24 Октября 2020, Суббота, 21:05 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Крокодил, крокодю и буду крокодить!

Номер журнала: №10(190), октябрь 2015 г.
Рубрика: Artактив
09/11/2015 13:52

После летних каникул галерея ИМХО 14 октября представила выставку «Демотиваторы». Концепцию проекта организаторы сформулировали следующим образом:
«Художников, работающих в сфере современного искусства, всё чаще критикуют за то, что они не мотивируют общество к чему-то очень значимому и хорошему. Но в мире, где тотальная ирония сделала невозможной и бесполезной серьезную «плакатную» агитацию, трансформировались и задачи искусства. Куда более актуальные цели, встающие перед художником сегодня,— выведение «на чистую воду» скрытой пропаганды и навязываемых ценностей, привлечение внимания к механизмам мотивации участия в обществе потребления. То есть демотивация.
Слово «демотиваторы» хорошо знакомо любому активному пользователю интернета. В отличие от агитационных постеров, где призыв сопровождался буквальной иллюстрацией (вспомните хотя бы известный плакат «Не болтай!»), демотиваторы устанавливают дистанцию между картинкой и сопровождающим её текстом. Облюбованные авторами интернет-демотиваторов приёмы «отстранения» и «остранения» позволяют отойти от первой, поверхностной, реакции на картинку и проанализировать её. Таким образом, наше сознание становится свободным от внешнего влияния.
Мы пригласили художников, не используя в своей работе ту визуальную форму, которую предлагают интернет-демотиваторы, подумать над теми вопросами, которые они поднимают. Возможно ли в современном мире сохранить способность к независимому суждению или получить доступ к достоверным фактам? Какова роль искусства в процессе освобождения человека от навязанных ему мыслей и желаний?
».
И художники подумали.
При входе на экспозицию зрителям сразу бросались в глаза развешенные под потолком кумачовые лозунги, выполненные по мотивам недавно вышедшей одноимённой книги Марии Судаевой, эстетически отсылающие не столько к советскому официозу, сколько к пересмешнической его интерпретации московскими концептуалистами и прочими мастерами соц-арта. «Всем срочно скитаться», «Срочно вернуться в гудрон», «Да сгинут скверные дни» — эти и другие лишённые рационального смысла и оторванные от материального контекста лозунги разбирающихся зрителей будто бы окунали в водоворот абсурдистского сюжета рассказа Дмитрия Пригова «Неодолимая сила слова, или Невозмутимые воды синей прозрачной реки».
А под «судаевскими» работами на стенах организаторы разместили рифмующиеся с красными растяжками распечатки коллажей саратовских художников Алексея Трубецкова, Алины Белоусовой и Анастасии Колесниковой. Их произведения выполнены на контрасте старых фотокарточек с различных советских (и кое-где постсоветских) демонстраций с также лишёнными рационального значения плакатами и лозунгами, с которыми на улицы российских (и не только) городов выходят участники паблик-арт-акции «Монстрация». С лёгкой руки новосибирского художника и леволиберального активиста Артёма Лоскутова, Монстрации стали целым культурнополитическим явлением. На акции лозунгами, на первый взгляд — бессмысленными (яркий пример: «Крокодил, крокодю и буду крокодить!»), но если присмотреться-причитаться — отражающими нищету и несвободу повседневной жизни, а также глобальные политические события (типа «Ад наш», «Будь, маразм», «Ходют тут всякие», «Вы что, нас не видите?» etc), по традиции 1 мая собираются сотни людей. Новосибирские власти эти «непонятные» акции Артёма Лоскутова очень сильно беспокоили, и чиновники пытались запрещать их. Но запреты, как нетрудно догадаться, только становились и становятся новыми поводами для рефлексии «монстрантов», демотивируя неуклюжие действия государственной репрессивной машины. В отношении Лоскутова даже возбуждалось уголовное дело: чтобы «обуздать» неугомонного художника, сотрудники центра «Э» подкидывали ему наркотики, но даже откровенные репрессии и провокации становились поводом для их десакрализации путём различных арт-акций (например «Закрыть госнаркокартель» или «План Э»). Политически детерминированными можно считать работы знаменитого художника Константина Копейкина «Спорт вреден», на которых в лубочной традиции изображены традиционные «пацанчики с раёна» в виде спортсменов. По сути, это рефлексия на пафос сочинской олимпиады. Автор, кстати, и создал свои произведения по случаю этого события. «О спорте не принято говорить иначе, как с придыханием и восхищением. Он «О!» и «...ты мир!», и жизнь, и сила, и здоровье, почти «молодость мира», для тех, кто помнит. Хотя все знают про травмы и болезни, допинги и скандалы, политическую ангажированность и договорные матчи — это не считается. Все равно спортсмен велик и прекрасен, он звезда и герой, что-то между Ахиллесом и Киркоровым. Спортсмен Николая Копейкина не такой. Он очень даже узнаваемый и не намерен скрывать себя за всяким глянцем. Бодрячком, пацанчики, и, это, ну знаете, цитиус, альтиус, фортиус»,— отмечают организаторы выставки.
А напротив «монстрантских» коллажей разместились привычные, казалось бы, репродукции русских и зарубежных классиков живописи. Но под каждой картиной автор проекта «Краткая история демотиваций» Алексей Трубецков поместил месседж, идущий от создателя полотна. Например под «Чёрным квадратом» как бы Малевич говорит: «Я Казимир. Я думаю, что художник не должен говорить только о том, что видит вокруг себя». Автор знаменитых «Бурлаков на Волге» Илья Репин «делает» вброс: «Я Илья. Я думаю, что если вы хотите увидеть красивый волжский пейзаж, то не нужно игнорировать то, что на первом плане». Ван Гог под полотном «Едоки картофеля» в проекте Трубецкова говорит: «Я Винсент. Я думаю, что когда людям нечего жрать, людям сложно говорить о красоте». Ну а Василий Суриков превращается в антиклерикального деятеля и под его знаменитым творением «Боярыня Морозова» говорится: «Я Василий. Я думаю, что расхождения в вере — не повод для преследования».
Клерикализация жизни вместе с коммерциализацией всех её сфер, похоже, является одной из главных причин для рефлексии современных художников, участвующих в выставке «Демотиваторы». Так, одним из центральных арт-объектов стала работа группы REPA. Это сложная инсталляция под названием «Суд идёт», состоящая из куколок Барби и Кена на фоне шести рамок современных плазменных телевизоров, выполненная по мотивам фрески «Страшный суд» Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане . Параллелей между прототипом и работой группы REPA можно отыскать сколько угодно, но мы обратимся к авторам арт-объекта: «Вопрос об истинных и ложных ценностях и жизненных ориентирах сегодня стоит как никогда остро. Критерии оценки наших собственных поступков опираются не на универсальные догматы и истины, а на плавающие и непостоянные категории, заданные случайными информационными потоками. Источники информации определяют создание, и степень доверия к тем или иным фактам и оценкам у каждого индивидуальная. Где проходит грань между цитатой, интертекстуальной игрой с опытом последующих поколений, не предполагающей серьезного отношения к источнику, и сознательным наследованием традиций — судить всё сложнее. Тем не менее, с лёгкой руки СМИ и их «официальных источников», а также анонимных пользователей интернета приговоры всем и каждому сегодня «пекутся, как горячие, пирожки», или ,точнее сказать,— «горячие новости».
В выставке также приняли участие постоянные авторы галереи из Саратова и Энгельса, а также художники из Санкт-Петербурга Иван Тузов и Ира Фёдор, уже знакомые саратовцам по предыдущим проектам галереи ИМХО. Первой на выставке гостей встречает работа ещё одних регулярных авторов ИМХО — группы «Синие носы». Среди известных российских художников, которые присоединились к саратовскому проекту, впервые оказались Юрий Альберт, упомянутый уже Николай Копейкин, Константин Латышев и Владимир Потапов. Оригинал одной из работ из проекта «Самоцензура» предоставили на выставку «Демотиваторы» художники Татьяна и Сергей Костриковы. Помимо авторской работы, на выставке представлены работы саратовских художников с оригинальными штампами и трафаретами Костриковых, созданные в рамках творческой акции в галерее ИМХО весной 2015 года. Также на открытии выставки в медиатеке М48 демонстрировался фильм об исследовательском проекте «Самоцензура» и видео-арт от художников Михаила Гулина (Беларусь) и Владимира Смоляра (Эдинбург).

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 1495Итоговая оценка: 2.97Прислать новость
Имя*:
Сообщение:*
 
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Публикации / Крокодил, крокодю и буду крокодить!
Загрузка...
На что еще можно потратить 365 млн рублей, выделенных Саратову на строительство пешеходных зон?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

24/10/2020 09:44
Следы на наследии, или Зачем команде Стрелюхина подделывать подписи?
Следы на наследии, или Зачем команде Стрелюхина подделывать подписи?Детектив "Ленина, 30" становится все более остросюжетным
24/10/2020 09:15
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиРассказываем о самых важных и запомнившихся событиях, произошедших на уходящей неделе
23/10/2020 18:00
Режем look. Роман Бусаргин
Режем look. Роман Бусаргин | Отзывов: 6Роман Бусаргин нынче в тренде
23/10/2020 16:35
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Любовь, смерть и роботы"Мало любви, немного роботов, но много смертей
19/10/2020 10:30
С
С "Типографии" опадают печатные листы | Отзывов: 1ООО "Типография №1" ожидает процедура банкротства

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 24 Октября 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ