Дата, которую общественность не заметила: приблизительно год назад, в конце 2017-го, начался своеобразный телеграм-бум в Саратовской области (в федеральном информационном пространстве это случилось раньше). За столь небольшой срок новая коммуникационная технология сделалась своеобразным феноменом медийной и даже политической повестки. Сегодня количество Telegram-каналов (увы, преимущественно анонимных) и их аудитория продолжают увеличиваться, пусть и пережив определенный пик роста.
Официальные СМИ оказались не то чтобы на обочине информационного потока – до этого, надеемся, не дойдет, но подчас уступают каналам и в актуальности, и в оперативности информирования. Безусловно, остаются вопросы к достоверности, профессионализму, манере подачи, да, собственно, и назначению подобного продукта. Тем не менее, Telegram-каналы стали для политизированных граждан своеобразным инструментом познания общественно-политической реальности.
Впрочем, в нашем регионе, по обыкновению, сложилась собственная специфика. Если общероссийское телеграм-пространство имеет широкий спектр направлений, солидное количество специализированных и нишевых каналов, то саратовский его сегмент преимущественно работает на ниве политико-кадровой манипуляции, информационной легализации скандалов и формирующих "вбросов" или, как минимум, – ангажированной аналитики. Наверное, есть исключения, но и они несут на себе отпечаток общей тенденции. Причины подобного явления очевидны: много лет в информационной повестке региона тон задают ресурсы, функционал которых направлен на обеспечение политических и финансовых интересов определенных кланов и групп. А в последние годы – одной группы, сделавшей весомой частью собственной стратегии медийные манипуляции, диффамацию, информационный шантаж.
В "ОМ" не так давно обратился известный в РФ аналитический центр, заказавший исследование региональной телеграм-сферы: контент-анализ, вопрос принадлежности (не авторства), внутренние связи Telegram-каналов и логику манипулятивных цепочек. Специалисты, к которым мы обратились, подготовили довольно объемный фактический материал, неплохо проиллюстрированный и аргументированный. Заказчик, равно как исполнитель, не возражали против публикации некоторых фрагментов исследования в наших изданиях, однако с условием не называть их имен и организаций. Впрочем, предложенная методология исследования и объективное исполнение вопрос авторства если не снимают, то и не заостряют.
Сегодня мы публикуем первую часть аналитического отчёта, посвященную вовлеченности Telegram-каналов в региональные общемедийные коммуникации. Рассмотрение этого сегмента их деятельности, по нашему мнению, частично проясняет ситуацию с принадлежностью ряда популярных Telegram-каналов.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: телеграм, Telegram, исследование