2 марта 2018 года в 17:00 в историческом (самом старом) корпусе Радищевского музея на Радищева, 39 откроется выставка произведений западноевропейского искусства из собрания музея "Оригинал. Копия. Подделка?".
Тему предложили посетители – это ответ на их многочисленные вопросы. Сегодня в связи с растущим антикварным рынком проблема определения подлинности художественных произведений становится все более актуальной. На востребованность темы "оригинал и копия" влияют и новые способы тиражирования – к механическим печатным прошлых столетий добавились практически безграничные электронные способы воспроизведения. Эта возможность современного массового копирования подчёркивает не только неповторимость, уникальность оригинала, но и ценность старой "рукотворной" копии.
Многие зрители молодого поколения не знают, что представляет собой копия произведения искусства в её традиционном историческом значении. Очень часто на экскурсиях сотрудников музея спрашивают:
"Это всё оригиналы? Это оригиналы или копии? А в музее есть копии?".
Авторы подобных вопросов нередко имеют в виду именно современные копии, полученные с помощью новейших компьютерных технологий. Между тем старинная копия, сделанная профессиональным художником с работы мастера того же или предыдущего столетия, сама является произведением искусства и обладает художественной и исторической ценностью.
Во второй половине XIX века, когда складывались коллекции, предметы из которых вошли в состав нашего музейного собрания, художественный рынок изобиловал подделками. Из-за массовой моды на собирательство такая ситуация стала неизбежной. Среди подделок встречались работы разного уровня – от довольно примитивных до весьма качественных, вводивших в заблуждение даже опытных искусствоведов.
Важной составляющей комплексного изучения коллекции являются технологические исследования 1990-х годов, основной задачей которых была проверка традиционных атрибуций западноевропейской живописи и скульптуры. В результате некоторые работы, находившиеся в постоянной экспозиции и опубликованные в солидных изданиях, перешли в разряд копий и подделок позднего времени, а в запасниках, среди копий, были обнаружены оригинальные произведения старых мастеров. Так, картина знаменитого фламандского художника XVII столетия Давида Тенирса Младшего "Сельский праздник", подаренная музею в 1885 году Императорской академией художеств, оказалась подделкой XVIII века. Напротив, двум другим работам с этим же сюжетом было возвращено имя мастерской Тенирса. Однако в постоянной экспозиции посетители их по-прежнему не могут видеть из-за ограниченности музейных площадей – возможность показать наши обширные запасники дают только выставки.
Вниманию посетителей будет представлено более 100 экспонатов (живопись, скульптура, рисунок, миниатюра) западноевропейского раздела коллекции.
"Зрителю, несомненно, будет интересно познакомиться с материалами, помогающими проникнуть в тайну создания и бытования произведения искусства – фотокопиями рентгенограмм, снимков в ультрафиолетовых лучах, макрофотосъемки, самому попытаться пройти путем исследователя и эксперта. Проверить себя, свою внимательность, умение видеть произведение искусства дадут возможность особые, "скрытые" этикетки: с помощью "подсказок" каждый посетитель выставки может попытаться отличить оригинал от подделки и имитации", - сообщает пресс-служба музея.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: музей Радищева, выставка, оригинал, копия, живопись, Радищева, скульптуры