальной справедливости постоянно присутствует в моих фильмах, становясь почти одержимостью. Возможно, я держу руку на пульсе времени, возможно, определяющим является то, что принадлежу к тому же классу, что и Адель: я из рабочей среды. А вот Эмма относится к элите: интеллектуальной, художественной. Каждая из героинь ограничена своим кругом. Фильм о тех трудностях, с которыми им приходится столкнуться в отношениях; собственно, эти трудности и стали причиной их разрыва. Непонимание, связанное с социальными различиями, вынуждает героинь расстаться, именно оно создает пропасть между ними. И дело вовсе не в гомосексуальности, с которой окружающим пришлось бы так или иначе смириться»,— рассказывает Абделатиф Кешиш в одном из интервью.
Героями фильма про амурные искания и эротические переживания периода взросления на фоне возникающих внешних преград могли бы стать и разнополые персонажи… Таких, «гетеросексуальных», картин воз и маленькая тележка, почему бы и не рассказать о табуированном, особенно в почти документальной, феноменологической стилистике, которую практикует в своих работах Абделатиф Кешиш? Минус трёхчасового фильма в другом. Затянутые сцены — жертвы режиссёрского метода, видимо, заставляющего оператора забыть про камеру и мастерски оставить её на откуп времени и макрокадрам с преобладанием голубых тонов. Впрочем, цвет тут — отнюдь не гомофобная шуточка, а дань первоисточнику: у Жюли Маро Эмма — девушка с синими волосами, которые в романе становятся символом внутренней свободы — свободы быть собой, а не жертвой стереотипов и консервативных табу.
Показательно, что имя другой героини изменено с Клементины на, собственно, Адель, что в переводе с арабского означает «справедливость». И это неспроста. Сам режиссёр уже говорил про роль справедливости в своём творчестве, а размышляя о своей новой картине и «Арабской весне» на исторической родине, где к разного рода эмансипации относятся не совсем дружелюбно, чётко дал понять, что вопрос социального освобождения неразрывно связан со свободой сексуальной.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: