27 Апреля 2024, Суббота, 3:47 ВКонтакте Twitter

В формате doc

24/04/2014 12:15

В минувший вторник в Доме кино состоялся круглый стол «Старое и новое кино Нижне-Волжской студии: история, люди, события», посвященная проблемам развития документального кинематографа в Саратове, Поволжском регионе и России в целом. На встрече помимо работников студии, присутствовали представители саратовских отделений Союза кинематографистов, Союза журналистов, сценаристы, режиссеры, учёные и студенты, активные участники киноклубного движения, представители общественных творческих и молодёжных организаций.
Перед началом обсуждения организаторы представили саратовцам нарезки из четырёх документальных фильмов, в разные годы созданных на студии, а после этого главный редактор Нижне-Волжской студии кинохроники Татьяна Зорина рассказала о цели встречи.
«Документальное кино является способом разговора и фиксатором изменений в нашей жизни. Мы стремимся превратить студию и Дом кино в креативное пространство, объединяющее жителей города. Раньше в этом зале показы кино проходили не очень часто и без участи широкой публики. Если не считать единичных показов, здесь в основном проходили спецпросмотры «для избранных». Десять лет назад мы решили изменить концепцию и расширить формат студии. Так появился Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания», а также саратовский Дом кино, в котором и все фильмы, как игровые, так и документальные, мы обсуждаем со зрителями, приглашаем авторов картин»,– сказала Татьяна Викторовна, отметив, что теперь наступило время «для нового шага». «Мы не хотим быть изолированными от того, что происходит в городе. Мы хотим, чтобы кино, как средство диалога, было востребовано людьми»,– добавила она.
Также главный редактор студии отметила, что хоть саратовские документалисты ежегодно готовят заявки для федерального министерства культуры на производство актуальных докфильмов, но, увы, далеко не всегда получают поддержку государства. А, как следствие, сфера документального кино влачит жалкое существование.
В качестве подтверждения слов Татьяны Зориной стоит привести некоторую статистику последнего десятилетия.
В 2004 году в Министерство культуры РФ было направлено 18 заявок на фильмы и 3 – на киножурналы. Финансирование получили 5 фильмов (один из них – «Дорога к Сталинграду» получил приз за сценарий на кинофестивале «Вечный огонь» – авторы сценария – А.Зорин и Т.Зорина, режиссер – М.Цурцумия) и 2 киножурнала.
В 2005 году из 20 заявок финансирование было выделено на 6 фильмов («Остановивший время» – о В.Микоше, автор сценария Д.Фирсова в соавторстве с Е.Цымбалом получил несколько призов престижных фестивалей, «Собиратели теней» – автор сценария и режиссер М.Кравченко – получил 11 наград на Международных и российских фестивалях, в том числе премию «Лавр»).
В 2006 году из 31 заявки финансирование было выделено на 7 фильмов («Замуж за татарина» – автор сценария и режиссер Т. Михайлова, получил специальный приз Международного кинофестиваля «Золотой абрикос»).
В 2007 году было подано 10 заявок, профинансировано 3 фильма («Девчата-2007» – автор сценария и режиссер Я.Нартова – получил специальный приз фестиваля «Саратовские страдания»).
В 2008, 2010 и 2011 финансирование не получил ни один фильм.
В 2009 году были выделены средства на 2 фильма.
В 2012 – 1 фильм («Один абсолютно счастливый Хвалынск», автор сценария и режиссер Я.Нартова, в 2013 – тоже 1 («Ключ для заводного апельсина», автор сценария и режиссер Г.Гришин).
Генеральный директор студии, ветеран киноклубного движения Андрей Наймушин напомнил, что круглый стол проходит в день рождения Владимира Ленина, чьи слова – «из всех искусств для нас важнейшим является кино» – начертаны на фасаде саратовского Дома кино. После символических параллелей Андрей Олегович отметил, что на сегодняшний день в российской провинции осталось всего четыре студии документального кино, одна из которых – Нижне-Волжская. Также Наймушин рассказал об идее, высказанной на пленуме Союза кинематографистов РФ, состоявшемся в декабре прошлого года, о необходимости возрождения в каждом регионе страны кинобаз по производству документального кино, рассказывающего о реальной жизни за МКАДом.
«Совместно с региональной властью мы могли бы создавать заявки и решать совместные задачи, необходимые для поддержки области. Но для этого саратовским документалистам нужна поддержка. Наша студия может производить массу фильмов, но на федеральном уровне они не находят поддержку не потому, что их качество низкое, а потому что в существуют организации, которые за небольшой период своего существования создают за государственный счёт множество работ. Как правило эти работы после получения господдержки потом пылятся на полках»,– отметил Наймушин, дав понять, что в сфере государственной поддержки неигрового кино существует коррупция, не дающая провинциальным кинематографистам реализовывать свои проекты.
В качестве положительного опыта существования документального кино Наймушин привёл пример первых лет советской власти: «Наша студия была создана в 1920-е годы. Она была организована как системный проект. Аналгичные структуры появлялись в те годы во многих городах РСФСР и имели серьёзную поддержку со стороны власти. Используя накопленный исторический опыт, можно и сегодня поддерживать отрасль».
Со своей стороны Наймушин отметил, что в настоящий момент в Доме кино идёт реконструкция, и в скором времени на первом этаже студии откроется малый зал на 42 места, в котором будут проводиться тематические киноклубы. В этой связи директор студии пригласил всех заинтересованных граждан и организации предлагать свои проекты и идеи, отметив, что стены Дома кино открыты для всех желающих.
Другие выступающие отметили важность международного сотрудничества студии, делающего её культурным центром, привлекающих кинематографистов из разных стран мира. Фестиваль «Саратвоские страдания» – тому подтверждение. Каждый год география его участников только расширяется. К тому же Дом кино активно сотрудничает с такими организациями как «Альянс Франсез», немецкий и японский центры. Именно благодаря сотрудничеству с этими организациями, по мнению Наймушина и Зориной, на базе Студии проводятся тематические показы (к примеру недели немецкого и французского кино, а также показы аниме), а также в перспективе можно будет проводить киноклубные показы в малом зале.
Но опять же, всё это возможно благодаря энтузиазму небольшой команды Дома кино, за счёт чего учреждение уцелело и продолжает существовать. Ведь, как показывает практика, государство даёт на развитие документалистики копейки, которые, в свою очередь, опять же распределяются между «своими». Всем же остальным (в их число входят и саратовские документалисты) не достаётся почти ничего.
При этом не все творческие союзы имеют возможность не только пробиваться сквозь асфальт недофинансирования, но и вообще заниматься и активной деятельностью. Эту мысль попытался донести до присутствующих замминистра культуры Саратовской области Владимир Баркетов. Он в частности отметил, что его ведомство готово к сотрудничеству и поддержке студии в части популяризации «местных брендов». «Сегодня пересматривается устав Саратовского дома работников искусств, где во главу угла ставится работа с творческими союзами. И работа в данном направлении будет зависеть не только от администрации, но и от самих творческих работников, от их активности… Если бы не настойчивость и упорство Татьяны Викторовны Зориной, то фестиваля «Саратовские страдания» не было бы»,– отметил Баркетов, интеллигентно не затронув тот факт, что областные власти в прошлом году урезали финансирование «страданий».
Директор кинокомпании «Аквариус фильм», продюсер Вадим Пегасов на круглом столе напомнил, что вопреки противостоянию саратовских документалистов, фильмофонд поволжской кинохроники мы уже потеряли, и для того, чтобы найти нужные кадры, нужно ехать в столицу. «Минкульт России вряд ли будет поддерживать киностудии в провинции. А как результат – останутся лишь те художники, которые будут работать на одном энтузиазме»,– отметил Пегасов.
Представитель областного минкульта возразил и предложил готовить проекты, «которые будут интересны и кинематографистам, и инвесторам».
«Мы можем выступить на вашей стороне»,– добавил Баркетов.
«Но проблема в том, что на нашу сторону должно встать правительство РФ»,– риторически ответил ему Пегасов.
Ветеран саратовской документалистики Дмитрий Луньков высказал совсем пессимистичные мысли. По его мнению, перспектив у документального кино сегодня нет. «Поезд ушёл. Нам остаётся показывать лишь то, что снято, а новое снимать не нужно. Не нужно писать заявки в минкульт, не нужно унижаться перед той публикой, которая там сидит. К тому же эти фильмы никто не покажет»,– отрезал Луньков.
С его словами оказались несогласным молодое поколение из числа студентов СГУ, настроенное к будущему документалистики вполне оптимистично. К тому же сегодня в Саратове открылось «второе дыхание» у киноклубного движения. Возможно, это дань недавнему прошлому (в 1980-е годы в нашем городе работало 13 киноклубов), а возможно – появлению социального заказа не только на ширпотреб, но и качественные работы, в том числе и документальные. Что касается последних, то с развитием современных медиа-технологий, возможность делать кино появляется у всё большего количества людей, желающих фиксировать жизнь независимо от поддержки чиновничьих структур и затрагивать темы, которые властями не поддерживаются.
Да, при всём субъективном желании отдельных активистов, документальному кино трудно устоять перед формируемым телевидением, прошу прощения за это словечко, «низкопробным» социальным заказом, а также натиском рыночной стихии и серией всевозможных оптимизаций, являющихся государственной политикой во всех сферах. Но в условии активного развития технологий, у современной документалистики открылось второе дыхание. А значит и у Нижне-Волжской студии работ по изготовлению продукции, продвижению её, организации тематических показов и объединению новых художников должно только прибавиться.
В конце концов, 90 лет назад, когда студия была открыта, в стране, оправляющейся от гражданской войны, положение было, мягко говоря, не лучше, чем сейчас. Но тогда в первую голову ставилось просвещение масс и развитие новых искусств, а не прибыли от выкаченных нефти и газа…

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 17Итоговая оценка: 3.06
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Точка ноль"Неплохая в целом "попса" про самоизоляцию, вирусы и "антиваксеров"
24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности

Блоги



Поиск по дате
« 27 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ