Интерес к современному искусству в Саратове растет с каждым годом. В том числе это связано с его развитием в различных направлениях: от экспериментальных техник до использования передовых технологий.
Художники стремятся выразить себя, отразить социокультурные изменения и проблемы, взаимодействуя с зрителями через уникальные формы и концепции. Мультимедиа, интерактивные инсталляции, концептуальные произведения искусства - всё это привлекает внимание и создает новые впечатления.
На тематической выставке "Спектр" в Саратове "ОМ" поговорил с Анастасией Очневой и Сергеем Совининым – создателями арт-проекта "Асте́рикс", главная задача которого - показать работы начинающих и опытных художников, дизайнеров, скульпторов, готовых смело заявить о себе.
С чего началась история проекта?
С: Я был директором в одном частном заведении и помощником управляющего. И по итогу мы решили провести мероприятие, тогда собрали всех художников, оно называлось "Пространство". Оно не было привязано ни к "Астериксу", ни к чему-либо. Была просто проба.
Для своих даже, наверное, как-то?
С: Да, для своих, но при этом тогда было очень много людей: человек 200 пришло, мероприятие было свободного входа. И мы решили развивать этот проект совместно. Начинали с вечеринки, посвящённой тематике сексуальности человека, которая прошла 4 марта. Для этой вечеринки мы готовили фотопроект, купили стенд. Всю рекламную продукцию по барам развешивали, звали наших знакомых, разумеется. После успешной вечеринки в баре "Леший" решили попробовать провести такую же вечеринку, но на другую тему, в "Кофе и культура". Потому что заведение свежее, раньше у них был просто цех обжарки, а сейчас они открылись как полноценное заведение, и они очень открыты к творческому сотрудничеству.
Почему название выбрали именно "Астерикс"?
С: "Астерикс" — это знак двойственности и неясности. Мне хотелось передать, что любая работа может показывать себя как со спорной стороны, так и с какой-то личной. То есть все имеют право на уточнение.
Планируются ли какие-то коллаборации? У нас же много разных художников, которые устраивают выставки. Проект "Взаимодействие", например, или РОСИЗО. У вас была выставка на складах Рейнеке в 2019-м. Идет ли в настоящий момент сотрудничество?
А: Нет, потому что рамки очень жесткие стали. Тяжело и немного формат не подходящий, потому что у нас намного больше свободы. Мы открыты как раз к переменам. У нас такая новая машина, которая пытается сильнее разогнаться. После того проекта (2019 года. - "ОМ".) от них поступало предложение принять участие в выставке, посвящённой Пушкину. В итоге мы отказались, потому что как-то не особо по стилистике и смыслу нам подходит. Наверное, это больше уже к ремесленникам.
Расскажите, как вообще роль организатора вам далась. То есть тут же очень много всего нужно учесть, каково это?
С: На самом деле это очень сложно. То есть буквально... Вы видели стенд металлический? Этот стенд я разработал по своему чертежу. Под заказ мы его изготовили полностью зимой еще, и мне приходилось этот стенд на огромнейшем расстоянии нести на спине.
Но если ты чего-то хочешь, ты потянешь, разумеется. Это, конечно, очень сложно. Особенно сложно контролировать многие внутренние моменты, очень много мелочей всплывает в процессе. То есть у нас было вот, например, всё очень готово. То есть у нас был план помещения, всё прочертили, где что будет находиться, где чья картина. По итогу мы оказались в реальности: к стене что-то не прикрепилось, что-то отвалилось.
Мы вообще в принципе планировали провести арт-маркет здесь, на улице, но пожалели людей, жарко. Люди могли получить солнечный удар, поэтому мы решили позаботиться о безопасности.
С точки зрения художественных инсталляций каково быть концептуальным художником? Сергей, это ваш первый опыт создания целой инсталляции?
("ОМ": Сергей создал инсталляцию, похожую на шалаш, который дети строят из одеял и подушек. В домике лежал блокнот, где каждый посетитель выставки мог поделиться приятными пожеланиями, своими переживаниями и т.д.)
С: Да, первый опыт. Вы знаете, опять же, я столкнулся с реальностью. А реальность такова, что инсталляции помещаются не во все такси. Работа была довольно большой и готовой, но таксист отказался её везти. Мне хотелось как раз-таки создавать некие тематические работы под наши вечера. Например, для первых мероприятий в баре "Леший" Анастасия создавала специальные манекены, на которых изобразили тактильные моменты.
Анастасия представила на выставке фотопродукцию?
А: В основном я рисую в диджитал, также практикую фотопроекты, боди-арт, татуировкой сейчас занимаюсь активно. Я много чем занималась: росписью стен, также мерч, опять же, боди-арт, повторюсь. Начинала с портретов, потому что поняла, что нужно уже как-то в 16 лет отделяться чуть-чуть от родителей, чтобы иметь какую-то финансовую самостоятельность. И постепенно, постепенно так всё движется, всё очень медленно, но верно идет в руки.
Как вы думаете, насколько у нас это всё развито и есть ли потенциал у Саратова?
А: У художников есть большой потенциал, потому что в нашем городе живет очень много крутых ребят, которые прямо индивидуальные. Многие из них рисуют в стол. Самая большая проблема в том, что у нас мало площадок, мало активных граждан, потому что вся эта тема держится на людях.
Также проблема в том, что мало людей, кто реально готов поддерживать художника, либо же мало инициативных художников, кто реально готов взять на себя ответственность и на своих плечах это всё нести.
Когда я была маленькой, думала, что моя первая выставка будет только лет в 40. А потом я поняла, что можно же самим всякие "движняки" устраивать. В рамках закона, прилично и красиво.
Аудитория как воспринимает в основном? Когда они приходят, то втягиваются? Есть какая-то жажда таких мероприятий у аудитории?
А: Положительно. Конечно, хочется развлечений помимо кино и театра, что-то настоящее, живое, где ты можешь прийти и с художником, и с кем угодно пообщаться. И этого, правда, очень не хватает. Но я думаю, что постепенно люди начнут это всё делать, сейчас идет новый виток.
Думаю, вы, "Астерикс", в этом витке сыграете важную роль. Очень была рада познакомиться с вами.
"ОМ" благодарит Кристину Марченко за помощь в организации и проведении интервью.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: современное искусство, Саратов, выставка, интервью