В рубрике "Серийные разборки" "ОМ" рассказывает о сериалах, которые, по мнению редакции, заслуживают внимания.
Премьера мини-сериала "Садоводы" в конце прошлого года прошла довольно незаметно. Несмотря на то, что это продукт именно американской сети HBO, он о самых что ни на есть настоящих англичанах и самых английских очень странных событиях.
Исторический факт: в 1998 году в пригороде Мэнсфилда у себя дома была убита пожилая семейная пара - Уильям и Патриция Уичерли. Убийство оставалось нераскрытым 14 лет, пока не были обнаружены их тела, закопанные во дворе собственного дома. Виновными в убийстве признали дочь и, соответственно, зятя по фамилии Эдвардс. Они, по версии следствия, не просто закопали тела убитых родственников в саду, но и всё это время активно создавали видимость, что те живы, используя, в том числе поддельные документы, письма и прочее. Эдвардсы в итоге были приговорены к большому сроку (по другим данным – к пожизненному заключению).
Who is who:
В "Садоводах" всего 4 серии. "В 2014 году Сьюзан и Кристофер Эдвардс получили 25 лет тюрьмы по обвинению в убийстве…". Многозначительная пауза - и голос за кадром продолжает: "Они до сих пор настаивают на своей невиновности". К пометкам на экране типа "Это реальная история" киноманы давно привыкли. Но в нашем случае слово "реальная" ("true", как в "True Detective") почти сразу гаснет. Естественно, не случайно.
Главные герои "Садоводов" – пожилые Сьюзен и Кристофер - типичные англичане, вынужденные жить во Франции. Внешне между ними полная идиллия, абсолютное доверие и вообще они - олицетворение укутанного в плед английского традиционализма и такой же английской добропорядочности. Иногда занудная Сьюзен, в своём берете и с широко раскрытыми на всё глазами, как бы заранее восхищенным взглядом, даже раздражает. По сюжету Сьюзен и Кристофер вроде как состоят в переписке с самим Жераром Депардье - в письмах им "дорогой Жерар" не только советует никогда не унывать и чаще смотреть не вниз, а на звезды, но и периодически присылает деньги – "в конце концов, это всего лишь 100 евро".
Однако выясняется, что не всё так просто. Та самая Сьюзен, как какой-то фетишист, тайно скупает по антикварным лавкам плакаты и постеры старых вестернов. Их у нее накопилась уже целая комната – и неважно, что в своих "вестерновых" видениях в роли условного Гэри Купера она видит исключительно своего мужа Кристофера. Когда она приносит домой очередную такую покупку, купленную как подлинник, то выдает ее тому же мужу за копию, называя цену раз в 10 меньше уплаченной.
Есть что скрывать и Кристоферу от жены - он ей регулярно отчитывается о своих якобы успехах в постижении французского языка, который остро необходим, чтобы найти здесь, где они теперь живут, нормальную работу. На самом же деле на собеседованиях он не только не может ни слова сказать по-французски, но даже не понимает, что ему говорят. Признаться в этом жене он не в силах, но и продолжаться до бесконечности это тоже не может.
В один прекрасный момент он в тайне от Сьюзен звонит родственнице, с которой давно потерял связь, просит у нее денег, попутно рассказав, из-за какого "недоразумения" они, собственно, сбежали во Францию. Родственницу Кристофер просит никому не рассказывать об услышанном, та обещает, но, естественно, перезванивает в полицию - сразу как только кладет трубку. Сами телефонные признания остаются за кадром, но полицейские потом обращают внимание, что Кристофер делился произошедшим как бы даже с облегчением.
Вечером того же дня Сьюзен и Кристофер смотрят по телевизору, как полицейские приходят в дом родителей Сьюзен и на заднем дворе откапывают останки ее родителей. После небольшой ссоры - мол, ты со мной даже не посоветовался, прежде чем рассказывать об этом кому-то по телефону - Сьюзен и Кристофер сходятся во мнении, что это даже к лучшему. Они решают вернуться домой в Англию. Кристофер отправляет несколько подчеркнуто вежливых и доброжелательных писем в английскую полицию, в которых предупреждает об их возвращении и готовности при любом удобном случае доказать свою невиновность. В поезде между собой они еще раз договариваются говорить всем только правду.
Но, конечно, в итоге всё идет совсем не так.
Безусловно, "Садоводов" неизбежно будут сравнивать с "Фарго". При этом шоу явно изящнее, лаконичнее (всего 4 серии "против" 10-11 в каждом сезоне), да и вообще оно совсем о другом. Создателей "Садоводов" с самого начала больше заботит тонкость отношений между героями, их травмы и "тараканы", а не какое-то, пусть и громкое, преступление и его расследование. По сути, "Садоводы", это мелодрама - немного странная, не без сюрреализма и черного юмора, но именно мелодрама.
На примере этого сериала в очередной раз убеждаешься, настолько важен верный и удачный актерский каст. Сьюзан здесь играет Оливия Колман – помните главную героиню отличного "Броадчерча" (он же – "Убийство на пляже") и трактирщицу Тенардье из британо-американской экранизации "Отверженных" Виктора Гюго 2018 года и Елизавету II в "Короне"? Что же касается Дэвида Тьюлиса (роль Кристофера Эдвардса), последнее время он больше всего известен как участник многочисленных "Гарри Поттеров", при том, что в его багаже много более серьезных замечательных ролей - вплоть до Поля Верлена в тягучем "Полном затмении", бандита Варги в третьем сезоне того же "Фарго" или альпиниста Ауфнайтера в "Семь лет в Тибете" с Бредом Питтом (после этого фильма им обоим запретили въезд в Китай).
Говорят, что изначально снимать "Садоводов" должен был двукратный обладатель "Оскара" Александр Пейн, чьи фильмы известны, как любили говорить когда-то, сатирическим описанием современного американского общества. Однако тот оказался слишком занят, в итоге режиссером "Садоводов" стал Уил Шарп, муж Оливии Колман, сыгравшей там главную роль. На даже при таком "кумовстве" именно "Садоводами" Шарп заработал репутацию настоящего визионера, то есть режиссера, не просто увлеченного визуальной составляющей, но и обладающего своей индивидуальной режиссерской оптикой.
Кому зайдет: начитанным любителям своеобразного юмора в британском кино; тем, кто когда-то смог досмотреть до конца "Полное затмение" про Верлена и Рембо; визионерам в душе и ценителям эстетики кадра.
Кому не зайдет: тем, кто любит "Фарго" (особенно последние сезоны); фанатам российских слезливых мелодрам; тем, кто всегда сам угадывает, кто настоящий убийца.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: сериал , мелодрама, убийство, преступление