23 Мая 2018, Среда, 15:06 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Неприкосновенный запас

Неприкосновенный запас10/03/2016 13:35

Невзирая на неухоженность и упадок исторического центра, в Саратове есть на что посмотреть: как-никак в нашем городе сохранились целые кварталы, помнящие события двухсотлетней давности. Мы попросили наших экспертов указать наиболее интересные и ценные, по их мнению, здания (не обязательно входящие в реестр объектов культурного наследия) в Саратове, относящиеся к тому или иному направлению.

Определить «маркеры» архитектурных стилей нам помогли:
Денис Жабкин, блогер
Наталья Курилова, научный сотрудник отдела современного искусства Радищевского музея
Андрей Сергеев, обозреватель культуры «Газеты недели в Саратове»
Алексей Трубецков, художник
Алексей Голицын, редактор журнала «Волга»

1. Классицизм (конец XVIII – первая половина XIX вв.)

классицизм
Наталья Курилова. Городская усадьба Тюльпиных, ул. Чернышевского.
Андрей Сергеев. Прямо скажем, не самый интересующий меня стиль из-за чрезмерной дидактичности. Буду банален: голосую за музей краеведения (ул. Лермонтова, 34) — всё-таки красивое, большое здание со славной историей и настоящим. Отдельным бонусом указал бы особняк Баратаева (ул. Мичурина, 123), но здесь, скорее, для меня важна магия места — уж больно живописно оно смотрится, когда поднимаешься по Князевскому взвозу.
Денис Жабкин. Особняк Устинова (Краеведческий музей), ул. Лермонтова/Московская.
Алексей Трубецков. Мало осталось. Краеведческий музей хорош, дом Корнилова. И нужно спасать усадьбы на ул. Чернышевского и Мичурина, особняк на ул. Советской и Радищева.
Алексей Голицын. Усадьба Тюльпиных (ул. Чернышевского, 209). Она, одна из немногих, полностью укомплектована постройками на внутреннем дворе, который вообще похож на внутренний мир затонувшего города: непрактичная асимметрия, сглаженные углы, закоулки непонятного назначения… Хороши стоящие по пояс в современном асфальте ворота. Будь они декорацией — сочли бы вычурной.

2. Эклектика (конец XIX – начало XX вв.)

Эклектика
Алексей Трубецков. Все наследие А.М. Салько. Очень хотелось бы видеть восстановленным пассаж на ул. Московской.
Наталья Курилова. Колбасная фабрика «Кизнер и Глок», ул. Октябрьская, 47.
Алексей Голицын. Пассаж на ул. Московской, 59. Особенно если представить, как он выглядел до нынешней разрухи: чугунные арки, стеклянные перекрытия, лепнина, деревянный декор. Остатки последнего еще можно разглядеть, если зайти в крошечный общепит с ул. Радищева. Две чугунные колонны до сих пор подпирают адвокатскую контору.
Денис Жабкин. Большая Московская гостиница, ул. Горького/Московская.
Андрей Сергеев. При упоминании саратовской эклектики сразу всплывает в памяти имя А.М. Салько (кстати, для меня абсолютным недоразумением является факт, что улицы Салько и Каллистратова находятся не в центре города, а в посёлке Зональный). Тут, в первую очередь, для меня важны управление Приволжской железной дороги (ул. Московская, 8 — мощнейшее и красивейшее здание, где я провёл свои детские годы: мама там работала). Отдельно я бы назвал доходный дом Горина на углу Московской и Комсомольской — ещё одно мощное здание, поражающее своим величием. Но любимыми являются всё-таки не они. Если говорить о зданиях, построенных в конце XIX века, пожалуй, более всего запал в сердце дом Сатова (угол Горького и Киселёва), в котором многие годы находится магазин «Свет». Правда, после реконструкции в начале XX века это уже, конечно, не эклектика, а модерн. А самую главную эклектику мы, конечно, потеряли: я имею в виду старое здание вокзала. Я его не застал, но, судя по фотографиям, это было чудесное сооружение.

3. Модерн (1910-е годы)

Модерн
Алексей Голицын. Особняк Рейнеке на ул. Соборной, 22. Он одновременно и самый раскрученный, и недоступный для простых смертных. Прекрасно сохранился из-за того, что в нем долгие годы была больница для партработников. По этой же причине его и сегодня нельзя разглядеть со всех сторон: охрана не пустит. Да, и вместо фонтана во дворе там теперь бетонное недоразумение. Но две голубые грации над входом по-прежнему неотмирны и прекрасны.
Наталья Курилова. Дом Яхимовича, ул. Советская, 3/5.
Алексей Трубецков. Необходимо срочно реставрировать особняки на ул. Советской (дом Яхимовича), восстановить в нормальном виде изуродованный при Аяцкове особняк Шмидта, переданный сейчас под приемы и одаренных детей (ул. Волжская, 32). Ещё «Астория», «Крытый». Их довольно много: нужно искать и спасать не столь известные. В Самаре, между прочим, в одном из замечательных особняков сделали музей модерна.
Денис Жабкин. Особняк Рейнеке (Госпиталь ветеранов войн), ул. Соборная.
Андрей Сергеев. Любимый модерн, повторюсь, дом Сатова — в этом здании поражает всё. Но если вести речь о настоящем, изначальном модерне, я отдал бы свой голос особняку Рейнеке на ул. Соборной. Это здание завораживает не только своим видом, но и тем, как искусно вплетено оно в пространство города. Безусловно, это далеко не самое известное модерновое здание Саратова и наверняка многие жители нашего города не согласятся со мной, что это лучший представитель стиля. Однако, любопытное наблюдение, меня часто спрашивают, что это за здание, когда мы с человеком проходим мимо. Его величие не бросается в глаза, но от того оно не теряет своей привлекательности.

4. Конструктивизм (модернизм и авангард 1920-1930-х гг.)

Конструктивизм
Наталья Курилова. Дом-коммуна «Рабочий», ул. Провиантская, 7.
Андрей Сергеев. Конструктивизма в Саратове не так много, как, скажем, в Минске, но тоже есть, чем похвастаться. Мне лично более всего симпатичен «Новый быт» (пр. Кирова, 48), хотя главным, пожалуй, стоит всё-таки считать Дом-коммуну «Рабочий» (ул. Провиантская, 7).
Алексей Голицын. Безусловно, Дом-коммуна на ул. Провиантской. Не передать, как удивительны были для советского человека двухуровневые квартиры, разница в этажах с улицы и со двора, длиннющие школьные коридоры… А также один туалет на две квартиры — зримый переход от коммуналок к индивидуальному жилью.
Алексей Трубецков. Дом коммуны, «Новый быт», дома ИТР. Их мало, и все их знают.
Денис Жабкин. Дом-коммуна, ул. Провиантская/Рабочий переулок.

5. Сталинский неоклассицизм (вторая половина 1930-х – конец 1950-х гг.)

Неоклассицизм
Андрей Сергеев. Тут для меня безоговорочно первым номером является дом на пр. Кирова, 6/8. В нем сочетаются и монументальность, и изящность этого диковинного стиля.
Наталья Курилова. Ул. Волжская, 34 (бывший дом «Жилкоопсоюза»).
Денис Жабкин. Жилой дом на пр. Кирова 6/8.
Алексей Голицын. Жилой дом НКВД на ул. Советской, 23. Особенно хорош он был, полагаю, в 1938-м — году постройки — отделанный «терразитовой штукатуркой теплых тонов». На мое неподготовленное воображение в 1980-х действовали размеры квартир в этом доме. И какая-то трудно передаваемая торжественность витала над этим местом, несмотря на то, что к тому времени главным обитателем его был начальник местного УГКБ, товарищ с простонародной фамилией Васькин.
Алексей Трубецков. На пр. Кирова напротив Консерватории, на ул. Московской напротив сквера Первой учительницы. Несколько угловых зданий (ул. Советская/Горького, ул. Провиантская/Рабочая, ул. Чапаева около Крытого рынка).

6. Постсоветский период

Постсоветская архитектура
Денис Жабкин. Жилой дом на ул. Провиантской, 26/28.
Андрей Сергеев. Сложно выбрать. Пускай им будет здание Россельхозбанка (угол ул. Зарубина и Радищева) — в нём радует глаз всё: и архитектурные линии, и цветовое решение.
Алексей Трубецков. Нам не повезло. В Нижнем в перестройку был архитектор Харитонов. Он просто шедевры сделал. Есть, чем гордиться. У нас довольно необычен Мушта с костелом на ул. Октябрьской и жилым домом на ул. Вольской и Пушкина. А сейчас совсем всё ужасно. Может быть, какие-то частные особняки за городской чертой есть. То, что делается в центре сейчас,— без комментариев.
Наталья Курилова. К сожалению, не могу назвать такое здание.
Алексей Голицын. Мне не нравится ничего.

P.S.
Дмитрий Назимов, заведующий сектором художественного оформления управления по наружной рекламе администрации Саратова:
Считаю, что это неправильно — выискивать наиболее интересное здание... Да и для чего? Каждое из них уникально и ценно. Важно понимать, что городская среда формируется не из одного здания... Это даже не группа зданий. Материя города также формируется и пустотами (курданерами, дворами, улицами, площадями, парками, набережными), ландшафтом (холмы, овраги, леса, озера и реки) и историей места.
Наиболее ценное и интересное — это уникальная среда, которой нет ни в каком другом уголке земли. И только сохранение этой среды приведет к развитию территории.

Игорь Сорокин, музейщик, координатор проекта «Саратовская крепость»:
Запуск механизма выбора топовых объектов так же вреден, как точечная застройка: получается, что мы учим/допускаем возможность думать о «точечном сохранении». Считаю, необходимо выделять и сохранять ансамбли, заботиться именно о комплексах архитектурных сооружений. Особенно это касается архитектуры эпохи классицизма — именно тогда Саратов оформился как город, в котором мы живём до сих пор. Самым ценным памятником эпохи классицизма считаю ансамбль Музейной площади, сформировавшийся вокруг Троицкого собора. Ансамбль, невзирая на утраты последних лет (дом Акимова, дом Леопольдова), является настоящей драгоценностью. Крайне важно при этом сохранить целостность двух уличных направлений — главных дорог, сформировавших структуру города: на Москву и на Царицын (современные улицы Московская и Чернышевского). То есть город от Волги до современной улицы Радищева — город эпохи классицизма, и в этом треугольнике должен подчёркнуто главенствовать классицизм. Для сохранения исторической ткани города крайне важны абсолютно все дома эпохи классицизма, дошедшие до нашего времени,— это даёт возможность ощутить масштаб губернского центра конца XVIII – первой половины XIX веков. Дома, выстоявшие по двести лет, как минимум, достойны уважения. Они, как заслуженные старики, требуют особой заботы и даже почитания. Убийство трёх домов (в их числе дом И.Я. Славина) на улице Московской в лето 2015 года считаю настоящим преступлением против исторического города.
Точно так же считаю важным сохранить ощущение города второй половины XIX века — поры, когда в архитектуре царствовала эклектика. Потрясающим образом смена стилей и смена масштаба проявлена на перекрёстке улиц Московской и Радищева — три из четырёх углов заявляют, что Хлебная/Театральная площадь есть явление «обновлённого времени». Начиная с Радищева/Никольской, город застраивается в ином масштабе, тяготеет и стремится к новому центру. И такие здания, как Радищевский музей, Народная аудитория, гостиница «Москва» и всё «модерновое» обрамление площади, есть точно такой же городской ансамбль, требующий внимания и уважения.
Осью нового города является ансамбль улицы Немецкой. При этом два памятника эпохи модерна фиксируют и новые строительные технологии: Консерватория есть апгрейд краснокирпичного «сундука» эпохи эклектики, а новейшие технологии Крытого рынка уже зовут в эпоху конструктивизма. Три квартала проспекта Кирова — это настоящий портал времени — между классицизмом XVIII-XIX и разнообразием XX веков. С одной его стороны — красный кирпич, известь, деревянные перекрытия, штукатурка, членение оконных стёкол и малая этажность, с другой — уже силикатный кирпич, железобетонные перекрытия, цемент, больший формат стекла и т.п. За Митрофаньевской площадью город снова меняет квартальный ритм и заявляет новый масштаб застройки (Крытый рынок, Главпочтамт, комплекс университета, комплекс 3-й горбольницы). Одной стороной проспект обращён в прогулочно-созерцательное «поле истории и культуры» (городской сад «Липки», Консерватория, музеи, первоначальный город, Волга). Другой — в более активно-прикладное «поле деятельности» (рынки, магазины, транспортные узлы, веер направлений). Надо рассматривать Проспект не как сквозную «променадную строчку», а как ось внутригородской исторической площади, раскинувшейся между Белоглинским и Глебучевым оврагами.
В доказательство необходимости комплексного мышления хочу привести пример эстетического уничтожения двух городских ансамблей, относящихся к разным эпохам ХХ века. Оба были «уничтожены» совсем недавно — на наших глазах. И уничтожены как раз точечной застройкой. Первый — памятник эпохи конструктивизма, второй — эпохи «сурового стиля» брежневской поры. Жилой дом, втиснутый между комплексом Домов 8 Марта и Институтской площадью с памятником Борцам революции 1905 года, фактически уничтожил уникальный городской ансамбль, сформированный в 1920-е годы. А типовая многоэтажка, ставшая фоном Дворцу пионеров на проспекте Строителей в Ленинском районе, «убила» замысел архитектора, создавшего комплекс на склоне холма. Ведь фоном скульптуре «Орлёнка» должно было служить чистое небо, а не бельё на балконах.
Считаю, что Саратов достоин в равной степени как комплексного развития, так и комплексного сохранения. Совершенно очевидно, что эти две программы постоянно вступают в очень серьёзные противоречия. Итог может оказаться плачевным — в неравной схватке застройщиков с горожанами мы, утратив исторический Саратов, получим уродца, не интересного ни инвесторам, ни гостям. И сами его вряд ли сумеем любить… Выходом из сложившейся ситуации вижу разведение интересов: исторический город необходимо осмысливать и развивать как рекреационную зону, а для деловой активности требуется формировать новый центр. Так делают во всех цивилизованных сообществах. У Саратова в связи со строительством нового аэропорта открывается возможность выйти на очередной виток развития — заложить на освободившемся месте, на Соколовой горе, суперсовременный центр города. Место стратегическое во всех отношениях. Шанс — исторического масштаба.


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 1088Итоговая оценка: 3Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Публикации / Неприкосновенный запас
Загрузка...
№3-4(208), март-апрель 2018 г.№3-4(208), март-апрель 2018 г.
Журнал "Общественное мнение" в ваших телефонах
Скачать приложение для андроида Скачать приложения для iPhone
Где вы покупаете хлеб?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

23/05/2018 09:34
Дно дона Купидона. Временные символы счастливого брака
Дно дона Купидона. Временные символы счастливого брака | Отзывов: 2«Краеведческая» акция «Дом с ангелом» у многих вызывает вопросы
23/05/2018 09:15
Суд, в котором все прекрасно всё понимают
Суд, в котором все прекрасно всё понимаютВместо точки в деле Алексея Ерусланова может быть поставлена запятая
15/05/2018 14:10
Что «старалась пропихнуть» судья по делу Алексея Ерусланова?
Что «старалась пропихнуть» судья по делу Алексея Ерусланова? | Отзывов: 6Рассмотрение апелляционной жалобы на приговор предпринимателю может обернуться настоящими сюрпризами
14/05/2018 13:35
Война и мир Елены Зориной
Война и мир Елены Зориной13 мая на проспекте Кирова закрылся магазин «Белочка»
23/04/2018 15:15
Лауреат Государственной премии России Геннадий Тростянецкий: «Без риска в театре нельзя»
Лауреат Государственной премии России Геннадий Тростянецкий: «Без риска в театре нельзя» | Отзывов: 1Свидетельства и уроки недавней эпохи – в фокусе театральной рампы
Дендрарий НИИСХ Юго-Востока

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 23 Мая 2018 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ