29 Марта 2024, Пятница, 6:37 ВКонтакте Twitter

«С подделками мы не работаем»

10/02/2016 12:34

В начале февраля на саратовской студии «Река» состоялись показ и обсуждение фильма московского режиссёра Дениса Банникова «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ» (2014). Это довольно нетривиальная игровая лента-мистификация: по сюжету судьба главных героев складывается иначе, нежели это было в реальности. По сути эта картина — метафора на тему роли художника в сконструированных условиях пережитой им эпохи... Но мы не только о просмотре и дискуссии альтернативной истории XIX века. В этом году Денис Банников, который в ранние годы жил в Саратове (его отец — Георгий Банников — был актёром нашего Театра драмы, а позже стал главным режиссёром и худруком Театра оперетты) планирует снимать в нашей губернии игровой фильм. Об этом и многом другом мы говорим с нашим собеседником.

— Расскажите, пожалуйста, о фильме, который Вы собираетесь снимать в Саратове? Про что будет кино? Когда начнутся съёмки? Где они будут проходить?
— Это будет современная драма. Рабочее название — «Р-606». Так обозначается на карте автострада, проходящая через маленький провинциальный городок. Как водится, вся жизнь городка вертится вокруг трассы, она же и кормит его обитателей.
В центре истории — героиня и ее дочь. Две женские судьбы. Одна уже пройденная, непростая и путанная, находящаяся на страшном изломе. И другая, только начинающаяся, стоящая перед выбором — повторить, как это часто бывает, путь матери, или найти свою счастливую долю. Зритель будет избавлен от сусальной «слёзодавительной мелодрамы», как это принято в телесериалах или фильмах «выходного дня». В жизни не всегда есть «хэппи-энд для Золушки», и мы хотим показать именно жизнь, а не кино-представление о ней.
Не буду раскрывать сюжет, но чего в фильме «Р-606» точно не будет — это заказного морализаторства с помощью картонных персонажей. Я убежден в том, что современный зритель — чуткий, думающий, сострадающий — сам может разобраться в том, что он увидел на экране, его не надо агитировать и подсказывать. Все фильмы нашей кинокомпании «Храбрый Кролик» мы делаем в расчете на это. И зритель принимает наше кино.
Мы планируем снимать в Саратове, Энгельсе, в основном в пригородах, на трассах. В частности, в районе Полчаниновки — там великолепная натура, потрясающе красивые места. Если всё пойдет по плану, начнем во второй половине августа.

— Каких актёров планируете привлечь к съёмкам? Кто выступает сценаристом, продюсером?
— Сценарий я пишу сам, так легче спорить со сценаристом на этапе съемок ;). Продюсеры — Аркадий Яценко и Жанна Воробьёва, с которыми мы создали кинокомпанию, сняли «Больше-Меньше» (2013) и «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ». Мне очень комфортно работать с этими людьми. Есть такое понятие «синергия» — когда усилия нескольких людей не просто складываются, а кратно увеличивают отдачу. Единомыслие — эстетическое, человеческое, гражданское — огромная редкость в наши дни. Я очень дорожу этим.
На картине «Р-606» хотим поработать с саратовскими актерами. Я знаю многих талантливых, ярких профессионалов разных поколений, работающих на театральных подмостках нашего города. Они на голову превосходят иных раскрученных и примелькавшихся лиц столичной кинотусовки. Я хочу создать на экране историю, в которую зритель верит. Верит персонажам, их страстям, их миру. Приглашать в проект «медийных лиц» — большой риск. Можно получить не историю, а витрину для очередной выставки «медийного лица». Да и, говоря откровенно, очень немногие наши современные «звёзды экрана» умеют создавать образы — чаще они играют самих себя. Оттого наше кино так предсказуемо одинаково. Это замкнутый круг: если тебя и так кругом приглашают — зачем напрягаться? Сойдет вполсилы, надо поберечься для следующего проекта, а там — для следующего. В итоге — зритель видит усредненного персонажа «Икс», который (которая) везде одинаковый (одинаковая), с одинаково потухшими глазами. И под этими глазами уже наметились усталые от «звёздной жизни» мешки. Актрисы бросаются в пластическую хирургию, актеры думают — и так сойдет. В итоге, на экране — изрядно поплохевший и опухший герой-любовник, который силится романтически достоверно пылать страстью к натянутой и наколотой ботоксом героине. Это — подделка, а с подделками мы не работаем.

— Когда планируется премьера картины?
— Кинопроизводство — очень тонкая структура, очень зависящая от внешних факторов. Но обычно от запуска фильма до готовности проходит 9-10 месяцев. Если мы начнем снимать картину в августе, до экрана она дойдет примерно в апреле-мае.

— В своём фильме «Больше-Меньше» Вы выступили не только как режиссёр и сценарист, но и как композитор. Собираетесь ли Вы писать музыку для фильмов в будущем?
— Хотел бы этого избежать, так как не считаю себя профессионалом в этой области. «Больше-Меньше» во многом был очень личностным высказыванием, и музыкальный ряд подобрался соответствующий — яркий и пестрый, как в жизни. Какие-то темы я придумал и сыграл сам, это было проще, чем объяснять задачу. Пришлось вспомнить музыкальное образование, полученное в саратовской ЦМШ на ул. Шевченко. Некоторые темы принадлежат перу Алекса Амадеуса — это московский композитор, работающий в синтетическом жанре, я бы определил его как «симфоническая поп-музыка». Что-то было взято со старых советских пластинок — пришлось поднимать архивы «Мелодии», чтобы связаться с правообладателями. «Храбрый Кролик» очень чтит авторское право, и так же храбро борется с сетевыми пиратами, упорно ворующими наши фильмы — кстати, по обе стороны Атлантики.

— Как человек, связанный с Саратовом, часто ли вы посещаете наш город? Вдохновляет ли он вас как кинематографиста?
— Конечно, как и любой город, где прошло ваше детство. Думаю, что образы, архитектура, природа, пейзажи, персонажи из детства формируют человека на всю жизнь. Мне вообще странно, что Саратов и его окрестности так мало привлекаются российским кинематографом в качестве съемочной площадки. В Саратове — уникальный микромир, здесь соседствуют несколько веков истории. Можно снимать любой жанр, любую историческую картину, фантастику. Конечно, для повседневной жизни города большое количество ветхих строений и своеобразное состояние дорог — это минус. Но со временем, уверен, это исправится, а вот натура уйдет безвозвратно. У нас принята практика сноса старых зданий, нежели их реставрации; это беда общероссийская. А ведь в Саратове столько прекрасных особняков, если бы их сохранить, придать им первозданный вид! Я люблю бродить по старым улицам, заходить в старые дворики. Я понимаю, почему город долгое время был столицей Поволжья. Он — неповторим, и черты этой красоты, этого обаяния еще сохранились. Было бы большой и непоправимой ошибкой стереть их в угоду современному усредненному градостроительству.

— Расскажите про Ваш фильм «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ», показ которого состоялся 3 февраля. Эта картина, как мне представляется, снята в интересном, нетривиальном и не очень часто используемом жанре — mockumentary или псевдодокументальное игровое кино. Насколько, на Ваш взгляд, востребованным является данный подход? Чувствуете ли Вы в этой связи определённую культурологическую близость к работам Алексея Федорченко («Овсянки», «Небесные жёны луговых мари», «Ангелы Революции»)?
— Ого, а я даже и не знал такого английского термина ;).
Я определяю жанр «Дуэли» скорее, как «историческая альтернатива». В России кино в таком жанре еще не снимали. Мы — независимая кинокомпания, и мы не имеем права снимать что-то «такое же, как все». Значит, наш «Храбрый Кролик» должен был стать первооткрывателем. Перипетии судеб великих людей в великой стране — это очень интересный материал для любого киноисследования. И очень сложный. Не умаляя яркого таланта коллеги по цеху, думаю, мы сделали фильм намного глубже по смыслам, и одновременно проще для зрителя, чем те же «Овсянки».

Всплывающая подсказка
Кадр из фильма «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ»

Нам нужно было воссоздать эпоху середины XIX века, причем воссоздать с учетом того, что наша история — альтернативная. И мы не рассказываем о ней закадровым текстом, а показываем ее. Снимали мы исключительно в исторических объектах — дворцах и особняках, привнося в реальные интерьеры, атрибутику, костюмы, прически персонажей некий вымысел, изюминку.
Меня всегда волновал трагизм ситуации, в которой гениальные люди уходят раньше своего срока, не исполнив предназначенного им. И фильм «Дуэль» — как раз желание узнать их лучше, сделать их ближе для нашего понимания.
Изначально у продюсеров были опасения, что оценить «Дуэль» сможет только очень подготовленный зритель, хорошо знающий историю России XIX века, знающий о Крымской войне. Знакомый с биографиями по меньшей мере, Пушкина, Лермонтова, Грибоедова. На самом деле оказалось, что фильм понятен и близок и менее подготовленному зрителю. Он видит на экране простую земную житейскую историю. У её персонажей есть слабости, пороки, переживания. Люди середины XIX века рассказывают нам о нас, о нашем времени, об эпохе постмодерна — а это очень опасное время. Каждый кадр, каждая реплика фильма не случайны, нет ничего сделанного просто так, фона для заполнения паузы, все продумано до микрон, выверено, выстрадано. За каждым, даже самым эпизодическим персонажем читается гигантская история, взять хотя бы потрясающе сыгранного слугу Пушкина Бонапарта, с его классовым презрением. Или светские дамы, госпожа N.N и госпожа N.A. если экстраполировать этих персонажей на современное наше общество постмодерна — то это довольно узнаваемые современные дамы, которые уверены, что миром правит глянец.
При этом в фильме всплывают глобальные темы — Россия, мир, война. В лице трех персонажей — Грибоедов, Пушкин, Лермонтов — сталкивается конфликт трех геополитик. Грибоедов — политика атлантизма, Пушкин — политика Европы (недаром он дружен с историком Бергом и Шарлем Проспером де Котансоном, урожденным Эсвоте) и Лермонтов — политика евразийства. В драматургии «Дуэли» нет ничего притянутого «просто так», для «красоты картинки».
Как говорит один из персонажей, «все подлинно великие люди просты, ибо величие — их естество». Это фильм о Великих, остающихся Людьми. Зачастую бывает, что человек, получив какую-то долю признания, популярности, славы, вдруг начинает жить по каким-то придуманным, неестественным правилам. Его мир сужается только до тех, кто падает перед ним ниц, вознося хвалу его «гениальности». Недаром говорят, что испытание славой — одно из самых сложных. И страшных. Но присвоив самому себе статус «гениального» или приняв его от других, человек зачастую становится смешон и жалок. А самое главное — постоянное беспокойство о своем статусе, достатке, комфорте и поддержании «нужных связей» абсолютно отвращает человека от творчества, от созидания. Нельзя творить, все время оглядываясь на свой банковский счет. Нельзя одновременно писать большой серьезный роман, а попутно зарабатывать на конъюнктуре. Нужно выбрать: либо ты будешь «медийным», либо ты войдешь в историю. Пушкин и Лермонтов — уже в Истории, навсегда. Тем они будут безумно интересны всем поколениям творцов. Главное, чтобы их не делали героями пошлого адюльтера; отнеслись к гениям с тактом и пиететом — как это сделали мы в нашем фильме.
Приглашаю читателей на сайт картины — там есть обширная информация о создателях, множество фото, трейлер, пресса о фильме.

Всплывающая подсказка
Кадр из фильма «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ»

— Как вы оцениваете ситуацию с кинематографом (как игровым, так и документальным) в современной России? Ожидаете ли какого-то изменения отношения государства в связи с объявлением в России Года кино?
— Кинематограф, как и все остальные сферы производства, делается живыми людьми. И всё зависит от мотивации этих людей. С чем они приходят в профессию, в дело. В нашей стране рассматривать кинопроизводство, как доходный бизнес, не приходится. Бюджеты в сотни миллионов рублей в нашем прокате, как правило, не окупаются. Как бы бодро ни уверяли в этом продюсеры подобных лент. Дело может поправить дистрибуция за границей, но там есть свои «грабли». Высокобюджетный фильм из России, например, в жанре фантастического боевика не может конкурировать с продукцией Голливуда — нет звёзд, вторичная идея, техническое воплощение так или иначе не дотягивает до уровня их студий-мейджоров. Конкуренция очень высока. С другой стороны, стало модно снимать фильмы об «ужасной Рашке». Это такой компилированный «а-ля рюс», исторический или современный, в надежде на заветные призы западных фестивалей. Думаю, в условиях так называемой «толерантности и политкорректности», скоро наши доморощенные творцы начнут снимать трогательные истории про счастье однополых семей и другие, более экстравагантные достижения «просвещенного мира», лишь бы отметиться в Каннах. Но даже в условиях «свободы слова» доходность в прокате таких лент «made in Russia» мизерна. Там уже «своим давно наелись». Похоже, наелись уже и у нас.
Значит, нужно искать и завоевывать своего зрителя здесь, в России. Возможно, в какой-то мере его надо и формировать. Закрывая в сознании культурные дыры образца 90-х и нулевых. Надо вернуть на экран разнообразие жанрового кино. Сейчас сами жанры очень упростились на экране. Драма — это, в основном, женские рыдания подруг, одна из которых тайно вожделеет другую (см. выше, про современные тренды). Комедия — это только КВН (другого юмора как бы уже и не бывает). Трагедия — это когда все бухают, совокупляются и в конце умирают, попутно прокляв «тираническую власть». Это очень упрощенные шаблоны. Так легче и быстрее писать, снимать и сниматься, за это нежнее гладят по головке грантами и кино-премиями… Но искусство ли это?
Мне кажется, что кино — это прежде всего искусство постижения мира. И готовность делиться плодами этого постижения со зрителем. Делиться путями, способами жить ради высокого, а не низкого. Ради вечного, а не сиюминутного. Тогда возникает диалог, обмен. Тогда возникает интерес, приводящий зрителя в зал — и как следствие, кстати,— делающий кассу. Это такой простой секрет. А для этого надо просто честно говорить со зрителем. Что мы и делаем.
Кино, безусловно, может и протестовать — но только если это искренний протест художника, а не проплаченный конъюнктурный политзаказ. Тогда — это пошлятина, и за это в профессиональном сообществе презирают.
У меня нет иллюзий относительно нынешнего декларированного Года кино. Они во многом развеялись в день 200-летия М.Ю. Лермонтова, 15 октября 2014 года. В этот день мы делали премьеру и пресс-показ «Дуэли» в Москве. В Год культуры в России, премьеру единственного фильма о поэте не почтил своим вниманием ни один чиновник от культуры. Минкульт, к которому мы обращались за информационной поддержкой в освещении премьеры, милостиво игнорировал наши просьбы. Прошу заметить (это очень важный момент!): фильм «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ» был снят без копейки государственного финансирования. Мы не просили у Минкульта денег на производство, не просили денег на рекламу. Мы просто просили информационно поддержать премьеру независимой компании, самостоятельно снявшей сложнопостановочный костюмированный полный метр о двух великих русских поэтах в Год русской же культуры. Но, видно и этого оказались недостойны. Поэтому, я думаю, что в Год Кино будут поддержаны те «особо приближенные», кого поддерживали и в другие годы. Сюрпризов не будет.

Всплывающая подсказка
Кадр из фильма «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ»

«Храброму Кролику» не перепрыгнуть такое количество вечно страждущих выделенных госбюджетов. Но мы движемся в другом направлении — честных, сильных историй и смелого воплощения их на экране. Наш опыт показывает, что только так можно найти путь к зрителю. Ведь подлинный зрительский интерес не купить никакими гос.грантами, никакими пиаром, никакими прошлыми заслугами. Надо творить, и верить в то, что делаешь.

— Помимо работы над съёмками фильма «Р-606», какие у Вас творческие планы? С какими темами собираетесь работать?
— Мы постепенно набираем обороты. В нашем творческом портфеле — детектив, психологический триллер «Пентаграмма», часть материала мы уже отсняли. Есть готовый к запуску сценарий пародийной комедии, высмеивающей наши «культовые и знаковые» фильмы последних лет. Есть спортивная историческая драма «Динамо!», о турне московского «Динамо» в Великобританию в 1945 году. Есть давний проект «Настоящий человек» — история летчика Алексея Маресьева. Мы хотели выпустить этот фильм в мае 2016 года, к 100-летию героя, но ситуация не сложилась. Здесь производственных возможностей независимой компании недостаточно, а поддержки государства этот проект пока не нашел. Что ж, мы надеемся, что слова о «необходимости патриотического кино» когда-то перестанут быть просто декларацией, и воплотятся в жизнь.

— Спасибо, успехов Вам!

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 10Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ