Современное искусство в Саратове в последние годы набирает обороты. Художники демонстрируют таланты и выражают свои взгляды в интерактивных инсталляциях, картинах и скульптурах разной тематики.
И интерес к современному искусству растет. Разнообразие стилей и направлений позволяет обнаружить что-то, что привлекает каждого. Люди все больше обращают внимание на новаторские и инновационные идеи, отражающие современные социокультурные реалии и технологический прогресс.
"ОМ" поговорил с инди-иллюстратором и арт-блогером Юлией Чиж. Она рассказала о своем пути в искусстве, вдохновении от Саратова и взаимодействии с Радищевским музеем.
Это второе интервью с художниками, принявшими участие в одной из тематических выставок в Саратове. Разговор с Анастасией Очневой и Сергеем Совининым – создателями арт-проекта "Асте́рикс" - смотрите здесь.
Как начался твой путь в иллюстрацию?
Мой путь начался сложно и поздно. Я по образованию юрист, у меня высшее юридическое образование, училась в Саратовской государственной юридической академии, имею степень магистра юриспруденции.
Я всегда была творческим человеком, но в принципе никогда не рисовала. Писала в основном тексты, стихи, истории, вела дневники, но как-то профессионально, отдельно никогда не рисовала, не ходила в художественную школу.
Но потом после учебы устроилась на работу, попробовала себя в роли юриста, мне это не особо понравилось и вгоняло в депрессию. В какой-то момент я уволилась и решила поискать себя.
Пробовала разное: вести блог на юридическую тему, вести свой бизнес. И когда вела соцсети своего бизнеса, поняла, что мне нравится визуал, рисование, видео, анимация, и вот к этому так и пришла.
Ты начинала с традиционного рисования или сразу перешла в диджитал, на планшете?
Я сразу ушла в диджитал, у меня сильная бизнес-жилка, и я понимала, что мне нужно на этом сразу зарабатывать. И мне кажется, сейчас всё-таки лучше зарабатывать в диджитал. Хотя традиционное искусство до сих пор больше ценится, но диджитал это более коммерческое, это легче распространить.
В блоге и вообще в твоем творчестве чувствуется вот эта нотка организованности, продуманности.
Да, я просто завидую отчасти вот художникам, которые прямо художники до мозга костей, которые такие супертворческие. Но очень часто бывает, что эти люди непризнанные, они не могут себя как-то продвинуть, рассказать о себе, им часто приходится либо в стол рисовать, либо обращаться к каким-то сторонним продюсерам. Но мне кажется, что современный художник должен быть одновременно и маркетологом, и собственным пиарщиком. Но в то же время, чтобы форма не вредила содержанию, чтобы не было такого, что ты как бы пустышка, но хорошо себя можешь распиарить. Я отчасти этого боюсь и всегда стараюсь развиваться.
Как давно ты вышла на новый уровень? Ты не просто ведешь блог, а уже участвуешь в выставках. С чего это началось?
На самом деле, как бы это ни парадоксально звучало, чтобы искать какие-то альтернативные способы работы, меня подтолкнули запреты и санкции. Раньше я работала на иностранных сайтах, могла просто сидеть тихонько дома, рисовать, мне не нужно было никак двигаться, ни в каких выставках я не участвовала, у меня не было такой потребности. А вот именно все эти санкции и ограничения меня как-то подвигли посмотреть с другой стороны на свое творчество. Я стала участвовать в выставках, познакомилась с другими художниками.
Многие ребята, к сожалению, я думаю, из-за коронавируса и по другим причинам прекратили заниматься творчеством, кому-то пришлось сменить вообще профессию и выбрать другую сферу. Кто-то уехал еще, к сожалению.
Я искренне не согласна с позицией, что из Саратова надо валить. Я приезжаю в Москву и не хочу снимать никакие красивые домики, они меня так не вдохновляют, как, например, когда ты идёшь по Саратову и видишь какую-то жемчужину среди всего.
Расскажи про сотрудничество с Радищевским музеем.
Это вообще было круто. Мне написала Наталья Курилова, она занимается развитием современного искусства на базе Радищевского музея, руководит программой "Лаборатория новейших течений". Мы с ней организовали мастер-класс для детей с пластилином, я выступила с лекцией о своем творчестве. Это хороший пример сотрудничества государственного музея и современного художника.
А как дети восприняли?
Детям понравилось, но я чувствую, чтобы общаться с детьми, нужно всё-таки знать педагогику. То есть просто так с улицы прийти — это не очень хорошо. Но дети тянулись, как бы говорили: "О, пришла художница!". И я изначально называла себя иллюстратором, но с того момента стараюсь без страха называться художницей.
На фото - картины Юлии Чиж. Заглавная фотография - страница ВК Юлии Чиж.
"ОМ" благодарит Кристину Марченко за помощь в организации и проведении интервью.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: современное искусство, Саратов, выставка, интервью