21 Июля 2018, Суббота, 8:14 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

ЛИЕНинским путём

Номер журнала: №4(174), апрель 2014 г.
Рубрика: Школа
ЛИЕНинским путём14/04/2014 15:54

Лицей-интернат естественных наук — единственное, пожалуй, в своём роде негосударственное учебное заведение Саратовской области, за 20 с лишним лет работы накопившее уникальный педагогический опыт. ЛИЕН не просто опровергает расхожее представление о недоступности частного обучения для среднестатистического школьника, но и, убегая далеко вперёд от своих «собратьев» на бюджетном финансировании, задаёт тренд развития всей системы современного школьного образования в стране.

Вопреки пропасти
«Я работаю в сфере образования четвертый десяток лет, и мне, к сожалению, приходилось сталкиваться с черствостью, бездушием, формализмом в обучении. К тому же, я наблюдала, что уровень подготовки школьников с каждым годом становится все ниже. Как следствие — огромная пропасть между требованиями к абитуриентам и знаниями выпускников школ. Пропасть, преодолеть которую можно только путем радикальных мер,— сменить стратегию обучения в школе. Так на пути к «совершенной школе» появился наш лицей-интернат, в котором ребята могли бы получать качественное образование»,— рассказывает директор ЛИЕН Галина Григорьевна Коннычева и сразу подчеркивает, что её детище — не коммерческая организация. «Целью нашей работы не является извлечение прибыли»,— отмечает Галина Григорьевна. Оклад сотрудникам начисляется не за административные должности, а за умение преподавать, и, что важно, на их зарплаты влияют сами учащиеся!
Каждый год в лицее проводится анонимное анкетирование учеников — «Педагог глазами учащегося». Иными словами, не только учителя лицеистам, но и лицеисты учителям выставляют оценку по 10-балльной шкале и по разным критериям. Учителя, удостоенные самого высокого балла, в итоге получают самую высокую заработную плату, «середняки» — среднюю, ну а с теми, кто заслужил условную «двойку», нередко приходится прощаться. «Как может вызывать интерес педагог, получающий среднегодовой балл 4 из 10?» — задаёт риторический вопрос Галина Григорьевна и продолжает: «Кто получает от учеников высокую оценку, тот и достоин высокой зарплаты и уважения. Такой демократичной системы ранжирования, как у нас, больше нигде не встречала. В 1992 году, когда я открыла лицей, я поняла, что учить надо не только детей, но и преподавателей. Поэтому каждый год у нас проводится педагогическая сессия, завершающаяся конкурсом «Я иду на урок». Каждый год выпускники лицея пишут сочинения на вольную тему, в которых говорят, чем им запомнились годы учёбы в ЛИЕНе. Вот, к примеру, мнение Станислава Улановского: «Что отличает обычных учителей от учителей ЛИЕНа? Они всегда безупречно выглядят. Они всегда очень тактичны. Всегда позволят высказать свою точку зрения и направить по правильному пути. Всегда улыбчивы. Самые требовательные, самые заинтересованные в успехах своих учеников».
По словам Галины Коннычевой, муниципальные школы регулярно норовят переманить преподавателей лицея к себе. Иметь в своём коллективе таких работников — гордость для любой школы: пособия и программы, по которым обучают в ЛИЕН, не скопированы с готовых стандартов, а разработаны непосредственно самими педагогами. И эти учебные пособия востребованы в общеобразовательных учреждениях по всей стране.
На этом новаторский подход ЛИЕНа не исчерпывается.
Чтобы ученики знали свои «слабые места» и имели максимальную возможность выправлять их, в лицее устраивают ежемесячные мотивационные уроки и ведётся мотивационный журнал.
Если в обычных школах аттестация учеников проводится 4 раза (по итогам каждой четверти), а в выпускных 10 и 11 классах — 2 (по итогам полугодия), то в ЛИЕНе — 9 раз в каждом учебном году. Причём ежемесячная аттестация лицеистов осуществляется по шести направлениям, на каждом из которых стоит кратко остановиться.
Во-первых, по среднему баллу.
Во-вторых, по категориям: А — все пятёрки; AB — больше пятёрок, чем четвёрок; BA — больше четвёрок, чем пятёрок; B — четвёрки; BC — больше четвёрок, чем троек; CB — больше троек, чем четвёрок и C — тройки. По итогам категориальной аттестации ученику назначается стипендия — повышенная, обычная или за дельту успеха. «За дельту успеха у нас могут получать стипендию даже двоечники!» — удивляет г-жа Коннычева.
Дельта успеха — это показатель изменения среднего балла в сторону повышения. К примеру, если в сентябре у ученика средний балл был 1,7, а в октябре — уже 3,7, его дельта успеха составила 2. На мотивационном уроке и определяется вид стипендии, получаемой тем или иным учеником. В мотивационном журнале строится график успешности каждого лицеиста, благодаря которому хорошо видно, где тот или иной ученик достиг успеха, где не достиг и по какой причине. Также педагоги дают советы, как ликвидировать отставание по тому или иному предмету.
В-третьих, аттестация проходит и по прилежанию: 0 (не работает), 1 (работает в половину силы), 2 (работает в полную силу).
В-четвёртых, по краткой характеристике: работает; старается; слабая база, но старается; упорный; слабо учится; мало старается etc.
В-пятых, ежемесячный прогноз по предмету (рассчитывается из количества и качества текущих оценок).
В-шестых, рейтинг в группе.
По итогам такой всесторонней аттестации и при грамотной работе преподавателей у большинства учеников появляется стимул к росту и улучшению качества знаний. Причём, как отмечают в ЛИЕНе, достигается это не из-под палки, а только благодаря желанию и интересу самого лицеиста, который на протяжении всего времени обучения наблюдает за графиком собственной успеваемости и результатами одноклассников.

Век воспитания
ЛИЕН, как следует из названия, является и лицеем, и интернатом. Здесь проходят обучение и проживают школьники не только из Саратовской, но и из Калининградской, Самарской, Волгоградской, Ленинградской, Московской и других областей, Краснодарского и Приморского краёв, республики Саха etc.
На протяжении десяти последних лет в лицее проводится международная научно-практическая конференция «От школьного проекта — к профессиональной карьере», на которую приезжают сотни и сотни учеников 5-11 классов, а также педагоги со всех уголков России и из других стран. Конференция — это конкурс проектов учащихся. «В основе метода проектов лежит идея продуктивности в обучении, предусматривающая завершение каждой работы (проекта) «осязаемым» результатом, применимым в реальной практической деятельности или представляющим собой конкретное решение теоретической проблемы»,— отмечают в лицее.
Основными задачами международной конференции являются: популяризация самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности учеников; создание условий для творческой самореализации и профессионального самоопределения учащихся, воплотивших свои знания и способности в реальных проектах; формирование социально активной жизненной позиции подрастающего поколения; привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала современного общества.
На конференции ученики защищают свои проекты по разным дисциплинам — иностранным языкам, математике, экологии, краеведению, истории, биологии, физике etc. «В обычных школах даже в 11 классах зачастую не знают, по какой специальности продолжать обучение. А участие в международной конференции позволяет детям определиться»,— считает Галина Григорьевна.
С этим трудно не согласиться. Вот, например, какие доклады делают школьники-участники конференции: «Образ Святого Николая в традициях и художественных памятниках христианской церкви», «Восточные подразделения СС и СД в годы Великой Отечественной войны», «Институт уполномоченного в школе — источник формирования правового сознания участников образовательного процесса». А вот лишь некоторые секции конференции: фундаментальные закономерности природы; история и современность; искусство слова; человек в современном мире; международный проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» как фактор расширения образовательной среды.
Стоит отметить: ЛИЕН — школа-участник проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» и член Международной сети продуктивных школ INEPS, что способствует участию иностранных партнёров в конференции. Как правило, секция ЮНЕСКО проводится по скайпу, поскольку в ней задействованы школьники и учителя из других школ-участниц проекта. По итогам каждой конференции выпускаются сборник докладов её участников и итоговый видеофильм.
Этот год не стал исключением из лицейских правил. 26-27 марта в ЛИЕН прошла очередная международная конференция. Как и в прошлые годы, в её работе приняли участие представители различных регионов России и стран мира. В жюри историко-краеведческой секции «История и современность» поучаствовал и корреспондент «ОМ». Темы работ были совершенно разные: исследование истории и перспектив развития метрополитена в Саратове; отражение природных особенностей Астраханской области в творчестве поэтов и писателей; характерные черты конского снаряжения на Востоке в раннем Средневековье; развитие волжского судоходства от бурлаков до пароходов; особенности применения тактики камикадзе в годы II мировой войны; исследование свадебных ритуалов в эрзянских сёлах и многое-многое другое…
Доклады отличались по уровню и подготовке, но видно, что ребята с большим интересом готовились к конференции, провели кропотливую работу, которая наверняка пригодится им в дальнейшем.
Советник министра образования области, кандидат педагогических наук Сергей Саратовский определяет уровень работ как достаточно высокий: «Есть исключительно хорошо сделанные работы. Также радует, что организаторы сумели найти средства, чтобы достойно принять участников и гостей конференции, наградить победителей не только грамотами, но и ценными подарками. Неплохо было бы проводить данную конференцию не один, а два раза в год — весной и осенью».
Другой участник жюри, кандидат исторических наук, журналист ИА «Версия-Саратов» Антон Наумлюк тоже высоко оценил работу конференции: «Честно скажу, у меня были более пессимистические мысли по поводу конференции. Но мои опасения не подтвердились. Это значит, что фильтр отбора участников в ЛИЕНе качественный. И такие масштабные научные мероприятия, помимо лицея, проходят лишь в нескольких вузах».
Блогера Дениса Жабкина, в свою очередь, приятно удивило, что участниками оказались не только старшеклассники, но и ученики 5-х, 6-х и 7-х классов: «Уровень конференции, на мой взгляд, достойный. Отмечу также, что многие участники со знанием дела ведут себя на выступлениях, смело отвечают на вопросы. Проведение подобных мероприятий требует от организаторов идей и желания. Это и распределение по секциям, и приглашение экспертов, и связи с учебными и научными учреждениями в других городах, и проектирование культурной программы, и материальный вклад, и организационные возможности… У лицея такое желание есть. Подобные мероприятия дают огромный опыт школьникам и, возможно, участники конференции свяжут жизнь с тем направлением, которому посвящены их проекты».

Физкультура для ума
Своего рода «визитная карточка» лицея — регулярные конкурсы и выставки. Вот совсем недавно в ЛИЕНе проходила фотовыставка «Саратов, каким его не видели». А с прошлого года проводится конкурс «Lyceum Persona Grata», на котором выбирают Персоны лицея — юношу и девушку, им присваиваются титулы «Lyceum Persona Grata» («доверенные лица лицея»). Кто-то по привычке называет мероприятие «Мисс и Мистер ЛИЕН». Однако оно совсем не похоже на традиционные конкурсы красоты, хотя победителями становятся отнюдь не отличники-«ботаники». Дело в том, что «Lyceum Persona Grata», проходящий в несколько этапов, подразумевает не только знания, к примеру, иностранных языков или математики, но и умение петь и танцевать, читать рэп, а также актёрское мастерство и многое-многое другое. Все участники конкурса получают от лицея призы, а их «конкуренты» вместе со всеми остальными горячо поддерживают номинантов.
Важно, что ученики лицея готовятся к конкурсу и обсуждают его темы в специальной группе в одной из популярных соцсетей. Кстати, в ЛИЕНе считают, что интернет и социальные сети — не угроза для подрастающего поколения, но важная площадка, избегать которую равносильно заточению себя в келье с ручной прялкой или, в лучшем случае, с ламповым телевизором... У лицея есть онлайн-фишка: интернет-представитель по имени «Лиенка». Для создания её образа среди учеников даже проходил специальный конкурс!
«В большинстве школ страны практикуется учебно-воспитательный процесс, а у нас — воспитательно-учебный. В этом мы следуем за мыслью академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В своём, к несчастью, последнем интервью он отметил, что век ушедший был веком просвещения, а век наступивший должен стать веком воспитания. Я целиком и полностью поддерживаю его слова. Это очень важно, ведь когда мы стали выстраивать учебный процесс, основываясь именно на воспитании, у нас стало всё совсем иначе, нежели в других школах. И мероприятия по-другому стали проходить, и учиться дети стали лучше. Вот пример: дети участвуют в конкурсах и конференциях, а педагоги сердятся. В прошлом году в мае проводили в Городском парке квест-игру «Лукоморье». Учителя ругались. Дескать, у 11 классов на носу экзамены, а мы их отвлекаем от подготовки какими-то играми! А в итоге получилось, что те, кто участвовали в играх, сдали ЕГЭ лучше остальных!» — рассказывает директор лицея.
Квест-игра, которую проводили в прошлом году и планируют повторить в мае,— это интеллектуально-спортивное состязание, чем-то похожее на спортивное ориентирование, но ещё больше — на «Ночной дозор», только без автомобиля и менее экстремальное. Суть квеста такова: выбирается площадка на местности, после чего начинается хоровод веселья. Та или иная команда должна первой добраться до нужной локации, для чего предлагаются зашифрованные подсказки. Интересным заданиям соответствуют увлекательные формулировки. При выполнении заданий лицеисты демонстрируют умение пользоваться картой и свою физическую подготовку. «По сути — это физкультура для ума. Ведь без математических и географических знаний стать победителем игры нельзя: надо производить расчёты координат — это как минимум. То есть тут получается совмещение физ-ры, математики и географии. А ещё — умение работать в команде»,— делится впечатлениями один из участников прошлогоднего квеста.

Путёвка в жизнь
Достижения и новации саратовской школы, к счастью, не остаются не замеченными и на государственном уровне. Официальным приказом №1425 от 30 декабря 2013 года Минобрнауки РФ утвержден очередной перечень федеральных инновационных площадок, являющихся составными частями инновационной инфраструктуры в системе образования РФ. В числе 30 образовательных организаций из разных субъектов РФ на период с 2014-го по 2018 годы такой статус получил и ЛИЕН.
Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации», инновационная деятельность осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ, а механизмом ее организации является формирование на федеральном уровне сети инновационных площадок (ФИП). Сеть ФИП строится путем отбора экспертным сообществом на конкурсной основе и утверждения Минобрнауки России перечня образовательных организаций, реализующих указанные проекты и программы.
В настоящее время в сети ФИП 91 образовательная организация самого разного уровня — от детских садов до вузов и институтов повышения квалификации учителей. В это число входит 38 общеобразовательных учреждений — школ, лицеев и гимназий нашей страны. В 2013 году на присвоение статуса ФИП было подано 289 заявок от образовательных организаций, в том числе 5 — от общеобразовательных учреждений Саратовской области.
По результатам конкурса ЛИЕН стал первой образовательной организацией из города Саратова, вошедшей в число федеральных инновационных площадок в сфере образования.

P.S. Руководители ЛИЕНа в шутку называют своё детище «иммигрантской школой тинейджеров», поскольку в основном сюда приходят учиться старшеклассники (сначала в лицее были одни 11-классники, сейчас уже работают пятые классы). Тут вполне подходит параллель с Царскосельским лицеем: его знаменитые ученики приходили в возрасте 10-11 лет, а заканчивали полный курс — в 17-18. Поскольку в ЛИЕНе ребята из совершенно разных школ и с разной подготовкой, они все в своем роде «мигранты», но в отличие от большого общества тут не существует «чужаков». Образовательные маршруты в современном мире «крутые»: человек может отучиться 1,5 года в одном лицее или университете, потом перейти в другой, находящийся в другой стране или вообще на другом континенте. Так что каждый новый ученик в новаторском и авангардистском ЛИЕНе становится своим.


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 983Итоговая оценка: 2.9Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
Загрузка...
№5-6(209), май-июнь 2018 г.№5-6(209), май-июнь 2018 г.
Журнал "Общественное мнение" в ваших телефонах
Скачать приложение для андроида Скачать приложения для iPhone
Как изменилась ваша жизнь в связи с подорожанием бензина?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

20/07/2018 16:33
Как найти
Как найти "чужих", если их там нет? | Отзывов: 4С 2011 года СГТУ регулярно проверяли, перепроверяли и ничего незаконного не находили
20/07/2018 11:07
"Новый век" и старые схемы марксовской бизнес-империи | Отзывов: 4Уголовное дело в отношении Олега Тополя продолжает обнажать множество интересных фактов
09/07/2018 13:05
Несалонный блюз
Несалонный блюзИз Саратова в Энгельс и обратно
06/07/2018 14:23
В гостях у «Жанны Топор»: ретрофутуризм парижских пригородов
В гостях у «Жанны Топор»: ретрофутуризм парижских пригородов | Отзывов: 4Корреспондент «ОМ» посмотрел на нетуристический Париж и не умер
06/07/2018 12:39
Один за всех
Один за всех | Отзывов: 2Борис Чернодед о букете проблем, сопровождающих бизнес в регионе
Дендрарий НИИСХ Юго-Востока

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 21 Июля 2018 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ