Микал Хем.
«Быть диктатором. Практическое руководство».
Альпина Паблишер, 2016
Норвежский доктор философии и политический публицист предлагает сатирическое пособие для тех, кто планирует попытать счастья в роли авторитарного лидера.
В отсутствие свободной прессы и реальной оппозиции вы легко можете превратить неограниченную власть в огромные деньги, сделав государство семейным бизнесом. Выдумывать новые государственные праздники. Официально приблизиться к богам («Бог на небе и Трухильдо на земле» — щиты с такими словами еще недавно висели во всех церквях Доминиканской Республики). Или завести себе женскую охрану на мотоциклах (Саккара в Буркина-Фасо). Ни один западный политик при всем желании никогда не сможет позволить себе такой эксцентрики.
Самые оригинальные примеры дает Африка, на втором месте — арабские страны. Книга построена на рецептах, взятых из практики авторитарных харизматов, и в этом смысле напоминает кулинарную: как выглядит страна, удобная для переворота? Чем этот переворот лучше всего оправдать в глазах населения и всего мира? Как превратить выборы в дурашливый спектакль? Что рассказывать детям в школах? Как забраться под кожу своим подданным и пропитать собой весь родной пейзаж?
Называйте свое появление у власти «великим возрождением», а все, что будет потом,— «золотым веком». Создавайте музеи своей семьи.
Сочетайте в себе отцовские и материнские приемы власти — и вы станете настоящим андрогинным «королем-солнцем». Чередуйте военную форму и национальный костюм. Благословляйте землю с помощью проверенных и древних ритуалов. Не мелочитесь в дворцовом декоре и вовремя платите солдатам жалованье. Никогда не признавайте своих ошибок. И не забудьте купить себе кусочек французской ривьеры под чужим именем.
Русский издатель на первой странице напоминает, что финалы «царей мира» обычно весьма плачевны, видимо, чтобы уравновесить веселый тон и привлекательность карьеры харизматичного диктатора.
Дмитрий Быков * . Тринадцатый апостол.
Молодая гвардия, 2016
Каждая эпоха по-своему слышит классиков. Эгоцентричный поэт, харизматичный лектор с пристрастием к эстрадным парадоксам, веселый публицист и блестящий преподаватель литературы, Быков * понимает Маяковского через важных для себя Бродского, Синявского, Набокова и знаменитых бардов времен расцвета авторской песни.
У него получилась книга не только о Маяковском, но и о том, зачем вообще нужна литература и, в особенности, поэзия.
Хорошая литература, по Быкову *,— это всегда прививка от жестокости и привнесение нежности в этот кусающийся мир, т.е. дело благородное и обреченное.
Парадоксальным образом Маяковский всю жизнь культивировал в своих стихах революционное насилие, но лично мухи не обидел, в отличие от многих современников, записных гуманистов, которые были совсем не против поучаствовать как в «красном», так и в «белом» терроре. Быков * старается изъять политику из акцентных стихов «агитатора, горлана-главаря», заменив ее титанической лирикой «гениального неврастеника».
Правда ли, что Чуковский выбросил Маяковского из окна? Чем отличалось его дореволюционное «я» от «я» послереволюционного? Почему Мейерхольд не взял его в свой спектакль играть Базарова? За что русского футуриста высылали из Франции? Зачем он везде рисовал бегущих жирафов?
Человек эпохи большого джаза, чаплиновского расцвета немого кино и богемных мечтаний о скорой мировой революции бескомпромиссно выстроил образцовую поэтическую судьбу по высокому романтическому канону, сделав себя главным персонажем своего литературного мифа.
Феноменальная самоуверенность на сцене и абсолютная беспомощность в быту, скандальные публичные диспуты, футуризм, бывший настоящим «рок-н-роллом» последних лет империи, призывавший революцию и все менее уместный после того, как она случилась. Женщины, друзья, ближайшие товарищи по искусству (Брик, Якобсон, Шкловский, Третьяков), последователи, эпигоны, завистники и, наконец, посмертный культ, благословленный Сталиным.
Всю недолгую жизнь он разрывался между внутренней лирической медитацией и служением великой идее. По версии Быкова * , поэта безжалостно убило то будущее, за которое он так долго боролся, полностью отдавая себя. Вскоре после революции вновь победил тот самый обыватель, которого Маяковский столь страстно отрицал и который теперь вроде бы должен был вовсе исчезнуть за ненадобностью.
______
* - признан в РФ иноагентом
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: