28 Апреля 2024, Воскресенье, 1:46 ВКонтакте Twitter

Разговор с умным дворником, или Что вы хотели знать о бюджете, но боялись спросить

21/10/2013 10:57

На этой неделе на общественные слушания был представлен проект бюджета Саратовской области на 2014год и на период до 2016г. Попасть на само это мероприятие было задачей совсем не тривиальной, и я решил ни времени, ни сил не тратить. Тем более, что еще с университетских времен, когда к экзаменам готовился исключительно в читальном зале научной библиотеки СГУ, предпочитаю вникать во что-либо новое для себя и сложное в тишине и спокойствии.
Тушкой для препарирования в этом материале является проект бюджета области на 2014г, размещенный на сайте областного правительства. Мне показалось интересным попытаться вникнуть, поиграть с цифрами, оценить ретроспективу и перспективу. Ведь это не первый в истории бюджет Саратовской области, и не только наш регион балуется тем, что пытается свести концы с концами.
Второе высшее у меня – экономическое, но специалистом в бюджетной сфере я не являюсь, поэтому все мои дальнейшие рассуждения многим покажутся дилетантскими. Таковыми они, по сути дела, и являются. Так что дальнейшее можно воспринимать, как «разговор с умным дворником» (с). Не столько умным, сколько считающим себя вполне здравомыслящим.
Как вы, наверное, уже поняли, особо умничать и сыпать цифрами и сложными терминами я не собираюсь, а буду пытаться максимально подробно излагать последовательность своих рассуждений, чтобы вы либо поверили, либо смогли легко меня вывести на «чистую воду».
Основные параметры бюджета уже неоднократно были озвучены в новостях различных информационных агентств и нет нужды их повторять. Да, бюджет дефицитен, госдолг растет.
Бюджет представляет собой достаточно объемный многостраничный документ с большим количеством приложений, причем представленный на сайте почему-то в текстовом формате, а не в формате электронной таблицы, что вроде бы как напрашивается само собой. Для того, чтобы удобно и быстро его анализировать и использовать инструментарий электронной таблицы, я экспортировал его в формат MS Exel. Чтобы увидеть динамику, в ту же таблицу были сведены прогнозные бюджетные показатели на 2015 и 2016 годы. Для ретроспективы туда же были добавлены бюджетные показатели, которые наши законодатели утвердили в 2012г. в виде бюджета на 2013-2015г. Таким образом, у нас получилось, что бюджеты на 2014 и 2015 годы оказались как бы в двух вариантах: как они виделись саратовским властям в 2012 и в 2013годах.
При совмещении этих данных я сразу озадачился тем, что названия разделов и подразделов в бюджетах, слава богу, одинаковые, а вот коды целевых статей почему-то разные. Учитывая то, что сами статьи бюджета есть величина не постоянная (они-то добавляются, то исчезают в различные годы), корректно совместить эти таблицы в одну было дело сильно муторное, но я справился. У умных дворников есть немного свободного времени…
Начнем с анализа того, что называется распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам. Причем, посмотрим не на абсолютные цифры, которые своей разрядностью (как-никак о миллиардах речь) могут нас отвлечь от сути, а на долю соответствующих расходов в общей структуре расходов бюджета.
Сначала посмотрим на «современное видение» бюджета на 2014-2016 и добавим к сравнению «уже свершившийся» бюджет 2012 и исполняющийся в данный момент бюджет 2013. Статьи расходов возьмем укрупненно.

Всплывающая подсказка
Первое, что бросается в глаза – это рост того, что называется социальными расходами (образование + здравоохранение + социальная политика). Прав министр финансов области в том, что бюджет 2014г. является бюджетом социальным. Он таковым был, как видим, и в предыдущие годы, но на гистограмме ясно виден еще и тренд на увеличение доли социальных расходов в будущем.

Всплывающая подсказка
Все, кто в теме, прекрасно понимают, что этот тренд является совместным следствием майских указов Президента, вернее попытки их исполнения, при одновременном дефиците доходов региона. И с трибуны Государственной думы и с трибуны Совета Федерации и из Администрации президента региональным властям напоминают о необходимости неукоснительного исполнения этих указов. Финансовые ресурсы регионов крайне ограничены, а президента, поди, ослушайся... Вот и получается, что социалка «съедает» все остальные расходы.
У каждого свой приоритет, но я скажу о своем. Из всего спектра «остальных» расходов меня больше всего беспокоит сокращение доли по статьям «ЖКХ», «Межбюджетные трансферты муниципалитетам» и, самое главное, по статье «Национальная экономика». Да простят меня кинематографисты, представители СМИ, спортсмены, правоохранители, экологи и все остальные, которые, возможно, считают наиважнейшими именно «свои» статьи.
ЖКХ касается всех. Государство (регион) недвусмысленно, рублем, заявляет о своем фактически «выходе» из финансирования этой сферы человеческой деятельности, планируя довести долю своих расходов к 2016г. до формальных 0,45% в бюджете. Причем, как мы с вами знаем, государство оставляет нам не новенькие, «с иголочки» коммуникации, которые прослужат еще срок, достаточный для того, чтобы мы «поднакопили» средств на ремонт. Да что, в конце концов, я вам рассказываю, вы и сами все знаете.
Как я уже говорил ранее, я свел в одну таблицу проекты бюджетов 2013-2015 и 2014-2016, чтобы можно было попытаться отследить «приоритеты» в бюджетной политике региона и их изменение с течением времени.

Всплывающая подсказка
Высота столбиков красноречиво говорит сама за себя.
Доля межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам сократится к 2016году более чем вдвое по сравнению с 2013г. до 4%. Подозреваю, что читатели этого материала люди городские и, возможно, весьма приблизительно представляют как обстоят дела, например в районах и муниципалитетах области. Но интуитивно, думаю, предполагают, что они там не жируют.
Просто для понимания… Доходная часть бюджета поселка Соколовый (в народе «Сокол») в 2013г. составила 12100,5 тыс. рублей, то есть чуть более, чем миллион рублей в месяц. Всего поселка! Причем 3991,7 тыс. рублей (33%) – это безвозмездные поступления из регионального бюджета, которые перед выборами потратили, чтобы дырки в асфальте частично залатать. Своих же собственных доходов они планировали собрать в 2013г. только 8108,8 тыс. рублей, или примерно 675 тыс. рублей в месяц. Из этих средств больше половины (4674,6 тыс.рублей) идут на содержание местных органов власти. Ну и как они живут на эти деньги? Так вот, дотации из регионального бюджета для них уменьшат, а ведь Сокол хотя бы близко к городу, поэтому не самый плохой для проживания муниципалитет…

Всплывающая подсказка
Ну и самая, на мой взгляд, печальная статистика – это динамика расходов по статье «Национальная экономика». Тут, давайте остановимся поподробнее.

Всплывающая подсказка
Видите, принимая бюджет на 2013-2015г. региональный законодатель закладывал поэтапное ежегодное снижение в бюджете доли расходов по этой статье. Однако, в этом году темпы снижения пришлось пересмотреть в сторону увеличения этих самых темпов, мы покатились под горку еще быстрее. В результате в 2016г. доля расходов по этой статье составит по прогнозу 7,43%, причем, если проанализировать постатейно, то в первую очередь у нас в регионе сократятся расходы на дорожное хозяйство, в абсолютных значениях с 4,918 млрд. рублей в 2013 до 2,340 млрд. рублей в 2016году.
В 2012г. доля расходов по статье «Национальная экономика» составляла в нашей области 14% и уже была существенно ниже среднероссийского показателя (18%). А ведь именно по этой статье проходят расходы на сельское хозяйство, на транспорт, на строительство новых и ремонт существующих дорог и т.д. Расходы по этой статье являются вложениями в инфраструктуру региона и фактически определяют величину поступлений в доходную часть бюджета в будущем, поскольку являются фундаментом для развития экономики региона – главного источника формирования доходной части бюджета (через налогообложение). Как это ни прискорбно прозвучит, но при существующей бюджетной политике, видимо, будущее нашего региона весьма печально.
Для иллюстрации этого не слишком оптимистичного заявления приведу динамику расходов по некоторым важным подстатьям, входящих в статью «Национальная экономика». Начнем с уже упомянутых расходов на «Дорожное хозяйство».

Всплывающая подсказка
Тут самое время вспомнить про новый аэропорт в Сабуровке. Напомню, что областной бюджет, согласно проекту, должен финансировать строительство подъездных путей и коммуникаций. Стоимость Северного подхода плюс коммуникации составляла на момент утверждения проекта 4,867 млрд. рублей, а это практически весь бюджет областного дорожного фонда на 2013г. Получается, что регион вообще не дожен ни ремонтировать дороги, ни строить новые, сосредоточившись исключительно на Северном подходе к новому аэропорту. А ведь должен же быть еще и Южный подход, еще даже не запроектированный, стоимость которого еще вообще даже не определена! Короче говоря, в этом бюджете мне, возможно как дилетанту, вообще не просматривается новый аэропорт. В принципе, я писал об этом достаточно подробно в своем предыдущем материале.
Динамика расходов по другим важным подстатьям «Сельское хозяйство и рыболовство» и «Транспорт» не столь вопиющая, однако, тем не менее, отрицательная.

Всплывающая подсказка

Всплывающая подсказка
Отметим для себя еще раз, поскольку это важно. Планируя бюджета региона, а значит и определяя пути его дальнейшего развития, власть, пытаясь более-менее сбалансировать бюджет, осознанно сокращает расходы по статье «Национальная экономика». Эти попытки успешными назвать никак нельзя, поскольку, доходов бюджета все-равно катастрофически не хватает, и регион продолжает наращивать объемы своих долговых обязательств.
В проекте бюджета региона на 2014г. дефицит регионального бюджета составляет 7,25млрд. рублей. Поскольку иного способа финансировать дефицит, кроме как пытаться получить новые заимствования, нет – чиновники областной администрации предлагают региональному парламенту установить новое предельное значение государственного долга Саратовской области на 2014год в размере 50млрд. рублей. Текущий долг составляет 40млрд. плюс 7,25млрд. рублей дефицит ну и небольшой запасик на всякий пожарный…
Доходная часть бюджета региона запланирована в 2014г в сумме 64млрд. рублей, однако 13,22 млрд. рублей из этой суммы представляет собой безвозмездные поступления из федерального бюджета. Таким образом, собственные доходы бюджета составляют 50,78млрд. рублей. Проверяем соотношение долга (7,25) к собственным доходам (50,78) – получаем 14,3%, а по закону максимально допустимое значение – 15%. Мы на грани…
На безвозмездных поступлениях из федерального бюджета стоит остановиться поподробнее. В проекте бюджета на 2014-2016г. предусмотрено их снижение по абсолютной величине (чуть более, чем на 28% за три года) и изменения по структуре. Причем, если разобраться, то более всего сократятся дотации (безвозмездные, безвозвратные, нецелевые) и субсидии (безвозмездные, безвозвратные, но целевые на условиях софинансирования). В результате чего увеличится доля субвенций, которые подлежат возврату в федеральный бюджет в случае нецелевого использования или использования в неустановленные сроки. Это сократит для региональной власти возможность маневра финансовыми ресурсами в рамках различных «горящих» статей бюджета. Динамика безвозмездных поступлений приведена на гистограмме.

Всплывающая подсказка
Примечательно то, что на сайте областного правительства подробно изложена расходная часть бюджета, а вот расшифровку доходной части мне найти не удалось. За исключением безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Видимо предполагается, что обсудить как и куда тратить деньги – это всем интересно, а откуда они берутся – никого интересовать не будет.
А вот я бы взглянул… Умным дворникам интересно, по каким статьям и какие суммы в региональный бюджет приходят и каковы соотношения между ними. Потому, как, на мой взгляд, очевидно, что необходимо бюджетную политику менять, и я бы над этим поразмыслил на досуге.
Пришлось полазать на просторах интернета, и нашел вот на сайте http://saratov.ifinmon.ru доходы бюджета региона за 2012г. и кусок 2013г. Ну и то дело! Будем исходить из того, что соотношения в бюджете 2014 если и изменились, то не сильно. Что мы имеем...
Если не принимать во внимание всякий «мусор», который в совокупности составляет менее 1%, доходы регионального бюджета формируются за счет 2-х основных источников: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Соотношения между ними за 2012 и 2013 представлены на гистограмме.

Всплывающая подсказка
Перспективы безвозмездных поступлений на период 2014-2016г. мы достаточно подробно рассмотрели выше, поэтому проанализируем непосредственно собственные налоговые и неналоговые доходы. Еще раз… данных по доходам на 2014-2016 у меня нет, будем ковыряться в том, что удалось найти. Собственная доходная часть бюджета региона преимущественно формируется из пяти источников: 4-х налогов и акцизов. Вклад остальных налогов, а также неналоговых платежей пренебрежимо мал.

Всплывающая подсказка
На этом графике наглядно видно, что основные усилия региональной власти с точки зрения формирования бюджета, при существующей в стране системе налогообложения должны быть направлены на развитие экономики региона. Причем получается, что в приоритете должна быть промышленность и торговля.
Ну действительно, с точки зрения доходов бюджета даже развитие сельского хозяйства не может являться приоритетом, поскольку сельхозтоваропроизводители (кто не знает) платят не налог на прибыль, а свой собственный сельскохозяйственный налог, который не участвует в формировании регионального бюджета. «Польза» бюджету лишь в отчислениях НДФЛ и налога на имущество организаций. Да и то, доля «сельскохозяйственного» НДФЛ, думаю, не слишком велика, поскольку уровень зарплат в деревне сами понимаете… Развитие сельского хозяйства решает многие другие проблемы и само по себе необходимо, спору нет, но с точки зрения «умного дворника», озабоченного региональным бюджетом, не может являться приоритетом.
Стремясь наполнить собственными доходами региональный бюджет, необходимо «тащить» в регион извне и всячески стимулировать открытие новых предприятий, работающих по стандартной системе налогообложения (плательщики налога на прибыль) и, что называется, «имуществоемкими» что-ли, чтобы отчисления по налогу на имущество предприятий были максимальными. Ну и, разумеется, с высоким уровнем заработных плат и, соответственно, НДФЛ.
«Малый бизнес», вернее та его часть, которая работает на «упрощенке» из долговой ямы наш регион не вытянет (см. долю «упрощенки» на гистограмме), да и имущества у них, как правило, кот наплакал. Хотя свою лепту в НДФЛ малый бизнес внесет, да и снимет с бюджета часть расходов, связанных с безработицей. Пусть будет, короче…
Это я уже плавно перешел от того, что бюджет плохой к тому, а что, собственно, делать. По большому счету, я ковыряюсь в бюджетных проблемах неполную неделю всего-навсего и, по идее, должен бы помалкивать. Ну в лучшем случае кричать, что все плохо и все пропало. Но я рискну все-таки подставиться и высказать несколько соображений, пусть от них и не оставят камня на камне ученые мужи и практикующие финансисты. В принципе, я уже обозначил правильные, на мой взгляд, приоритеты с точки зрения развития экономики региона.
Из вышесказанного следует, что необходимо поставить задачу региональному правительству вернуть в регион юридические лица, а это, как правило, крупные налогоплательщики, которые «сбежали» из нашего региона в соседние за последние годы. Как это сделать, я не знаю. Надо думать. Начать с того, что попытаться понять от чего (а, может, от кого) они сбежали, а, разобравшись, сделать каждому конкретное предложение.
Перейти от разговоров о необходимости повышения инвестиционной привлекательности региона к конкретным действиям, причем направленным, прежде всего, на повышение инвестиционной привлекательности для вполне конкретных отраслей экономики (см. выше). С точки зрения приоритета бюджетной политики, думаю, что было бы разумно попытаться сделать следующее.
Небольшое отступление. Несколько лет назад меня возили в Тайланд на новый, недавно построенный завод BRIDGESTONE, на котором производят грузовые шины. Ехали от Бангкока довольно долго и в итоге попали, насколько я понимаю, в некий аналог Силиконовой долины. По обеим сторонам от дороги, в окружении газонов и с огромными парковками под автомобили сотрудников стояли очень похожие друг на друга и на наши саратовские METRO или «Ленту» заводские корпуса. Вплотную друг к другу, различимые снаружи практически только по вывескам современные заводы Bridgestone, Hitachi, Sony, Komatsu… многие десятки всем известных брэндов из различных отраслей промышленности.
Я уверен, что наши руководители видели и не такое во время своих заграничных поездок, да и во время поездок в некоторые российские регионы. Так вот… Я бы определил на уровне региона территории и направления (скорее всего все-таки вокруг крупных городов, ну, для начала, например, в пределах саратовской объездной дороги), на которых создать наиболее комфортные и привлекательные условия для развития современной промышленности. Только такой промышленности, которая наиболее привлекательна с точки зрения перспективы наполнения регионального бюджета, как я писал уже выше. Ну и неплохо бы еще было соотнести это с условиями членства России в ВТО, ведь нам же необходимы в регионе прибыльные предприятия, а не на ладан дышащие. Нам с них налоги в бюджет нужны! Подозреваю, что камнем преткновения тут станут коммуникации, в первую очередь электричество и газ (воду можно и из-под земли достать). Вот на подведение этих коммуникаций нужно и направлять в первую очередь средства по статье «Национальная экономика». И с обязательным условием регистрации предприятия именно в нашем регионе! Ну и упростить каким-то образом процедуру изменения целевого назначения земли, или перевести ее всю скопом в земли промышленности. Ну ведь никто из вас, надеюсь, не считает, что в пределах саратовской объездной дороги необходимо исключительно пшеницу выращивать?!
Вы скажете, что земля сейчас уже вся частная и с какой, мол, стати, мы какому-то дяде за бюджетные средства будем коммуникации подводить, пусть сам и подводит! С точки зрения лобовой социальной справедливости, возможно, это и не правильно, но давайте решать проблемы социальной справедливости через тот же региональный бюджет! А пока у нас что получается, земля в частных руках, стоит без дела, налогообложение ее не обременительное, а в региональном бюджете караул с доходами. Кстати, можно и насчет налогообложения земли, стоящей без дела, подумать, да простят меня некоторые депутаты областной думы. Чтобы подтолкнуть развитие промышленности, так сказать, и пряником и кнутом…
Я не настаиваю на конкретно этих предложениях. Это все своего рода экспромт. Но то, что необходимо предпринимать какие-то конкретные шаги, у меня сомнений не вызывает. Лично для меня очевидно, что существующие приоритеты в бюджетном планировании ведут регион к финансовой пропасти. А пропасть финансовая станет пропастью и социальной.
Уверен, что если бы речь шла о бюджете субъекта экономической деятельности (а не региона), то уже давно никто бы такой субъект не кредитовал и руководству прямо бы указали на дверь. Но раз губернатор, назначение которого сопровождалось критикой бюджетной политики губернатора предыдущего, продолжает, что называется, в том же духе, то это может означать одно из двух. Либо все, что я здесь написал – это полная ерунда и не имеет к жизни никакого отношения. Либо то, что руководство региона, да и страны в целом, имеет очень близкие горизонты планирования. Еще годок как-нибудь протянем на своих постах, попытавшись максимально материализовать преимущества нахождения у власти, а дальше – не наше дело, будь что будет.
Но нам-то с вами здесь жить! Лично я, по крайней мере, собираюсь…

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 15Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Точка ноль"Неплохая в целом "попса" про самоизоляцию, вирусы и "антиваксеров"
24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности

Блоги



Поиск по дате
« 28 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ