16 Декабря 2017, Суббота, 5:22 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Кто такой губернатор?

Кто такой губернатор?26/09/2017 15:54

В современной России губернатор — это высшее должностное лицо, возглавляющее исполнительную власть на территории того или иного субъекта Российской Федерации. С 1995 по 2005 годы губернаторы избирались в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005-го по 2012-й назначались законодательными органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России. С 1 июня 2012 года вступил в силу закон Российской Федерации, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона.
В Советском Союзе, как известно, губернаторов не было. О том, кого и как назначали губернаторами в дореволюционной России, какие обязанности они выполняли, рассказывает историк Евгений Ардабацкий.


Губернатор (от лат. gubernator) – правитель. В дореволюционной России начальник губернии, осуществлявший административные, полицейские и военные функции. Должность губернатора была учреждена Петром I в 1708 г. при первоначальном разделении страны на 8 губерний. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота власти на местах – административная, полицейская, судебная, финансовая. При проведении второго этапа областной реформы в 1719 г. первоначальные пределы власти губернатора были сужены: в его руках оставались только военные и судебные дела, по которым ему подчинялись воеводы провинций. В то же время воеводы были самостоятельными по части финансовой, полицейской, хозяйственной и подчинялись здесь непосредственно коллегиям – прообразам министерств. В территориальном плане по указу 1719 г. губернатору подчинялась только провинция губернского города. Так первоначальными, но не совершенными еще областными реформами петровского периода было положено начало движению российского законодательства по вопросу о губернаторской должности. В первоначальном виде областные учреждения, в том числе и должность губернатора, существовали без изменения до 1727 г. (Советская историческая энциклопедия. В 16 тт. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1963. С.867; Буганов В.И. Пётр Великий и его время. М.: Наука, 1989. С.144; Павленко Н.И. Пётр Великий. М.: Мысль, 1990. С.452-453).
При преемниках Петра Великого в компетенцию губернаторов входили конкретные практические и повседневные задачи жизнедеятельности государства на местах. Губернаторы обязаны были исполнять законы и распоряжения, исходящие от верховной власти, сената и коллегий, охранять тишину и спокойствие на вверенной территории, осуществлять некоторые военные, финансовые и судебные функции через свои канцелярии. С 1763 г. каждому губернатору для содействия в исполнении законов была дана воинская команда.

* * *
Хотя деятельность местной администрации и была опутана регламентами, инструкциями и предписаниями, а центр настоятельно требовал разных ведомостей, рапортов и донесений, полное бесправие народа делало власть губернаторов и воевод неограниченной. Взяточничество, лихоимство и своеволие местных чиновников не имели границ. При вступлении своем на престол в 1762 г. императрица Екатерина II вынуждена была признать, что «в государстве нашем лихоимство возросло» и что «судящие свое место в торжище превращают» (Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1968. С.121-122). Поэтому целой серией мер, вылившихся в двадцатилетнюю программу реформ местного управления, императрица стремилась поправить дела на местах, унифицировать систему губернской государственной власти.
21 апреля 1764 г. последовало Екатерининское Наставление Губернаторам /№127137/. В нём императрица отмечала как «неоспоримую истину», что «всё целое не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут. Главныя же части, составляющая целое отечество наше, суть губернии, и оне самыя те, которыя более всего поправления требуют...». Первоначальным шагом исправления дел на местах императрица считала необходимым чётко определить «...прямое существо губернаторския должности» в статьях Наставления, которое давалось ей «в прибавок к прежним узаконениям». Первая статья Наставления определяла статус губернатора: «Губернатор, как поверенная от нас особа и как глава и хозяин всей вручённой в смотрение его губернии, состоять имеет под собственным нашим и сената ведением; почему и указы только от нас и сената нашего приемлет». Четвертая и другие главы определяли функции губернатора надёжной местной структуры правительственной власти: «Губернатор недремлющим оком в губернии своей взирает на то, чтобы все и каждый по званию своему исполнял с возможным радением свою должность, содержа в нерушимом сохранении указы и узаконения наши, чтоб правосудие и истина во всех судебных, подчинённых ему местах обитали, и чтоб ни знатность вельмож, ни сила богатых совести и правды помрачать, а бедность вдов и сирот, тщетно проливая слёзы, в делах справедливых утеснена не была». Губернатор должен был хорошо знать состояние дел в своей губернии, лично контролировать все структуры местного аппарата государственной власти. «Всю вверенную его попечению губернию объезжает губернатор каждые три года, примечая и выведывая, все ли начальники в провинциальных, воеводских и приписных канцеляриях, тако ж и при прочих правлениях, в исполнении своих должностей исправны и о благе общем радетельны, все ли наблюдают законы и правосудие и не утесняют ли невинных разными дел проволочками, привязками и нападками...», «ибо чему подвержены подчинённые, не избавлен от того и начальник,впадающий в преступление, и вина его, по мере к нему простирающейся поверенности, вящею против подчинённого ему почитаема бывает».
Следует отметить и настойчивое стремление Екатерины II к оздоровлению нравов администрации вообще и местной в частности, причём её подход в этой области отличался от петровского, для которого характерна была форма воздействия преимущественно в виде наказаний. Борясь с весьма распространённым в тогдашней России злом – «лакомством», «бездельной корыстью», «акциденцией» – разными названиями, под которыми подразумевалось одно – взятка, Екатерина опиралась как на карающие статьи закона, так и на меры улучшения материального положения государственных служащих всех рангов, обеспечив их жалованием, т.е. стабильными денежными окладами, причём в масштабе губернии эти меры входили в перечень должностных обязанностей губернатора: «Хотя о душевредном лихоимстве и гнусных взятках многими строжайшими указами обнародовано, и мы особливо ныне надеемся, что все наши верноподданные, чувствуя материнское наше, определением достаточного им жалования, милосердие, не прикоснутся к столь мерзкому лакомству, прелестному только для однех подлых и ненасытных сребролюбием помрачённых душ. Однако, если б в которой губернии, противу чаяния нашего, таковой враг отечества и явился, то, по прямом изобличении в малом или в великом лихоимстве, может его губернатор не только немедленно лишить места, но и при своём доношении отослать к должному осуждению в юстицию».
Надо отдать справедливость стараниям Екатерины II и её сотрудников в 60-е гг. XVIII в.: они старались возвысить моральный уровень администрации, вселить в государственных чиновников на местах более возвышенное представление о самих себе, об их задачах и обязанностях как непосредственных носителей государственной власти разных рангов. В целом же Наставление губернаторам 1764 г. стало государственным актом, определившем новую эру в воззрениях верховной власти на высший орган власти областной (Полное Собрание Законов Российской Империи, с 1649 года. Т.XVI. С 28 июня 1762 по 1765 гг. Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. № 12137.С.716-720; Готье Ю.A. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. В 2 тт. Т.2. М.-Л., Изд-во АН СССР,1941. С.184-185).
Пристальное внимание Екатерины II к местному управлению, его структурам и должностям особенно усилилось под влиянием крестьянской воины под предводительством Е.И. Пугачёва. Ядром екатерининской административной реформы стало издание первого в истории русского права столь крупного акта, специально посвящённого местному управлению,– Учреждений для управления губерний Всероссийской Империи от 7 ноября 1775 г. /№ 14.392/, которым императрица очень гордилась (Российское Законодательство Х-ХХ веков, в 9 томах. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М.: Юрид. лит., 1987. С.167-169). В учреждениях была дана подробная регламентация всей системы местных органов управления и суда, их компетенции и деятельности. Здесь, в примерном штате губерний, было определено и местное руководящее звено: «2. Для управления же губернии или наместничества полагается государев наместник, или генерал-губернатор. З. В губернии или наместничестве учреждается правитель наместничества, или губернатор». В главе II «О чинах» было и определено место губернского руководства на служебной лестнице чинов, согласно петровской Табели о рангах: «Правитель, или губернатор, буде чина выше того не имеет, считается въ 4-м классе за уряд, пока в должности пребывает». Чину губернатора по штатской службе соответствовал президент коллегии, тайный советник, а по воинской службе – генерал-майор сухопутных войск или полковник гвардии, в придворных чинах – обер-гофмейстер и обер-камергер (Полное Собрание Законов Российской Империи. Т.ХХ. С 1775 по 1780 гг. Санкт-Петербург. Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. №14392. С.229-233; Российское Законодательство Х-ХХ веков. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. М.: Юрид. лит.,1986. С.56-57).
Лица на высшие должности в губернии, следуя петровской традиции, определялись лично монархом: «государев наместник, или генерал-губернатор, правитель или губернатор, поручик правителя, или вице-губернатор определяются от Императорскаго Величества».
В главе V «О должности губернского или наместническаго правления» статья 102 кратко говорит о губернаторе, но специальной главы, посвящённой ему, нет: «Во время отлучки из наместничества государева наместника правитель, или губернатор отправляет свою должность по данным губернаторам наказам и отправляет переписку с прилежащими к его губернии соседними внутренними и внешними провинциями. О пограничных же переписках губернатор, как и генерал-губернатор, уведомляет коллегию иностранных дел» (ПСЗРИ. Т.ХХ. №14392. С.229-284; Российское Законодательство X-XX вв. Т.5. С.186).
Генерал-губернаторы с петровских времён назначались в местностях, находившихся на военном положении. Обыкновенно они занимали и какой-то важный пост в вооруженных силах, но по объёму прав не отличались от губернаторов. На практике наместники, или генерал-губернаторы стояли не во главе одной губернии, а во главе группы этих административных единиц.
Особенностью екатерининских Учреждений о губерниях стало то, что было проведено разграничение функций местного управления (Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. В 22 тт. Т.7. Санкт-Петербург, 1902. С.688-690).
Такое положение о губернаторе утвердилось во второй половине ХVIII в., таким оно было и при учреждении и открытии Саратовской губернии в 1780-1781 гг.

* * *
Дальнейшее преобразование должности губернатора по российскому законодательству относится к XIX- началу XX вв.
В 1826 г. существовавшая ранее повсеместно должность генерал-губернатора была упразднена для большей части губерний; она была сохранена только в Санкт-Петербурге, Москве и пограничных губерниях.
3 июня 1837 г. в Общем наказе гражданским губернаторам был провозглашён принцип соединения в руках губернатора двух различных функций – надзора и активного управления с преимуществом функции надзора. Дальнейшие изменения, вносившиеся в течение XIX в. в губернские учреждения /часть российского законодательства, относившаяся к местной администрации/, имели одну общую и несомненную тенденцию: усилить функции губернаторского надзора и сократить функции губернаторского управления. На преобразование должности губернатора именно в этом направлении огромное влияние оказали Великие реформы, проводившиеся в царствование императора Александра II. Реформы крестьянская, земская и городская, введение всеобщей воинской повинности освободили губернатора от прежнего множества судебных и административных обязанностей, лежавших на нём; крестьянская, земская и городская реформы, кроме того, расширили сферу губернаторского надзора, увеличили необходимость в местной беспристрастной и надзирающей власти.
Вышедший 12 июня 1889 г. закон о создании института земских начальников /представителей административно-судебной власти в сельской местности/, при всех своих негативных сторонах, осуществил относительную децентрализацию местного управления, способствовал отделению от должности губернатора некоторых административных функций. Таким образом, в российском законодательстве XIX в. прослеживалась определённая тенденция освобождения губернаторской должности и от функции активного управления и постепенного превращения её в высший орган местного надзора.
По действовавшему до 1917 г. российскому законодательству должность губернатора имела двойственный характер. Во-первых, губернатор был представителем верховной власти в губернии, являясь в этом значении высшим органом местного надзора. Во-вторых, губернатор был местным органом почти всех министерств и в первую очередь – министерства внутренних дел. Именно в этом своем значении он являлся начальником, или правителем губернии (Там же).
Российское законодательство ХIХ-ХХ вв., имевшее в основе своей ещё екатерининские начала, так выдвигало на первый план значение губернатора как органа верховной или высшей правительственной власти в губернии: «Начальники губерний суть правители оных, определяемые с титулом губернаторов, по высочайшему благоусмотрению». «Губернаторы, как и главные начальники губерний / генерал-губернаторы/... определяются по непосредственному избранию и особому личному к ним доверию Его Императорского Величества».
Генерал-губернатор по отношению к губернатору был властью высшей, промежуточной между губернатором и верховной /царской/ властью, что определялось следующими положениями российского законодательства: «Губернатор и все прочия места и лица, составляющие губернское управление, действуя на основании уставов и учреждений, исполняют все законные требования, предложения и предписания генерал-губернатора» (Свод законов Российской Империи, дополненный по Продолжениям 1906,1908,1909 и 1910 гг. и позднейшим Узаконениям 1911 и 1912 гг./ Под ред.А.А. Добровольского. Сост. Н.Е. Озерецковский и П.С. Цыпкин. Кн.I. T.I-IV. Издание 2-е. СПб., 1913. С.618-626).
В своей должности губернатор определялся и увольнялся именными высочайшими указами и высочайшими приказами. Свои отчёты губернатор представлял непосредственно Государю Императору. Как представитель верховной власти, губернатор был поставлен выше всех должностных лиц губернии, хотя бы и не подчинённых ему в служебном отношении, несмотря на их сравнительное по классу должности или чину старшинство. Губернатор получал указы и повеления только от Императорского Величества и правительствующего сената; только им он представлял свои рапорты и донесения.
Вопросы временного или полного увольнения губернатора от должности, о назначении над ним следствия или предания его суду были невозможны без предварительного на то испрошения высочайшего разрешения через комитет министров.
В перечне общих обязанностей губернатора, как представителя высшей правительственной власти в губернии, в российском законодательстве XIX- нач. XX вв. превалировали функции надзора: «Губернаторы, как непосредственные начальники вверенных им Высочайшею Государя Императора волею губерний, суть первые в оных блюстители неприкосновенности верховных прав самодержавия, польз государства и повсеместнаго, точнаго исполнения законов, уставов, высочайших повелений, указов правительствующего сената и предписаний начальства».
Губернатор должен был иметь постоянное и тщательное попечение о благе жителей всех состояний управляемого им края, вникать в истинное положение и нужды губернии. Губернаторы был обязаны, действием данной им власти, охранять повсюду общественное спокойствие, безопасность всех и каждого, следить за соблюдением установленных правил и порядка. Губернатору поручались принятие необходимых мер для «сохранения народного здравия», обеспечения продовольствия в губернии, забота о «страждущих и беспомощных». Губернатору же предписывался и высший надзор за скорым исполнением всех законных постановлений и требований.

* * *
Губернаторский надзор проявлялся в двояком направлении: как надзор за должностными лицами – правительственными и общественными и как надзор за деятельностью учреждений – правительственных и общественных: «Губернатору, как представителю высшей правительственной в губернии власти, в лице котораго, по закону, сосредотачивается местный надзор за всеми находящимися в губернии гражданскаго ведомства административными учреждениями и должностными лицами, предоставлено право производить во всякое время общую и внезапную ревизию во всех помянутых установлениях».
Губернаторский надзор за должностными лицами выражался в том, что губернатор назначал или контролировал назначение чиновников до VII класса /надворный советник, равный подполковнику в армии или капитану 3-го ранга во флоте/ включительно. При этом губернаторы должны были «стараться в особенности, чтобы все места и должности по их ведомству были занимаемы достойными общего уважения и вполне благонадёжными чиновниками». Для этого по указанию губернатора собирались достоверные сведения о способностях, нравственных качествах и образе жизни как тех, которые ищут определения к местам от короны, так и поступающих в должности по выборам. Эти меры предписывались ещё законодательством от 3 июня 1837 г. и действовали вплоть до 1917 г. Губернатору предписывались надзор и забота за молодым поколением чиновников, при этом губернатор должен был печься о них не только как начальник, но «как отец семейства, коему поручаются дети благовоспитанныя для первых шагов на поприще службы», что регламентировалось рядом законов 1837-1890 гг. (СЗРИ, Доп. по Прод. С.628-690).
Все представления местного административного начальства, за исключением кадров контрольной палаты, шли через губернатора. При этом особое внимание уделялось занятию должностей по выборам дворянства. Губернатор, руководствуясь собранными «вернейшими сведениями о лице», мог поручить занятие вакантной должности по своему усмотрению надёжному чиновнику, предпочтительно из потомственного или личного дворянства, проживавшему в этой губернии.
При определении чиновников на должности губернатор должен был со строгой разборчивостью руководствоваться формулярными /послужными/ списками чиновников «или же особенными свидетельствами и представлениями, так и другими, хотя частным образом полученными, но достоверными сведениями о нравственных качествах сих кандидатов, об их способностях, более или менее испытанных, и общем о них мнении». Губернатор должен был наблюдать за тем, чтобы назначение чиновника на должность производилось только по закону. При этом речь шла не только о чиновниках классных должностей /ХIV-VII классов/, но и о низшей, вспомогательной части аппарата /канцелярские служители и др./. Управленческие кадры от высшего до низшего звена должны были быть людьми способными и благонадёжными. В законодательстве подчёркивалось, чтобы «к сим должностям не были допускаемы люди совершенно неспособные или же опороченные судом и коим воспрещена гражданская служба» (Законы 1837-1866 гг.).
В то же время губернатору предоставлялось право поощрения по службе достойных чиновников и канцелярских служителей, которые «исправляли свои должности с особенным усердием и с постоянной деятельностью и точностью». Губернатор при этом должен был сделать необходимые распоряжения о соразмерных с их трудами и заслугами наградах, выражавшихся в чинах, знаках отличия и денежных выдачах. Характерно, что всё чиновничество губернии, в том числе и вышедшие в отставку, должно было постоянно находиться в поле зрения губернатора, вплоть до персональных справок о заслугах, поведении, состоянии и семействах чиновников коронной или общественной службы.
Надзор за учреждениями со стороны губернатора производился в различных формах в зависимости от их ведомственной принадлежности, а также от того, имели ли они административный или общественный характер. В прямой зависимости от губернатора находились губернское правление, казённая палата, управление государственных имуществ, акцизное управление. Надзор над этими учреждениями выражался в том, что в случае каких-либо действий, не согласных с законом или распоряжениями начальства, губернатор немедленно прекращал эти действия, давал делу надлежащее направление и подвергал виновных взысканию (СЗРИ, Доп. по Прод. С.662-680).

* * *
Губернское правление было высшим после губернатора административным органом в губернии, управлявшее ей в силу законов, именем Императорского Величества. Надзор губернатора над учреждениями, не входившими в круг губернской администрации /сельскохозяйственные учреждения, почта, телеграф и пр./, был гораздо слабее. Губернатор мог только «поставить на вид» учреждению допущенное им нарушение, в важных случаях донести о том ближайшему или высшему начальству.
Надзор над общественными учреждениями выражался в праве губернатора утверждать обязательные для местных жителей общие постановления и некоторые, указанные в законе, частные распоряжения. Губернатор был вправе останавливать исполнение распоряжений в случае несогласия их с законом или общегосударственными интересами, или в случаях явного нарушения интересов местного населения. Губернатор также имел право ревизии исполнительных органов общественного управления, земских и городских управ и восстановления нарушенного ими порядка.
Кроме функции надзора в руках губернатора находилась функция активного управления губерний. Это управление осуществлялось через губернское правление (Большая энциклопедия. Т.7. С.889), которое имело по законодательству широкие задачи и функции. Оно должно было управлять делами общего благоустройства, охранять права личности и собственности, общую тишину, безопасность и спокойствие, заниматься вопросами здравоохранения и ветеринарии, продовольствия, хозяйства и промышленности, содействовать всем другим учреждениям в исполнении законов и понуждать подчиненные губернскому правлению органы и отдельных лиц к исполнению их служебных обязанностей.
Исходя из этих задач, в губернском правлении производились следующие дела:
1. По общему управлению губернией;
2. По охранению безопасности и общего спокойствия;
З. Дела по охранению народного здравия;
4. Дела по полиции хозяйственной;
5. Дела строительные и дорожные;
6. Дела по части казённого управления /финансы/;
7. Дела по межевой части и судебному управлению.
Губернское правление было подчинено непосредственно правительствующему сенату и состояло в ведомстве министерства внутренних дел.
Губернское правление состояло из общего присутствия и канцелярии. Общее присутствие губернского правления, под председательством губернатора, обычно составляли: вице-губернатор, советники, губернский врачебный инспектор, губернский инженер и в помощь ему губернский архитектор /с правом совещательного голоса/, губернский землемер и асессор. Все они именовались членами общего присутствия губернского правления. При этом вице-губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях по всем делам губернского правления, а прочие члены только по делам, касавшимся строительной, межевой или врачебной части, по принадлежности.
Канцелярия губернского правления подразделялась на отделения, каждое из которых находилось под руководством одного из советников /по назначению губернатора/ или других членов общего присутствия. Все они подчинялись в порядке делопроизводства и хозяйства вице-губернатору. Состав канцелярии общего присутствия, состоявшей под управлением секретаря, был следующим: помощник секретаря, чиновник по счётной и экзекуторской /хозяйственной/ части, редактор /он же начальник газетного стола/, бухгалтер, регистратор и архивариус с помощниками. Распорядительными отделениями канцелярии губернского правления заведывали советники. В строительном отделении, кроме губернских инженера и архитектора, по штату полагались также и младший инженер и архитектор, дополнительные техники и другие чины. Врачебное отделение, находившееся под управлением губернского врачебного инспектора, состояло из его помощника и фармацевта. В губернской чертёжной, находившейся под началом губернского землемера, служили его помощники и уездные землемеры. Число делопроизводителей, их помощников и вообще классных чиновников отделения канцелярии губернского правления определялось расписаниями, издававшимися министерством внутренних дел.
Один из числа советников, по представлению губернатора, утверждался министром внутренних дел в звании старшего.
Чиновники канцелярии губернского правления назначались в должности губернатором, по избранию их членами, каждый по своей части, и по представлению вице-губернатора.
При губернском правлении находились типография, архив и регистратура, а также специальный чиновник по счётной и экзекуторской частям. Губернскому правлению предоставлялось также право употреблять, с разрешения губернатора, состоявших при губернаторе чиновников особых поручений. Чиновники для особых поручений при губернаторе определялись самим губернатором. Но при этом губернатор ни в коем случае не мог назначать их из своих однофамильцев, а тем более из родственников по восходящей и нисходящей линии во всех степенях, а в боковых – до четвёртой степени включительно, или из свойственников также до четвёртой степени включительно. Все служебные перемены этих чиновников /перевод, отпуск, увольнение, удаление от должности и проч./ зависели от губернатора с соблюдением установленных правил.
Содержание штатных чиновников ни под каким предлогом не должно было быть уменьшаемо, если они были утверждены в должностях. Остатки от сумм, ассигнованных на содержание личного состава и канцелярские принадлежности, губернатор мог выдавать в награды и пособия наиболее достойным чиновникам правления при соблюдении общих сметных правил.
Власть губернского правления ограничивалась географическими пределами губернии, предметами управления и правами, предоставленными правлению.
Власть губернского правления, по законодательству, была «полицейская, в высшем значении, то есть судебно-полицейская, распорядительная, исполнительная и понудительная».
Губернское правление имело гербовый штемпель и печать с изображением герба губернии и с надписью кругом: печать такого-то губернского правления.

* * *
Права и обязанности членов губернского правления:
Председательское кресло в губернском правлении мог занимать только управляющий губернией. Вице-губернатор занимал первое после губернатора место, затем следовал старший советник, а потом прочие члены, по старшинству чинов, и асессор.
По законодательству прямое назначение вице-губернатора определялось следующим: 1. быть непосредственным помощником и сотрудником начальника губернии по всем частям её управления; 2. иметь ближайший и ответственный надзор по всем частям губернского правления, наблюдая вообще за делопроизводством, благоустройством и порядком в целом по губернии и в особенности в канцелярии присутствия; 3. заступать временно место /замещать/ губернатора в его отсутствие или выезд из губернии. В первом случае вице-губернатор подписывался: «Исправляющий должность», а во втором – «За губернатора».
Статус вице-губернатора состоял в следующем: 1. вице-губернатор непосредственно подчинён губернатору и должен по своему званию и для общего блага и пользы службы всемерно стараться быть истинным ему помощником; 3. вице-губернатор был старшим в губернии после губернатора лицом и во всех собраниях или заседаниях при присутствии губернатора занимал первое после него место, уступая старшинство, если не замещал губернатора, только одному губернскому предводителю дворянства.
Дабы во всякое время знать ход и положение дел, вице-губернатор должен был присутствовать, по мере возможности и не отвлекаясь от своих главнейших обязанностей по губернскому правлению, во всех губернских комитетах, комиссиях и учреждениях, состоявших под председательством губернатора.
Губернатор мог поручить вице-губернатору, в случае необходимости, вместо себя частное обозрение городских и уездных управлений, донося каждый раз о командировке вице-губернатора министру внутренних дел.
В отсутствие губернатора в губернском правлении вице-губернатор заменял председателя; но в решении дел, подлежавших рассмотрению в коллегиальном порядке, он имел только один голос наравне с прочими членами.
Наблюдая по губернскому правлению за порядком по всем его частям, вице-губернатор должен был исправлять всякую замеченную им неисправность или упущение в форме наставлений и взысканий, а в более значительных случаях доводить о происшедшем до сведения губернатора. При этом, в зависимости от степени вины, наказание могло быть усилено вплоть до ареста на недельный срок.
Особенное назначение старшего советника состояло в исправлении им должности вице-губернатора В случае его временного отсутствия. Тогда старший советник подписывался «За вице-губернатора», принимал на себя все его права и обязанности по губернскому правлению, а своё отделение на это время передавал асессору.
Не управляя отдельной частью, асессор заседал в присутствии с правами члена, но главная его обязанность состояла в замещении временно выбывшего по какому-либо случаю советника, а в остальное время он исполнял другие поручения.
Подведомственные губернскому правлению дела производились в его отделениях под ведением членов, а В канцелярии общего присутствия – под ведением секретаря, а вообще же по всему правлению – под наблюдением вице-губернатора.
Властью губернатора разрешались следующие дела по губернскому правлению: 1. дела, касавшиеся службы чиновников и лиц, служащих по выборам /определение на службу и увольнение, представление к чинам, наградам, знакам отличия, пенсиям, пособиям и тому подобное; 2. распоряжения по охране народного здравия, мерах по пресечению заразных и повальных болезней на людях и скоте; о производстве переписи населения; по взысканию недоимок; о допущении иностранцев к присяге на подданство России; разрешение на устройство фабрик, заводов, хозяйственных и промышленных заведений; открытие частных типографий, литографий и металлографий; по надзору за тюрьмами; по устройству в городах и селениях торговых площадей, рынков и т.п.; 3. по врачебному отделению: освидетельствование больных для определения имущественных прав, по службе и др.; открытие аптек, определение и увольнение городовых и уездных врачей и фармацевтов.
Дела по губернскому правлению, решавшиеся вице-губернатором, были следующие: 1. переписка, касавшаяся самого губернского правления и его аппарата /по хозяйственной части, о выдаче жалованья, по составлению отчётности по делопроизводству, выдача чиновникам свидетельств о вступлении в брак и т.д.; 2. исполнение законных предписаний и требований разных инстанций и должностных лиц /обнародование вновь изданных законов, указов и других высочайших повелений в официозе губернского правления /губернские ведомости/; распоряжения об исполнении судебных приговоров; о водворении возвращённых из Сибири людей; выдача копий с актов, документов и состоявшихся постановлений.
Вошедшее в законную силу постановление губернского правления ни им самим, ни другим каким-либо лицом или местом /учреждением/, кроме Императорского Величества и правительствующего сената, изменено или отменено быть не могло (СЗРИ, Доп. по Прод. С.662-694).
Деятельность губернского правления дополнялась различными совещательными учреждениями губернии, которых могло насчитываться до полутора десятков. Ими были присутствия, комитеты, комиссии, составленные из чиновников губернии, иногда с привлечением представителей городского и земского самоуправления. В ряде присутствий соответствующими министерствами назначались непременные члены – представители соответствующего министерства. С помощью некоторых из этих учреждений губернатор осуществлял надзор за новыми пореформенными учреждениями. Так, с помощью губернского по крестьянским делам присутствия /1861-1889 гг./ и губернского присутствия /1889-1917/ губернатор осуществлял надзор за крестьянскими сословными органами. С помощью губернского по городским делам присутствия /1870-1892/ и губернского по земским и городским делам присутствия /1892-1917/ губернатор осуществлял надзор за городскими и земскими органами самоуправления. С помощью губернского по фабричным делам присутствия /1886-1917/ – за фабрично-заводской промышленностью и рабочим движением. Другие присутствия и комитеты помогали губернатору осуществлять надзор за различными важными сторонами жизни губернии: губернское по воинской повинности присутствие /1874-1917/, губернское по питейным делам присутствие/1885-1917/, губернский распорядительный комитет /1876-1917/, губернский лесоохранительный комитет /1888-1917/, губернский статистический комитет, ежегодно издававший губернские памятные книжки и адрес-календари – статистические и справочные сведения о губернии.
Жизнь вносила коррективы в двустороннюю деятельность губернатора, опиравшегося на подведомственные ему структуры. Революционное и общественные движения и общественный подъем 60-70-х гг. ХIХ в. толкали правительство на усиление власти губернатора. В 1866 г. губернаторы получили право ревизии всех гражданских учреждений губернии независимо от ведомственной принадлежности, а положение комитета министров от 13 июля 1876 г. давало губернаторам право для «правильного исполнения узаконений о благочинии и безопасности» издавать «обязательные постановления» о запрете собрании, органов печати и пр.

* * *
С 80-х гг. значение губернатора возрастает. Он получил право влияния на судебные органы /просмотр списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, списков присяжных заседателей/; с 1889 г. губернатор делается председателем губернского присутствия – административно-судебного учреждения для крестьянских сословных учреждений и органов надзора за ними /земских начальников/. С 1904 г. губернатор стал председателем губернского «особого совещания», в состав которого входили начальник губернского жандармского управления и прокурор окружного суда. Это совещание руководило производством дознаний по государственным преступлениям (Ерошкин Н.П. Указ. соч. С.229-231).
Таким образом, по мере развития в стране революционного движения, по законодательству определявшегося как государственные преступления, усиливалась и административно-надзорная, с креном в полицейскую, сторона деятельности губернатора. В начале ХХ в. усилился элемент личного участия губернатора в подвластной губернии: надзор и непосредственная администрация все более стали сосредотачиваться в одних руках. Однако это не означало, что превалирующей стороной деятельности губернатора обязательно должны были быть ужесточение администрирования и полицейская всеохватность надзора.
Вопрос о реформе должности губернатора был предметом деятельности множества правительственных комиссий, начиная с 20-х гг. XIX столетия. И если вековая законодательная работа не привела тогда к положительным результатам, то во всяком случае она выяснила принцип будущей, настоятельно необходимой, реформы. В проектах статс-секретаря и сенатора Михаила Андреевича Балугьянского, знатока юридических наук, и статс-секретаря Михаила Михайловича Сперанского /они вместе работали в комиссии по составлению законов/, в трудах комиссии 1826 г., в проектах комиссии 1861 и 1862 гг., в отзывах начальников губерний, в записках сенаторов, обозревавших губернии в 1880 г., в проектах кахановской комиссии 1881 г. по cocтавлению проектов местного управления выдвигались одни и те же начала местной административной реформы. Эти начала сводились к следующему:
1. Важнейшие административные дела по активному управлению губернией должны решаться независимым коллегиальным учреждением, в действительном смысле этого слова, под председательством губернатора;
2. Губернатор должен быть освобожден от ФУНКЦИЙ активного управления; он должен быть выведен из зависимости от министерства внутренних дел и обратиться в орган общеправительственной власти в губернии;
3. Губернаторский надзор должен быть общеправительственным надзором; он должен распространяться на все местные учреждения, кроме контрольных и судебных, всех центральных ведомств (Большая энциклопедия. Т.7. С.688-690).

* * *
Должность губернатора прекратила свое существование в связи с февральской революций 1917 г. Временное правительство заменило губернаторов губернскими комиссарами, однако сохранило всю систему губернских учреждений. Параллельно складывалась система Советов. Окончательно весь старый губернский административно-управленческий аппарат был ликвидирован октябрьской революцией 1917 г.


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 148Итоговая оценка: 3Прислать новость
Ирина
Спасибо большое автору! С интересом прочитала! Руководителям бы области почитать, пусть выводы делают опираясь на историю, а не придумывают невесть что..
26/09/2017 22:43
А они и делают выводы, опираясь на историю. Автор несомненно подал очень интересный материал, но этот материал лишь одна сторона медали. Вторая сторона-это фактическое исполнение должностных обязанностей(скажем так) конкретными губернаторами,напрмер,в саратовской губернии. матерал по этой теме не менее интересен, ибо он и позволит увидеть огромную разницу между изложенным в законодательных нормах и реальном исполнением этих норм губернаторами. Вот где масса чудаков всплывет над губернаторским креслом, да так активно всплывет, что в XXI век выплывет.
28/09/2017 13:34
Флинт
С удовольствием прочитал, содержательная и познавательная статейка. Думаю что у нас в лучшем случае главы субьектов но не как не Губернаторы, так воровские люди, а клоунада на выборах не соотвествует этому высокому исторически сложившейся в свое время положению, должности, званию. Хотелось бы чтоб это звание присваивалось главам жителями субьектов через два года после пребывания на должности после выборов, но присвоение этого звания должно быть прозрачным, чтоб любой из граждан субекта мог его опротестовать и создать свою комиссию, что называется словом и делом. Не получил звание губернатора досвидос, на следующие выборы не выходит, а дела оного главы расследуются и им дается государственная и судебная оценка. На мой взгляд это будет справедливо, надо начинать с головы.
30/09/2017 21:13
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
Союз Тархова
Свободная пресса - Поволжье
№9-10(205), сентябрь-октябрь 2017 г.№9-10(205), сентябрь-октябрь 2017 г.
Каким образом вы получили ваше жилье?
Оставить комментарий
НВК

Новости

Частное мнение

14/12/2017 12:06
Неклассический подход, или Миллиард долларов за сложные задачи
Неклассический подход, или Миллиард долларов за сложные задачиЭксклюзивное программное интервью с кандидатом в президенты
05/12/2017 16:36
Ситуация вокруг «Торэкса» начала угрожать региону социальными  рисками
Ситуация вокруг «Торэкса» начала угрожать региону социальными рисками | Отзывов: 12Депутаты и общественники пообещали не дать захватить успешное предприятие
01/12/2017 18:28
Григорий Вингурт: «Счастье — это талант заниматься любимым делом и не замечать того, чего ты не имеешь»
Григорий Вингурт: «Счастье — это талант заниматься любимым делом и не замечать того, чего ты не имеешь» | Отзывов: 8Патриарх саратовской тележурналистики рассказал о важных вещах, которым стоит учиться
28/11/2017 10:09
Стоит ли за проблемами саратовских дольщиков одна организованная группа?
Стоит ли за проблемами саратовских дольщиков одна организованная группа? | Отзывов: 85Расследование «ОМ» по следам ЖСК «Капитель-2002»
21/11/2017 17:02
В Саратове расследуется дело о сборе с коммерсантов денег на строительство церкви
В Саратове расследуется дело о сборе с коммерсантов денег на строительство церкви | Отзывов: 95Его фигурантка, бывшая чиновница Елена Никитина, в интервью рассказывает свою версию предпосылок преследования
Оркестр Саратовского театра оперы и балета

СПЕЦПРОЕКТЫ

17/03/2017 17:30
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом
Толковый саратовский словарь: «Юрик» - Яхимовича дом | Отзывов: 3Малая энциклопедия большого города
28/02/2017 16:59
«Грош цена»: сколько стоит репчатый лук
«Грош цена»: сколько стоит репчатый лук | Отзывов: 1Сравниваем цены в магазинах и на рынках города
04/09/2017 14:14
Режем look. Всеволод Хаценко
Режем look. Всеволод Хаценко | Отзывов: 7Фотокамера г-на Хаценко любит, да и он, судя по всему, лишний раз пофотографироваться всегда «за» — хоть в цилиндре, хоть в кольчуге

Блоги

Полезные советы

Поиск по дате
« 16 Декабря 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ