25 Апреля 2024, Четверг, 14:04 ВКонтакте Twitter

Столетьем прежде: саратовские «отцы города» начала ХХ века

18/02/2014 10:03


От редакции. Представляем вашему вниманию диалог нашего корреспондента с историком Евгением Ардабацким, посвящённый «первым лицам» нашего города и истории городского управления в Российской Империи на примере Саратова.

А.М.: Евгений Николаевич, вам не кажется, что заголовок несколько ироничный: он подразумевает отрицательные личные и должностные качества представителей городской власти?
Е.А.: Я так не думаю, двусмысленности по отношению к городскому руководству Саратова столетней давности здесь быть не может, в чём вы убедитесь, познакомившись с саратовскими городскими головами начала ХХ столетия.
Сам же термин «отцы города» с гоголевских «Мёртвых душ» характеризовал «сильных людей» губернского города – вице-губернатора, прокурора, председателей различных палат и присутствий. Но ведь всё зависит не от официальной должности, а от личности человека, исправляющего эту должность. В последовательном ряду почти трёх десятков саратовских городских голов, руководивших городским управлением нашего города с 1785 по 1917 гг., особый интерес своими инициативами и результативностью работы представляют общественные деятели эпохи царствования императора Николая II, чья служба принесла Саратову ощутимую пользу. Этими давно забытыми городскими головами были: Н.П. Фролов (1895 – 1901), А.О. Немировский (1901 – 1905), В.А. Коробков (1905 – 1912), М.Ф. Волков (1914 – 1917).
Ряд саратовских городских голов логично дополняют и их заместители – В.И. Алмазов (1906 – 1910) и А.А. Яковлев(1911 – 1917), исполнявший обязанности городского головы с конца апреля по начало августа 1917 г.
А.М.: Прежде чем перейти к их личностной и должностной оценке, хотя бы кратко поясните сущность должности городского головы.
Е.А.: До городской реформы 1870 г. городской голова был почтенный, состоятельный человек из гильдейного купечества, набравшего силу в XVIII – ХIХ вв. Служили тогда городские головы по сословной обязанности выборной службы без официального жалования, избираясь на трёхлетия иногда по нескольку раз. Городской голова лично имел ещё небольшие полномочия и в основном исполнял чисто представительские функции. Он охранял порядок при общественных выборах, председательствовал в сиротском суде и городском депутатском собрании, участвовал в распределении земских повинностей, в некоторых комиссиях и комитетах. Находясь под непосредственным руководством и опекой губернатора и губернского правления, городские головы довольно удовлетворительно исполняли свои несложные обязанности.
Наиболее известными саратовскими городскими головами дореформенного периода избирались гильдейные купцы Е.Н. Карпов, О.Ф. Горбунов, И.А. Волков, Д.М. Вакуров, П.Ф. Тюльпин, Л.С. Масленников, П.И. Кокуев.
А.М.: Избирались городские головы из купечества, значит, и в дореволюционной России была своего рода традиция избираемой власти?
Е.А.: Проблема выборной власти в отечественной истории – большая и интересная тема. Кратко можно сказать, что после уничтожения Москвой в конце ХV века выборной государственности вольного «Господина Великого Новгорода» с выборными посадником, тысяцким, кончанскими и уличанскими старостами, выборными воеводами и выборным архиепископом – выборности должностных лиц в Московском государстве не стало. Очень надолго утвердилась и стала традиционной жёсткая вертикаль власти с назначаемыми сверху управленцами. Редким, ярким и результативным всплеском проявления народного самоуправления и выборности было Смутное время начала ХVII в., когда, убедившись в полном предательстве и государственном банкротстве московских властей, служивших интервентам – полякам, русский народ сам стал организовываться в городовые советы, в Совет Всея Земли – эту вершину русских земских соборов, наконец – в народные ополчения – и сумел победить как внешних врагов, так и одолеть внутренних предателей и восстановить утраченную государственность. «Выборный Всею Землёю человек». Кузьма Минин – вот настоящий народный заступник и воплощение совести русского народа.
Утвердившаяся новая династия царей Романовых до середины ХVII в. ещё терпела выборных депутатов земских соборов, досаждавших власти своими челобитными, но к концу ХVII в. с соборами и выборностью было покончено. Эти предтечи российского парламентаризма не стали его фундаментом, оторванные столетиями самодержавного управления от запоздалого, вынужденного и краткого мига деятельности государственных дум четырёх созывов.
Правда, в эпоху просвещённого абсолютизма Екатерины II, в 1766, 1775 и 1785 гг., императрица ввела сословную выборность для дворянства и горожан.
Но только одна из великих реформ преобразовательной эпохи Александра II – городская реформа, основанная на введении нового городового положения 16 июня 1870 г., утвердила строй городского общественного управления и хозяйства на началах выборности и самоуправления. Пункт 5 главы 1 городового положения утверждал: «Городское общественное управление, в пределах предоставленной ему власти, действует самостоятельно», хотя рядом статей был определён и порядок утверждения и контроля правительственными властями действий городского самоуправления.
Срок выборной службы гласных (городских депутатов) городской думы, городского головы и выборных членов управы удлинился – они теперь избирались на четырёхлетие (вместо прежнего трёхлетия).
Однако цензовые условия выборов лишали избирательного права лиц, не имевших недвижимости, в категорию которых обычно попадали и люди умственного труда. А среди них были чиновники, лица свободных профессий, состоятельные и образованные люди, знания и общественная позиция которых могли бы быть весьма полезны городскому самоуправлению.
А.М.: В чём законодательная новизна городской реформы 1870 г.?
Е.А.: Городская реформа 1870 г. усилила полномочия и усложнила обязанности городского головы. Теперь он стал работником города, а не только его представителем перед губернской администраций. При своём избрании он утверждался в должности министром внутренних дел. Общественное служение гласных городской думы было безвозмездным, но городскому голове и немногочисленным должностным лицам городской управы стали платить жалованье, за которое требовались большая и ответственная работа, детальное знание городского хозяйства, исполнение множества разнородных обязанностей в одном из самых трудных видов управления – городском.
Всё это требовало от городского головы высшего образования, специальной подготовки в разных областях, особенно – в юридической и финансовой.
Юридический статус городского головы наделял его правами одновременно быть председателем как исполнительного органа – городской управы, так и распорядительного – городской думы, чью деятельность он координировал. Городской голова определял повестку дня думских заседаний; под его личную ответственность печатались доклады по делам, назначенным к слушанию в думе. Только через посредство городского головы дума могла приглашать на свои заседания посторонних лиц для дачи объяснений. Предложения гласных вносились в думу только через городского голову.
Должности городского головы, членов городской управы и городского секретаря (секретаря думы) замещались по выбору городской думы. Должностным лицам городского самоуправления ещё не присваивалось прав государственной службы (за исключением городского секретаря в губернских городах).
Лица, избранные в городские головы, в гласные думы, в члены городской управы и в другие должности общественного управления перед вступлением в должность приносили, каждый по своей вере, присягу о добросовестном исполнении принимаемых ими на себя обязанностей.
В Саратове городскими головами реформированного городского общественного управления были первогильдейные купцы: В.П. Гусев (1870 – 1875), А.И. Недошивин (1875 – 1891 – четыре четырёхлетья подряд!), А.Н. Епифанов (1891 – 1895).
А.М.: То есть можно говорить о линейно-поступательном развитии нашего отечественного городского самоуправления?
Е.А.: Нет, городское самоуправление, провозглашённое в 1870 г., в российском законодательстве недолго оставалось неизменным. Самоуправление пугало чиновничьи круги своей необычной независимостью от власти. Уже в первой половине 80-х гг. ХIХ столетия в государственных кругах на смену «общественной теории» самоуправления приходит «государственная теория» общественного управления. Согласно этой теории, существование особых местных интересов, отличных от государственных, отрицалось, а признавалось только государственное значение деятельности земств, городских дум и управ. Городские думы и управы стали рассматриваться как учреждения, выполняющие на местах государственные задачи, делегированные им правительственной властью.
Поэтому к середине 80-х годов, в связи со сменой концепции, правительство нового императора Александра III решило не продолжать расширение самостоятельности органов городского самоуправления. Более того, оно находило не оправдавшими себя пределы независимости, установленные городовым положением 1870 г. По словам известного исследователя В.А. Нардовой «сужение самостоятельности городских дум, усиление надзора над ними – такова генеральная установка преобразования городского самоуправления, которая отчётливо прослеживалась в новом проекте городской реформы».
Предпринимая новые реформы в области самоуправления – земскую (1890 г.) и вслед за ней городскую (1892 г.), правительство стремилось устранить им же дарованную самостоятельность и обособленность земств, городских дум и управ, сделав их составной частью государственного аппарата власти и управления.
В то же время необходимость коренного преобразования городского самоуправления обосновывалась и неудовлетворительным состоянием городского хозяйства. Достичь его улучшения предполагалось качественным изменением состава городских дум и усилением правительственного контроля их деятельности.
Новая городская реформа (в советской историографии именовавшаяся «контрреформой»), проводившаяся по городовому положению 11 июня 1892 г., коренным образом меняла характер отношений между органами государственной власти и городскими думами. Ограничение самостоятельности органов городского общественного управления шло и по линии их огосударствления. Ни одна из статей нового городового положения не содержала даже декларативного признания «самостоятельности» общественного управления. Каждый шаг фактически оказывался под контролем коронной администрации – губернатора и его аппарата.
Существенные изменения были внесены в закон о выборах. Устанавливался высокий имущественный ценз, ограничивавший корпус городских избирателей только наиболее состоятельной частью горожан. Практически в выборах участвовало от 4 до 6 процентов населения города.
Обязанности гласных по-прежнему исполнялись безвозмездно, но отныне городской голова стал главным представителем городского самоуправления от правительства. Заступающий место городского головы (его заместитель), городской секретарь, немногочисленные члены управы также считались состоящими на государственной службе. Все они увольнялись с должности только администраций, могли подвергаться взысканиям не только по суду, но и по административной линии.
Содержание всем должностным лицам общественного управления города производилось в размерах, определённых думой до выборов, но не должно было превышать законодательные рамки. Как правило, годовое жалованье городского головы составляло 5 тысяч рублей.
Городской голова осуществлял общий надзор за правильным ведением дел в управе и подведомственных ей учреждениях. Все его распоряжения были обязательны к исполнению членами и аппаратом управы и всех структур городского самоуправления.
Совмещение двух важнейших должностей городского самоуправления в одном лице исходило из практических соображений (правильное руководство думскими заседаниями, знание важности и неотложности обсуждаемых дел, интересы правительственного надзора и контроля). Городской голова при этом, кроме обязанностей члена управы, выполнял функции председателя на заседаниях думы и управы.
Городской голова принимал главенствующее участие в работе всех многочисленных городских исполнительных и подготовительных комиссий, был реальным руководителем органов городского самоуправления. Именно на нём лежала вся моральная и материальная ответственность за правильное и законное ведение всех дел городского управления, за удачное выполнение всех начинаний и постановлений городской думы.
А.М.: Что можно сказать о городских выборах, какова была их особенность?
Е.А.: Особенность была в сохранении, пусть ограниченного разными цензами, но права выбора. Ведь выборы по-прежнему были законодательно установлены только для дворянства (предводители уездные и губернские), земства, органов правительственно-дворянского надзора (мировые посредники), выборных органов суда (мировые судьи) и городов – губернских, уездных и отчасти безуездных.
Думается, что небезынтересны для нашего времени правила проведения городских выборов, имевшие не только цензовые рамки, но и определённый нравственный акцент. Эти нормы законодательно регулировали круг полномочий городского головы, а также наказания за преступления и проступки по должности штатных лиц городского самоуправления.
Примечательно, что в городских выборах не имели права участвовать губернатор и чиновники губернского правления, курировавшие работу органов городского самоуправления (председатель и члены местного по земским и городским или по городским делам присутствия); священно- и церковнслужители христианских исповеданий; местные чины прокурорского надзора; а также лица, занимавшие полицейские должности в губернии.
Права участвовать в выборах (лично за себя и в качестве представителей) лишался ряд категорий лиц, нарушивших закон. Это были лица: подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой ограничение прав состояния либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обман имущества и ростовщичество.
Другие преступные деяния не допускали участия в выборах также следующих категорий лиц: отрешённых по судебным приговорам от должности в течение 3 лет со времени отрешения; состоявших под следствием или судом по обвинениям в преступных действиях; подвергшихся несостоятельности (обанкротившиеся); лишённых духовного сана или звания за пороки или же исключённых из среды обществ и дворянских собраний по приговорам своих сословий; состоявших под гласным надзором полиции; содержателей и сидельцев питейных заведений; лиц, имевших недоимки по городским сборам.
В то же время городским головам, их товарищам (заместителям), членам городских управ и другим служащим в учреждениях городского общественного управления запрещалось участвовать в приобретении имуществ, продажа которых была возложена на них по службе.
Гласные, привлечённые к судебной ответственности за преступления или проступки, устранялись из состава думы впредь до окончания возбуждённого о них судебного производства.
Городской голова, его товарищ или помощник, члены управы и городской секретарь за преступления и проступки по должности подвергались ответственности в порядке дисциплинарного производства или по приговорам уголовного суда. Дела об ответственности таковых нарушителей возбуждались постановлениями думы или распоряжением губернатора и передавались для разбирательства в губернское по городским и земским делам присутствие или в окружной суд. Но предаваться суду должностные лица губернских городов могли только постановлениями совета министра внутренних дел, с утверждения самого министра.
Дела же об ответственности подчинённых управе должностных лиц (в том числе служивших по найму) за преступления по службе возбуждались предложениями губернатора или представителями думы и управы. Эти лица за должностные преступления предавались суду губернским по земским и городским делам присутствием и подлежали ответственности на одинаковом основании с лицами, состоявшими на государственной службе.
Эти общероссийские законодательные нормы не нашли, однако, практического применения в саратовском городском самоуправлении конца ХIХ – начала ХХ вв.
В архивных материалах ГАСО не прослеживаются следы нарушений, а тем более преступлений тогдашних саратовских городских голов и немногочисленного состава аппарата городской управы.
А.М.: Но, несмотря на все законодательные недостатки городового положения 1892 г., небезынтересно вспомнить, чем же должно было заниматься до 1917 г. городское общественное управление?
Е.А.: Широкий круг его деятельности определялся множеством статей городового положения 1892 г. и последующих продолжений и дополнений 1906 – 1913 гг.
Предметами ведомства городского общественного управления были не только «заведывание установленными в пользу городских поселений сборами и повинностями» и «заведывание капиталами и другими имуществами городского поселения».
Жизненно важными для городского населения было обязательное «попечение» думы и управы по ряду статей. Это и статьи «об устранении недостатка продовольственных средств», о «содержании в исправности и устройстве состоящих в ведении общественного управления улиц, площадей, мостовых, набережных, пристаней, тротуаров, общественных садов». Обязательными были забота о «содержании в исправности водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав, мостов, гатей и переправ, а также освещения городского поселения».
Городские дума и управа должны были иметь «попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства», об «устройстве благотворительных и лечебных заведений и заведывание ими».
Гласные (выбранные депутаты) дум через управу и многочисленные комиссии, где они трудились безвозмездно, должны были участвовать «в мероприятиях по охранению народного здравия, в развитии средств врачебной помощи городскому населению, изысканию способов к улучшению местных условий в санитарном отношении». Они же должны были заботиться о «лучшем устройстве городского поселения по утверждённым планам, а также о мерах предосторожности против пожаров и других бедствий».
На городское общественное управление ложилось «попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участи в заведывании учебными заведениями»; «попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и других подобного рода общеполезных учреждений».
Городское общественное управление должно было способствовать развитию местной торговли и промышленности, устройству рынков и базаров, осуществлять «надзор за правильным производством торговли».
Кроме того, городскому общественному управлению «предоставлялось иметь попечение об устройстве православных храмов и поддержании их в исправности и благолепии, а равно попечение об учреждениях, имеющих целью укрепление религиозного чувства и поднятии нравственности городского населения».
А.М.: Интересно было бы перейти к конкретным фигурам саратовского городского самоуправления.
Е.А.: Рассмотрим инициативы и деяния саратовских «отцов города» столетней давности – этих новых для Саратовского городского руководства людей, обобщённо прозванных в те времена «новодумцами».
Происхождение теперь было уже не только купеческим, которое было законодательно утверждённой сословной монополией дореформенного периода. Городовое положение 1870 – 1892 гг. утвердило новый принцип всесословности в выборном городском руководстве. Поэтому среди новых городских голов наряду с традиционным купцом новой формации мы встречаем и дворянина, и крестьянского сына, пожалованного личным дворянством, но самое главное – служилого интеллигента.
Так, Фролов Николай Петрович (1847 – 1901) происходил из потомственных дворян Рязанской губернии. Немировский Александр Осипович. (1844 – 1914) был выходцем из купеческой семьи г. Полтавы. Коробков Владимир Аполлонович, по происхождению купеческий сын, стал купцом II гильдии. Волков Михаил Фёдорович (1853 – 1934) из мещанского сословия г. Вольска. Алмазов Василий Иванович (1857 – после 1917) из крестьян Саратовской губернии. Яковлев Александр Александрович (1864 – после 1917) из потомственных дворян Саратовской губернии.
И если происхождение этих людей социально различалось, то общей чертой, их объединявшей, была принадлежность к слою городской служилой интеллигенции.
А.М.: Какое образование было необходимо городскому голове?
Е.А.: А.О. Немировский в своём труде по реформе городского самоуправления выделяет проблему востребования квалифицированных кадров в выборно-штатном составе городского самоуправления: «Казалось бы, и для нас наступило время предъявить некоторые требования к лицам, претендующим стать во главе городского управления: хотя бы знакомства со счетоводством от членов управы, заведующих кассой и бухгалтерией, или известных технических знаний от заведующих городскими строительными работами или сооружениями. В особенности важно знакомство со счетоводством».
Исходя из личного опыта долголетней городской службы по выбору, Немировский образно показывает дальнейшую невозможность руководства развивавшимися городами прежними купеческой складки «Тит Титычами»: «Кому из прикасавшихся близко к городскому делу неизвестны та невообразимая путаница в городских отчётах, те нескончаемые пререкания и споры городских управ с ревизионными комиссиями, то беспомощное состояние городского головы или члена управы, блуждающего в неведомых ему дебрях дебетов, кредитов, активов, пассивов, онколей, переходящих сумм и проч., и принуждённого, силою вещей, в конце концов признать правильным массу непонятных ему цифр, ряд не проверенных им данных».
Вполне оправданно Немировский считал необходимым условием избрания и утверждения городского головы обязательность образовательного ценза.
А.О. Немировский подчёркивал, что уже городовое положение 1870 г. поставило новые требования к руководителю городского самоуправления – «немного лет спустя после введения реформы городского строя мы вместо обычного типа городского головы – увешанного медалями храмоздателя и благотворителя – видим в управлении Москвы таких дворян, как князь Щербатов, таких учёных, как Чичерин. Дальше требования, предъявляемые к городскому голове, растут и высятся: голова-купец постепенно отходит, уступая место голове-интеллигенту, голове-юристу и технику и проч. И само собою понятно, что чем дальше, тем более основательное понадобится образование, тем солиднее и разнообразнее понадобятся сведения для ведения городского дела».
А.М.: Значит, в городском самоуправлении Саратова городские головы начала ХХ столетия уже были людьми нового поколения?
Е.А.: Да, все они имели высшее образование, что соответствовало возросшим требования городской выборной службы при интенсивном росте городов, расширении и углублении проблем городского управления.
Так, Н.П. Фролов – юрист, окончил Харьковский университет. А.О. Немировский – юрист, кандидат права, окончил Новороссийский (Одесса) университет. В.А. Коробков – юрист. М.Ф. Волков – врач-окулист, окончил Императорскую медико-хирургическую академию в Петербурге. В.И. Алмазов – врач, окончил медицинский факультет Казанского университета. А.А. Яковлев – естественник, окончил С.-Петербургский университет со степенью кандидата естественных наук.
Само собой разумеется, что в то время высшее образование и учёные степени учащиеся и учёные достигали своим трудом; покупка диплома, степени, звания (повальная аберрация образования и науки сегодняшнего дня) в дореволюционные времена была абсолютно невозможна!
А.М.: Что можно сказать о служебном продвижении, карьерном росте городских голов?
Е.А.: Биографические данные саратовских городских голов отражают последовательное накопление ими опыта работы с людьми, расширение их кругозора, углубление специализации, оказавшейся полезной на выборной должности городского головы.
Например, Н.П. Фролов до переезда в Саратов служил судебным следователем и товарищем (заместителем) прокурора Рязанского окружного суда, а в Саратовской губернии стал присяжным поверенным (адвокатом) по округу Саратовской судебной палаты, был избран почётным мировым судьёй по Вольскому округу. Известность и доверие в дворянских кругах открыли ему путь к общественной деятельности, а затем и к выборной службе в городском самоуправлении Саратова.
А.О. Немировский начал казённую службу по различным учреждениям министерства юстиции; был он и товарищем (заместителем) прокурора Саратовского окружного суда, и мировым судьёй Аткарского уезда. Однако адвокатская практика (присяжный поверенный) сблизила его с финансовыми верхами Саратова, дала связи и устойчивое положение в обществе (председатель совета общества взаимного кредита г. Саратова). С конца 70-х гг. ХIХ в. Немировский неизменно избирался гласным саратовской городской думы и одновременно служил юрисконсультом в городской управе.
Его знание городского дела, опытность в юридических вопросах способствовали избранию саратовским городским головой. По долгу службы он контактировал с саратовским губернатором П.А. Столыпиным, при поддержке которого Немировский в петербургский период своей жизни (1906 – 1914) стал управляющим городским отделом в министерстве внутренних дел. Здесь он принимал деятельное участие в подготовке давно назревшей реформы городского самоуправления, разработал и издал обобщающий труд, который в своих основных положениях был принят в законопроекте о новом городском самоуправлении в России.
Схожий служебный старт был и у В.А. Коробкова: коллежский асессор, почётный мировой судья съезда мировых судей Саратовского городского округа, председатель временного правления городского кредитного общества – именно на этих ступенях служебной лестницы он получил известность, доверие и уважение в Саратове и был избран гласным саратовской городской думы.
А.А. Яковлев, начав военную службу рядовым на правах вольноопределяющегося, быстро дослужился до прапорщика армейской пехоты. Оставив военную карьеру, он служил на незначительных чиновничьих должностях по разным ведомствам, а получил известность своей службой по земству и мировым судьёй Саратовского городского округа. Известность по службе и общественной деятельности способствовала приходу А.А. Яковлева в саратовское городское общественное управление в качестве гласного, члена управы, заступающего место (заместителя) городского головы, и в короткие бурные месяцы 1917 г. – самого городского головы.
М.Ф. Волков – по профессии врач-окулист, служил ординатором в Александровской губернской земской больнице и имел частную практику на дому. Как врач он вёл и преподавательскую деятельность – читал курс анатомии мозга в женской фельдшерской школе. С 1907 г. М.Ф. Волков был заведующим глазной больницей.
Насущная потребность в людях интеллигентных и целеустремлённых, квалифицированных специалистах, зарекомендовавших себя бескорыстным общественным служением саратовцам и Саратову, способствовала приходу в городское самоуправление оригинальных деятелей, чья служебная карьера и общественная деятельность отразили дореволюционные реалии всесословности выборной деятельности, или по-современному – «социальных лифтов». Так, В.И. Алмазов начал службу уездным земским врачом в Новоузенском уезде Самарской губернии. Свою врачебную деятельность он продолжил в Саратове – врачом при управлении РУЖД и заместителем начальника врачебной службы, а также преподавателем анатомии и терапии в фельдшерской школе. Известность в широких кругах саратовской общественности способствовала избранию В.И. Алмазова последовательно гласным городской думы, членом городской управы, заступающим место городского головы Саратова.
А.М.: Общественная деятельность городских голов ограничивалась только рамками городских думы и правы или имела более широкий спектр?
Е.А.: Участие в многочисленных благотворительных обществах и попечительствах было характерно и, пожалуй, обязательно для всех должностных лиц и гласных городского общественного управления. Это была традиция, долг перед городом и своего рода «пиар» того времени. Кроме того, личные знакомства с руководством (часто дамским) многочисленных попечительств давало возможности завести нужные и полезные связи с высшим чиновничьим слоем губернии.
Н.П. Фролов, проживая в Саратовской губернии, избирался по Вольскому уезду предводителем дворянства, гласным по Вольскому земству, гласным по Саратовскому губернскому земству. Он участвовал в ряде благотворительных обществ и попечительств: был почётным попечителем Вольской учительской семинарии, почётным блюстителем Саратовской мариинской женской гимназии, действительным членом по выбору губернского статистического комитета, почётным мировым судьёй съезда мировых судей Саратовского городского округа, членом судебного присутствия уездного съезда дворянства Саратовского уезда. Надворный советник Н.П. Фролов председательствовал в попечительском совете Боголюбовского рисовального училища, в Саратовском городском по воинской повинности присутствии, в саратовском обществе вспомоществования нуждающимся литераторам, в постоянной комиссии по техническому образованию Саратовского отделения императорского русского технического общества, участвовал в ряде других попечительств, комитетов и обществ.
С начала 90-х гг. Н.П. Фролов был закономерно и заслуженно избран гласным городской думы и членом городской управы, заступающим место городского головы, и самим городским головой г. Саратова.
Для А.О. Немировского активное участие в благотворительных обществах и попечительствах укрепляло его престиж в купеческих кругах и губернском руководстве, обеспечивало поддержку различных слоёв саратовских гласных – как «стародумцев», так и «новодумцев».
А.О. Немировский являлся членом комитета дамского попечительства о бедных, членом губернского попечительства детских приютов в составе ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Он был старшиной совета любителей изящных искусств, попечителем 2-го Галкин-Врасского детского приюта; состоял одним из директоров отделения Русского музыкального общества, членом попечительских советов городского Александровского ремесленного и Боголюбовского рисовального училищ и Радищевского музея.
До избрания главой городского самоуправления А.О. Немировский в течение почти четверти века был гласным городской думы Саратова, нередко председательствовал в ней в отсутствие городского головы и его заместителя.
В.А. Коробков также активно участвовал в многочисленных благотворительных и попечительских обществах и организациях: попечитель 6-го городского мужского приходского училища, член ревизионной комиссии общества вспомоществования учащимся в городских начальных училищах, член попечительского совета женской гимназии министерства народного просвещения, заместитель председателя городской исполнительной училищной комиссии, попечитель 6-го городского начального мужского училища, член правления общества пособия учащимся саратовских городских начальных училищ. С 1898 г. он участвует в деятельности (как член-казначей и секретарь) одного из престижных обществ – саратовского отделения попечительства императрицы Марии Александровны о слепых.
С 1893 г. В.А. Коробков был избран гласным городской думы и членом городской управы г. Саратова.
Общественные заботы гласного городской думы М.Ф. Волкова не столь разносторонни, но более глубоки и напряжённы профессионально. С середины 90-х гг. глазной врач Волков надолго становится членом совета саратовского отделения попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Гласный городской думы (с 1893 г.) и председатель ревизионной комиссии городской управы М.Ф. Волков с 1905 г. стал председателем попечительского совета Александровского городского ремесленного училища. В качестве гласного, а затем и городского головы Саратова он на долгие годы связал свою общественную и служебную деятельность с училищем, видя в нём своего рода технический университет для обучения «детей именно пролетариата». Посредством профессионального обучения Волков стремился сделать выпускников училища высококлассными и хорошо оплачиваемыми специалистами. Желая этим поднять их уровень жизни, М.Ф. Волков надеялся улучшить социальное положение детей городских окраин и тем самым смягчить социально-классовую напряжённость в городе.
Поэтому расширению и усовершенствованию Александровского ремесленного училища (предтечи индустриального техникума, где учился Юрий Гагарин) М.Ф. Волков придавал такое же значение, как и основанию университета в Саратове, к которому он также имел непосредственное отношение. Характерно, что в жизни Саратова университет и училище Волков считал равноценными, не отделял «один университет от другого».
Особенностью общественной деятельности В.И. Алмазова стала его депутатская стезя. 22 октября 1912 г. он был избран в IV Государственную думу от общего собрания выборщиков саратовского губернского избирательного собрания. В думе Алмазов входил в конституционно-демократическую фракцию, был членом и докладчиком ряда думских комиссий. Входил в состав прогрессивного блока – оппозиционного объединения кадетской фракции. После Февральской революции В.И. Алмазов (14 марта 1917 г.) был назначен комиссаром временного комитета Государственной думы и временного правительства по управлению верховного начальника санитарной и эвакуационной частей. Он создал особую комиссию по вопросам объединения деятельности всех работавших на фронте организаций для помощи больным и раненым воинам. Весной 1917 г. В.И. Алмазов посетил Саратов и на заседании Саратовского общественного исполнительного комитета выступил в защиту IV Государственной думы, охарактеризовав её как «революционный парламент». Дальнейшая судьба самого В.И. Алмазова неизвестна, но имеются сведения, что на его дочери Надежде (1884г.р.) женился А.Н. Бакулев, студент Саратовского университета, фронтовой врач в период I Мировой войны, впоследствии – Герой Социалистического труда, академик АН СССР.
А.М.: Какова результативность для Саратова выборной деятельности городских голов?
Е.А.: Многие плоды их практической деятельности дошли до наших дней, правда, за многие десятилетия ХХ в. утратив в памяти потомков имена былых радетелей «городских польз и нужд».
Так, особенностью выборной служебной деятельности городского головы Н.П. Фролова была его постоянная забота о развитии учреждений народного образования и культуры в Саратове. В 1897 г. была открыта рисовальная школа (училище) при Художественном музее им. А.Н. Радищева. В 1898 году заложено здание Народной аудитории и публичной библиотеки (в советское время – кинотеатр «Ударник»). В том же году открыта детская больница им. Д.С. Поздеевой. 1899 г. – открыто соединённое механико- и химико-технологическое училище (техникум электронных приборов им. П.Н. Яблочкова). Были открыты фельдшерская школа и коммерческое училище. Состоялась закладка здания 2-го мужского училища.
Н.П. Фролов уделял большое внимание развитию народного образования: строились новые школы, больше становилось грамотных детей, получавших начальное образование. Так, если к началу 1895 г. в Саратове было 18 городских школ, то уже на 1 января 1897 г. их стало 24, а контингент учащихся вырос с 3 124 до 4 200 человек. Настойчивые усилия городской училищной комиссии и городского самоуправления были направлены на достижение в перспективе всеобщего начального обучения – т.е. была поставлена и начала решаться задача городского всеобуча. Это было очень важно, так как в Саратове при населении в 140 тысяч жителей, в городских школах учились лишь 3 процента, а вместе с церковно-приходскими школами – только 4 процента детей школьного возраста.
Одной из главных забот городского общественного управления при Н.П. Фролове было обеспечение школ учебными принадлежностями и современной мебелью, а также забота о материальном положении учительских кадров. Были повышены на 50 процентов квартирные оклады учителям, росли и расходы управы на городские училища и школы: 1895 г. – 58 204 руб., 1897 г. – 75 466 руб.
При А.О. Немировском в Саратове активно проводились асфальтирование (новинка дорожного покрытия!) и мощение центра города. Тёсаной брусчаткой из финского гранита (рижский копфштейн) была замощена Астраханская улица на 3 версты, и начали мостить Немецкую улицу. (В советское время малая часть этой брусчатки была использована для памятника погибшим солдатам «Журавли», остальное, видимо, под асфальтом). Булыжником мостили улицы Губернаторскую, Камышинскую, Малую Царицынскую, Кузнечную, Кокуевский переулок.
При Немировском были открыты:1902 г. – 2-е мужское училище (Пугачёвская, 123), 1903 г. – глазная больница (Вольская, 12), и ныне успешно возвращающая зрение саратовцам. В 1905г. – коммерческое училище (Советская, 60), Мариинская женская гимназия (Вольская, 22). С начала ХХ века были начаты работы по электрическому освещению центральных улиц Саратова.
Для времени В.А. Коробкова характерно крупное и значимое для города событие: открытие Императорского Николаевского университета в Саратове 6 декабря 1909 г. с постройкой в последующие годы комплекса университетских зданий по проекту и под непосредственным руководством К.Л. Мюфке. На Старособорной площади было построено здание управления Рязано-Уральской железной дороги. На углу улиц Астраханской и Б. Казачьей построена электрическая станция для обслуживания трамвайного движения. Были открыты: в 1906 г. – общедоступный театр (Рабочая, 116), в 1909 г. – городское училище (Зелёная, 38), музей естествоиспытателей (Чернышевского, 152), 1912 г. – торговая школа (Заулошнова, 1).
В городе прокладывались трамвайные линии по улицам Немецкой, Московской, Ильинской, Константиновской (Советской), Большой и Малой Горным, Большой Сергиевской (Чернышевского), Кладбищенской (Мурманская), Александровской (Горького). Вокруг сада «Липки» была сделана кованая железная ограда, до сих пор являющаяся одним из старинных украшений нашего города. В почтовых отделениях, на центральной телефонной станции и на пассажирском вокзале были установлены первые телефоны-автоматы. В 1912 г. была торжественно открыта Консерватория – первая в российской провинции. На Театральной площади построен городской общественный банк.
Став городским головой М.Ф. Волков в министерстве просвещения хлопотал о выделении средств на строительство нового здания для Александровского училища, добивался расширения его учебных и производственных площадей, строительства и оборудования мастерских нового профиля обучения. Добился открытия при училище нового отделения строительства и ремонта «сельскохозяйственных машин и орудий». Добивался, но безуспешно, открытия в Саратове государственного сельскохозяйственного института.
При М.Ф. Волкове были открыты: 1912 – 1914 гг. – школа-дворец (Вознесенская, 5); 1913 – 1914 гг. – школа-дворец (Посадского, 248); 1913 г. – городской общественный банк (Театральная площадь), городское училище (2-я Садовая, 21); 1914 г. – школа-дворец (Мичурина, 16); 1915 г. – школа-дворец (Университетская, 44), дом общества взаимного от огня страхования (Первомайская, 75); 1914 – 1916 гг. – Крытый рынок (Чапаева, 59); 1916 г. – городское училище (Рогожина, 22), достроено управление РУЖД.
В период I Мировой войны Волков добился постройки в Саратове двух больших химических заводов по производству серной кислоты для взрывчатых веществ и жидкого хлора. А также – качественного обновления Александровского ремесленного училища, ставшего единственным в России экспериментальным учебно-производственным объектом широкого профиля. Волков заботился об оснащении училища точным оборудованием для производства оптико-шлифовальных станков, на которых изготавливались столь необходимые для действующей армии бинокли и другая военная оптика.
Но в революционном 1917 г. М.Ф. Волкову пришлось пережить развал и разграбление как «технического университета» – Александровского ремесленного училища, так и уничтожение саратовского городского самоуправления.
А.М.: Такая результативная деятельность городских руководителей на пользу города неизбежно вызывает вопрос о их взглядах на проблемы развития городского самоуправления, ведь от него в конечном итоге зависят перспективы развития города и благосостояние горожан.
Е.А.: Инициативы развития города и городского самоуправления, выдвинутые саратовскими городскими головами, были рассчитаны на длительную перспективу и относились не только к одному Саратову. Проблемы реформирования городского самоуправления были больным местом системы коронной власти и управления. Действовавшее законодательство (городовое положение от 11 июня 1892 г.), несмотря на ряд поправок по ряду продолжений (новых законодательных актов), чем дальше, тем больше не отвечало бурному социально-экономическому развитию городов, сдерживало возможности развития городской жизни и реформирование структуры городского самоуправления.
В этой связи следует отметить, что А.О. Немировский был одним из инициаторов и активистов учреждения в России периодических съездов представителей органов городского самоуправления в 1901 – 1904 гг. Он подготовил проект положения о всероссийском съезде городских голов губернских городов России. Реализация созыва такого съезда, долгое время сдерживавшая властью законодательно, относится только к августу 1914 г., когда состоялся учредительный съезд всероссийского союза городов, в создании которого принимали участи и деятели саратовского городского самоуправления.
Инициатива А.О. Немировского поставить на практические рельсы дело съезда российских городских голов исходила из конкретных хозяйственных задач и экономических проблем, стоявших перед городским самоуправлением всех городов России. Вертикальные связи только с министерством внутренних дел давно уже не отвечали множившемуся разнообразию проблем городской жизни. Законодательная база (упоминавшееся уже городовое положение от 11 июня 1892 г.) консервировала прежние методы организации замкнутой городской жизни, ограниченность экономических возможностей городского развития. Поэтому горизонтальные связи между выборным руководством российских городов, обмен опытом были необходимыми условиями развития города при интенсификации роста городского населения.
А.О. Немировский был известен современникам как автор интересных и полезных изданий: брошюры «О предстоящем преобразовании городского самоуправления. Доклад городского головы». (Саратов, 1905) и вышедшего в столице серьёзного сравнительного исследования «Реформа городского самоуправления» (С.-Петербург, 1911).
Он отмечал, что одной из трудностей городского самоуправления был наплыв сельского населения в города в результате проведения столыпинской аграрной реформы, наплыв, который создавал новые социально-политические проблемы для городского самоуправления.
Немировский писал:
«Пока сельскохозяйственный прогресс потребует его услуг, и деревня позовёт хоть некоторую часть его обратно, пройдёт немало времени. Остаётся один город. Остаётся надежда на рост городской промышленности. Все усилия должны быть направлены к тому, чтобы поставить город в положение возможности дать этому элементу заработок, достаточный для его существования. Это подсказывают соображения не только экономического свойства. Совершенно не дисциплинированный, морально расшатанный, оторванный революционной волной от всех своих устоев, на которых росла и окрепла страна, этот элемент, при его многочисленности, таит в себе немалую угрозу всему строю.
Но как же поставить город в положение возможности оказать этому элементу необходимую помощь? Как ответить на громадный запрос и как разрешить гигантскую историческую задачу?
Мимоходом лишь позволим себе заметить, что каждая оборудованная пристань, каждый новый мост, въезд или перевоз, каждая освещённая улица – всё это облегчающее нагрузку, выгрузку, провоз или перевоз товаров, каждый телефонный провод, каждое бюро труда, каждое учреждение справочного, посреднического, биржевого характера, каждая сберегательная касса, ломбард, кредитное учреждение большого и малого кредита – и всё это содействующее возникновению промышленных заведений, облегчающее совершение сделок, регулирующее их правильный, целесообразный ход и развитие – всё это подымает город на известную высоту, и всё это даёт ему возможность принять на себя известную часть этого пролетариата.
Это, так сказать, городское строительство, в широком смысле этого слова, в сущности, посильно городу, легко осуществимо, конечно, при известном к нему отношении, при известном взгляде на задачи, оставленные ему современным историческим моментом. Мы не говорим уже об учебных и благотворительных заведениях: ведь каждая школа, каждый музей, каждый зал для публичных чтений, каждый ночлежный приют, дом дешёвых квартир, каждая больница, амбулатория, дешёвая или бесплатная чайная, столовая и проч. – всё это, наряду с другими факторами экономического характера, содействуют росту и промышленному прогрессу города
».
Инициативы реформы городского самоуправления, поднятые А.О. Немировским, не были забыты. В период работы III и IV Государственной думы была создана думская временная комиссия, которая обсуждала законопроекты по городскому самоуправлению. В период работы IV Государственной думы комиссия признала желательным законодательное предположение о реформе городского самоуправления в смысле расширения его прав, почти полного освобождения от контроля администрации, замены имущественного ценза пониженным налоговым и т.д., а также занималась разработкой соответствующего законопроекта.
Теоретические основы влияния городского и земского строительства на рост народного благосостояния изложил в своей книге «Основные законы прибыли» В.А. Коробков.
Коробков, будучи ещё только гласным городской думы, выступил инициатором организации долгосрочного кредита городам с целью обеспечения крупного строительства необходимых для города сооружений, проведения разного рода масштабных работ для развития городской инфраструктуры. Апробированный на думском заседании 1908 г. доклад В.А. Коробкова нашёл поддержку в сотне российских городов, предъявивших правительству ходатайства об организации долгосрочного кредита городам, тождественные с саратовским проектом.
В.А. Коробков считал, что «организация этого кредита необходима не только в интересах городов и земств – это есть первейшая необходимость государственная». Коробков указывал на одну из первостепенных причин бедности народа – «финансовая политика относительно земства и городов», приводящая к тому, что «у нас каждый недород превращается в голодовку, потому что народу не из чего делать сбережений. …Голодовки сами собой не исчезнут, Но если народ, вместо 60 руб. среднего подушного годового дохода будет иметь 160, то тогда, наверное, голодовок не будет. А путь к такому увеличению народного дохода указан Западной Европой. Это планомерное, постепенное, безостановочное и параллельное развитие государственного, городского и земского строительства. Вопрос об организации городского и земского строительства имеет первенствующее государственное и общенародное значение».
Реальным средством его осуществления может быть организация государственного банка для долгосрочного кредита городам и земству. Развитие этого основного положения он подтверждал тезисами своего доклада «О влиянии городского и земского строительства на рост народного благосостояния», заканчивавшегося следующим прогнозом экономического развития России: «Это есть меры поднятия народного благосостояния. Это есть, следовательно, основные меры государственного хозяйства и земельной культуры и меры для подъёма могущества страны – может явиться только как логическое следствие подъёма народного благосостояния. В созидательной деятельности государства, городов и земства находится ныне центр государственных интересов».
В течение 1909 г. дело банковского обеспечения российских городов стало постепенно продвигаться и на министерском уровне. Образованной советом министров особой комиссией под председательством товарища (заместителя) министра финансов Д.С. Покровского были выработаны основные положения «Особого государственного банка для долгосрочного кредита городам и земству». По этим материалам МВД и минфином был подготовлен законопроект с целью внесения его на рассмотрение Государственной думы. Саратовская инициатива снова нашла поддержку у многих других российских городов и ряда думских депутатов. Результатом стало внесение фракцией националистов в Государственную думу 2 марта 1911 г. и принятие думой предложения о скорейшем внесении законопроекта на рассмотрение думы.
13 января 1912 г. вышел, одобренный Государственным советом и Государственной думой и высочайше утверждённый Николаем II закон «Об издании нового положения о городских общественных банках». Согласно «Положению» новый банк принадлежал к числу городских общественных учреждений и подчинялся установленному порядку сношений городского общественного управления с правительственными установлениями и лицами. Банк действовал под наблюдением и ответственностью городской думы, перед которой и был обязан отчитываться в своих действиях.
В.А. Коробков выделил следующие преимущества деятельности городских банков: «с одной стороны, сфера деятельности городских банков значительно расширена (они сравнены с другими кредитными учреждениями того же типа), с другой, – городским банкам дана возможность значительно расширить их средства. Целый ряд операций, до сего времени запретных для городских банков и практиковавшихся только в частных банках, теперь стал доступен и городским банкам.
Сюда относятся ссуды под соло-векселя, обеспеченные недвижимым имуществом в городах, ссуды под соло-векселя, обеспеченные сельскохозяйственными имениями, ссуды и специальные текущие счета под залог процентных бумаг, коносаментов, свидетельств товарных складов, квитанций транспортных контор, дубликатов накладных железных дорог и пароходных обществ на товары, под залог земледельческих продуктов и разных товаров, долгосрочные ссуды под недвижимые имущества.
Точно также расширены и средства городских банков, сумма вкладов которых может теперь превышать в 10 раз основной и запасной капиталы. В частности, Саратовский городской банк может иметь до 10 миллионов вкладов
».
А.М.: Скажите, в каких отношениях находились банки как финансовые учреждения, банковское руководство и руководство городское?
Е.А.: В «Положении» о городских и общественных банках» для нас любопытен этический критерий формирования кадрового состава банка, прямо противоположный современной практике кадрового подбора, бытующего во многих учреждениях. Так, согласно пункту «8. Должности директора городского общественного банка и его товарищей несовместимы: 1) с званием гласного городской думы; 2) с должностями: городского головы, членов городской управы, секретаря городской думы и служащих в городском общественном управлении на жаловании; 3) с должностями в других кредитных учреждениях городских, общественных и частных. 9. Членами правления банка и кандидатами к ним не могут состоять одновременно: отец с сыном, дед с внуком, родные братья, тесть с зятем, а также участники одной торговой фирмы. Равным образом, лица, состоящие между собой в указанных настоящей статьёй родственных или торговых отношениях, не могут одновременно занимать должности городского головы или члена городской управы и должности директора банка и его товарища».
Нужно сказать, что III Государственная дума, в отличие от I и II, смогла интегрироваться в политическую систему страны. Российская Империя перестала мыслиться без народного представительства. Депутаты добились улучшения финансового положения местного самоуправления. В ряду внушительных законодательных итогов 5-й сессии (15.10.1911 – 9.6. 1912) было издание законов об улучшении земских и городских финансов. Изданное по инициативе III Государственной думы новое положение о городских банках сняло ограничения с их деятельности и ввело явочный порядок их создания.
М.Ф. Волков всецело поддерживал инициативу В.А. Коробкова об аккредитовании российских городов как необходимом условии их дальнейшего долгосрочного развития. В министерстве внутренних дел он доказывал необходимость для городов такой централизованной системы долгосрочного кредитования, с помощью которой городу только и можно было производить большие затраты на строительство сооружений и предприятий, имеющих долговременный характер и непосильных сметному городскому бюджету. Больницы, школы, рынки, канализация, водопровод, трамвай, бойни – все эти крупные расходы города, по убеждению Волкова, должны были производиться только при помощи долгосрочных займов, что доказывалось и вековой практикой роста городского благоустройства стран Европы и Америки.
Особый государственный банк по долговременному субсидированию городского и земского самоуправления начал свою деятельность с 1913 г. Но началась I Мировая война, а за ней и 1917 год. Наступали новые, суровые времена, в которых настоящей русской интеллигенции, особенно специалистам прежних органов власти и городского самоуправления как «классово чуждым элементам» места уже не было. Саратовское городское самоуправление осталось в прежнем дореволюционном периоде нашей истории.
А.М.: И ещё один актуальный вопрос – о собственности саратовских гласных и городских голов, есть ли здесь криминальная подоплёка?
Е.А.: Особенностью деятельности выборных руководителей Саратовского городского самоуправления как в пореформенный период, так и в начале ХХ в. было отсутствие фактов криминалитета, расхищения общественной казны, взяточничества, что кажется непонятным и невозможным с точки зрения современной российской действительности. Почему так? Дело в том, что, с одной стороны, гласные городской думы, из числа которых ими же избиралось городское руководство, всегда были людьми уже состоятельными, каждый из которых имел своё «дело».
В то же время случаи хищений или взяточничества не могли остаться не замеченными. Подобные деяния гласных и выборного городского руководства подрывали бы «реноме», престиж фирмы, завода, фабрики, кредит, вели бы к недоверию в коммерческих делах, упадку «дела», банкротству, краху.
Но не только боязнь потери нажитой поколениями предков собственности была сдерживающим фактором. Сама служба по выбору традиционно считалась чем-то вроде нравственного долга, обязанности по отношению к городу, где человек «поднялся», сумел составить капитал, добился уважения и признательности к своему имени и «делу».
Что касается вышеупомянутых саратовских городских голов и их заместителей – буржуазных интеллигентов, то они находились на общественной выборной службе, обеспеченной содержанием до 5 тысяч рублей годового дохода.
Много это было или мало? Судите сами: в Саратове 1910 года 1 фунт (400 грамм) ржаного хлеба стоил от 2 до 2,5 копеек, 1 фунт пшеничного хлеба – от 3 до 5 копеек, 1 фунт мяса лучшего сорта – от 16 до 18 копеек, 1 фунт мяса худшего сорта – 13 копеек, 1 фунт соли от полкопейки до 1 копейки, а 1 фунт сахару – 15-16 копеек. Цены были устойчивые до начала I Мировой войны.
Поэтому строительство собственного дома с оценкой недвижимости в несколько тысяч было вполне им по силам. Так, Фролов, имевший родовое имение в 200 десятин земли, в Саратове владел собственным домом на ул. М. Сергиевской (Мичурина). А.О. Немировский имел собственный дом на углу улиц Гимназической (Некрасова) и Московской, а также 160 десятин земли в Аткарском уезде. Он был единственным из городских голов, кто сумел за все годы жизни в Саратове накопить около миллиона рублей капитала через общество взаимного кредита. В.А. Коробков имел собственный дом на Театральной площади, а В.А. Алмазову принадлежали одноэтажный дом в Саратове (Б. Казачья, 8) и земельный участок в 12 десятин в Саратовском уезде. В.А. Яковлев имел дворовое место с постройками и собственный дом (угол Бахметьевской и Вольской). Пожалуй, что только М.А. Волков не имел своего домовладения и проживал в доме Мордовцева (угол Б.Сергиевской и Царицынской), где была устроена его частная глазная лечебница.
А.М.: Чтобы подытожить, что же было общего и особенного в деятельности саратовских «отцов города» дореволюционного периода?
Е.А.: Общими личностными чертами, объединяющими этих разных по происхождению люде, были востребованные временем и столь необходимые на выборном посту городского руководителя высокий профессионализм, базировавшийся на высшем образовании с профильной специализацией, а также личная честность и порядочность. Эти базовые составляющие в совокупности обеспечивали результативность работы для «городских польз и нужд» сложного механизма городского самоуправления Саратова.
Общим и особенным, что объединяло всех этих людей, было их стремление принести благо нашему городу и всей России, добиться введения европейских методов организации и ведения городского хозяйства, реформировать на рациональных основаниях систему городского самоуправления, посредством обновлённой городской жизни улучшить благосостояние населения, через которое возвысилось бы и государство.
Сотню лет назад эти, ныне совершенно забытые, деятели саратовского самоуправления опережали нашу сегодняшнюю действительность своими стремлениями к прогрессу общества, идеями развития самоуправления как основы государственного порядка, конкретными делами, дожившими в архитектурных памятниках до наших дней, наконец, личным нравственным примером, ставшим непонятным атавизмом в нынешнее смутное время.
_________________________________________________________________________________________________________________

Реклама
Любая местность имеет неровности. Это очень важный момент при начале закладки будущего здания. Вашему вниманию представлен нивелир - прибор, который предназначается для измерения превышений и уклонов на местности. Более детально ознакомиться с каталогом данной продукции можно на сайте imgeo.ru.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 18Итоговая оценка: 2.89
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
20/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиСаратов "под горшок", работать некому и "а мировые судьи кто?"

Блоги



Поиск по дате
« 25 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ