Ханна Арендт. «О насилии». Новое издательство, 2014
Ярость и насилие становятся иррациональны только тогда, когда направляются против суррогатов — именно это, боюсь, рекомендуют психиатры и полемологи, озабоченные человеческой агрессивностью, именно это, увы, соответствует определенным настроениям и неотрефлектированным позициям в обществе в целом. Например, все мы знаем, что среди белых либералов вошло в моду на жалобы негров реагировать восклицанием «Мы все виноваты!», и движение Black Power с превеликим удовольствием воспользовалось этим «признанием», чтобы разжечь иррациональную «черную ярость». Там, где виновны все, не виновен никто; признания в коллективной вине — это лучшая гарантия против обнаружения настоящих виновных, а сам масштаб преступления — лучшее оправдание для бездействия. Конкретно в этом примере происходит к тому же опасная и мутная эскалация расизма в более высокие, менее осязаемые сферы. Реальный раскол между черными и белыми нельзя устранить, переведя его в еще менее разрешимый конфликт между коллективной невинностью и коллективной виной. Тезис «все белые люди виновны» — это не только опасная чепуха, но и расизм наизнанку, и он весьма эффективно служит тому, чтобы вполне реальные жалобы и вполне рациональные эмоции негритянского населения перенаправить в сторону иррациональности, к бегству от реальности.
Эдвард Уилсон. «Смысл существования человека». Альпина нон-фикшн, 2015
Занимает ли наш вид особое место во Вселенной? Что отличает нас от остальных видов? В чем смысл жизни каждого из нас? Выдающийся американский социобиолог, дважды лауреат Пулитцеровской премии Эдвард Уилсон обращается к самым животрепещущим вопросам XXI века, ответив на которые, человечество сможет понять, как идти вперед, не разрушая себя и планету.
Будущее человека, проделавшего долгий путь эволюции, сейчас, как никогда, в наших руках, считает автор и предостерегает от пренебрежения законами естественного отбора и увлечения идеями биологического вмешательства в человеческую природу.
Обращаясь попеременно к естественно-научным и к гуманитарным знаниям, Уилсон призывает ученый мир искать пути соединения двух этих крупных ветвей познания. Только так можно приблизиться к самым сложным загадкам: «Куда мы идем?» и, главное, «Почему?».
Эдвард Уилсон (1929) — писатель и популяризатор науки, получивший широкое мировое признание. Биолог, эколог, известный исследователь жизни муравьев и один из создателей социобиологии, автор более 20 книг, профессор Гарвардского университета.
Бьёрн Оусланд. «На север! Нансен идет к полюсу». Paulsen, 2015
Книга рассказывает о выдающейся экспедиции норвежского путешественника Фритьофа Нансена к Северному полюсу на шхуне «Фрам». Все в этой экспедиции было новым и удивительным. Нансен первым решил дойти до полюса не вопреки льдам, а с их помощью, предполагая, что дрейф вынесет его к нужной точке. Для этого было построено уникальное, «яйцеподобное» судно, которое дрейфовало во льдах.
Однако прогноз Нансена относительно скорости дрейфа не оправдался, и ученый вместе с напарником Ялмаром Йохансоном осуществил пеший бросок к полюсу — еще одна драматичная история выживания двух людей в течение 9 месяцев, оставшихся без еды, помощи, в суровых условиях полярной зимы. Нансен, не достигший цели, тем не менее, оказался человеком, который в то время дальше всех в мире продвинулся на север. Будучи не только путешественником, но и серьезным ученым, норвежец вернулся домой с плодотворными результатами исследований и различными научными открытиями.
Прекрасно иллюстрированная, с картами и схемой корабля, эта познавательная книга познакомит юного читателя с географией Заполярья, с методами организации арктических экспедиций, животным миром Севера, а также откроет дверь в мир героических приключений.
Норман Мейлер. «Белый негр. Поверхностные размышления о хипстере». Ad Marginem, 2015
Эссе Нормана Мейлера о хипстерах, впервые опубликованное в 1957 году (имеются в виду, конечно, не современные «хипстеры», а хипстеры конца 40-х годов, из которых выросли битники), и сопровождающие материалы — в том числе некоторые письма из переписки Мейлера с критиками и интервью.
«Именно на этом безрадостном фоне и зародился феномен американского экзистенциалиста — хипстера, человека, осознающего, что коль скоро общество вынуждено жить в страхе перед мгновенной гибелью в ядерной войне, сравнительно быстрой смертью от рук государства, выступающего в роли l'univers concentrationaire, или же, в противном случае, обречено на медленное умирание под воздействием удушающего всякий творческий или бунтарский порыв конформизма (навряд ли программы по борьбе с раком будут спешить с изучением степени вредоносного влияния конформизма на человеческий разум, сердце и печень), и если удел человека двадцатого века — жить в обнимку со смертью смолоду и вплоть до преждевременно приходящей старости, то единственным достойным ответом будет принять предлагаемые смертью условия игры, воспринять её как непосредственную ежеминутную опасность, устраниться от общества, отказаться от своих корней и отправиться в неизведанное, отдавшись воле бунтарских императивов собственного Я».
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: