Кинолента «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина - показательный пример формы, пришедшей в критическое противоречие с содержанием. Формально это довольно буквальный, хотя и выборочный пересказ «Компромисса» Довлатова, по видеоряду — стилизация под оттепельное кино (хотя действие, как известно, происходит в самый что ни на есть застой), по идейному заряду — ностальгическая слеза по эпохе развитого социализма.
В общем, проблемы начинаются с титров. «Конец прекрасной эпохи» это, понятно, из Бродского, но большинство зрителей примет это название в лоб, тем более что фильм этому прямо способствует. В любом случае это не емкое довлатовское определение «компромисс», которое и про советскую Прибалтику как полузаграницу, и про собственную сделку с совестью, и про «их» компромисс — короткую диссидентскую вольницу.
Надо признать, фильм полностью оправдывает смену названия: никаких особых душевных терзаний и уступок идеалам у главного героя не наблюдается, а вот — прекрасной эпохи хоть отбавляй. В сюжет даже введен новый персонаж, добрый милиционер в исполнении Гармаша, который просит у опального журналиста почитать запрещенную книгу, а потом отпускает его из участка. Также в наличии хорошие костюмы, сексуально раскрепощенные комсомолки, обильная закуска и ответственный секретарь газеты с внешностью Светланы Ходченковой. Жизнь Лентулова-Довлатова представлена как череда приятных и необязательных приключений. Честно говоря, нужно быть неблагодарной свиньей, чтобы по этому поводу находиться в мало-мальских разногласиях с властью. Также необходимо отметить, что для человека, который постоянно пьет, главный герой на удивление хорошо выглядит. «Самурая» с Аленом Делоном видели? Вот примерно настолько хорошо.
Главная беда, конечно — подбор актера на главную роль. Второстепенные сплошь хороши, особенно удался редактор Туронок. Но Иван Колесников, который почти все время находится в кадре, выглядит так будто заблудился в павильонах «Мосфильма». Возможно, на самом деле он должен был играть в какой-нибудь сатире на паразитирующий креативный класс. Иначе не понятно, как этот лощеный, насмешливый и снисходительный чувак мог подобраться к фильму по Довлатову. Он произносит те же реплики, что и в книге, примерно в тех же обстоятельствах, но в его исполнении они приобретают неизъяснимый оттенок пошлости. «Посторонним сюда нельзя — А потусторонним можно?» Ва-абще не смешно. Да, это довлатовские слова, но в «Компромиссе» очень плотный и быстрый, если так можно выразиться, текст, там от этих диалогов не успеваешь опомниться, а в фильме любая выхваченная фраза тянет на полноценную репризу. Только закадрового смеха не хватает.
Тут, конечно, впору задуматься, а может экранизация просто напросто обнажает слабость довлатовского материала. Может, и правда, как говорят иные недоброжелатели, за ловкостью пера и самоиронией прячутся не экзистенциальные драмы, а сытость вполне благополучного обывателя, картонные враги, смехотворные обиды. Это интересная теория, что Говорухин специально позвал актера из дневных сериалов на НТВ, чтобы он выставил современника режиссера самовлюбленным и глуповатым пустобрехом. Но если так, то сделано это со злостью, без изящества. Через год своего «Довлатова» покажет Алексей Герман-младший. Там и посмотрим заказан ли Сергею Донатовичу путь из литературы на экраны.
________
Реклама
Для выполнения массажа необходимо специальное оборудование. На сайте http://saratov.massage-stol.ru Вашему вниманию представлен огромный ассортимент массажных столов для выполнения качественных услуг. Также здесь можно приобрести дополнительные аксессуары. Заходите и делайте свой выбор.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: